Integration of the investment elevator mechanism into the system of consolidated support programs for Russian development institutions

Dorzhieva V.V.1, Ilyina S.A.1
1 Институт экономики РАН, Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 11 (November 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44494251
Cited: 5 by 07.12.2023

Abstract:
Currently, our country's policy is aimed at combining the resources and competencies of state development institutions by creating joint support programs to improve their effectiveness and expand access for participants of supported projects. The authors of the article examine the creation and sequence of implementation of the investment elevator innovative mechanism for in the system of consolidated programs for supporting federal and regional development institutions in Russia. The presented examples of the implementation of the mechanism under consideration demonstrate its effectiveness both in relation to participating companies and in addressing the urgent needs of the state. In this latter case, they also demonstrate a very high speed of passing all the stipulated stages. However, a full-scale assessment of the investment elevator mechanism effectiveness is currently not possible due to the practice of partial disclosure of information by development institutions. In general, further replication of the mechanism seems promising, but it is necessary to solve a number of regulatory and organizational issues.

Keywords: investment elevator, development institutions, development institutions support programs, non-resource exports, import substitution, high technologies

JEL-classification: E22, E65, E69, O33



Введение

Сложившиеся в последние годы условия хозяйствования, характеризующиеся санкционным давлением, кризисными явлениями, нестабильностью политической ситуации, распространением коронавируса и повсеместного введения мер ограничительного характера, с одной стороны, оказали негативное воздействие как на национальную экономику, так и на мировую в целом, с другой стороны, представили российским предприятиям новые возможности и перспективы, а также способствовали активации программ по развитию экспортной деятельности и импортозамещению [12, 14] (Dedkova, Gudkov, Bykova, 2018; Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020).

В текущих условиях остро стоят вопросы, связанные с необходимостью стимулирования отечественного экспорта и повышения эффективности государственной поддержки предприятий-экспортеров, что подтверждается пристальным вниманием российских исследователей к данной тематике: Е.Г. Дедковой, А.А. Гудкова, Е.В. Быковой [12] (Dedkova, Gudkov, Bykova, 2018); А.А. Кузубова [19] (Kuzubov, 2018); Г.А. Орловой, А.Н. Зеленюка, Ю.А. Савинова, Е.В. Тарановской [26] (Orlova, Zelenjuk, Savinov, Taranovskaja); Н.В. Пузиной [34] (Puzina, 2020); Н.Ю. Родыгиной, С.В. Молевой, В.И. Мусихина, В.И. Алексеева [37] (Rodygina, Moleva, Musikhin, Alekseev, 2019); В.Э. Юрченко [49] (Yurchenko, 2020) и др.

Анализ реализации импортозамещения, а также его дальнейшие перспективы с учетом текущих негативных факторов представлены в работах: С.М. Коростелева [17] (Korostelev, 2020); С.К. Содномовой, Н.В. Рубцовой [44] (Sodnomova, Rubtsova, 2020); С.А. Толкачева, О.И. Донцовой, О.О. Комолова [45] (Tolkachev, Dontsova, Komolov, 2019); Ю.М. Федорчук, А.И. Квашина, К.В. Федорчук, Е.С. Звонниковой, М.А. Егорова [47] (Fedorchuk, Kvashin, Fedorchuk, Zvonnikova, Egorov, 2018) и др.

Исследованию условий развития конкурентоспособного отечественного высокотехнологичного сектора и выявлению мер, определяющих перспективы роста несырьевых компаний при поддержке государства, посвящены работы А.А. Никоновой [21, 22] (Nikonova, 2018).

Специфика государственной поддержки сектора малого и среднего предпринимательства в сфере несырьевого экспорта и высоких технологий, а также проблемы, связанные с активизацией его экспортного потенциала, отражены в трудах: В.А. Архиповой, А.А. Ивановой [1] (Arkhipova, Ivanova, 2019); П.Л. Глухих, С.С. Красных, С.И. Осинцева [6] (Glukhikh, Krasnykh, Osintsev, 2019); В.С. Кудряшова [18] (Kudryashov, 2018); М.Г. Кузыка, Ю.В. Симачева, А.А. Федюниной [20] (Kuzyk, Simachev, Fedyunina, 2020); О.В. Сагиновой [40] (Saginova, 2018) и др.

