Development of tobacco industry in the conditions of external challenges
Salomatin V.A.1, Salomatina E.V.1
, Kalashnikov S.V.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий, Russia
Download PDF | Downloads: 9 | Citations: 1
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 5 (May 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=45849463
Cited: 1 by 26.03.2022
Abstract:
Changes in the legislative framework of tobacco regulation in the context of establishing a single minimum price for a pack of cigarettes are described. The dynamics of changes in the excise policy of the state is analyzed. Fiscal measures are the key factors influencing the production policy and the turnover of tobacco products in the territory of the Russian Federation. The illegal market is characterized; and the structure of tobacco consumption among the population of the country is estimated.
Keywords: uniform minimum price, tobacco products, consumer price index, excise rate, pandemic, household consumption expenditures, consumer price index, shadow sector of tobacco products
JEL-classification: L81, H20, H29
Введение
В последнее время в России на государственном уровне уделяется большое внимание вопросу снижения потребления табачных изделий среди взрослого населения страны. Повышение ставки акциза на табачную продукцию – это быстрый и эффективный способ снижения потребления табака и одновременное повышение государственных доходов при относительно небольших затратах. Процесс роста цен в табачной отрасли связан как с общей инфляцией на фоне стремительного падения курса рубля в 2020 году, так и с постоянным ростом акцизов в рамках государственной программы по снижению доступности табачной продукции для населения.
Целью работы является анализ факторов, влияющих на рост стоимости табачных изделий с учетом введения единой минимальной цены, структуры потребительских расходов населения в разрезе табачных изделий, изменений нелегального рынка табачной продукции за 2020 год.
Развитие рынка российской табачной отрасли и формирование акцизной политики исследованы довольно обстоятельно в работах таких авторов, как Иcаев А.П. (Isaev, 2019), Саломатин В.А. (Salomatin, 2020), Новикова Т.И. (Novikova, 2018), Калашников С.В. (Kalachnikov, 2019), Идрисов А.А. (Idrisova, 2020) и др.
Ее реализации способствовало комплексное применение общенаучных методов (системный анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение), методов экономического и статистического анализа, методов экспертных оценок.
Единая минимальная цена табачной продукции
С 1 апреля 2021 года в Федеральном законе от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» вступили поправки, направленные на установление единой минимальной цены (ЕМЦ) табачной продукции, ниже которой максимальные розничные цены на данный вид продукции не могут быть установлены [2]. Реализация табачной продукции потребителям будет осуществляться по максимальным розничным ценам, которые будут установлены в соответствии с законодательством о налогах и сборах. При этом продажа продукции по ценам ниже действующей единой минимальной цены запрещается.
Минимальную цену будет рассчитывать Минсельхоз по установленной законом формуле на основе минимального значения ставки акциза за 1 тысячу штук сигарет и папирос, ставки НДС и повышающего коэффициента 1,4:
,
где СА ‒ минимальное значение ставки акциза в рублях за 1000 штук в отношении сигарет и папирос, установленное Налоговым кодексом РФ на соответствующий период;
СНДС – ставка налога на добавленную стоимость, установленная Налоговым кодексом РФ.
Рассчитанная ЕМЦ подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации. В 2021 году данное значение составит 108 руб., а в 2022 году – 112 руб. Согласно мнению экспертов, введение минимальной цены не отразится на средней цене пачки сигарет, поскольку цены крупных производителей табачной продукции уже учитывают все налоги и затраты. Данная мера в первую очередь направлена на борьбу с нелегальным рынком табачной продукции. Единая минимальная цена станет индикатором, с помощью которого можно будет выявлять нелегальную продукцию.
Таблица 1
Розничные цены на сигареты в 2020 и 2021 гг.
