The role of human capital management methodology in the concept of innovation activity of socially responsible enterprises
Badykova I.R.1
1 Казанский национальный исследовательский технологический университет, Russia
Download PDF | Downloads: 21 | Citations: 1
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 2 (February 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44853975
Cited: 1 by 07.12.2023
Abstract:
The innovation activity of enterprises is influenced by a significant number of factors. One of the main ones in modern conditions is the management of human capital, which indicates the need to develop and improve strategies for effective personnel management in order to implement innovative activities by the latter. Within the framework of the research, the Human Capital Index and its values for the world regions are considered. The theory of human capital is studied; and the main approaches to personnel management are analyzed. As a result of the research, the author substantiates the relationship between the social responsibility of companies in relation to employees and innovation activity. Corporate social responsibility contributes to the realization of the needs of employees and creates conditions for innovation. Based on this idea, the author proposes a methodology for managing human capital within the framework of an innovative economy by implementing the needs of employees according to the Maslow pyramid of needs.
Keywords: innovative activity, innovative economy, human capital management, corporate social responsibility
JEL-classification: O31, O32, O33, M14, O15
Введение
Разработка и реализация инноваций в условиях современности представляют собой важное условие развития как предприятий, так и отраслей и государства в целом. В связи с этим необходимым является определение наиболее значимых факторов роста инновационной активности. Так, А.В. Балановская и А.А. Колсанов, к примеру, к ним относят политические, экономические, социальные, технологические [1] (Balanovskaya, Kolsanov, 2020); Е.А Панявина и Н.О. Мартыненко – внешние (общехозяйственные, рыночные, государственные, демографические, общехозяйственные) и внутренние (управленческие, маркетинговые, финансовые, социально-экономические, экономические, экологические, технологические, инфокоммуникативные, производственные [2] (Panyavina, Martynenko, 2016); Г.И. Хохлова, Н.В. Кретова, В.А. Сергеев – внешние (макроэкономические и политические условия, доля страны на рынке высокотехнологичных продуктов, высокие риски внедрения инновационной продукции в промышленном секторе экономики); внутренние (качество управления инновационной деятельностью на уровне предприятия) [3] (Khokhlova, Kretova, Sergeev, 2018); А.С. Нечаев и О.В. Антипина – демографические, экономические, культурные, инвестиционные факторы, в т.ч. систему государственного регулирования и поддержки деятельности предприятий, объем прямых инвестиций, производительную активность [4] (Nechaev, Antipina, 2014); Е.А. Ларичева и И.С. Панина – политико-правовые, экономические, социально-демографические, технико-технологические и экологические, в частности устойчивость социальной системы, образование, науку, предпринимательство [5] (Laricheva, Panina, 2016) и т.д.
Очевидно, что на инновационную активность предприятий оказывает влияние существенное количество внутренних и внешних факторов. Однако целью данного исследования является рассмотрение такого важного аспекта, как управление человеческим капиталом, который в условиях инновационного развития, когда мировая экономика находится в процессе перехода к шестому и седьмому технологическим укладам, становится наиболее значимым ресурсом, и представление авторской методики управления человеческим капиталом в рамках инновационной экономики. В качестве методов исследования выступают общетеоретические, включая синтез, дедукцию и индукцию.
Роль методологии управления человеческим капиталом в концепции инновационной активности социально ответственных предприятий
Современным предприятиям необходима разработка стратегий по эффективному управлению кадрами с целью осуществления последними инновационной деятельности. С целью разработки авторской методики управления человеческим капиталом рассмотрим имеющиеся в научной литературе и на практике нюансы данного аспекта деятельности компаний.
Прежде всего, обратимся к Индексу человеческого капитала (Human Capital Index), определяющему, насколько страны используют экономический и профессиональный потенциал своих граждан и сколько государства теряют ввиду недостаточности образования и здоровья граждан. Учитывает такие факторы, как выживаемость (процент детей, переживших пятилетний возраст); образование (количественный фактор: ожидаемое количество лет учебы до 18 лет; качественный фактор: результаты тестов), здоровье (уровень выживания взрослых: доля 15-летних граждан, доживающих до 60 лет; здоровый рост среди детей: показатели задержки роста детей младше 5 лет). Принимает значение от 0 (минимальное использование потенциала) до 1 (максимальное). Публикуется Всемирным банком (World bank) [6, 7].