В то же время в современных условиях особую актуальность для России приобретают вопросы, связанные с реализацией институтами развития консолидированных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП). Одним из таких примеров является механизм «Инвестиционный лифт», разработанный шесть лет назад по поручению Президента России В.В. Путина, суть которого заключается в коллаборации государственных институтов развития с целью обеспечения наиболее эффективной, комплексной поддержки перспективных компаний в сфере несырьевого экспорта, высоких технологий и импортозамещения (рис.).

Рисунок. Организационный механизм «Инвестиционный лифт»

Источник: составлено авторами.

Соглашение о взаимодействии является основой организационных механизмов данного типа («лифтов»), устанавливающей перечень участвующих институтов развития, позволяющей им оперативно осуществлять обмен информацией по реализуемым проектам, предоставляющей компаниям-участникам выбор наиболее подходящего инструментария поддержки для каждого проекта в рамках реализуемых программ [42] и возможность взаимодействия сразу с несколькими институтами развития посредством так называемого одного окна.

Практический эффект от реализации механизма «Инвестиционный лифт» заключается как в повышении результативности финансово-хозяйственной деятельности самих предприятий-участников, так и внесении вклада в достижение целей формирования новой модели развития России.

Цель исследования – проследить последовательность интеграции механизма «Инвестиционный лифт» в систему программ поддержки отечественных государственных институтов развития и оценить эффективность его реализации.

Методология исследования основывается на общенаучных методах познания: логического и системного анализа, метода сбора данных, сравнения, описания.

Нормативную и информационную базу исследования составили данные: информационно-правовой системы «ГАРАНТ»; научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU»; официального сайта Президента России; Федеральной налоговой службы; федеральных государственных институтов развития: Агентства стратегических инициатив, Корпорации МСП, Российского фонда прямых инвестиций, Российского экспортного центра; интернет-сайтов компаний – участников механизма и др.

Научная новизна исследования заключается в совершенствовании механизма «Инвестиционный лифт» на основе подходов к его организации и регулированию.

Гипотеза исследования: эффективная интеграция механизма «Инвестиционный лифт» в систему консолидированных программ поддержки российских институтов развития требует решения ряда вопросов нормативно-правового и организационного характера.

Механизм «Инвестиционный лифт»

для средних несырьевых компаний, имеющих экспортный потенциал

Президент России В.В. Путин в декабре 2014 года в Послании Федеральному Собранию РФ обозначил критическую зависимость России от зарубежных технологий и промышленной продукции, которую необходимо снижать путем развития программ импортозамещения, направленных на формирование массива производственных компаний, способных быть конкурентными как внутри страны, так и на международных рынках. В этой связи Агентству стратегических инициатив совместно с другими институтами развития было поручено разработать программу «Инвестиционный лифт» и уже в 2015 году реализовать первый пилотный проект [28].

На заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив в мае 2015 года В.В. Путин одобрил инициативу по формированию «Инвестиционного лифта», ориентированного на поддержку отечественных средних несырьевых компаний, имеющих экспортный потенциал [16], и уже в июне 2015 года было подписано четырехстороннее соглашение между Агентством стратегических инициатив, Внешэкономбанком, Российским фондом прямых инвестиций и Национальным (Российским) экспортным центром [2], направленное на снятие административных барьеров и обеспечение динамичного роста бизнеса российских экспортных компаний [3], одной из ключевых задач которого является описание жесткого регламента взаимодействия между участниками «Инвестиционного лифта» [4], позволяющего обеспечить быстрое прохождение проектов через внутренние процедуры задействованных в соглашении сторон, а также прозрачность всего процесса при координации этой работы со стороны Агентства стратегических инициатив [39]. Важно отметить, что создаваемый механизм был интегрирован в существующую систему программ поддержки институтов развития, реализация первых проектов должна была позволить оценить эффективность его действия и в случае успеха растиражировать его [4].

