Implementation of Mobility-as-a-Service concept in the world's megalopolises

Pishchikova O.V.1, Saginov Yu.L.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 2 (February 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44745958
Cited: 9 by 07.12.2023

Abstract:
Transport operators in megalopolises around the world are working to ensure the safety, comfort and speed of travel and use modern digital solutions to inform passengers and optimize transport operations, which allow forming and maintaining transport behaviour models of the citizens. All these solutions are successfully implemented within the MaaS - Mobility-as-a-Service concept. This concept in recent years has been gaining popularity in the world's leading metropolitan areas; and it is implemented in the form of mobile applications with convenient and broad functionality for easier access to different means of urban transport. Implementation of the concept makes it possible to ensure high quality of mobility and, as a consequence, higher quality of life, supporting the strategy of sustainable development of cities.

Keywords: urban transport, Mobility-as-a-Service, mobile applications, megapolis

JEL-classification: R41, R48, R49



Введение

Мегаполисы во всем мире используют инструменты управления городской мобильностью для повышения эффективности городской транспортной системы и снижения негативных экологических и социально-экономических последствий развития городского транспорта [2] (Pustokhina, Pustokhin, 2019). Современные крупные города постепенно отказываются от экстенсивного развития транспорта через строительство новых дорог и рост числа автомобилей и переходят к модели города для людей. Научные публикации и исследования выделяют четыре основные тенденции формирования современной городской мобильности: бесшовность, автономность, совместное использование и электрификация [12]. Все эти тенденции связаны с определенными технологиями. Развитие информационно-коммуникационных технологий и «Интернета вещей» (Internet of Things) привело к появлению новых форм передвижения по городу, таких как каршеринг и электронные платформы транспортных компаний-интеграторов, позволило использовать гибкое планирование маршрутов транспортных средств, перейти от фиксированных расписаний движения к гибким графикам на основе прогнозов передвижения пассажиров [3] (Saginova, 2020). Технология автономного передвижения транспортных средств без водителя уже реализуется для автомобильного и рельсового транспорта на стандартных маршрутах, например, в аэропортах. Интерес горожан к моделям каршеринга и байкшеринга обусловлен эффективностью временного использования автомобиля или велосипеда, формированием восприятия мобильности как услуги [11]. Оснащенность современных транспортных средств обеспечивает возможность обмена данными с другими транспортными средствами, устройствами и сетями и в результате учитывать индивидуальные особенности, предпочтения и схемы перемещения пассажиров. Все эти возможности требуют грамотных управленческих решений, координации действий различных служб, обеспечивающих мобильность. Поэтому анализ существующего опыта внедрения новых моделей и концепций городской мобильности актуален и значим для осмысления и дальнейшего внедрения новых концепций в практику городского управления.

Городские транспортные операторы по всему миру внедряют инновации как в городскую транспортную инфраструктуру и подвижной состав, так и в пассажирские сервисы для удовлетворения потребности населения в мобильности на повседневной основе [1, 5] (Kupriyanovskiy, Akimov, Pokusaev, Alenkov, Namiot, Sinyagov, 2017; Tregubov, 2019). Выбор пассажирских сервисов стал настолько разнообразен, что пассажиру часто бывает сложно сориентироваться в спектре оказываемых транспортных услуг и выбрать наиболее приемлемый вариант передвижения. Именно эту проблему решает современная концепция «Мобильность как услуга» (MaaS). Цель данной статьи – систематизация основных понятий в рамках данной концепции и анализ направлений ее внедрения в городах мира. Данные для анализа собраны из открытых источников, отраслевых публикаций и научных статей по теме моделей городской мобильности.

Функции и возможности MaaS

Международный союз общественного транспорта (МСОТ) определяет MaaS как интеграцию и предоставление доступа к различным транспортным услугам и пассажирским сервисам внутри единой цифровой платформы, в основе которой лежат алгоритмы построения оптимального маршрута с использованием наиболее подходящих видов транспорта и в условиях экономии времени [13, 14]. Чаще всего данная цифровая платформа реализуется в виде удобного пользовательского интерфейса внутри мобильного приложения для персональных смарт-устройств, что позволяет в режиме реального времени планировать поездку любой сложности [4] (Sakuleva, 2018).