Так, по итогам индекса за 2020 г. в числе десяти лидеров оказались Сингапур (0,88 в 2018 г.; 0,88 в 2020 г.), Специальный административный район Гонконг (КНР) (0,82; 0,81), Япония (0,84; 0,80), Южная Корея (0,84; 0,80), Канада (0,80; 0,80), Финляндия (0,81; 0,80), Специальный административный район Макао (КНР) (0,76; 0,80); Швеция (0,80; 0,80), Ирландия (0,81; 0,79), Нидерланды (0,80; 0,79). Россия оказалась на 34-м месте в 2018 г. и на 40–42-х – в 2020 г. со значениями индекса 0,73 и 0,68 соответственно [6, 7].
В целом можно заметить, что в 2020 г. по сравнению с 2018 г. наблюдалось понижение индекса. Вероятнее всего, такую тенденцию следует объяснять пандемией COVID-19, в первую очередь существенно пошатнувшей показатели здоровья населения по всему миру.
В таблице 1 приведена статистика по Индексу человеческого капитала по мировым регионам. Как показывает таблица, наиболее высокий уровень в среднем наблюдается в странах Северной Америки (0,75) и Европы и Центральной Азии (0,69), а наименьший – в странах Субсахарской Африки (в странах Африки к югу от Сахары) (0,40).
Таблица 1
Средний индекс человеческого капитала по регионам за 2020 г.
Регион
|
Индекс человеческого капитала
|
Восточная
Азия и Тихоокеанский регион
|
0,59
|
Европа
и Центральная Азия
|
0,69
|
Латинская
Америка и Карибский бассейн
|
0,56
|
Средний
Восток и Северная Африка
|
0,57
|
Северная
Америка
|
0,75
|
Южная
Азия
|
0,48
|
Субсахарская
Африка
|
0,40
|
Обратимся к теории человеческого капитала, разработанной американским ученым Т. Шульцем [8] (Schultz, 1961) и развитой далее такими учеными, как Г. Беккер [9] (Becker, 1993), П. Ромер [10] (Romer, 1986), Р. Лукас [11] (Lucas, 1988) и др. В основе данной теории лежит идея о том, что вложения в образование, культуру, медицину, фармацевтику и иные отрасли, целью которых является совершенствование человеческих способностей, способствует получению дополнительного дохода в долгосрочной перспективе.
Наиболее полным современным определением рассматриваемого понятия, вероятно, служит сформулированное Н.Л. Борщевой: человеческий капитал – «совокупность взаимосвязанных ресурсов (знаний, способностей к профессиональной, интеллектуальной и креативной деятельности, здоровья, нравственности и др.) и условий, в которых происходит его формирование, развитие, использование, преобразование для обеспечения воспроизводства интеллектуально-инновационной деятельности организации и инновационного развития экономики» [12] (Borshcheva, 2016).
К основным особенностям человеческого капитала в инновационной экономике можно отнести следующие [13] (Chernotalova, 2014):
- непрерывный процесс образования, включающий в себя образование, подготовку и переподготовку кадров, повышение квалификации и т.д.;
- ускоренное развитие информационных потоков;
- неотделимость человеческого капитала от личности;
- прямая связь увеличения человеческого капитала и производительности;
- эффективность зависит от мотивации, мировоззрения, образования, культуры.
С учетом того, что в рамках инновационной экономики человеческий капитал играет решающую роль, важным представляется вопрос управления персоналом. В таблице 2 приведены особенности основных подходов.
За последние шесть десятилетий концепция управления персоналом претерпела значительные изменения. Если в 1960–1970-е гг. управление персоналом носило традиционный характер, когда в первую очередь должны были выполняться плановые показатели обеспеченности персоналом, текучести кадров, роста производительности труда, то в 1980–1990-е гг. развитие получил подход к управлению человеческими ресурсами, особенность которого заключается в том, что признается активная роль работников в деятельности и реализации целей организации. В 2000-е гг. начал формироваться подход управления человеческим капиталом, когда последний воспринимается как основной ресурс, необходимый для роста доходности предприятий [16] (Nevretdinova, 2015).
