Coordination of business interaction within the regional cluster

Kosheleva T.N.1,2
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Russia
2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 10 (October 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44429286
Cited: 15 by 07.12.2023

Abstract:
The article substantiates the need to create a mechanism for managing Big Data on the business interaction within an industry or regional cluster in the process of building a digital platform for a multi-level system for managing business interaction in the regions. The development of a multi-level business interaction management system is proposed. The principles of the business interaction management system are revealed; and the necessity and possibility of launching a platform for digital coordination of small and medium-sized businesses in the format of a multi-level regional business interaction management system of a regional cluster is substantiated.

Keywords: small and medium-sized businesses, business interaction, multi-level management system, Big Data management mechanism, business support infrastructure, industry or regional cluster, digital transformation of business interaction, digital coordination platform

JEL-classification: L26, M21, R19



Введение

В период восстановления экономики страны после коронавирусных ограничений, которые привели к падению ВВП за 2-й квартал 2020 г. на 8,5% [7], формирование механизма управления большими объемами данных функционирования предпринимательского взаимодействия в рамках отраслевого или регионального кластера в процессе выстраивания цифровой платформы многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием в регионах в целях остановки падения предпринимательской активности и поддержки неустойчивых малых и средних предприятий, а также в восстановления предпринимательской активности в моногородах, представляется достаточно важным и актуальным. Рассмотрение алгоритма формирования многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием, которая предназначена для повышения эффективности управления предпринимательской инфраструктурой поддержки в сложных экономических условиях восстановления экономики, нацелено на то, чтобы российский бизнес, неравномерно переживающий кризис, спровоцированный пандемией коронавируса, где сложнее всего пришлось промышленному производству, туризму и гостиничной отрасли, общепиту, сектору деловых услуг (некоторые из этих видов бизнеса потеряли до половины своей планируемой выручки), достойно пережил период посткризисного восстановления и перешел на качественно новый этап развития в целях скорейшего восстановления экономики регионов и ликвидации перекосов в развитии предпринимательства в моногородах. В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к механизму координации предпринимательского взаимодействия, а именно: подходы Амельченко Е.Н. и Круглова Д.В. [1, с. 29–32] (Amelchenko, 2020, р. 29–32), Бургонова О.В. Круглова Д.В. [4, с. 407–414] (Burgonov, 2020, р. 407–414), Круглова Д.В. [13, с. 201–204] (Kruglov, 2017, р. 201–204), Ксенофонтовой Т.Ю. [14, 15, с. 56–59] (Ksenofontova, Smirnov, Kadyrova, Kosheleva, Burgonov, Kudrova, 2019; Ksenofontova, 2019, р. 56–59) и др., и обоснована возможность запуска создания системы одного окна с дальнейшей разработкой платформы цифровой координации малого и среднего предпринимательства в формате многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием регионального кластера. Основной целью данной статьи выступает обоснование направлений формирования механизма управления большими объемами данных функционирования предпринимательского взаимодействия в рамках отраслевого или регионального кластера в целях скорейшего восстановления экономики регионов и ликвидации перекосов в развитии предпринимательства в моногородах. Научная новизна предлагаемой статьи состоит в проработке принципов системы управления предпринимательским взаимодействием, в обосновании возможности выстраивания платформы цифровой координации малого и среднего предпринимательства в формате многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием регионального кластера. В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает обоснование необходимости формирования механизма управления большими объемами данных функционирования предпринимательского взаимодействия в рамках отраслевого или регионального кластера, разработка принципов системы управления предпринимательским взаимодействием и разработка рекомендаций по поддержке развития предпринимательства в моногородах.

