COVID-19 pandemic: impact on financial stability and policies taken at the global level
Sozaeva F.Kh.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Russia
Download PDF | Downloads: 19 | Citations: 7
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 4, Number 2 (April-June 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46110725
Cited: 7 by 24.01.2023
Abstract:
The impact of the COVID-19 pandemic crisis, as well as the policy measures taken at the global level in the interests of national financial systems and global financial stability were examined. The implications for financial stability, policy measures taken, future work, and further international cooperation in the field of strengthening the global financial system were analyzed. It is concluded that international financial and economic organizations actively contribute to ensuring coordinated actions at the national and global levels to support financial stability.
Keywords: global financial system, COVID-19 pandemic, financial stability, economic activity, financial risks, financial markets, crisis
JEL-classification: F30, F63, F65
Введение
Совет по финансовой стабильности (FSB), в состав которого входят разнообразные национальные финансовые органы, международные разработчики стандартов и международные организации, работает над поддержанием финансовой стабильности [5] (Leshchenko, 2018). Данная поддержка усилилась во время рыночного стресса, связанного с COVID-19, и включает следующую деятельность:
- оценка финансовых рисков и уязвимостей в текущих условиях;
- регулярный обмен информацией о возникающих угрозах финансовой стабильности и мерах политики, которые принимают финансовые органы;
- координация ответных мер политики для поддержания глобальной финансовой стабильности, открытости и функционирования рынков и сохранения способности финансовой системы стимулировать рост.
Учитывая меняющийся характер пандемии и ее экономические последствия, FSB регулярно созывает свои комитеты для обсуждения рисков финансовой стабильности, обмена опытом членов о шагах, которые они предпринимают для их устранения, и согласования ответных мер политики.
Объектом исследования является финансовая стабильность.
Предмет исследования: процесс принятия мер политики на глобальном уровне в условиях пандемии COVID-19 для финансовой стабильности.
Цель исследования: проанализировать последствия пандемии COVID-19 для финансовой стабильности.
Задачи исследования:
- рассмотреть принятые меры политики на глобальном уровне в отношении финансовой стабильности;
- обосновать перспективную работу по укреплению финансовой стабильности;
- выявить доминанты международного сотрудничества, способствующего обеспечению скоординированных действий на национальном и глобальном уровнях по поддержке финансовой стабильности.
Методология исследования опирается на системный подход к научному познанию. Данный подход реализован с применением системно-структурного, функционального, исторического и других релевантных методов.
Информационной базой исследования послужили работы российских авторов и материалы международных финансово-экономических организаций (Совет по финансовой стабильности, Группа-20, Базельский комитет и др.).
Результаты проведенного исследования способствуют углублению научных представлений о финансовой стабильности в условиях новых глобальных вызовов (в условиях пандемии).
Пандемия COVID-19 представляет собой беспрецедентный глобальный макроэкономический шок, вводя национальные экономики в рецессию неопределенного масштаба и продолжительности. В связи с чем мировая финансовая система (МФС) сталкивается с двойными взаимосвязанными задачами:
- поддерживать потоки финансирования в условиях замедления экономического роста;
- управлять многообразием рисков.
Пересмотр ожидаемой экономической активности в сторону понижения и усиления непринятия риска привел к серьезной переоценке и изменению позиций участников на мировых финансовых рынках. С одной стороны, поставщики финансирования все больше отдают предпочтение краткосрочным безопасным активам. С другой стороны, резко возрастают кредитные риски. И как следствие, требования к капиталу и ликвидности в МФС выросли. Повышенные операционные риски увеличивают уязвимость. Рынки финансирования оказались под «напряжением» из-за чрезмерного спроса на наличные деньги и активы. В марте 2021 г. некоторое напряжение на рынке снизилось в ответ на оперативные меры налогово-бюджетной политики и действия центральных банков, предпринятые в 2020 г. для поддержки финансовых рынков.
Между тем МФС стала более устойчивой и лучше подготовленной к обеспечению финансирования реальной экономики в результате регулятивных реформ «Группы двадцати» (G-20) [3] (Leshchenko, 2017), Базельского комитета по банковскому надзору (BCBS) [4] и FSB после глобального финансового кризиса (ГФК) 2008 года. В частности, повышение устойчивости крупных банков, составляющих ядро МФС, позволило системе на сегодняшний день в значительной степени поглощать, а не усиливать текущий макроэкономический шок. Крупные банки теперь лучше капитализированы, имеют меньшую долю заемных средств, обладают большей ликвидностью и остаются устойчивыми в условиях стресса на рынке. Увеличилось использование централизованного клиринга. Небанковское финансовое посредничество (NBFI) выросло, диверсифицируя источники капитала. Инфраструктура финансовых рынков функционирует адекватно сложившимся обстоятельствам, несмотря на влияние сложных (внешних) финансовых и операционных условий.