В 2015 году М. Камарджианни и М. Матиас описали концепцию MaaS как предоставление всех транспортных услуг и пассажирских сервисов по технологии одного окна [7]. Цифровое приложение MaaS является индивидуальным инструментом планирования перемещений за счет возможности указать персональные пожелания к осуществлению поездки. С использованием приложения MaaS пассажир получает несколько возможностей [1] [7, 14]:

· проложить как простой маршрут из точки А в точку В, так и комплексный маршрут с учетом нескольких точек;

· выбрать наиболее удобный / удобные вид(ы) транспорта – это может быть городской общественный транспорт, шеринг-сервисы, средство индивидуальной мобильности, такси, личный автомобиль. Платформа позволяет выбрать оптимальный маршрут с учетом индивидуальных предпочтений пассажира, рассчитать общую стоимость поездки и показать место нахождения ближайшей парковки, пересадочной станции или остановки общественного транспорта;

· проверить загруженность маршрута в выбранное время и забронировать поездку – эта опция стала доступна в приложениях большинства транспортных операторов во время пандемии COVID-19, когда обязательное соблюдение социальной дистанции стало повсеместным требованием;

· оплатить проезд на всех видах транспорта единым платежом, что избавляет пассажира от необходимости обращения в кассу или к билетному автомату и покупки нескольких билетов для одного комплексного маршрута;

· проверить расписание и рассчитать время в пути до ближайшей парковки, пересадочной станции или остановки общественного транспорта;

· контролировать процесс поездки: не пропустить нужную остановку, комфортно совершить пересадку и вовремя добраться до пункта назначения;

· отслеживать изменения на маршруте и/или менять маршрут в режиме реального времени;

· оставлять обратную связь и пожелания для транспортного оператора в ходе поездки и после нее.

Согласно определению МСОТ, MaaS предлагает постоянный доступ к планированию, бронированию и оплате проезда, а также предоставляет возможность отслеживать информацию о поездке в режиме реального времени, что упрощает использование городских видов транспорта и создает конкурентоспособную альтернативу личному автомобилю [13, 14]. Внедрение концепции MaaS может стать инструментом управления моделями транспортного поведения в пользу устойчивой и доступной мобильности, а также уменьшения использования личного автомобиля.

Создание пассажирского сервиса для предварительного бронирования, планирования и оплаты поездки позволяет пассажирам существенно экономить время, потраченное на выполнение маршрута, так как все подготовительные этапы поездки могут быть выполнены заранее и в удобном месте, что исключает время ожидания на станции городского транспорта. Сервисы предварительного планирования поездки на городском транспорте также существуют во многих мегаполисах мира и предлагаются как муниципальными операторами, так и коммерческими разработчиками, включая такого технического гиганта, как Google LLC. Постепенно компании дополняют данные пассажирские сервисы функцией бронирования и предоплаты поездки.

Динамично развивается такой пассажирский сервис, как интернет-агрегаторы городских транспортных услуг, реализованные в виде мобильных приложений. Наиболее популярными платформами являются интернет-агрегаторы заказов такси и бронирования транспортных средств совместного пользования (каршеринг и байкшеринг). Данный пассажирский сервис также реализуется во многих городах мира через такие частные компании, как Uber, Lyft, Yandex и другие.

Интеграция всех имеющихся в городе транспортных услуг дает пользователям возможность выбора наиболее комфортного перемещения с учетом множества вводных данных, что делает предложение весьма разнообразным и подходящим для комфортного использования пассажирами с различными моделями транспортного поведения.

Реализация системы MaaS в мегаполисах мира

На текущем этапе MaaS-решения предлагают широкий, но пока неполный функционал. В 2016 году в мире было зарегистрировано 15 MaaS-систем различной степени реализации, а в 2020 году уже несколько десятков городов реализовывали концепцию MaaS самостоятельно или через технические компании [6] (Kamargianni, Li, Matyas, Schäfer, 2016). В основном концепция MaaS реализуется в мегаполисах с достаточно высоким уровнем экономического и транспортного развития, что регулярно отмечается в международных рейтингах ведущих исследовательских институтов и консалтинговых компаний мира. Тем не менее на сегодняшний день не существует ни одного исследовательского рейтинга, посвященного непосредственно реализации концепции MaaS в мире.