Управление развитием современного малого и среднего предпринимательства, особенно в условиях постпандемийного восстановления экономики, целесообразно рассмотреть на основе модели управления современным городом, т.е. на основе управления большими объемами данных, которые определяют процесс принятия решений коллегиального органа управления и выступают одним из элементов процесса функционирования предпринимательского взаимодействия в рамках отраслевого или регионального кластера [3; 5; 13, с. 201–204] (Brazevic, Safronova, Kosheleva, Birykova, 2020; Golubetskaya, Kunin, Kosheleva, 2017; Kruglov, 2017, р. 201–204). Предлагается такой механизм управления большими объемами данных функционирования предпринимательского взаимодействия в рамках отраслевого или регионального кластера определять как многоуровневую систему управления предпринимательским взаимодействием. Примером модели управления большими объемами данных также выступает Национальная система управления данными (НСУД), целью которой является объединение государственных данных, которые содержатся и обрабатываются в информационных ресурсах органов власти и организаций госсектора, в целях более комплексного использования информации для решения различных задач органами власти и предпринимательского сообщества. Многоуровневая система управления предпринимательским взаимодействием направлена на повышение эффективности управления предпринимательской инфраструктурой, позволит снизить предпринимательские риски и потери в процессе функционирования производственного процесса или процесса обслуживания и взаимодействия с потребителем или с партнерами по предпринимательской деятельности, будет способствовать повышению эффективности логистических транспортных систем, а также обеспечит прозрачность и открытость данных предпринимательских структур отраслевого или регионального кластера [1, с. 29–32; 16, с. 21–24] (Amelchenko, 2020, р. 29–32; Mullina, 2018, р. 21–24). Основные принципы предлагаемой многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием – это взаимообусловленность и взаимосвязанность поступающей и учитываемой информации, комплексность, преемственность и совместимость погружаемых в систему управления данных, контроль их качественного состава, однократность учета, многократность использования, единство механизмов взаимодействия участников.

Принцип взаимообусловленности и взаимосвязанности поступающей и учитываемой информации предполагает трансформацию многоступенчатого процесса сбора и распределения информационных потоков от малых и средних предпринимательских структур – участников отраслевого или регионального кластера во взаимоувязанную информационную платформу многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием, которая упорядочивает, систематизирует и распределяет поступающую от всех предпринимательских субъектов информацию. Принцип комплексности предполагает упорядоченный подход к процессу управления большими объемами данных предпринимателей – участников кластера, при котором сами данные должны анализироваться и систематизироваться с учетом всех влияющих на данную информацию факторов и рыночных условий. Принцип преемственности и совместимости погружаемых в систему управления данных предполагает подход к процессу управления большими объемами данных предпринимателей – участников кластера, при котором сами данные упорядочиваются в соответствии с определенной, заранее заданной последовательностью и с учетом сопоставимости массивов данных и возможности трансформации данных объемов информации в готовое новое знание. Принципы контроля качественного состава массивов информации, однократности учета информации и многократности ее использования взаимоувязаны между собой и предполагают последовательно отслеживание и проверку качества массивов поступающих данных, предопределяют использование одного и того же массива информационных данных один раз и позволяют использовать упорядоченные и классифицированные массивы данных для разноцелевого использования неоднократно. Все вышеперечисленные принципы демонстрируют общий подход и принцип единства механизмов взаимодействия участников отраслевого или регионального кластера, что предопределяет равновзвешенное производственное участие всех участников кластера в общем предпринимательском процессе в рамках многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием и одновременно позволяют ей функционировать. Данные, которые используются в рамках многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием, должны быть обезличенными и агрегированными. Персональные данные малых и средних предпринимателей – участников отраслевого или регионального кластера, имеющие коммерческую тайну, на этой основе считаем нецелесообразным накапливать и использовать в процессе сбора, обработки, упорядочивания, хранения, трансформации и использования, и они не должны обрабатываться в рамках многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием в связи с конфиденциальностью персональной информации [14; 15, с. 56–59; 17, с. 61–67] (Ksenofontova, Smirnov, Kadyrova, Kosheleva, Burgonov, Kudrova, 2019; Ksenofontova, 2019, р. 56–59; Sorvina, 2019, р. 61–67).

Таким образом, полученные в процессе управления развитием современного малого и среднего предпринимательства, в рамках многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием статистические информационные массивы позволят в перспективе определять региональные или отраслевые точки притяжения предпринимательской активности, планировать размещение новой или развитие имеющейся предпринимательской инфраструктуры [2; 15, с. 56–59] (Ksenofontova, Kocheleva, Bezdudnaya, 2016; Ksenofontova, 2019, р. 56–59). С их помощью можно планировать потребности в услугах или какой-либо продукции на уровне региона и максимально быстро перенаправлять в эти сферы деятельности предпринимательскую активность и удовлетворять потребности региона. И многоуровневая система управления предпринимательским взаимодействием, таким образом, может трансформироваться в многоуровневую систему регионального управления предпринимательским взаимодействием на основе регионального предпринимательского кластера по комплексному обслуживанию потребностей жителей региона. В основе управленческого процесса необходимо использовать цифровую платформу по поиску оптимальных решений в многофакторном, разновекторном и бесконечно увеличивающемся объеме решаемых задач в пространстве региона [2; 19; 6, с. 99–103] (Ksenofontova, Kocheleva, Bezdudnaya, 2016; Tarkhanova, Kosheleva, Vasilchikov, Ksenofontova, 2020; Grozovskaya, 2020, р. 99–103).