Под управлением человеческим капиталом А.М. Брюхов, к примеру, предлагает понимать «выбор наилучшей альтернативы по использованию человеческого капитала, увеличение стоимости капитала (путем инвестирования средств в развитие и обучение персонала, а также развитие медицинского обслуживания и т.д.), извлечение прибыли от его использования» [17] (Bryukhov, 2012).
Управление человеческим капиталом с точки зрения инновационного подхода основано на идее о том, что сотрудники являются источником творческих идей и важным элементом обеспечения инновационной активности компаний.
Таблица 2
Подходы к управлению персоналом организации
Критерии
|
Управление персоналом
|
Управление человеческими
ресурсами
|
Управление человеческим
капиталом
|
Периоды
доминирования
|
1960–1970-е
гг.
|
1980–1990-е
гг.
|
2000
– наст. время
|
Основная
идея
|
Физиологический
подход к человеку
|
Личностный
и социальный подход к человеку
|
Приоритет
формирования и развития структурных элементов человеческого капитала
|
Цель
|
Обеспечение
производственных и иных процессов компании необходимым количеством
сотрудников в нужное время со своевременным высвобождением ненужных ставок
|
Синхронизация
квалификации и потенциала человеческих ресурсов со стратегией и целями
предприятия
|
Опережающая
система поддержания компетентности сотрудников с целью максимально быстрой адаптации
к смене условий и роста
доходности компании |
Системы
управления
|
Подбор,
обучение и развитие, оценка и вознаграждение сотрудников
|
Методы,
позволяющие эффективно привлекать и использовать человеческие ресурсы [14] (Zaytseva,
2012)
|
Совокупность
культурных, структурных и кадровых методов управления [15] (Storey, 2007)
|
Уровни
управления
|
Внутриорганизационное управление
|
Управление
на всех уровнях, от локального до международного
|
Управление
на всех уровнях, от локального до международного
|
Структура
управления
|
Иерархическая
вертикальная структура
|
Горизонтальная
структура управления с гибкими ролями, в основе которой лежит самоконтроль
|
Горизонтальная
структура управления с гибкими ролями, в основе которой лежит самоконтроль
|
Сроки
реализации стратегии управления кадрами
|
Оперативный
характер
|
Стратегический
характер (средне- и долгосрочный)
|
Долгосрочный
характер
|
На наш взгляд, по сути своей формы вложений в развитие человеческого капитала (в образование, культуру, медицину, фармацевтику и иные отрасли, целью которых выступает совершенствование человеческих способностей) на уровне предприятий представляют собой проявление корпоративной социальной ответственности (далее – КСО), к которому есть несколько теоретических подходов, основные из которых – нормативный и инструментальный. Первый предполагает осуществление компаниями социально ответственной деятельности с целью соблюдения этических принципов. Второй же подход предполагает, что благодаря реализации политики КСО организации могут в долгосрочной перспективе получить рост экономической эффективности. На сегодняшний день научных трудов, в которых исследуется данная взаимосвязь, значительное количество. К примеру, метаанализ Г. Фриде, Т. Буша и А. Бассена [18] (Friede, Busch, Bassen, 2015), в котором проанализированы результаты 2 200 исследований за 1972–2015 гг., показывает, что 62,6% работ подтверждают наличие положительной связи.
В частности, интересной представляется разработанная Э. Фрименом [19] (Freeman, 1984) стейкхолдерская теория, которая предполагает, что при осуществлении компаниями деятельности должны быть учтены интересы различных групп стейкхолдеров. В результате подобного отношения со стороны предприятий группы заинтересованных лиц будут становиться все более лояльными, что будет приводить к росту конкурентных преимуществ организации. Среди основных групп стейкхолдеров можно выделить акционеров, работников, потребителей, поставщиков, государство, конкурентов, общественных активистов, СМИ, местные сообщества и т.д. В рамках текущего исследования особый интерес для нас представляют работники предприятий.