Однако «учитывая масштабы кризиса, ключевые рынки фондирования испытали острый стресс, вследствие чего государственным структурам необходимо было принять широкий спектр мер для поддержания кредитования реальной экономики и финансового посредничества» [1] (Kazantsev, Kolpakova, Lev, Sokolov, 2021). При этом сохраняющаяся неопределенность в отношении масштаба и продолжительности экономического воздействия пандемии продолжает создавать нагрузку на МФС. По настоящее время согласованные действия на глобальном уровне по поддержке хорошо функционирующей, устойчивой финансовой системы и открытых рынков остается приоритетным вектором финансово-экономической политики во всех странах.
Например, «после ГФК BCBS утвердил рабочую программу по оценке своих посткризисных реформ в 2017 г.» [7] (Sozaeva, 2021). И несмотря на то, что большая часть анализа программы охватывала период до вспышки пандемии, результаты и выводы оценки являются актуальными и рекомендации международных организаций реализуются в условиях пандемии.
«FSB контролирует устойчивость финансовой системы, а именно ключевые параметры системы, которые имеют существенное значение для финансовой стабильности» [13] (Lev, Medvedeva, Leshchenko, Perestoronina 2021). К ним относятся:
- способность финансовых институтов и рынков направлять финансовые средства в реальный сектор экономики;
- потенциал участников рынка получать финансирование, особенно на развивающихся рынках;
- «способность финансовых посредников, таких как инвестиционные фонды, эффективно управлять рисками ликвидности» [12] (Isaeva, Leshchenko, 2019);
- способность участников рынка и инфраструктуры финансового рынка управлять развивающимися рисками контрагента.
Противоречия между перечисленными параметрами системы и их взаимодействие могут привести к ужесточению финансовых условий и повлиять на предоставление финансовых услуг и, возможно, на стабильность МФС. Особого внимания требует воздействие шока на уже существующие уязвимости, включая высокий уровень долга частного и государственного секторов, повышенный уровень цен на активы и большую взаимосвязь между банками и небанковскими организациями. В условиях пандемии институциональным структурам необходимо подготовиться к более серьезным неблагоприятным сценариям. К ним относятся потенциальные сбои в работе. В общем плане пандемия делает финансовую систему более чувствительной к дополнительным кризисным процессам, а резкое снижение цен на нефть с начала марта 2021 г. способствовало повышению волатильности финансового рынка.
Тем временем мировая практика свидетельствует, что международные финансово-экономические организации (FSB, BCBS, G-20 и др.) активно способствуют обеспечению скоординированных действий на национальном и глобальном уровнях по поддержке реальной экономики, финансовой стабильности и минимизации рисков фрагментации рынка [8] (Sozaeva, 2021). Данные меры реагирования основаны на следующих принципах:
- национальные финансовые органы (НФО) стран будут индивидуально и коллективно, через FSB и органы, устанавливающие международные стандарты (SSB), обмениваться информацией на своевременной основе для оценки и устранения рисков финансовой стабильности, связанных с пандемией, с тем чтобы получить максимальную пользу от глобальных ответных мер политики;
- НФО будут использовать гибкость, заложенную в существующие финансовые стандарты, в том числе за счет использования специальных буферов для конкретных компаний и макропруденциальных буферов, для поддержания притока финансирования в реальный сектор экономики, поддержки функционирования рынка и обеспечения непрерывной работы бизнеса и его планирования;
- FSB, SSB и НФО будут продолжать находить возможности временно снижать операционную нагрузку на компании. Например, это включает перенос сроков реализации определенных стандартов, изменение сроков реализации инициатив в других областях политики и обеспечение гибкости в правилах технического соответствия;
- действия НФО будут согласовываться с международными стандартами;
- НФО будут координировать своевременное прекращение принятых временных мер через FSB и SSB, чтобы помочь вернуть финансовые условия и операции фирм в прежнее состояние, поддерживая финансовую стабильность в долгосрочной перспективе.
Принятые меры политики на национальном уровне укрепили устойчивость МФС благодаря согласованным действиям на глобальном уровне (табл. 1).