Сегодня цифровая трансформация предпринимательского взаимодействия в рамках региона – одно из главных направлений развития предпринимательской деятельности и факторов роста региональной экономики, особенно в условиях оживления и решения проблем развития моногородов [4, с. 407–414] (Burgonov, 2020, р. 407–414). Малые и средние предприятия, которые будут готовы и смогут внедрять гибкие модели работы в процессе мобильной адаптации к комплексным цифровым изменениям в рамках формирования многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием на платформе регионального предпринимательского кластера по комплексному обслуживанию потребностей жителей региона, получат как никогда большие возможности для дальнейшего развития, в том числе и в рамках частно-государственного партнерства [6, с. 99–103; 12, с. 176–179; 18, с. 98–104; 20] (Grozovskaya, 2020, р. 99–103; Kosheleva, 2020, р. 176–179; Sorvina, 2020, р. 98–104; Kosheleva, Tarhanova, Strielkowski, Ksenofontova, 2019).

У российских малых и средних предпринимательских компаний появится уникальный шанс реализовать свой инновационный потенциал в ходе цифровой трансформации, и они смогут занять достойное место среди ключевых игроков экономического регионального рынка.

В целом цифровая трансформация – это существенная перестройка бизнес-модели системы регионального управления предпринимательским взаимодействием с применением новых цифровых технологий. Она может привести к фундаментальному переосмыслению действующей структуры предпринимательского взаимодействия в рамках отраслевых кластеров и к изменению всех процессов взаимодействия его участников, включая и государственные организации инфраструктурной поддержки, что позволит создавать новые форматы в работе с партнерами, например консорциумы, а также адаптировать продукты и услуги под запросы конкретного клиента в региональном разрезе. Итогом должно стать достижение малыми и средними предпринимательскими компаниями ключевых результатов экономической эффективности, оптимизация предпринимательских издержек бизнеса и повышение качества предоставляемого сервиса или выпускаемого продукта.

Процесс формирования многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием на платформе регионального предпринимательского кластера можно выстраивать на платформе многофункциональных центров для бизнеса, идея создания которых в формате создания так называемого одного окна для предпринимателей была предложена уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титовым. Количество различных вопросов взаимодействия малых и средних предпринимательских структур с государством не меньше, чем гражданского населения. Была идея создания специальных многофункциональных центров – МФЦ – для предпринимателей, она была даже осуществлена в нескольких регионах, но массовой пока не стала. «Но систему одного окна можно было бы выстроить еще и как специальное МФЦ для малого и среднего бизнеса», - отмечал Б.Ю. Титов [8].

Премьер-министр России М.В. Мишустин, еще выступая 22 июля 2020 г. в Госдуме с отчетом о работе правительства, предложил создать для малого бизнеса так называемую систему одного окна, где представители малого и среднего предпринимательства смогли бы найти всю важную для них информацию, в том числе о получении кредита и уплате налогов [11]. Предлагается пойти дальше и на принципах создаваемой системы одного окна разработать и запустить платформу цифровой координации малого и среднего предпринимательства в формате многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием регионального кластера. Б.Ю. Титов отмечает, что аппарат уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей не привлечен к работе по созданию цифровой системы управления предпринимательской деятельностью [8]. Этой работой должны заниматься профессионалы, которые связаны в своей деятельности с подготовкой различных региональных и отраслевых программ, цифровых систем и платформ по выстраиванию предпринимательского многоуровневого взаимодействия, т.е. региональные структуры по поддержке предпринимательских структур, как и предлагается в статье. Система одного окна в формате многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием регионального кластера должна подчиняться тем же принципам функционирования, что и сама многоуровневая система регионального управления предпринимательским взаимодействием. Можно дополнить систему одного окна еще принципом единообразия и простоты взаимодействия предпринимателей со структурами управления и поддержки.