Марка сигарет |
Розничная цена в сети Metro Cash&Carry
март 2021г., руб. |
Средняя розничная цена
за
2020г., руб. |
Тп, %
|
Parliament Silver Blue
|
199,00
|
170,00
|
17,05
|
Kent Crystal
|
133,00
|
116,00
|
14,65
|
Glamour Azure
|
153,00
|
134,00
|
14,18
|
Winston Blue
|
168,00
|
134,00
|
25,37
|
Davidoff Gold Slims
|
189,00
|
150,50
|
25,58
|
Vogue Blue
|
183,00
|
160,00
|
14,37
|
Philip Morris Compact
Blue
|
117,00
|
98,00
|
19,38
|
Ява золотая
классическая
|
111,00
|
92,00
|
20,65
|
Проанализировав розничные цены пачки сигарет в сети магазинов Metro Cash&Carry, можно сделать вывод, что на текущий момент стоимость пачки сигарет больше значения единой минимальной цены, однако в 2020 году стоимость отдельных позиций, таких как Philip Morris Compact Blue, Ява золотая классическая, была менее 108 руб. Как видно из таблицы 1, средний темп прироста стоимости рачки сигарет за 2021 год составил 18,9%, что в принципе соответствует процентному росту ставки акциза за аналогичный период.
Налоговая нагрузка как фактор роста стоимости табачной продукции
Акцизный налог является одним из основных факторов, влияющих на изменение ценовой политики табачной продукции. Так, увеличение ставки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные устройства доставки никотина на 20% в 2021 году приведет к повышению розничной цены и росту нелегального рынка. По мнению экспертов, средневзвешенная цена пачки сигарет будет в пределах 140 рублей, а доля нелегального рынка возрастет до 20% [18]. Динамика изменения ставки акциза за период 2018–2021 годов представлена в таблице 2.
Таблица 2
Ставки акцизов на табачные изделия за 2018–2021 гг.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Тп, %
| |
Сигареты, папиросы
|
| |||||
Специфическая ставка
|
1718 руб.
за 1000 шт. |
1890 руб.
за 1000 шт. |
1966 руб.
за 1000 шт. |
2359 руб.
за 1000 шт. |
20,00 | |
Адвалорная ставка |
14,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены (МРЦ) |
16% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из МРЦ
|
10,34 | |||
Минимальная
ставка |
2335 руб. за 1000 шт.
|
2568 руб. за 1000 шт.
|
2671 руб. за 1000 шт.
|
3205 руб. за 1000 шт.
|
20,00 | |
Сигары
|
| |||||
|
188 руб. за 1 шт.
|
207 руб. за 1 шт.
|
215 руб. за 1 шт.
|
258 руб. за
1 шт. |
20,00
| |
Табак (табачные изделия), предназначенные для
потребления путем нагревания
|
| |||||
|
5028 руб. за 1 кг
|
5808 руб. за 1 кг
|
6040 руб. за 1 кг
|
7248 руб. за 1 кг
|
20,00
| |
ЭСДН
|
| |||||
|
44 руб. за 1 шт.
|
48 руб. за 1 шт.
|
50 руб. за 1 шт.
|
60 руб. за 1 шт.
|
20,00
| |
Жидкости для ЭСДН
|
| |||||
|
11 руб. за 1 мл
|
12 руб. за 1 мл
|
13 руб. за 1 мл
|
16 руб. за 1 мл
|
23,07
| |
Резкое повышение ставки акциза в 2021 году на сигареты и табачную продукцию позволит обеспечить выполнение ряда социальных обязательств государства путем компенсации роста бюджетных расходов, связанных с распространением пандемии коронавируса: льготное кредитование для субъектов малого предпринимательства и агроэкспортеров, кредиты на поддержку занятости, снижение страховых взносов, доплаты медработникам, поддержка системообразующих предприятий, пролонгация и отсрочка выплат по кредитам аграриев, субсидии для предпринимателей и самозанятых граждан и т.д.
Высокая ставка акциза – самый эффективный способ снижения потребления табачной продукции среди населения и самая дешевая из всех мер по борьбе против табака с точки зрения ее реализации [8] (Idrisov, 2020). Мировая практика показывает, что повышение стоимости пачки сигарет на 10% приводит к сокращению потребления на 6% в странах со средним уровнем дохода [17].
Стоит отметить, что суммарный объем акцизов не снижается параллельно со снижением потребления, так как табачная продукция вызывает сильное привыкание и, следовательно, имеет низкую ценовую эластичность спроса, которая означает, что любое повышение цен вызывает менее чем пропорциональное снижение распространенности курения. Ценовая эластичность табачных изделий может меняться, так как население приспосабливается к повышению цен и продолжает сокращать потребление табачных изделий.