Таблица 1
Предпринятые меры политики
Комплекс мер предполагает
прямую фискальную поддержку и схемы государственных гарантий
Юрисдикции внедрили схемы государственных гарантий для стимулирования банковского кредитования, а также прямые фискальные меры, включая отсрочку налоговых обязательств |
Другой набор политических мер
включает меры по обеспечению макропруденциальной поддержки
В некоторых юрисдикциях были сокращены антициклические буферы и требования к капиталу. Банкам было рекомендовано использовать буферы капитала при кредитовании бизнеса и предприятий, и разрешено не выплачивать дивиденды и не выкупать акции в течение определенного периода времени |
Центральные банки стран приняли
ряд мер по предоставлению ликвидности банкам и рынкам, в том числе
посредством дополнительных операций долгосрочного рефинансирования
«Федеральная резервная система США активировала механизм финансирования коммерческих бумаг, чтобы облегчить поток финансирования через рынки краткосрочного капитала, и учредила два механизма для поддержки кредитования крупных работодателей посредством покупки кредитов и облигаций на первичном и вторичном рынках» [6] (Leshchenko, Khazaliya, 2021). Для обеспечения беспрепятственного проведения денежно-кредитной политики в зоне евро «Европейский Центральный Банк запустил Программу чрезвычайных закупок на случай пандемии (PEPP), временную программу покупки активов для ценных бумаг частного и государственного секторов» [10]. «Банк Англии запустил схему срочного финансирования для поддержки кредитования малого и среднего предпринимательства» [9] |
Признавая чрезвычайные обстоятельства, международные финансово-экономические организации предприняли шаги по устранению финансовых и надзорных последствий COVID-19, основные из которых включают:
- BCBS продлил на один год сроки внедрения стандартов Базель-III, завершенных в декабре 2017 года, и сопутствующих переходных механизмов для минимального уровня результатов (пересмотренная структура рыночного риска и требований к раскрытию информации);
- BCBS и Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) продлили на один год срок для завершения двух последних этапов внедрения маржинальных требований по деривативам с нецентрализованным клирингом;
- BCBS опубликовал технические пояснения, чтобы гарантировать, что банки отражают эффект снижения риска исключительных мер правительства и банков при расчете своих требований к нормативному капиталу. А также внес поправки в свои переходные механизмы и режим нормативного капитала для учета ожидаемых кредитных убытков;
- Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) опубликовал документ о применении МСФО (IFRS) – «Финансовые инструменты» в период повышенной экономической неопределенности, вызванной пандемией COVID-19 [15];
- IOSCO выпустила документ о применении стандартов бухгалтерского учета во время пандемии [11].
Международное сотрудничество
«Принципы FSB», лежащие в основе ответных мер на COVID-19, основаны на:
- своевременном мониторинге и обмене информацией для оценки и устранения рисков финансовой стабильности, связанных с COVID-19;
- признании и использовании гибкости, заложенной в существующих международных финансовых стандартах, и действиях в соответствии с ними;
- координации дальнейшего своевременного свертывания принятых временных мер.
На сегодняшний день международные «Принципы FSB» определяют меры реагирования на COVID-19 на национальном уровне. FSB поддерживает международное сотрудничество и координацию следующими способами:
- на постоянной основе обменивается информацией между национальными финансовыми органами о возникающих угрозах финансовой стабильности и о мерах политики, которые финансовые органы принимают или рассматривают в своих юрисдикциях;
- проводит оценку уязвимостей и рисков в ключевых областях МФС, требующих особого внимания;
- координирует ответные меры на вопросы политики существующих международных (финансовых) стандартов.
Обмен информацией направлен на оценку меняющихся рисков МФС и обеспечение разработки ответных мер национальной политики, которая сопровождается систематическим анализом, облегчающий оценку ее эффективности, а также любого воздействия на фрагментацию рынка и других побочных эффектов, и включает следующие аспекты:
- информацию об уязвимостях и каналах риска финансовой стабильности через конференц-связь и различные письменные отчеты;
- информацию по вопросам, связанным с платежной и рыночной инфраструктурами;
- информацию о принятых мерах политики; эта информация предоставляется всем странам – членам международных финансово-экономических организаций.
FSB оценивает макрофинансовые последствия быстро меняющейся рыночной среды. Эти оценки позволили выявить риски финансовой стабильности, требующие тщательного мониторинга и дальнейшего исследования.
«FSB изучает потенциальные риски финансовой стабильности, которые могут возникнуть в процессе воздействия COVID-19 на мировую экономику» [2] (Lev, Leshchenko, 2021).
В среднесрочной перспективе FSB намеревается изучить, насколько вероятны изменения в МФС, связанные с кризисом COVID-19, могут повлиять на характер рисков финансовой стабильности в будущем.
Страны – члены FSB тесно сотрудничают для координации действий, в том числе ответных мер финансовой политики в их юрисдикциях, для поддержания глобальной финансовой стабильности [14].
Заключение
Пандемия COVID-19 представляет собой самое серьезное испытание для МФС со времен финансового кризиса 2008 года. Перед финансовой системой стоит двойная задача – поддерживать поток финансирования в реальную экономику и сохранять финансовую устойчивость.
«Шок» от COVID-19 поставил МФС под серьезное «напряжение». В то время как ядро финансовой системы вошло в кризис более устойчиво, шок от COVID-19 уже в марте 2020 г. привел к серьезному стрессу ликвидности в системе.