В рамках первого, подписанного в 2015 году, соглашения механизм «Инвестиционный лифт» представлял из себя «комплексную программу содействия развитию несырьевых компаний средней капитализации, имеющих экспортный потенциал», направленную «на снятие ограничений и обеспечение динамического роста бизнеса с целью увеличения доли экспорта в выручке перспективных российских компаний» [38]. Созданный механизм позволял предприятиям получить как финансовые, так и нефинансовые меры поддержки для развития бизнеса: акционерное финансирование; финансирование инвестиционных планов; финансовую, гарантийную и страховую поддержку экспортных контрактов; административную и консультационную помощь при продвижении компании и ее продукции на целевых международных рынках [7, с. 14].

По итогам конкурсного отбора доступ к получению поддержки через механизм «Инвестиционный лифт» в 2015 году получили первые пять предприятий [7, с. 15], а в начале 2016 года к ним присоединились еще два [38]. Перечень компаний, а также экономический эффект, полученный ими в 2015–2017 гг. в результате реализации поддержанных проектов, представлены в табл.

Таблица

Первые несырьевые компании, поддержанные в рамках механизма «Инвестиционный лифт» в 2015–2016 гг.

Компания
Поддержанный проект
Результаты компаний в развитии бизнеса
ООО «ПЕРМСКАЯ ХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ»
Расширение производства пентафторфенола и гексафторбутадиена
На конец 2016 года:
§ Лидер на рынке электронных газов для микроэлектроники (гексафторбутадиен, ГФБД) и продуктов для фармацевтики (пентафторфенол)
§ Единственный в России специализированный производитель гексафтор-1,3-бутадиента в России и один из трех производителей пентафторфенола в мире
§ Доля экспорта – 85%
§ Доля мирового рынка – 20%
§ Созданы и запущены новые мощности по производству гексафторбутдиена, что позволило практически вдвое увеличить объем выпуска продукции
§ В завершающей стадии находился проект расширения мощностей по производству пентафторфенола, что позволит увеличить объемы производства в несколько раз
§ Суммарные инвестиции – 400 млн руб.
§ Рост выручки в 2016 году около 50%
§ Планировалось создать 100 новых рабочих мест
ООО «БАКУЛИН МОТОРС ГРУПП»
Строительство научно-промышленного комплекса по производству автобусных шасси и комплектующих во Владимирской области
На конец 2017 года:
§ Комплексный проект мощностью производства около 5 тыс. автобусов в год предполагает инвестиции более 6 млрд руб. и создание более 600 новых рабочих мест
§ Реализован проект первой очереди комплекса – объем инвестиций более 3 млрд руб.
§ Привлечено софинансирование ФРП – 500 млн руб.
§ Полностью роботизированные сварка, окраска, сборка позволят сократить трудоемкость действующих моделей на 30%
§ Заключены экспортные контракты и соглашения
ООО «СЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ ИНТРА»
Внедрение технологий безостановочного ремонта и технического обслуживания на предприятиях ТЭК и химической промышленности
На конец 2016 года:
§ Компания занимала лидирующие позиции в России
§ Доля на российском рынке герметизации утечек – 75%
§ Доля на рынке услуг врезки и перекрытия трубопроводов – 40%
§ Доля экспортной выручки в 2016 году – 12%
§ Выручка группы компаний «ИНТРА» выросла более чем в 7 раз, в 2016 году составила – 2,4 млрд руб.
§ Численность сотрудников – 580 человек
ООО «ГЕРОФАРМ»
Строительство завода по производству фармацевтических субстанций для инновационных пептидных препаратов
На конец 2016 года:
§ Компания входила в ТОП-20 ведущих российских фармацевтических компаний
§ Рост выручки за последние 3 года составил более 20%, что превышает темп роста российского фармацевтического рынка
§ Общий объем инвестиций в технологические инновации и НИОКР в 2013–2015 гг. составил более 3 млрд руб.
§ В группе компаний «ГЕРОФАРМ» работало более 600 высококвалифицированных сотрудников
§ Создана современная фармацевтическая инфраструктура – R&D центр мирового уровня, высокотехнологичный производственный комплекс по стандартам GMP
§ На протяжении последних 4-х лет «ГЕРОФАРМ» входил в ТОП-30 российских высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний по версии рейтинга «ТехУспех»
§ В 2016 году совершена сделка по финансированию РФПИ акционерного капитала компании
ЗАО «ИНТЕРСКОЛ-АЛАБУГА»
Расширение производства электроинструмента, средств малой механизации и логистических мощностей на заводе «Интерскол-Алабуга»
На конец 2015 года:
§ Группа компаний «ИНТЕРСКОЛ» входила в десятку крупнейших производителей электроинструмента в мире
§ Основной производственной площадкой в России являлся современный высокотехнологичный комплекс – ЗАО «ИНТЕРСКОЛ-АЛАБУГА»
§ Компания планировала расширение производства и номенклатуры электроинструментов, создание логистической инфраструктуры для консолидации контейнерных партий и организация дополнительных сборочных участков
АО «Монокристалл»
Развитие технологии и расширение производства сапфира и сапфировых пластин
На конец 2016 года:
§ Компания входит в число ведущих мировых производителей синтетического сапфира, применяемого в электронной и оптоэлектронной промышленности
§ В 2015 году специалисты компании вырастили крупнейший в мире кристалл сапфира весом 300 кг
§ В 2016 году компания реализовала проект по расширению действующего производства синтетического сапфира, расположенного в Ставрополе, стоимостью 1,9 млрд руб. и создала 300 новых рабочих мест
§ Более 95% продукции компании идет на экспорт
§ Компания занимает 27% на мировом рынке сапфиров и 12% на рынке алюминиевых паст
§ Организовано взаимодействие с ВЭБ по финансированию экспортных контрактов компании
Группа компаний BAIKALSEA Company
Увеличение продаж на федеральном рынке и экспортных поставок брендов природной Байкальской воды
На конец 2015 года:
§ Группа компаний «BAIKALSEA» занимала более 60% рынка в Иркутской области и Республики Бурятия по производству бутилированной байкальской минеральной и питьевой воды
§ Является единственным производителем уникальной Байкальской воды премиального сегмента – доля 1,7% на федеральном рынке
§ Доля экспортной выручки – около 5%
Источник: составлено авторами по данным [7, 23, 24, 33, 50].