Учитывая общую инфляцию, можно сделать вывод о том, что существенное влияние на рост цен в отрасли оказывает постоянно увеличивающаяся налоговая нагрузка [12] (Novikova, 2018). Инфляционные процессы на рынке табачных изделий определяет индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет ценовую динамику табачной продукции, приобретаемую населением, а также определяет целевые показатели инфляции (табл. 3).
Таблица 3
Динамика индекса потребительских цен на табачную продукцию в 2020 г.
(к декабрю 2019 г.)
|
Табачные
изделия |
Сигареты с фильтром (отечественные)
|
Сигареты с фильтром (зарубежные)
|
Январь
|
100,79
|
100,76
|
100,83
|
Февраль
|
101,29
|
101,32
|
101,24
|
Март
|
102,04
|
102,08
|
101,98
|
Апрель
|
102,80
|
102,86
|
102,70
|
Май
|
103,51
|
103,66
|
103,26
|
Июнь
|
104,37
|
104,74
|
103,75
|
Июль
|
104,92
|
105,26
|
104,36
|
Август
|
105,52
|
105,86
|
104,94
|
Сентябрь
|
106,14
|
106,55
|
105,46
|
Октябрь
|
106,77
|
107,25
|
105,95
|
Ноябрь
|
107,45
|
108,00
|
106,53
|
Декабрь
|
108,15
|
108,83
|
107,01
|
Индекс потребительских цен определяется установленным уровнем цен на табачную продукцию в потребительской корзине и представляет собой один из наиболее первостепенных показателей изменения стоимости жизни. Для планомерного развития экономики страны принято считать норму 98–105% прироста индекса потребительских цен за год [14] (Salomatina, 2019). Как видно из таблицы 3, наблюдается существенное колебание индекса за период 2020 года в группе отечественных и зарубежных сигарет. Данная динамика обусловлена следующими факторами: увеличение ставки акциза, падение курса рубля и введение карантинных мер как на территории РФ, так и по всему миру. Все это привело к росту потребительской стоимости пачки сигарет и способствовало дальнейшему росту теневого сектора.
Нелегальный рынок табачной продукции в РФ
По итогам 2020 года в целом по России фиксируется сокращение теневого оборота табака. Доля теневого рынка табачной продукции в 2020 году составила 11,3%, в 2019 году этот показатель оценивался в 15,6%. Объем недополученных доходов бюджета от акцизов и НДС в 2020 году превысил 60 млрд руб. [3]. Данному снижению поспособствовали следующий ряд мер: введение цифровой маркировки Data Matrix, принятие законодательных актов, содержащих меры по борьбе с нелегальным сегментом, а также ограничительные меры, связанные с пандемией. Однако, согласно оценке экспертов, повышение ставки акциза в 2021 году может поспособствовать росту доли нелегального рынка, которое приведет к росту прямых экономических потерь и составит почти 130 млрд руб. Так, объем прямых экономических потерь РФ от сбыта нелегальной табачной продукции с 2014 по 2020 год превысил 280 млрд руб. [7].
Согласно данным Роспотребнадзора, в 2020 году было изъято из оборота на потребительском рынке 10% отечественных табачных изделий и 20% импортных табачных изделий, в 2019 году данные показатели составляли 2% и 3% соответственно [15]. Каждая вторая пачка нелегальных сигарет в Россию попадает из стран ЕАЭС, на их долю приходится 64% нелегального рынка, в 2019 году данный показатель составлял 55,4% [7]. Необходимо подчеркнуть, что в 2020 году было ратифицировано соглашение между странами ЕАЭС о гармонизации ставок акциза на табачные изделия. Согласно данному документу, к 2024 году ставки акциза на табачную продукцию в странах ЕАЭС должны выровняться.
Помимо прямых экономических потерь продажа нелегальной табачной продукции наносит и косвенный ущерб, который выражается в снижении рентабельности производства сигарет, вызванный в том числе ростом доли контрафакта на рынке [7].