Глобальные финансовые условия в целом продолжали улучшаться благодаря решительным политическим действиям, однако риски для глобальной финансовой стабильности остаются повышенными.
Страны – члены FSB на постоянной основе оценивают финансовые риски и уязвимости, связанные с COVID-19. FSB регулярно отчитывается перед G-20 о последствиях пандемии для финансовой стабильности и мерах политики, принятых в ответ на нее.
Таким образом, последовательное и своевременное информирование о намерениях политики может помочь снизить издержки, связанные с прекращением поддержки, не в последнюю очередь за счет снижения риска непредвиденных обстоятельств и резких изменений на финансовых рынках.
References:
Covid-19 support measures: Extending, amending and endingFinancial Stability Board. Retrieved May 15, 2021, from https://www.fsb.org/2021/04/covid-19-support-measures-extending-amending-and-ending
IOSCO Statement on Application of Accounting Standards during the COVID-19 OutbreakIosco. Retrieved May 15, 2021, from https://www.iosco.org/news/pdf/IOSCONEWS561.pdf
Isaeva E.A., Leshchenko J.G. (2019). Evaluation of the effectiveness of modern models of regulation of financial markets Creative economy. 13 (10). 2045-2066. doi: 10.18334/ce.13.10.40967 .
Kazantsev S.V., Kolpakova I.A., Lev M.Yu., Sokolov M.M. (2021). Ugrozy razvitiyu ekonomiki sovremennoy Rossii: tsenovye trendy, sanktsii, pandemiya [Ugrozy razvitiyu ekonomiki sovremennoy Rossii: tsenovye trendy, sanktsii, pandemiya] Moscow: OOO «Pervoe ekonomicheskoe izdatelstvo». (in Russian).
Leschenko Yu.G. (2017). Institutsionalnye orientiry Gruppy 20 (G-20) v aspekte Rossiyskoy ekonomiki i interesakh rossiyskogo predprinimatelstva [Institutional guidelines for the Group 20 (G-20) in the aspect of the russian economy and the interests of russian entrepreneurship]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (17). 2417-2450. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.17.38255 .
Leschenko Yu.G. (2018). Makroekonomicheskoe vozdeystvie soglasheniy «BAZELY III» na mirovuyu bankovskuyu sistemu [Macroeconomic impact of the agreement «Basel III» on the world banking system]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (9). 2345-2366. (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.9.39350 .
Leschenko Yu.G. (2018). Sovet po finansovoy stabilnosti: perspektivy razvitiya mekhanizma globalnogo regulirovaniya [Financial stability board: prospects for the development of a global regulation mechanism]. Russian Journal of Innovation Economics. 8 (2). 197-222. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.8.2.39151.
Leschenko Yu.G., Khazaliya I.D. (2021). Valyutnaya stoimost amerikanskogo dollara kak klyuchevoy faktor obespecheniya natsionalnoy bezopasnosti SShA [The currency value of the US dollar as a key factor in ensuring US national security]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 4 (2). (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.2.111881.
Lev M. Yu., Medvedeva M.B., Leshchenko Yu. G., Perestoronina E.A. (2021). Spatial analysis of financial Indicators Determining the level of Ensuring the economic Security of Russia Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 2 (1(109)). 21-34. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.01.02.002.
Lev M.Yu., Leschenko Yu.G. (2021). Obespechenie ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii v mezhdunarodnyh finansovo-ekonomicheskikh organizatsiyakh v protsesse integratsii [Ensuring Russiaʼs economic security in international financial and economic organizations in the process of integration]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (3). 669-688. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.3.111630 .
Monetary Policy Report – May 2021Bank of England. Retrieved May 15, 2021, from https://www.bankofengland.co.uk/monetary-policy-report/2021/may-2021
Monetary policy decisionsEuropean Central Bank. Retrieved May 15, 2021, from https://www.ecb.europa.eu/mopo/decisions/html/index.en.html
Sozaeva F.Kh. (2021). Fragmentatsiya mirovyh finansovyh rynkov v kontekste finansovoy stabilnosti [Fragmentation of global financial markets in the context of financial stability]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 2 (4(112)). 118-126. (in Russian). doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.04.02.016 .
Sozaeva F.Kh. (2021). Otsenka effektivnosti reform Bazel III v usloviyakh Covid-19 [Evaluating the effectiveness of the Basel III reforms in the context of Covid-19]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 2 (5). (in Russian).
The Financial Reporting Implications of COVID-19Ifac.org. Retrieved May 15, 2021, from https://www.ifac.org/knowledge-gateway/supporting-international-standards/discussion/financial-reporting-implications-covid-19
Страница обновлена: 06.05.2025 в 04:37:50