Рецензия на монографию Каримовой С.А. «Корпоративная социальная ответственность как источник социального капитала организации» (Москва, 2020)

Юдина С.В.1
1 Альметьевский филиал Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), Россия, Альметьевск

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность
Том 2, Номер 1 (Январь-март 2021)

Цитировать:
Юдина С.В. Рецензия на монографию Каримовой С.А. «Корпоративная социальная ответственность как источник социального капитала организации» (Москва, 2020) // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – Том 2. – № 1. – С. 85-88. – doi: 10.18334/social.2.1.110987.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45706900



Актуальность темы монографии состоит в том, что в современном предпринимательском сообществе все большее признание находит концепция ответственности бизнеса перед социумом, перед обществом. Эволюция представлений о корпоративной социальной ответственности (КСО) привела к тому, что многие руководители бизнес-структур стали рассматривать ее как инструмент преодоления трудностей в кризисный период. С другой стороны, крупные отечественные компании, осваивающие глобальные рынки, вынуждены придерживаться международных требований в области стандартизации процессов корпоративного управления, а также выдерживать конкуренцию со стороны успешных компаний как в России, так и за рубежом.

Неоднозначность процессов глобализации рынка и формирование новых элементов в сложной структуре управления предприятиями обуславливают появление новых требований к реализации принципов эффективного управления организациями в современных условиях, учитывающих, в том числе, и необходимость внедрения систем корпоративной социальной ответственности в практику управления хозяйствующими субъектами. В то же время известно, что существующие механизмы регулирования корпоративной социальной ответственности порождают ряд факторов риска для организации, в том числе, в результате непонимания ее роли во взаимоотношениях бизнес-структур и общества. В связи с этим тема монографии С.А. Каримовой, посвященной обоснованию инвестиционного характера программ и мероприятий по применению принципов корпоративной социальной ответственности в деятельности хозяйствующих субъектов и их положительного влияния на уровень устойчивости корпораций, особенно в период финансовых кризисов.

Монография С.А. Каримовой обладает внутренним единством, содержит новые научные результаты и положения, что в целом свидетельствует о значительном личном вкладе в науку автора. Стиль изложения материалов исследования соответствует требованиям.

Цель и задачи монографии С.А. Каримовой корректно и точно сформулированы, основные научные положения, результаты и выводы аргументированы и изложены принятым в этой области знаний языком научных коммуникаций. К этому следует добавить, что теоретические и методические подходы к решению поставленных задач, апробация положений и практических рекомендаций, разработанных автором, выполнены на достаточно высоком научном уровне.

Вышеизложенная характеристика содержания монографии и методов выполнения научного исследования свидетельствуют о высокой степени обоснованности научных положений, выводов, предложений и рекомендаций, сформулированных в монографии.

Достоверность результатов обеспечена в результате изучения и анализа автора обширной российской и зарубежной научной литературы по вопросам применения концепции корпоративной социальной ответственности, а также по проблеме оценки необходимости учета КСО в деятельности российских корпораций и компаний.

Логика работы характеризуется обоснованностью и системностью излагаемых в монографии научных подходов. В первой главе анализируются определения корпоративной социальной ответственности, а также подходы, служащие основой для ее обеспечения, проводится критический сравнительный анализ моделей, характеризующих специфику, а также основные доводы «за» и «против» становления корпоративной социальной ответственности в разных странах и в России.

Во второй и третьей главах представлены разработанная в ходе написания монографии методика оценки фактического уровня корпоративной социальной ответственности. В этих разделах показано, что ее уровень влияет на устойчивость развития организаций в посткризисный период на основе инструментов регрессионного моделирования, а также предложены стратегические направления развития системы корпоративной социальной ответственности.

Научная новизна состоит в решении комплексной научной проблемы, имеющей важное значение и вносящей существенный вклад в научное обоснование результативности исследования, а также в разработке, обосновании и апробации нового подхода к изучению эффективности и инвестиционной привлекательности программ управления корпоративной социальной ответственностью в современных условиях в Российской Федерации.

Наиболее значимым элементом научной новизны является разработанная методика комплексной оценки уровня корпоративной социальной ответственности корпораций и выполненная ее апробация на примере российских предприятий различных отраслей. Расчет интегрального показателя КСО реализуется на основе линейной модели, которая включает ключевые показатели КСО, характеризующие уровень прозрачности закупок, уровень компенсации труда работникам, доли различных отчислений в выручке, экологичность производства и др. Параметры модели сбалансированы на основе балльных шкал показателей и их весов значимости.

Существенным приращением научного знания является уточнение и конкретизация на основе рассмотрения национальных моделей социально ответственного поведения бизнеса специфики модели КСО для условий российской экономической среды, основными чертами которой являются: высокий уровень регулирования и контроля со стороны государства; в ряде случаев КСО является вынужденной мерой для продвижения компаний на мировых фондовых рынках; неразвитость формальных институтов КСО; КСО основана на заимствовании (импорте) зарубежных институтов без должной адаптации к местной специфике; лоббирование стандартов КСО крупными компаниями.

Новым и весьма нетривиальным научным результатом следует признать также такие результаты, как выявление – на основе регрессионного моделирования – воздействия на динамику ее ключевых операционных показателей в посткризисный период; этот факт доказывает, что следование принципам КСО формирует социальный капитал организации, позволяющий снизить негативные последствия кризиса и повысить ее устойчивость в период внешних финансово-экономических потрясений.

Новым и весьма нетривиальным научным результатом следует признать разработку и обоснование стратегических направлений перспективного развития системы КСО для формирования дополнительных источников социального капитала. В частности, такими стратегическими направлениями развития КСО определены: создание формальных и неформальных институтов согласования интересов стейкхолдеров; разработка механизмов удовлетворения интересов стейкхолдеров и разрешения противоречий между ними; формирование системы стандартов взаимоотношений со всеми сторонами, в основе которой лежат общие ценности и принципы корпоративного управления. Указанные направления учитывают и способствуют формированию всех ключевых элементов социального капитала.

Новым научным результатом является также развитие концепции корпоративной социальной ответственности как фактора устойчивого развития организаций на основе рассмотрения ее как источника формирования социального капитала организаций. Таким образом, в частности, обоснована инвестиционная природа КСО.

В целом на основании вышеизложенного монографию С.А. Каримовой следует оценить положительно, поскольку она содержит новые и достаточно обоснованные научные результаты, положения и выводы.


Страница обновлена: 19.05.2021 в 22:45:29