В то же время различные исследователи предлагают свои подходы к систематизации. Так, условно все мегаполисы можно разделить на две основные группы по уровню реализации концепции и разработки приложений MaaS – это город – оператор и город – источник данных. При этом во многих городах могут быть реализованы различные MaaS-модели – как муниципальные, так и коммерческие. К первой группе традиционно относят такие мегаполисы, как Вена (мобильное приложение WienMobil [2]), Дубай (мобильное приложение S’hail [3]), Милан (мобильное приложение ATM Milano [4]), Осло (мобильное приложение Oslo Pass [5]) и Сингапур (мобильное приложение My Transport [6]), где муниципальный транспортный оператор управляет системой MaaS и реализует MaaS-модель с участием городского регулятора общественного транспорта в роли интегратора.

Вторая группа, в свою очередь, также подразделяется на две группы: группа городов, где интегратором служит немуниципальная транспортная компания, и города, где интегратором служит частная техническая компания. Оба варианта являются частными случаями MaaS-модели с участием коммерческого интегратора. К этой же группе относятся международные компании-интеграторы: Citymapper [7], Moovit [8], UbiGo [9], Whim [10] и другие, которые чаще всего являются частными техническими MaaS-операторами для мегаполисов.

К городам, где интегратором выступает немуниципальная транспортная компания, относятся Амстердам (интегратор – Nederlandse Spoorwegen [11]), Гамбург (интегратор – DB [12]) и Париж (интегратор – RATP [13]). Технологические компании являются MaaS-интеграторами в таких городах, как Лондон (Citymapper [14]), Лос-Анджелес (ReachNOW [15]), Нью-Йорк (Google Maps), Сидней (SkedGo [16]), Стокгольм (UbiGo [17]) и Хельсинки (Whim [18]). С 2019 года данный список также дополняет Берлин, где внедрена MaaS-коллаборация муниципального транспортного оператора BVG и технической компании Jelbi [19].

Все реализуемые MaaS-предложения имеют схожий функционал и включают в себя различные виды транспорта в зависимости от сложившейся в мегаполисе транспортной системы. При этом все существующие цифровые предложения реализуются в виде удобных мобильных приложений для персональных гаджетов, что объясняется необходимостью использования приложения в поездке в режиме реального времени. Тем не менее некоторые приложения частично или полностью дублируются в формате веб-сайта, например, DB Navigator [20] и Nederlandse Spoorwegen [21].

В 2016 году для сравнения различных цифровых MaaS-решений М. Камарджианни и М. Матиас предложили использование таких параметров, как вид бесшовности (наличие единой системы оплаты, мобильного приложения и функции предварительного бронирования и оплаты поездки) и количество интегрированных видов транспорта [6] (Kamargianni, Li, Matyas, Schäfer, 2016). Однако MaaS-концепция динамично развивается, и на сегодняшний день дополнительно предлагается использовать сопоставление таких показателей, как количество покрываемых видов транспорта, количество реализуемых функций, год запуска, количество скачиваний и их процент от общего количества жителей в мегаполисе, а также дополнительное покрытие в других городах страны и мира. В таблице 1 приведен краткий обзор MaaS-решений в крупных мегаполисах по охвату видов транспорта.