По данным всероссийского опроса «ВЦИОМ-Спутник», проведенного в августе 2020 года, основными причинами популяризации нелегальных сигарет являются: высокие ставки акциза (46% респондентов) и низкий уровень жизни населения (41% респондентов) [18].Потребление табачной продукции в РФ
Согласно оценке Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения по итогам пандемийного 2020 года сократились на 3,5%. Рассматривая структуру потребления домашних хозяйств за первые три квартала 2020 года, стоит отметить, что значительную долю расходов домашних хозяйств городской и сельской местности составляют непродовольственные товары. Касательно табачных изделий, которые являются подгруппой непродовольственных товаров, наблюдается увеличение доли расходов домашних хозяйств сельской местности [3]. В общей доле непродовольственных товаров табачные изделия в сельской местности в среднем занимают 5,48%, а в городской – 3,81%. В настоящее время уровень жизни в сельской местности ниже, чем в городе, что вызывает миграцию населения в города, увеличивает дефицит квалифицированных кадров в сельской экономике и приводит к социальному опустыниванию сельских территорий.
Таблица 4
Структура потребительских расходов домашних хозяйств в 2020 г.
|
Домашние хозяйства,
проживающие
|
Домашние хозяйства,
проживающие
|
Домашние хозяйства,
проживающие
| |||
в городской местности
|
в сельской местности
|
в городской местности
|
в сельской местности
|
в городской местности
|
в сельской местности
| |
I кв. 2020 г.
|
I кв. 2020 г.
|
II кв. 2020 г.
|
II кв. 2020 г.
|
III кв. 2020 г.
|
III кв. 2020 г.
| |
Потребительские расходы:
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
на
покупку продуктов для домашнего питания
|
31,2
|
36,6
|
35,8
|
41,5
|
31,5
|
36,4
|
на
питание вне дома
|
3,8
|
1,5
|
0,7
|
0,2
|
2,2
|
0,8
|
на
покупку алкогольных напитков
|
1,9
|
1,4
|
1,9
|
1,5
|
1,7
|
1,2
|
на
покупку непродовольственных товаров
|
32,9
|
37,5
|
38,1
|
37,3
|
36,6
|
42,3
|
в том числе:
табачные изделия |
1,4
|
2,0
|
1,5
|
2,3
|
1,2
|
2,1
|
на
оплату услуг
|
30,2
|
23,0
|
23,5
|
19,5
|
28,0
|
19,3
|
Доля в фактических ценах табачных изделий в общем объеме продаж продуктов питания и непродовольственных товаров в 2020 году составила 2,9%, а в 2019 году данный показатель составлял 2,7%, что свидетельствует об увеличении потребления табачных изделий. Так, в 4 квартале 2020 года объем продаж классических сигарет по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в денежном выражении вырос на 6%, стиков для электронных сигарет – на 34% [5].
По данным опроса, среднестатистический курильщик в сутки выкуривает пачку сигарет в день [11]. С учетом средневзвешенной цены пачки сигарет в 140 руб. в месяц на данную статью расходов приходится 4200 руб., что составляет в 2020 году 11,8% среднедушевого дохода взрослого трудоспособного человека [3].
Согласно исследованию компании Euromonitor International «Опрос о никотине, изучение современного никотинового ландшафта», ежедневное потребление сигарет на российском рынке в 2020 году осталось на прежнем уровне по сравнению в 2019 годом. Классические сигареты ежедневно курят 33% населения, и из них 11% пользуется электронными сигаретами, однако наблюдается тенденция к росту смешанного потребления табачных изделий [19].
Однако Росстат предоставляет другие данные по вопросу потребления табачной продукции в 2020 году: 78,2% населения не употребляют никакие табачные изделия, 18,9% ежедневно продолжают курить – это население в возрасте 40–44 лет (28,09% от общего числа респондентов в возрастной категории), 45–49 лет (27,81%) и 35–39 лет (25,92%) [3].
Заключение
Существенное влияние на табачную отрасль оказывает не только общая экономическая обстановка в стране, но и активная антитабачная кампания, реализуемая Правительством РФ. На рынок табачных изделий будут постоянно оказывать влияние различные ограничения. На сегодняшний день утверждена антитабачная концепция на период до 2035 года, которая предусматривает снижение числа курильщиков среди взрослого населения к 2035 году до 21%. Также предполагается снижение розничной продажи сигарет до 1000 штук в год на человека. Согласно документу, планируется ежегодное поэтапное увеличение акцизного налога на табачные изделия, усовершенствование маркировки.