Как видно из представленных в таблице данных, для участия в механизме были отобраны весьма достойные компании, выпускающие эксклюзивную продукцию, являющиеся ведущими производителями своей отрасли, занимающие лидирующие позиции не только на российском рынке, но и в ряде случаев – на мировом. Не умаляя факта того, что поддержанные проекты имели важное экономическое и социальное значение для нашей страны, стоит отметить, что создание механизма «Инвестиционный лифт» было ориентировано на содействие развитию средних несырьевых компаний, при этом из семи исполнителей проектов в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства [15] значилась лишь одна компания – ЗАО «Интерскол-Алабуга» (среднее предприятие) – и то, ее отнесение к субъектам МСП видится формальным, поскольку она является частью группы «ИНТЕРСКОЛ», входившей в десятку крупнейших мировых производителей электроинструмента. Определить субъектность компаний группы BAIKALSEA Company не представляется возможным в связи с тем, что юридический статус термина «группа компаний» в настоящее время не определен в отечественном законодательстве, то есть это фактически добровольное объединение некоторого числа предприятий с целью получения каких-либо преимуществ. Таким образом, как минимум пять из семи поддержанных пилотных проектов были реализованы в сфере крупного бизнеса.

На момент написания настоящей статьи с сайтов уполномоченных институтов развития были удалены руководства с указанием условий поддержки в рамках пилотного проекта «Инвестиционный лифт», однако в одной из публикаций того времени приведены следующие требования: для получения поддержки несырьевая компания уже должна иметь годовой оборот от 500 млн руб. до 5 млрд руб., а также являться действующим экспортером [48] (Shesternina, 2016). При этом предельное значение выручки (дохода), установленное в качестве критерия отнесения к субъектам МСП, с 2015 года ограничено 2 млрд руб. для средних предприятий [29, 30], что, вероятно, объясняет выборку компаний пилотного проекта – несогласованность положений Закона № 209-ФЗ [46], а также подзаконных актов и установленного порядка предоставления поддержки.