Таблица 1

Основные современные MaaS-решения в мегаполисах мира


Город
MaaS-приложение
Год запуска
Платформа
Тип
Виды транспорта
Дополнительный функционал
Дополнительное покрытие
1
Амстердам
OV-chipkaart
2014
iOS/Android
Город-оператор
Трекинг поездок на ОТ
Обслуживание транспортной карты
Нет
2
Берлин
Jelbi
2019
iOS/Android
Город – источник данных (интегратор – компания Trafi)
ОТ, велосипед, электросамокаты, каршеринг, микротранзит
Возможность использования Jelbi-станции по городу для получение необходимого сервиса и в качестве остановок
Нет
3
Вена
Wien Mobil
2018
iOS/Android
Город-оператор
ОТ, велосипед, электросамокаты и электровелосипеды, каршеринг, такси, пешеходы
Онлайн-оплата в «одно окно», аренда автомобиля у частного оператора, контроль экопоказателя поездки
Нет
4
Дубай
S'hail
2019
iOS/Android
Город-оператор
ОТ, ЛТ, каршеринг, такси
Онлайн-оплата в «одно окно», парковки, платный въезд в город
Нет
5
Лондон
Citymapper
2011
iOS/Android
Международная компания- интегратор
ОТ, ЛТ, велосипеды, пешеходы
Онлайн-оплата в «одно окно», сервис ночного микротранзита
58 городов в августе 2020 года
6
Лос-Анджелес
ReachNOW
2016 (ранее - moovel)
iOS/Android
Международная компания- интегратор
ОТ, ЛТ, каршеринг, такси
Онлайн-оплата в «одно окно», парковки, зарядные станции для электротранспорта
20+ городов в сентябре 2020 года
7
Милан
ATM Milano
2015
iOS/Android
Город-оператор
ОТ, ЛТ, велосипеды, микротранзит
Онлайн-оплата в «одно окно», абонементы, парковки, платный въезд в город
Нет
8
Нью-Йорк
Google Maps
2005
iOS/Android
Международная компания- интегратор
ОТ, ЛТ, велосипеды, электросамокаты и электровелосипеды, микротранзит, каршеринг, такси, пешеходы
Планирование поездок с учетом загрузки
70+ офисов в 50 странах мира в сентябре 2020 года
9
Париж
RATP
2017
iOS/Android
Немуниципальная транспортная компания-оператор
ОТ, велосипеды, ночные маршруты
Оплата билета по SMS, планирование маршрутов с учетом загрузки, информирование
Нет
10
Сидней
SkedGo
2009
iOS/Android
Международная компания- интегратор
ОТ, велосипеды, каршеринг, такси
Онлайн-оплата в «одно окно», абонементы
8 частных компаний в сентябре 2020 года
11
Сингапур
My Transport
2018
iOS/Android
Город-оператор
ОТ, ЛТ, каршеринг, такси
Онлайн-оплата в «одно окно», абонементы, парковки, платный въезд в город, персонализация и информирование
Нет
12
Стокгольм
UbiGo
2019
iOS/Android
Город-источник данных (интегратор -компания UbiGo)
ОТ, велосипеды, каршеринг, такси
Онлайн-оплата в «одно окно», абонементы
Нет
13
Хельсинки
Whim
2017
iOS/Android
Международная компания- интегратор
ОТ, велосипед, электросамокаты, каршеринг, такси
Абонементы на транспортные услуги по нескольким тарифным планам
7 городов в сентябре 2020 года
14
Осло
Oslo Pass
2018
iOS/Android
Город-оператор
ОТ
Туристические маршруты и билеты в музеи, абонемент на 24, 48 или 72 часа
Нет

Источник: составлено авторами на основе собранных данных.

Согласно данным, представленным в таблице 1, современные MaaS-платформы позволяют получить доступ ко всем видам городского общественного транспорта, который по-прежнему является ключевым в целевой модели транспортного поведения жителей в мегаполисах. Внимание также уделяется и интеграции шеринг-сервисов (каршеринга и велопроката), такси и даже микротранзита, что в первую очередь свидетельствует о заключении партнерств с частными компаниями-операторами. В таблице 2 представлены данные по MaaS-системам, получившим международное распространение.

Таблица 2

Международные MaaS-решения

MaaS-приложение
Moovit
Год запуска
2011
Платформа
iOS/Android/ Windows Phone
Тип
Международная компания-интегратор
Виды транспорта
ОТ
Дополнительный функционал
Расположение остановок, онлайн-расписание, наличие Wi-Fi и кондиционеров
Покрытие
350+ городов по всему миру, включая Нью-Йорк, Лондон, Лос-Анджелес, Париж, Мадрид, Барселону, Рим, Сан-Паоло, Рио-де-Жанейро, Боготу, Сантьяго-де-Чили, Мехико, Сидней, Торонто, Стамбул, Кейптаун и Тель-Авив
Источник: составлено авторами на основе собранных данных.

Уровни развития MaaS

Системы MaaS также можно разделить по уровням развития, выделив шесть таких уровней и принимая за точку отсчета базовый или нулевой уровень, характеризующий существующее положение во многих крупных городах, когда существуют системы учета данных, где отдельные виды транспорта уже имеют цифровой интерфейс и пассажирам доступна информация онлайн для каждого вида транспорта.

Таблица 3

Уровни развития система MaaS

Уровень
Краткое описание
0
Существующее положение
1
Существует интеграция отдельных видов услуг между собой
2
Интеграция вариантов оплаты различных видов транспорта
3
Единый интерфейс для различных видов транспорта
4
Интеграция всех видов транспорта, частных и общественных, включая планирование маршрута, приобретение билетов и оплату проезда
5
Использование искусственного интеллекта для учета предпочтений пассажира и использования его данных для внесения изменений в маршрут практически в режиме реального времени
6
MaaS выходит за пределы мобильности и взаимодействует
с «Интернетом вещей», умными зданиями
и умными городами
Источник: составлено авторами на основе [9] (Oliveira Cruz, Sarmento, 2020).