Схематично связь КСО и роста инновационной активности представлена на рисунке 1.
По нашему мнению, социальная ответственность компании по отношению к сотрудникам создает условия для изобретения инноваций, которые, в свою очередь, приводят к росту инновационной активности.
Рисунок 1. Процесс роста инновационной активности посредством реализации политики социальной ответственности по отношению к сотрудникам
Источник: составлено автором.
На наш взгляд, управление человеческим капиталом возможно посредством предоставления условий для реализации потребностей сотрудников. Известная пирамида потребностей Маслоу говорит о том, что у человека есть несколько уровней потребностей, и по мере исполнения нижних он начинает нуждаться в реализации тех, что идут уровнем выше. При этом к базовым относятся физиологические и потребности в безопасности, к потребностям в контакте – социальные, потребности в уважении и признании, а также в творчестве и познании; к потребностям в развитии – эстетические и потребность в самореализации. Несмотря на то, что последовательность в удовлетворении потребностей в современном мире, вероятно, может быть несколько иной и носит индивидуальный характер, по нашему мнению, Пирамида Маслоу отражает все важные аспекты жизни человека.
Мы полагаем, что социальная ответственность по отношению к сотрудникам проявляется посредством реализации их потребностей. На рисунке 2 представлены соответствующие инструменты для каждой ступени. При этом подобные мероприятия и принципы деятельности организации позволяют создавать условия для роста инновационной активности компаний.
Рисунок 2. Методика управления человеческим капиталом в рамках инновационной экономики посредством реализации потребностей сотрудников согласно пирамиде потребностей Маслоу
Источник: составлено автором.
Инновационная деятельность в целом представляет собой один из наиболее высоких уровней умственной деятельности человека, реализация которого в максимальной мере возможна лишь при условии удовлетворения всех его потребностей.
На рисунке 2 слева представлены элементы политики КСО по отношению к сотрудникам в соответствии с их потребностями, а справа – условия для создания инноваций, которые обеспечиваются предприятием при реализации соответствующей политики. К примеру, при обеспечении повышения квалификации, поощрения творческого подхода к работе реализуются потребности в творчестве и познании. В результате сотрудники получают новые знания, умения и навыки, которые требуются для создания инноваций, а также творчески подходят к рабочему процессу.
Заключение
Таким образом, в рамках данного исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в связи с тем, что мировая экономика находится в процессе перехода к шестому и седьмому технологическим укладам, управление человеческим капиталом является одним из важных факторов развития инновационной активности предприятий. Соответственно, современным предприятиям необходима разработка стратегий по эффективному управлению кадрами с целью осуществления последними инновационной деятельности.
Во-вторых, рассмотрен Индекс человеческого капитала. Данный показатель определяет, насколько страны используют экономический и профессиональный потенциал своих граждан и сколько государства теряют ввиду недостаточности образования и здоровья граждан. Сделан вывод о том, что по сравнению с 2018 г. в 2020 г. в среднем наблюдался спад данного индекса в результате пандемии COVID-19.
В-третьих, исследована теория человеческого капитала, в основе которой лежит идея о том, что вложения в образование, культуру, медицину, фармацевтику и иные отрасли, целью которых является совершенствование человеческих способностей, способствуют получению дополнительного дохода в долгосрочной перспективе и обеспечению воспроизводства интеллектуально-инновационной деятельности организации и инновационного развития экономики.
В-четвертых, проанализированы основные подходы к управлению персоналом, наиболее современным из которых выступает управление человеческим капиталом.
В-пятых, обоснована связь между социальной ответственностью компаний по отношению к сотрудникам и инновационной активностью. КСО способствует реализации потребностей работников и создает условия для инновационной деятельности. На основе данной идеи автором предложена методика управления человеческим капиталом в рамках инновационной экономики посредством реализации потребностей сотрудников согласно пирамиде потребностей Маслоу.
Полагаем, что исследование связи корпоративной социальной ответственности и инновационной активности является многообещающим направлением для научных исследований. В последующем представляется перспективным эмпирическое обоснование данной теории.