В настоящее время механизм «Инвестиционный лифт» продолжает реализовываться. Например, Российский фонд прямых инвестиций и группа компаний «ХимРар» создали совместное предприятие «Кромис» (одобренное наблюдательным советом фонда 26.03.2020) для разработки и полного цикла производства лекарственного препарата «Авифафир» (действующее вещество – «Фавипиравир») для лечения коронавируса. Разработанный препарат 29.05.2020 получил регистрационное удостоверение Минздрава России, став единственным в нашей стране и одним из первых в мире одобренных препаратов для лечения коронавируса, а 11.06.2020 были осуществлены его первые поставки в отечественные медицинские и фармацевтические организации. Всего в июне 2020 было произведено 100 тыс. курсов, которые были поставлены в 35 регионов России и Республику Беларусь. Возможный годовой объем производства совместное предприятие оценивает в 2 млн курсов. С июля 2020 года компания «Кромис» подписала ряд соглашений о поставке нового лекарственного средства за рубеж [31, 41]. Представленный пример, реализуемый в рамках национального проекта «Здравоохранение», продемонстрировал высокую эффективность механизма «Инвестиционный лифт», посредством которого в период пандемии была обеспечена практически молниеносная скорость прохождения проектом всех формальных этапов и доведения необходимого препарата до клиник и фармацевтических организаций.

Механизм «Инвестиционный лифт»

для субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих проекты в сфере несырьевого экспорта, высоких технологий и импортозамещения

Запуск «Инвестиционного лифта» на федерльном уровне

Для обеспечения расширения доступа к финансовым ресурсам субъектов МСП, реализующих проекты в сфере несырьевого экспорта, высоких технологий и импортозамещения в 2016 году был разработан и реализован комплексный механизм поддержки «Инвестиционный лифт», позволивший (в рамках Порядка взаимодействия институтов-участников, утвержденного 7 июня 2016 г.) объединить ресурсы и компетенции четырех федеральных институтов развития:

§ Корпорации МСП, – осуществляющей кредитно-гарантийную поддержку;

§ Фонда развития промышленности, – предоставляющего кредитное финансирование на льготных условиях;

§ Российского фонда прямых инвестиций, – осуществляющего вхождение в акционерный капитал и мезонинное финансирование проектов;

§ Российского экспортного центра, – выполняющего функцию по сопровождению проектов, профессиональной правовой, консультационной и кредитно-страховой поддержке несырьевых экспортных операций [8, с. 42-43].

Благодаря диверсифицированному продуктовому предложению субъекты МСП получают возможность выбора одной или нескольких моделей финансирования в рамках полномочий участников «Инвестиционного лифта» либо получения консолидированной поддержки всех институтов развития – участников механизма [9, с. 53]. Обязательным условием предоставления поддержки в рамках данного механизма является соответствие субъектов предпринимательства критериям малого и среднего бизнеса, установленным Законом № 209-ФЗ [46].

Всего за четыре года (2016–2019) функционирования механизма «Инвестиционный лифт» было профинансировано 27 проектов (в области машиностроения, фармацевтики, информационных технологий, производства текстильных изделий, медицинских инструментов и оборудования) на сумму 13 591 млн руб., а общий объем инвестиций в реальный сектор экономики составил 26 586 млн руб. На конец 2019 года в статусе «на рассмотрении» оставалось 6 проектов (в области медицины, производства, разработки продуктов и технологических решений на базе нейротехнологий) [8–11]. В 2020 году (по состоянию на 07.09.2020) финансирование получили еще 5 проектов в размере 1 606 млн руб., а их общий бюджет составил 1 870 млн руб. [25].