На первом уровне развития интегрированные пары услуг начинают разрабатывать совместное предложение, например проезд + автостоянка, частный автомобиль + паром или автомобиль + автобус. На втором уровне развивается интеграция между частным оператором и режимом работы общественного транспорта. Хотя интеграция успешна, другие виды общественного транспорта остаются в стороне. На третьем уровне формируется единый интерфейс, объединяющий разные виды транспорта и их провайдеров, услуги предоставляются одним метаоператором через единый счет пассажира. На четвертом уровне определяются открытые данные и стандарты, которые используются всеми провайдерами и метаоператорами MaaS для предоставления услуг пассажирам. На пятом уровне использование данных о поведении и профиле конкретного пассажира, истории прошлых поездок и фильтров минимизирует необходимость вмешательства и изменений в маршруте, который теперь планируется «от двери до двери». По мере развития MaaS развиваются и другие системы, участвующие в обеспечении жизни пассажира, такие как умные рабочие места, умные дома, умные города и другие услуги, на шестом уровне обеспечивающие удобный и бесшовный интерфейс с экосистемой пассажира.

Заключение

Все ведущие мегаполисы мира заинтересованы в дальнейшем устойчивом развитии систем городской мобильности, так как она напрямую влияет на качество жизни в городах.

Внедрение и развитие функций системы MaaS наряду с поддержанием корректной работы инфраструктуры и подвижного состава позволит мегаполисам продолжать совершенствовать пассажирские сервисы и формировать предложение с учетом новых глобальных вызовов. Более того, рассматривая мобильность как услугу, транспортные операторы получают возможность добавлять ценность услугам общественного транспорта через персонализацию предложений пассажирам, увеличивая привлекательность общественного транспорта и устойчивых способов перемещения по городу и, следовательно, управляя моделями транспортного поведения жителей в мегаполисах.

В условиях пандемии COVID-19 крайне важно наладить и сохранить баланс использования транспортных систем мегаполисов, стимулируя пользователей использовать альтернативные виды мобильности вместо личных автомобилей в качестве временной замены общественному транспорту. Постоянная поддержка и информирование пользователей, а также эффективная коммуникация внутри MaaS-плаформы позволят мягко управлять моделями транспортного поведения жителей в мегаполисах в условиях пандемии.

Сохранение приоритета городского общественного транспорта в транспортном развитии позволит обеспечить устойчивость и высокое качество жизни в будущем. Отдельное внимание требуется уделить поддержке транспортных операторов, которые вынуждены поддерживать интенсивность работы городского транспорта при сниженных пассажиропотоках. По данным МСОТ, докризисные пассажиропотоки восстановятся не ранее весны 2021 года.

[1] ATM Milano [Электронный ресурс]/ ATM Milano. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atm.it/it/ViaggiaConNoi/Pagine/ATMMobile.aspx (дата обращения: 15.01.2021).

[2] WienMobil [Электронный ресурс]/ WienMobil. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wienerlinien.at/eportal3/ep/channelView.do/pageTypeId/66533/channelId/-3600061 (дата обращения: 15.01.2021).

[3] S’Hail [Электронный ресурс]/ ERTICO. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://erticonetwork.com/shail-the-first-maas-solution-in-the-middle-east/ (дата обращения: 15.01.2021).

[4] ATM Milano [Электронный ресурс]/ ATM Milano. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atm.it/it/ViaggiaConNoi/Pagine/ATMMobile.aspx (дата обращения: 15.01.2021).

[5] Oslo Pass [Электронный ресурс]/ Visit Oslo. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.visitoslo.com/en/activities-and-attractions/oslo-pass/ (дата обращения: 15.01.2021).

[6] My Transport SG [Электронный ресурс]/ Land Transport Authority (LTA). – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lta.gov.sg/content/ltagov/en/newsroom/2018/9/2/new-features-new-look-for-ltas-my-transportsg-mobile-application.html (дата обращения: 15.01.2021).

[7] Citymapper [Электронный ресурс]/ Citymapper. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://citymapper.com/moscow?lang=ru (дата обращения: 15.01.2021).

[8] Moovit [Электронный ресурс]/ Moovit. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://moovit.com (дата обращения: 15.01.2021).

[9] UbiGo [Электронный ресурс]/ UbiGo. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ubigo.me/en/home (дата обращения: 15.01.2021).

[10] Whim [Электронный ресурс]/ Whim. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://whimapp.com (дата обращения: 15.01.2021).