References:
Balanovskaya A.V., Kolsanov A.A. (2020). Strategicheskiĭ analiz innovatsionnoĭ deyatelnosti organizatsii [Strategic analysis of innovative activity of the organization]. Science of the XXI Century: actual development directions. (2-1). 110-115. (in Russian).
Becker G.S. (1993). Human capital: a theoretical and empirical analysis, with special reference to education Chicago: University of Chicago Press.
Borscheva N.L. (2016). Razvitie metodologii upravleniya chelovecheskim kapitalom v innovatsionnoy ekonomike [Development of the methodology of human capital management in the innovation economy] Moscow. (in Russian).
Bryukhov A.M. (2012). Nauchnyy analiz ponyatiy «chelovecheskiy kapital» i «upravlenie chelovecheskim kapitalom» [Scientific analysis of the concepts of human capital and human capital management]. Chelyabinskiy gumanitariy. (1(18)). 23-26. (in Russian).
Chernotalova E.V. (2014). Razvitie chelovecheskogo kapitala v usloviyakh innovatsionnoy ekonomiki The Bulletin of KrasGAU. (4). 55-60.
Freeman E. (1984). Strategic management: A stakeholder approach Boston: Pitman.
Friede G., Busch T., Bassen A. (2015). ESG and financial performance: aggregated evidence from more than 2000 empirical studies Journal of Sustainable Finance & Investment. 5 (4). 210-233. doi: 10.1080/20430795.2015.1118917.
Khokhlova G.I., Kretova N.V., Sergeev V.A. (2018). Problemy i faktory, vliyayushchie na razvitie innovatsionnoy deyatelnosti v Rossii [Problems and factors influencing the development of innovation activity in Russia]. Management of economic systems: scientific electronic journal. (3(109)). 33. (in Russian).
Laricheva E.A., Panina I.S. (2016). Analiz putey povysheniya produktivnosti innovatsionnoy deyatelnosti [Analysis of ways of increase of productivity of innovative activity]. Ekonomika i effektivnost organizatsii proizvodstva. (24). 25-30. (in Russian).
Lucas R.E.Jr. (1988). On the mechanism of economic development Journal of Monetary Economics. (22). 3-42.
Nechaev A.S., Antipina O.V. (2014). Neobkhodimost realizatsii gosudarstvennyh meropriyatiĭ v tselyakh povysheniya effektivnosti deyatelnosti innovatsionno-aktivnyh predpriyatiĭ [The need for the implementation of government activities in order to improve the efficiency of innovation-active enterprises]. Management of economic systems: scientific electronic journal. (9(69)). 25. (in Russian).
Nevretdinova M.V. (2015). Mekhanizm upravleniya chelovecheskim kapitalom [The mechanism of human capital management]. Eurasian Union of Scientists. (8-1(17)). 56-59. (in Russian).
Panyavina E.A., Martynenko N.O. (2016). Faktory, opredelyayushchie razvitie innovatsionnoy deyatelnosti predprinimatelskoy struktury [Factors determining the development of innovative activity of the business structure]. Aktualnye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. 4 (2(22)). 52-57. (in Russian).
Romer P. (1986). Increasing Returns and Long-Run Growth Journal of Political Economy. 94 (5). 1002-1037. doi: 10.1086/261420.
Schultz T.W. (1961). Investment in Human Capital The American Economic Review. 51 (1). 1-17.
Storey J. (2007). Human Resource Management: A Critical Text London: Thomson.
The Human Capital Index 2020 Update. Human Capital in the Time of COVID-19World Bank. Retrieved from https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/34432
The Human Capital IndexWorld Bank. Retrieved from http://documents1.worldbank.org/curated/en/363661540826242921/pdf/The-Human-Capital-Project.pdf
Zaytseva T.V. (2012). Sistema upravleniya chelovecheskimi resursami [Human resource management system] Moscow: Moskovskiy gosudarstvennyy universitet imeni M.V. Lomonosova. (in Russian).
Страница обновлена: 13.04.2025 в 22:44:06