Авторы не смогли найти в открытом доступе Реестр проектов субъектов МСП, реализуемых в рамках механизма «Инвестиционный лифт», чтобы определить перечень предприятий и индивидуальных предпринимателей для проведения анализа влияния мер поддержки на результаты их финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, в соответствии с Законом № 209-ФЗ [46], Корпорация МСП с 2017 года ведет Реестр субъектов МСП – получателей поддержки [36], однако сведения о предоставленной поддержке не детализированы по соответствующим программам, в связи с чем идентифицировать интересующие нас субъекты предпринимательства также не представляется возможным.

Из актуальных примеров реализации механизма «Инвестиционный лифт» можно привести принятое Российским фондом прямых инвестиций решение об инвестициях в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в группу компаний InfoWatch, являющуюся лидером в отечественной сфере информационной безопасности, с целью увеличения ее экспортного потенциала и локализации продуктов и решений на иностранных рынках. При этом, как отмечает Наталья Касперская – президент группы компаний, InfoWatch за десять лет из стартапа превратилась в глобальную компанию, стоимость которой оценивается более чем в 100 млн долларов, а использование мер поддержки, предусмотренных механизмом «Инвестиционный лифт», поможет удержать набранный темп роста [32]. Отдавая должное высокой степени важности развитию области информационной безопасности, представляется, что финансирование глобальной группы компаний выходит за рамки поддержки субъектов МСП.

Запуск «Инвестиционного лифта» на региональном уровне

Корпорация МСП приняла участие в разработке мероприятий, направленных на внедрение механизма «Инвестиционный лифт» в субъектах Российской Федерации [10, с. 55], которые впоследствии были включены в Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [27], утвержденный в декабре 2018 года.

В 2019 году в целях обеспечения взаимодействия федеральных и региональных институтов развития, а также тиражирования механизма «Инвестиционный лифт» на региональный уровень было заключено Соглашение № С-141 от 05.12.2019 г. [43], к которому присоединились субъекты Российской Федерации, в которых одновременно осуществляют деятельность региональные центры поддержки экспорта, региональные гарантийные организации, региональные фонды развития промышленности [11, с. 72]. В рамках нового соглашения «Инвестиционный лифт» представляет из себя «открытую систему взаимодействия Федеральных организаций поддержки и Региональных институтов развития, направленную на оказание консолидированной поддержки субъектам МСП в сфере несырьевого экспорта, высоких технологий и импортозамещения не менее чем двумя участниками данной системы, в том числе в рамках совместных продуктовых решений» [43].

В 2020 году продолжается работа по обеспечению взаимодействия федеральных и региональных институтов развития [11, с. 72-73]. Всего по состоянию на 21.09.2020 к системе «Инвестиционный лифт» присоединилось 105 региональных институтов развития из 54 субъектов Российской Федерации [35].

Заключение

Сама идея организации механизма «Инвестиционный лифт» представляется очень перспективной, способной в кратчайшие сроки решать сложные задачи даже в масштабах всей страны. Однако нам не удалось в полной мере исследовать эффективность его реализации. Это связано со сложившейся в российский институтах развития практикой раскрытия, а точнее, сокрытия информации, что делает практически невозможным проведение анализа их деятельности, функционирования механизмов и реализации мер поддержки [13] (Dorzhieva, Ilyina, 2020).

Стоит отметить, что механизм «Инвестиционный лифт» был успешно интегрирован в существующую систему программ поддержки федеральных институтов развития, в настоящее время проводится его тиражирование на региональном уровне, об итогах которого можно будет говорить позднее.

Однако исследуемый механизм в контексте информации, изложенной в работе, имеет ряд ограничений и парадоксов. Во-первых, формальное предназначение для субъектов малого и среднего предпринимательства, а фактическое, за редким исключением, – для крупного бизнеса. Во-вторых, крайне узкий охват целевой группы предприятий. Например, в рамках механизма «Инвестиционный лифт» для субъектов МСП практически за 5 лет работы (по состоянию на 07.09.2020) было профинансировано всего 32 проекта [25]. С учетом того, что на дату 10.09.2020 в Едином реестре числится 5 602 738 субъектов малого и среднего предпринимательства [15], доступ к данному формату поддержки смогли получить 0,0006% действующих предприятий, хотя и не все, конечно, отечественные компании по роду своей деятельности соответствуют заявленным требованиям, тем не менее их явно гораздо больше.