[11] Nederlandse Spoorwegen [Электронный ресурс]/ Nederlandse Spoorwegen. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nsinternational.com/en/nsinternationalapp-1 (дата обращения: 15.01.2021).

[12] DB Navigator [Электронный ресурс]/ Deutsche Bahn. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bahn.de/p/view/service/mobile/db-navigator.shtml (дата обращения: 15.01.2021).

[13] RATP [Электронный ресурс]/ Régie Autonome des Transports Parisiens. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ratp.fr/en/apps/ratp-app (дата обращения: 15.01.2021).

[14] Citymapper [Электронный ресурс]/ Citymapper. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://citymapper.com/moscow?lang=ru (дата обращения: 15.01.2021).

[15] ReachNOW [Электронный ресурс]/ Reach Now. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.your-now.com/our-solutions/reach-now (дата обращения: 15.01.2021).

[16] SkedGo [Электронный ресурс]/ SkedGo. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://skedgo.com (дата обращения: 15.01.2021).

[17] UbiGo [Электронный ресурс]/ UbiGo. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ubigo.me/en/home (дата обращения: 15.01.2021).

[18] Whim [Электронный ресурс]/ Whim. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://whimapp.com (дата обращения: 15.01.2021).

[19] Jelbi [Электронный ресурс]/ Jelbi. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jelbi.de/en/home/ (дата обращения: 15.01.2021).

[20] DB Navigator [Электронный ресурс]/ Deutsche Bahn. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bahn.de/p/view/service/mobile/db-navigator.shtml (дата обращения: 15.01.2021).

[21] Nederlandse Spoorwegen [Электронный ресурс]/ Nederlandse Spoorwegen. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nsinternational.com/en/nsinternationalapp-1 (дата обращения: 15.01.2021).


References:

Kamargianni M., Li W., Matyas M., Schäfer A. (2016). A Critical Review of New Mobility Services for Urban Transport Transportation Research Procedia. 14 3294-3303. doi: 10.1016/j.trpro.2016.05.277.

Karlsson I.C.M., Sochor J., Strömberg H. (2016). Karlsson I. C. M., Sochor J., Strömberg H. Developing the ‘Service’ in Mobility as a Service: Experiences from a Field Trial of an Innovative Travel Brokerage Transportation Research Procedia. 14 3265-3273. doi: 10.1016/j.trpro.2016.05.273.

Kupriyanovskiy V.P., Akimov A.V., Pokusaev O.N., Alenkov V.V., Namiot D.E., Sinyagov S.A. (2017). Intellektualnaya mobilnost i mobilnost kak usluga v umnyh gorodakh [Intellectual mobility and mobility as a service in smart cities]. International Journal of Open Information Technologies. 5 (12). 77-122. (in Russian).

Oliveira Cruz C., Sarmento J.M. (2020). Mobility as a Service Platforms: A Critical Path towards Increasing the Sustainability of Transportation Systems Sustainability. 12 (16). 6368. doi: 10.3390/su12166368.

Pustokhina I., Pustokhin D. (2019). Tsifrovizatsiya logistiki v Rossii: realnost, problemy i blizhayshie perspektivy [Digitalization of logistics in Russia: reality, problems and immediate prospects]. Logostics. (11(156)). 14-18. (in Russian).

Saginova O.V. (2020). Modeli gorodskoy mobilnosti i logistika krupnogo goroda [Patterns of urban mobility and logistics in a big city]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (2). 321-330. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.2.100430.

Sakuleva T.N. (2018). Sistema MaaS i ee problematika [The MaaS system and its problems]. E-Management. 1 (2). 30-37. (in Russian). doi: 10.26425/2658-3445-2018-2-30-37.

Smith G. Making Mobility-as-a-Service: Towards Governance Principles and PathwaysResearch.chalmers.se/. Retrieved January 15, 2021, from https://research.chalmers.se/en/publication/516812

The road to seamless urban mobilityMcKinsey Quarterly. Retrieved January 03, 2021, from https://www.mckinsey.com/business-functions/sustainability/our-insights/the-road-to-seamless-urban-mobility

Tregubov V.N. (2019). Organizatsiya gorodskogo transporta na osnove kontseptsii «mobilnost kak usluga» [Urban transit system based on mobility as a service]. International Journal of Open Information Technologies. 7 (6). 73-80. (in Russian).

Страница обновлена: 08.04.2025 в 00:11:31