Introduction of digital technologies for regulating the transport sector on the way to overcoming the macro shock caused by COVID-19
Vatlina L.V.1, Kurnakova A.D.2
1 Сибирский университет потребительской кооперации, Russia
2 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Russia
Download PDF | Downloads: 27
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 7 (July 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46398180
Abstract:
The process of digitalization of the transport system during the COVID-19 pandemic in Russia is considered. It is analyzed how digitalization and the introduction of digital trends helped to regulate the transport sector during the pandemic. The authors of the article examine whether the transport sector was saved from the macroeconomic shock due to the introduction of timely digitalization long before the coronavirus pandemic. The trends of transport digitalization, which allowed minimizing the macroeconomic shock, are shown. The impact of the pandemic on the transport sector is revealed; and statistical indicators for measuring the digitalization of transport are presented. The indicators were analyzed to obtain a clear vision of the state of the transport sector in Russia. This article will be of interest to specialists in digital economy, as well as to anyone interested in the state of the transport industry in Russia in 2020-2021.
Keywords: transport system, macro shock, digitalization, economic development, indicators for measuring the digitalization of transport
JEL-classification: L91, O31, O49, R49
Введение
С началом коронавирусной пандемии изменились многие привычные окружающие нас вещи. Экономическая сфера ощутила на себе серьёзный удар, связанные с вызовами, принесенными ковидными ограничениями. Значительное число отраслей экономики потерпели убытки и многочисленные изменения в своём устройстве. Одним из таких значительных изменений в любой отрасли стала цифровизация – необходимый шаг, когда у людей не остается выбора – оформлять, посещать, делать что-либо очно или заочно. Во время пандемии многим пришлось запереться у себя дома и делать все только онлайн – через интернет. Именно поэтому появилась такая высокая потребность в цифровизации именно в период распространения вируса.
В данной статье показано, что конкретно изменилось во время пандемии, был ли риск макроэкономического шока, и как реализовывалась цифровизация в пандемическом мире.
Регулирование цифровизации в сфере транспорта
Потребность в цифровизации появилась задолго до пандемии [2]. Это удобно и эффективно как для продавца, так и для потребителя. Во многих сферах уже начиналось внедрение цифровых процессов, однако пандемия подвергла цифровизации всё намного сильнее и быстрее. Так произошло и со сферой транспорта. Если мы говорим о национальной экономике [19], то транспорт относится к отрасли транспорта, код отрасли 51000, которая регулируется множеством законов и нормативных актов, направленных на улучшение, доступность и безопасность работы транспорта. В данном исследовании мы затронем лишь часть из них, направленную на цифровизацию отрасли.
Ещё в августе 2018 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выпустило приказ [1], где были даны рекомендации по мероприятиям по цифровизации отрасли транспорта. Тем самым было закреплено понимание того, что цифровизация нужна и важна для стабильного развития транспорта в будущем и соответствия его современным требованиям качества жизни и транспортной доступности. Как мы видим, данный проект был одобрен задолго до пандемии. Тем не менее, пандемия в том числе способствовала цифровизации и скорости осуществления проектов с ней связанных.
Исследование посвящено влиянию законопроектов, связанных с цифровизацией транспорта на реализующиеся действия по обеспечению электронной связи человека с транспортом. Следует уделить особое внимание тому, каким образом данный процесс затронула пандемия: толкнулся ли транспорт с макроэкономическими шоками или данный феномен в принципе обошел его стороной.
В нашем исследовании мы использовали следующие понятия. Цифровизация – «это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни для повышения её качества и развития экономики. Она помогает выполнять рутинные задачи и принимать решения без участия человека» [12]. Суть цифровизации заключается в переходе на более удобные цифровые, онлайн площадки, где люди смогут более удобно взаимодействовать друг с другом.
Цифровизация транспорта – это перевод любых оплат и действий в онлайн формат; обеспечение городского транспорта техникой и роботами, которые заменяют людей; создание логистики, обеспечиваемой только интернет-ресурсами; улучшение качества машин и прочего транспорта (внедрение улучшенной безопасности, GPS, возможность следить за остатком топлива и так далее – все это реализовать с помощью техники [3, 4] и прочее.
Таким образом, выявляются основные задачи/тенденции/тренды цифровизации в области транспорта [8], которые представлены ниже на рисунке 1. Безусловно, это не все задачи, а лишь их малая часть. Данные направления цифровизации являются основополагающими для развития транспортной отрасли в соответствии с современными тенденциями мирового развития, ведь именно данные тренды обеспечат качественное взаимодействие человека с транспортными системами, логистические операции [9, 20], езду человека на своем личном или общественном транспорте.
Рисунок 1. Четыре тренда транспортной цифровизации.