Необходимо затронуть вопрос об определении в отечественном законодательстве юридического статуса модного и широко используемого словосочетания «группа компаний», которое, как уже упоминалось выше, на практике может означать все что угодно. Такая потребность возникает на фоне того, что в нашей стране активно практикуется дробление крупного бизнеса на мелкий с целью получения различных преимуществ, в том числе создания формально независимых предприятий [5] (Vilenskiy, 2020). Примеры финансирования проектов групп компаний в рамках анализируемого механизма были приведены в настоящей работе. В последующем стоит более четко регламентировать и разделить создание механизмов «Инвестиционный лифт» на две основные категории: лифты для субъектов МСП и лифты для масштабных, стратегически важных проектов (особенно актуально для сферы медицины, фармацевтики, науки). В случае закрепления юридического статуса термина «группа компаний» в первую категорию должны попадать исключительно те группы, в которых все участники относятся к субъектам МСП, что тем самым позволит предотвратить перетекание бюджетных средств, направленных на поддержку сектора МСП, через аффилированность в крупный бизнес.


References:

Arkhipova V.A., Ivanova A.A. (2019). Sovershenstvovanie sistemy gosudarstvennoy podderzhki eksportno orientirovannyh predpriyatiy malogo i srednego biznesa v Rossiyskoy Federatsii [Improving the system of state support for export oriented small and medium enterprises in the Russian Federation]. Oeconomia et Jus. (4). 1-12. (in Russian).

Dedkova E.G., Gudkov A.A., Bykova E.V. (2018). Napravleniya i formy gosudarstvennoy podderzhki predpriyatiy-eksporterov v Rossii [Directions and forms of state support for exporting enterprises in Russia]. Journal of International Economic Affairs. 8 (2). 271-280. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.2.39103.

Dorzhieva V.V., Ilyina S.A. (2020). Instituty razvitiya kak instrumenty podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva [Development institutions as tools for supporting small and medium-sized businesses]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (4). 58-72. (in Russian). doi: 10.24411/2073-6487-2020-10042.

Drobot E.V., Makarov I.N., Nazarenko V.S., Manasyan S.M. (2020). Vliyanie pandemii COVID-19 na realnyy sektor ekonomiki [Impact of the COVID-19 pandemic on the real economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (8). 2135-2150. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.8.110790.

Fedorchuk Yu.M., Kvashin A.I., Fedorchuk K.V., Zvonnikova E.S., Egorov M.A. (2018). Razvitie sistemy gosudarstvennoy podderzhki eksporta i importozameshcheniya v Rossii (riski, innovatsii, finansovye modeli) [Development of the system of state support for export and import substitution in Russia (risks, innovations, financial models)] Moscow: Tsifrovichok. (in Russian).

Glukhikh P.L., Krasnyh S.S., Osintsev S.I. (2019). Aktivizatsiya eksportnogo potentsiala malogo i srednego tekhnologicheskogo predprinimatelstva v region [Enhancing the export potential of small and medium-sized technological businesses to the region] Yekaterinburg: Institut ekonomiki Uralskogo otdeleniya RAN. (in Russian).

Korostelev S.M. (2020). Strategicheskoe importozameshchenie i eksportoorientirovannost [Strategic import substitution and export orientation]. Economic sciences. (182). 86-88. (in Russian). doi: 10.14451/1.182.86.

Kudryashov V.S. (2018). Stimulirovanie i podderzhka eksporta predpriyatiy malogo i srednego biznesa v Rossiyskoy Federatsii i za rubezhom [The encouragement and support of export industries and small and medium business in Russia and abroad]. Juvenis scientia. (9). 25-29. (in Russian). doi: 10.32415/jscientia.2018.09.05.