Государственная Дума 22 июля 2020 г. приняла в финальном третьем чтении разработанный Минэкономразвития законопроект «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (законопроект о «регуляторных песочницах») [9], а 31 июля 2020 г. Президент РФ В.В. Путин подписал разработанный Минэкономразвития закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» [9]. Данный закон предусматривает право регионов вводить на своей территории особые условия для инновационных цифровых компаний – экспериментальный правовой режим. В рамках этого режима можно будет временно отменять действующие предписания, требования или запреты в цифровой сфере, включая установленные на федеральном уровне. Закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» должен вступить в силу через 180 дней после его официального опубликования, и используя его положения, можно запустить создание системы одного окна с дальнейшей разработкой платформы цифровой координации малого и среднего предпринимательства в формате многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием регионального кластера в целях скорейшего восстановления экономики регионов и ликвидации перекосов в развитии предпринимательства в моногородах.

Экспериментальные правовые режимы, согласно данному документу, можно будет вводить для цифровых инноваций в медицине, транспорте, в сфере торговли, в архитектуре, сельском хозяйстве, промышленном производстве. При этом правительство будет вправе включить туда и иные направления. Кабинет министров, также по согласованию с Банком России, сможет устанавливать специальный регуляторный режим и в финансовой сфере. При этом ЦБ сможет ограничивать объем финансовых операций, осуществляемых в рамках экспериментального режима, количество их участников, сроки эксперимента и другие условия. Экспериментальный режим устанавливается на срок не больше трех лет, но при необходимости его можно продлить еще на год. Специальный режим должен быть прозрачным, открытым для всех выполняющих установленные условия претендентов, он должен обеспечивать их равноправие. Закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» исключает возможность предоставления каких-либо налоговых льгот в рамках этого режима, но не исключает использование других элементов инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом для разных участников эксперимента допускается установление разных сроков. Экспериментальный режим может быть введен как по инициативе органов власти, так и по инициативе самих предпринимателей, – если они соответствуют требованиям к участникам режима, а также зарегистрированы в РФ, не имеют долгов по налогам, не находятся в состоянии ликвидации или банкротства, а их руководители не имеют судимости [10].

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы: предлагается механизм управления большими объемами данных функционирования предпринимательского взаимодействия в рамках отраслевого или регионального кластера определять как многоуровневую систему управления предпринимательским взаимодействием; многоуровневая система управления предпринимательским взаимодействием направлена на повышение эффективности управления предпринимательской инфраструктурой поддержки, позволит снизить предпринимательские риски и потери в процессе функционирования производственного процесса или процесса обслуживания и взаимодействия с потребителем или с партнерами по предпринимательской деятельности, будет способствовать повышению эффективности логистических транспортных систем, а также обеспечит прозрачность и открытость данных предпринимательских структур отраслевого или регионального кластера. Многоуровневая система управления предпринимательским взаимодействием, таким образом, может трансформироваться в многоуровневую систему региональным управлением предпринимательским взаимодействием на основе регионального предпринимательского кластера по комплексному обслуживанию потребностей жителей региона. Процесс формирования многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием на платформе регионального предпринимательского кластера можно выстраивать на платформе многофункциональных центров для бизнеса, идея создания системы одного окна для предпринимателей. К основным принципам предлагаемой многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием целесообразно отнести: взаимообусловленность и взаимосвязанность поступающей и учитываемой информации, комплексность, преемственность и совместимость погружаемых в систему управления данных, контроль их качественного состава, однократность учета, многократность использования, единство механизмов взаимодействия участников, единообразия и простоты взаимодействия предпринимателей со структурами управления и поддержки. Используя положения только что принятого закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», предложено рассмотреть возможность запустить создание системы одного окна с дальнейшей разработкой платформы цифровой координации малого и среднего предпринимательства в формате многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием регионального кластера в целях скорейшего восстановления экономики регионов и ликвидации перекосов в развитии предпринимательства в моногородах.

Сформулированные предложения могут быть использованы региональными общественными отделениями предпринимателей в целях инициирования создания системы одного окна и поддержки и инициативной разработки многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием в регионе в рамках формирования регионального кластера или поддержки развития предпринимательства в моногородах. На уровне поддержки отраслей, особенно сильно пострадавших в результате коронавирусных ограничений, рекомендуется в регионах формировать под руководством отраслевых министерств межотраслевые предпринимательские кластеры, которые позволят быстрее восстановить отраслевые предприятия и создать основу для открытия новых малых и средних предпринимательских структур в регионах, а также одновременно позволят стимулировать развитие предпринимательства в моногородах.


References:

Amelchenko E. N. (2020). Razvitie predprinimatelskikh struktur v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki: regionalnyy aspekt [Development of business structures in the digital economy: regional aspect]. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal. 29-32. (in Russian).