Источник: составлено автором на основе данных РБК [8]
Влияние пандемии коронавируса на сферу транспорта.
Уже было обозначено, что в транспортной сфере был начат процесс цифровизации задолго до пандемии. Было реализовано много нового: создается единая транспортная система, улучшается логистика, создаются инновационные модели машин, оплата в публичном транспорте также претерпевает изменения (например, оплата банковской картой, отсутствие контролеров в Москве и прочее) [5].
Итак, следует отметить, что пандемия оказала значительное влияние на цифровизацию транспорта. Алексей Семенов, заместитель министра транспорта РФ, в своём интервью [21] обозначил такие слова: «Безусловно, все отрасли страны пострадали от сложившейся обстановки, связанной с COVID–19». Люди перестали работать на заводах, на время приостановились все рабочие процессы – пандемия оказала первичное негативное влияние на отрасль транспорта. Тем не менее, тот факт, что данная отрасль спонсируется государством, помог данной отрасли избежать макроэкономического шока. Спонсирование продолжилось, люди смогли работать из дома и все начало налаживаться. Пандемия внесла коррективы в план цифровизации транспорта РФ, внесла новые идеи.
Из того же следует отметить такую цитату: «На транспорте одной из ключевых мер по сдерживанию распространения коронавируса стало обеспечение мониторинга контролирующими органами граждан после их возвращения из государств с нестабильной эпидемиологической ситуацией. Полная и актуальная статистика о пассажиропотоке в Россию и на территории нашей страны по всем видам транспорта в режиме 24/7/365 позволила взять под контроль распространение пандемии в Российской Федерации. Такие данные по межрегиональным и трансграничным перевозкам по всем видам транспорта обеспечивает Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), которая успешно функционирует с 2013 года. Также обрела особую значимость активизация дистанционных способов организации работы, предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций».
То есть, тот факт, что цифровизация транспорта началась задолго до пандемии, потому государство смогло достаточно быстро среагировать на вызовы пандемии, что позволило избежать макроэкономического шока. Упоминает Алексей Семенов также и о конкуренции, где говорит о том, что переход на цифровые технологии – это правильный выбор, который должны делать компании в рамках конкуренции и «лидеры отрасли», в том числе те, которые входят в ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика».
Наиболее важным является, что:
1. благодаря своевременному внедрению цифровых процессов удалось быстро продолжить развитие сферы, несмотря на коронавирус;
2. из-за коронавируса, в план цифровизации удалось добавить корректировки, улучшить его, создались новые идеи;
3. благодаря всем тем действиям, которые уже были озвучены в данной статье, макроэкономического шока сфере транспорта удалось избежать.
Влияние пандемии коронавируса на микроэкономические процессы в сфере транспорта.
Тем не менее, если затрагивать микроэкономические процессы, ситуацию с транспортом и прочие факторы, всё обстоит намного хуже. Производственный сектор, туристический и гостиничный бизнес, все перевозки (авиа, сухопутные, пассажирские, грузовые, логистика) вошли в 2021 год как наиболее пострадавшие отрасли из-за пандемии. Речь здесь не о цифровизации, а о количестве убытков, которые потерпели все эти сферы из-за того, что людям приходилось сидеть дома и были закрыты границы. Это просто колоссальные цифры, которые потеряло государство вынужденно. Пассажиропоток снизился на 90%. За год государство потерпело убытков около 200 млрд рублей. Железнодорожные перевозки, являющиеся одними из самых важных транспортных артерий любого государства [6], потеряли 46,6млрд рублей за год.
Отдельное внимание стоит уделить авиаперевозкам – основному виду транспорта для путешествий россиян, особенно за границу [7]. Самые большие убытки среди транспорта понес именно этот вид. Суммарно за время пандемии данная сфера потерпела около 125 млрд рублей убытков [18]. На первом месте стабильно «Аэрофлот». Его убытки составили 96,53 млрд рублей по сравнению с 2019 годом (5,29 млрд рублей). Далее идут компании «Уральские авиалинии», «Сибирь» и «Россия». Подробные данные отчетности авиакомпаний представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Данные отчетности авиакомпаний.
Источник: составлено автором на основе данных РБК [13]
Правительство РФ выделило из резервного фонда более 23 млрд рублей для поддержания компаний, занимающихся авиаперевозками граждан РФ. В государственных отчетах говорится о том, что российские компании набрали хороший темп во многих отраслях транспорта, и государство максимально инвестирует во все проекты с этим связанные. Благодаря вмешательству государства отрасль транспорта частично избежала макроэкономический шок.