Kuzubov A.A. (2018). Modernizatsiya instrumentariya po stimulirovaniyu eksporta v usloviyakh globalizatsii [Modernization of tools to stimulate exports in the context of globalization]. ASR: Economics and Management. 7 (3(24)). 149-152. (in Russian).

Kuzyk M.G., Simachev Yu.V., Fedyunina A.A. (2020). Spetsifika uchastiya v mezhdunarodnoy torgovle malyh i srednikh bystrorastushchikh firm, vozmozhnye sledstviya dlya gosudarstvennoy politiki [Participation of fast-growing smes in international trade and implications for public policy]. The Journal of the New Economic Association. (1(45)). 208-218. (in Russian). doi: 10.31737/2221-2264-2020-45-1-11.

Nikonova A.A. (2018). Modeli tekhnologichnogo rosta rossiyskoy ekonomiki: problemy i resheniya [Models for technological growth of the russian economy: challenges and solutions]. National interests: priorities and security. 14 (3(360)). 427-251. (in Russian). doi: 10.24891/ni.14.3.427.

Nikonova A.A. (2018). Perspektivy i osobennosti realizatsii modeli tekhnologichnoy ekonomiki v Rossii [The technological economy model in Russia: prospects and practical distinctions]. National interests: priorities and security. 14 (2(359)). 304-331. (in Russian). doi: 10.24891/ni.14.2.304.

Orlova G.A., Zelenyuk A.N., Savinov Yu.A., Taranovskaya E.V. (2018). Gosudarstvennaya podderzhka eksporterov [State support of exporters]. Russian Foreign Economic Bulletin. (3). 33-45. (in Russian).

Puzina N.V. (2020). Mezhdunarodnyy opyt gosudarstvennoy podderzhki predpriyatiy-eksporterov [International experience in state support of exporting companies]. Modern Economy Success. (3). 6-12. (in Russian).

Rodygina N.Yu., Moleva S.V., Musikhin V.I., Alekseev V.I. (2019). Instrumenty podderzhki eksporta za rubezhom i vozmozhnosti ikh ispolzovaniya v Rossii [Tools to support exports in foreign countries and their potential application in Russia]. Russian Foreign Economic Bulletin. (11). 15-27. (in Russian).

Safonov M. (2016). Natsionalnaya innovatsionnaya sistema i metody ee regulirovaniya [National innovative system and methods of its regulation]. Public service. (1(99)). 60-65. (in Russian).

Saginova O.V. (2018). Osobennosti internatsionalizatsii malogo i srednego biznesa [Internationalization of small and medium enterprises]. Human Capital and Professional Education. (3-4(27)). 34-39. (in Russian).

Shesternina M.V. (2016). Problemy realizatsii eksportnogo potentsiala Rossii [Problems of realizing Russia's export potential] Economic management: methods, models, technologies. 208-212. (in Russian).

Sodnomova S.K., Rubtsova N.V. (2020). Analiz realizatsii programmy importozameshcheniya v Rossiyskoy Federatsii [Analysis of the implementation of the import substitution program in the Russian Federation]. Journal of International Economic Affairs. 10 (1). 187-200. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.1.100700.

Tolkachev S.A., Dontsova O.I., Komolov O.O. (2019). Rossiyskaya promyshlennost: vliyanie sanktsiy i perspektivy importozameshcheniya [Russian industry: the impact of sanctions and import substitution prospects]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 271-288. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41512.

Vilenskiy A.V. (2020). Rossiyskoe maloe i srednee predprinimatelstvo v nachale koronavirusnogo krizisa: federalnyy i regionalnyy aspekty [Russian small and medium-sized businesses at the beginning of the coronavirus crisis: federal and regional aspects]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (4). 46-57. (in Russian). doi: 10.24411/2073-6487-2020-10041.

Yurchenko V.E. (2020). Gosudarstvennaya podderzhka eksporta v Rossii: finansovye instrumenty i pravovoe regulirovanie [State support for exports in Russia: financial instruments and legal regulation]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 1 (8(104)). 36-42. (in Russian). doi: 10.34684/ek.up.p.r.2020.08.01.005.

Страница обновлена: 13.04.2025 в 22:59:02