Реализация мер по борьбе с нелегальным табачным рынком должна быть системной и последовательной, включающей в себя комплекс мер, таких как контроль за цифровой маркировкой табачной продукции, формирование единой системы акцизных ставок как в странах ЕАЭС, так и внутри страны, введение комплекса законодательных мер, направленных на борьбу с теневым сектором табачного рынка. Эффективное решение проблемы возможно только при наличии системной координации между правоохранительными, таможенными, налоговыми службами и органами исполнительной власти с участием представителей бизнеса. Бюджет РФ за период с 2014 по 2020 год недополучил 280 млрд руб. по причине роста рынка сбыта нелегальной табачной продукции.
References:
Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik [Russian Statistical Yearbook] (2019). M.: Rosstat. (in Russian).
Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik [Russian Statistical Yearbook] (2020). M.: Rosstat. (in Russian).
Idrisov A.A. (2020). Nalogovaya politika v oblasti aktsizov na tabachnuyu produktsiyu v Rossii [Tax policy in the field of excise taxes on tobacco products in Russia]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 3 (3). 36-40. (in Russian). doi: 10.34684/ek.up.p.r.2020.03.03.006 .
Isaeva L.A., Icaev A.P., Salomatina E.V., Savvin A.A. (2019). Ekonomicheskoe obosnovanie formirovaniya tabachnogo proizvodstva Rossii v usloviyakh sovershenstvovaniya rynochnogo mekhanizma khozyaystvovaniya [Economic justification of the formation of tobacco production in Russia in the context of improving the market mechanism of management] Krasnodar: KubGAU. (in Russian).
Kozlova M.A. (2019). Teoreticheskie aspekty ekonomicheskoy statistiki: indeks potrebitelskikh tsen vs indeks stoimosti zhizni [Theoretical aspects of economic statistics: consumer price index vs cost-of-living index]. Journal of Economic Theory. 16 (3). 368-377. (in Russian). doi: 10.31063/2073-6517/2019.16-3.6.
Lev M.Yu. (2019). Indeks potrebitelskikh tsen i prognoznye i porogovye znacheniya v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti [Consumer price index and forecast and threshold values in the economic security system]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 2 (1). 65-71. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.2.1.100624.
Nicotine Survey 2020: Key Insights and System Overview. Strategy briefingEuromonitor International. Retrieved April 12, 2021, from https://www.euromonitor.com/nicotine-survey-2020-key-insights-and-system-overview/report
Novikova T.I. (2018). Regulirovanie aktsiznogo nalogooblozheniya tabachnoy produktsii [Regulation of excise taxation of tobacco products]. Finance. (4). 59-62. (in Russian).
Salomatin V.A., Salomatina E.V. (2018). Razvitie eksportnoy politiki tabachnyh kompaniy posredstvom optimizatsii portfelya brendov [Development of export policy of tobacco companies through brand portfolio optimization]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (2). 555-564. (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.2.38847.
Salomatina E.V. (2019). Vliyanie aktsiznogo nalogooblozheniya na rost nelegalnogo rynka tabachnoy produktsii v Rossiyskoy Federatsii [Influence of excitive taxation on the growth of the illegal market of tobacco products in the Russian Federation]. Russian Journal of Entrepreneurship. 20 (3). 655-666. (in Russian). doi: 10.18334/rp.20.3.40092 .
Salomatina E.V., Kalashnikov S.V. (2019). Aktivatsiya gosudarstvennogo vozdeystviya na rynok nelegalnoy tabachnoy produktsii [Activation of state influence on the market of illegal tobacco products]. Sustainable Development Economics. (3(39)). 76-79. (in Russian).
Tukhbatov V.M. (2019). Geograficheskiy analiz tabachnoy otrasli i upotrebleniya tabachnoy produktsii v Rossii [Geographical analysis of the tobacco industry and the use of tobacco products in Russia] University complex as a regional center of education, science and culture. 1310-1314. (in Russian).
Страница обновлена: 02.04.2025 в 13:59:16