Если говорить об общественном транспорте, здесь тоже возникают убытки. Ниже представлена статистика не в виде денежных убытков, а в виде изменения поведения людей. 2ГИС [16] решили сравнить до и после пандемические показатели (то есть, 2019–2020 и 2021 год) и посмотреть, как сильно увеличилось количество пеших маршрутов у жителей регионов. Статистика в отношении увеличения пеших передвижений действительно имеет положительную направленность (см. рисунок 3).
Рисунок 3. 2ГИС, Изменение процента людей, которые предпочли пешие прогулки транспортным.
Источник: составлено автором на основе данных РБК [16]
Но несмотря на общие тенденции, есть и те территории, которые имеют отрицательный прирост, то есть, больше людей стало ездить на транспорте, а не ходить пешком. Этот феномен требует отдельных исследований. Общие цифры говорят о снижении тенденции использования общественного транспорта и выбора пеших прогулок примерно на 0,56%. С точки зрения математики, возможно, цифра недостаточно велика, но, если мы оцениваем города-миллионники с большим количеством проживающего там населения — это достаточно большая цифра.
Заключение
Итак, проанализировав всю информацию, изучив статистические данные, постановления министерства транспорта и прочие факторы, можно прийти к некоторым выводам. Сфера транспорта РФ потерпела серьезные убытки. Одной из главных причин этого является обязанность людей сидеть дома, чтобы не распространять вирус. На самом деле, цифры убытков – колоссальные. Но процесс цифровизации, который был начат еще до коронавируса и продолжен во время пандемии, помог смягчить данную ситуацию. Вторым решающим фактором для избежание транспортного коллапса, стала поддержка государства. Оно не только поспособствовало разработке законопроектов, но и помогло финансово наиболее пострадавшим отраслям (например, отрасли транспорта). Благодаря своевременному процессу цифровизации и поддержке от государства отрасль транспорта смогла уверено пережить этот кризис. Процесс цифровизации продолжается, а требования к людям сидеть дома смягчены. Медленно все начнет нормализоваться, люди все чаще будут снова ездить на транспорте, что позволит работе отрасли вернуться в допандемийное русло.
References:
Alla P. Grechan, Artem O. Bezuglyi, Olena G. Parfentieva, Kateryna A. Kompanets, Alina M. Hroza (2020). Strategic Development and Ensuring Competitiveness of Transport Companies in the Context of Market Digitization International Journal of Management. (11(6)). 1124-1133.
Berg, J., Ihlström, J. The Importance of Public Transport for Mobility and Everyday Activities among Rural Residents. Retrieved May 11, 2021, from https://doi.org/10.3390/socsci8020058
Berman N. D. (2018). Tsifrovizatsiya logistiki: primenenie tekhnologii blockchain [Digitalization of logistics: application of technology "blockchain"]. International Journal of Advanced Studies. (1–2). 21–28. (in Russian).
Borkova E.A., Doronin M.V., Mazin A.S. (2021). Ekonomicheskie posledstviya koronavirusnoy infektsii dlya malogo biznesa [Economic consequences of coronavirus infection for small businesses]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (5). 1181–1194. (in Russian).
Borkova E.A., Pogosyan A.E., Kormilitsyn K.O. (2020). Formirovanie privlekatelnosti rabochikh mest v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Creating the attractiveness of workplaces in the digital economy]. Creative economy. (7). 1311–1324. (in Russian).
Harmony X.J., Gayah V.V. (2017). Evaluation of Real-Time Transit Information Systems: Aninformation demand and supply approach International Journal of Transportation Science and Technology. (6). 86–98.
Matsenko O., Havrylova V., Haityna M., Shyian, A. (2017). Innovations in the transport of the EU in channel of industry 4.0 Problems and Perspectives of Entrepreneurship Development. (4). 20-27.
Selezneva D. S., Slepenkova E.V. (2019). Tsifrovizatsiya kak odna iz tendentsiy razvitiya transporta i logistiki v 2019 g [Digitalization as one of the trends in transport and logistics development in 2019]. Human Capital and Professional Education. (1–2 (28)). 65–74. (in Russian).
Vatlina L.V. (2021). Teoreticheskie osnovy i problemy mestnogo samoupravleniya v sovremennyh usloviyakh [Theoretical foundations and problems of local self-government in modern conditions]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (2 (128)). 51–56. (in Russian).
Vatlina L.V. (2021). Tsifrovaya transformatsiya gosudarstvennogo upravleniya s primeneniem kompetentnostnyh modeley [Digital transformation of public administration based on competence models]. Economics and management. (3 (185)). 183–189. (in Russian).
Vickerman R. (2018). Can high-speed rail have a transformative effect on the economy? Transport Policy. (62). 31-37.
Zhang F., Graham D. J. (2020). Air transport and economic growth: a review of the impact mechanism and causal relationships Transport Reviews. (40(4)). 506–528.
Страница обновлена: 01.05.2025 в 10:54:45