Brazevic D.S., Safronova Z.S., Kosheleva T.N., Birykova A.V. (2020). Analysis of the Problems of Ensuring Information Security in the Terms of the Contemporary Society Open Journal of Social Sciences ISSN Print. (08(02)). 231-241. doi: 10.4236/jss. 2020. 82018.

Burgonov O. V. (2020). Tsifrovaya sreda predprinimatelstva: perspektivy i vyzovy dlya razvitiya ekonomicheskikh sistem [Digital business environment: prospects and challenges for the development of economic systems]. Economics and management. (4). 407-414. (in Russian).

Golubetskaya N., Kunin V., Kosheleva T. (2017). Problems of innovative development of an entrepreneurship in the industry in the conditions of upgrade of economy Iop conference series: Earth and environmental science, 19. 012049.

Grozovskaya E. V. (2020). Metodologicheskie osnovy razrabotki kontseptsii upravleniya razvitiem predprinimatelskoy deyatelnosti na transporte [Methodological basis of development of the concept of management of development of business activity on transport]. Vestnik vysshey shkoly «Alma mater». (1). 99-103. (in Russian).

Kosheleva T.N. (2020). Metodologicheskie podkhody k infrastrukturnomu razvitiyu malyh i srednikh servisnyh kompaniy v protsesse stanovleniya sfery obsluzhivaniya na tsifrovoy osnove [Methodological approaches to infrastructural development of small- and medium-scale service companies in the process of developing of the digitally-based sphere of services (Russia, St. Petersburg)]. Evraziyskiy mezhdunarodnyy nauchno-analiticheskiy zhurnal "Problemy sovremennoy ekonomiki". (1). 176-179. (in Russian).

Kosheleva T.N., Tarhanova N.P., Strielkowski V., Ksenofontova T.Y. (2019). Development of customer motivation system in the field of entrepreneurship: travel business Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. (11). 82-89.

Kruglov D. V. (2017). Innovatsionnyy klaster kak osnova razvitiya ekonomiki regiona [Innovation cluster as the basis for regional economic development] Institutions and mechanisms of innovative development: world experience and Russian practice. 201-204. (in Russian).

Ksenofontova T. Yu. (2019). Podkhody k strategicheskomu razvitiyu malyh predprinimatelskikh struktur v usloviyakh stanovleniya tsifrovoy ekonomiki [Approaches to the strategic development of small business structures in the context of the digital economy] Problems of managing production and innovation systems. 56-59. (in Russian).

Ksenofontova T.Y., Kocheleva T.N., Bezdudnaya A.G. (2016). The interconnection of demographic factors and indicators of the population density in the region territory at the meso-and micro-levels International Journal of Applied Business and Economic Research. (10). 7301-7313.

Ksenofontova T.Y., Smirnov R.V., Kadyrova O.V., Kosheleva T.N., Burgonov O.V., Kudrova N.A. (2019). Practical application of methodologies and mechanisms of formation of regional innovation development strategies «IJRTE-International Journal of Recent Technology and Engineering». (8(2)). 4302-4305 .

Mullina I. V. (2018). Podkhody k formirovaniyu strategii innovatsionnogo razvitiya predprinimatelskikh struktur v usloviyakh stanovleniya ekonomiki znaniy [Approaches to the formation of the innovative development strategy of business structures in the context of the knowledge economy] Socio-economic development of society: history and modernity. The 13th Yamburg readings. 21-24. (in Russian).

Sorvina T. A. (2020). Osobennosti razvitiya malyh i srednikh predprinimatelskikh struktur v protsesse stanovleniya tsifrovoy ekonomiki v slozhnyh ekonomicheskikh usloviyakh [Features of the development of small and medium business structures in the process of the digital economy in difficult economic conditions]. Saint-Petersburg Economic Journal. (2). 98-104. (in Russian).

Sorvina T.A. (2019). Osobennosti strategicheskogo upravleniya malyh i srednikh servisnyh kompaniy v usloviyakh stanovleniya tsifrovoy ekonomiki [Features of strategic management of smalland medium-sized service companies in the conditions of formation of digital economy]. Saint-Petersburg Economic Journal. (4). 61-67. (in Russian).

Tarkhanova N.P., Kosheleva T.N., Vasilchikov A.V., Ksenofontova T.Y. (2020). Public-private partnership as an instrument for regional entrepreneurial development Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. (1). 544-548. doi: 10.5373/JARDCS/V12SP1/20201102.

Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:00:51