Dampers of the Sino-Russian cross-border e-commerce
Yao Yao1, Chzhan Yan1
1 Хэйхэский университет, China
Download PDF | Downloads: 33 | Citations: 2
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 8 (August 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44056358
Cited: 2 by 07.12.2023
Abstract:
Promoting cross-border e-commerce is a strategic step in the development of China\'s modern economy. In recent years, the development of international trade has tended to strengthen the position of cross-border e-commerce, which can effectively expand sales channels abroad, increase competitiveness and contribute to the transformation and modernization of foreign trade.
Chinese enterprises that previously relied on tradition for trade are now increasingly taking advantage of cross-border e-commerce opportunities, leading to its rapid development.
Since cross-border e-commerce has only recently started to develop, there are still many dampers in trade relations between China and Russia. They are as follows: logistics and transport system weaknesses, lack of highly qualified employees in the cross-border e-commerce, and difficulties in customs clearance. Effective measures are needed to address these problems. The authors of the article examine the state of cross-border e-commerce between China and Russia, analyze the existing restrictions, and suggest a further strategy for the development of this sphere of trade. The article will be of interest to students and researchers involved in the economic interaction between China and Russia, as well as officials in charge of the relevant economic sector.
Keywords: cross-border e-commerce, cross-border logistics, Sino-Russian trade
JEL-classification: F14, L81, O24
Введение
Будучи соседствующими странами, Китай и Россия имеют общую границу протяженностью более 4200 км, из них граница между провинцией Хэйлунцзян и Россией имеет протяженность более 3500 км. Китай граничит с пятью российскими регионами. Территориальная близость Китая и России играет ключевую роль в развитии их торговых отношений. Ориентация на китайско-российское сотрудничество, стремительное развитие северных территорий Китая, уровень интеграции в создании модели «Одного пояса и одного пути» – все это становится отправной точкой в развитии трансграничной электронной торговли, которая постепенно становится стратегическим элементом в экономике севера Китая [9] (Bouen, Shanbo, 2018). В данной статье анализируются сдерживающие факторы и меры, которые можно предпринять в области китайско-российской трансграничной электронной торговли.
Сдерживающие факторы в развитии трансграничной электронной торговли исследуют как китайские [8, 10] (Tyan Shaotsin, 2017; En Lyusin, 2016), так и российские ученые [1, 3] (Komissarov, 2019; Chzhan Dali, Kashbraziev, 2019). Обе стороны отмечают существование различных факторов, препятствующих плодотворному экономическому взаимодействию Китая и России, как на территории Китая, так и на российской стороне, предлагают пути решения по отдельным вопросам взаимодействия.
Авторы исследования считают, что для развития международного экономического сотрудничества Китаю и России необходимо упростить трансграничную электронную торговлю и ввести инновационные формы трансграничного торгового сотрудничества.
Состояние китайско-российской трансграничной электронной торговли
Реформирование экономики Северного Китая позволило создать условия для регионального сотрудничества между Россией и Северо-Восточной Азией. Это способствовало углубленному урегулированию промышленной структуры, созданию центрального узла регионального сотрудничества между Россией и Северо-Восточной Азией, ускорению и трансформации реального сектора экономики, стимулированию инновационного развития, созданию транспортно-логистического узла.
Товарооборот между Китаем и Россией в 2018 году превысил 100 млрд долларов, составив 107,06 млрд долларов. В том же году экспорт Китая в Россию достиг 122,06 млрд юаней и составил 17,3% от общего объема импорта и экспорта Китая и России. С каждым годом китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество укрепляет свои позиции.
Укреплению торговых отношений двух стран может способствовать развитие трансграничной электронной торговли. За последние годы Китай и Россия активно развивают трансграничную электронную торговлю и уже достигли немалых успехов. Так, город Харбин создал более совершенную китайско-российскую логистическую платформу электронной торговли с годовым объемом поставок более 1 млрд юаней. Премьер-министр Ли Кэцян высоко оценил китайско-российскую логистическую систему поставки товаров. Построенный и управляемый российской компанией в зоне электронной торговли города Хэйхэ магазин российских товаров EPINDUO открылся в торговых центрах и на платформах онлайн-торговли в городах Хэйхэ и Харбин. В основном он ориентирован на продукты питания, предметы первой необходимости и косметику. Это 11 категорий российских товаров из более 2 000 наименований. Эти продукты пользуются большим спросом у китайских потребителей, что сказывается на объемах продаж. Так, ежегодный объем транзакций электронной торговли здесь достигает десятков миллионов юаней [4] (Syuy Lin Shi, 2018).
Сдерживающие факторы китайско-российской трансграничной электронной торговли
В настоящее время в Китае помимо иностранных торговых компаний, использующих электронную торговлю для трансграничного B2B (бизнес для бизнеса), существует не так много предприятий, использующих международную платформу электронной торговли. Некоторые платформы за пределами региона в основном являются частными с небольшим объемом транзакций. Портовый город Суйфэньхэ в провинции Хэйлунцзян находится в выгодном положении для китайско-российской торговли. Однако большинство трансграничных компаний B2C (бизнес для потребителя) в области электронной торговли в основном используют воздушные перевозки, почтовые отправления или экспресс-доставку [10] (En Lyusin, 2016). Таким образом, отправленный товар не включается в таможенную статистику; такое «серое» таможенное оформление напрямую ведет к тому, что компании не соблюдают политику возврата налогов на экспорт, которой они должны пользоваться. Несмотря на то, что разработка модели «солнечного таможенного оформления» (или быстрого таможенного оформления, 阳光通关) в определенной степени увеличила трансграничный товарооборот, все еще существенно мало самих предприятий внешней торговли, а объемы экспорта невелики. Поскольку экспериментальная зона свободной торговли в провинции Хэйлунцзян была создана только в 2019 году, известные платформы электронной торговли, такие как Amazon, JD.com и Tmall International, в ней не представлены. Также отсутствуют местные платформы профессиональной поддержки, а зарубежные электронные платформы разбросаны по социальным сетям. Различаются и способы совершения покупок за рубежом: некоторые китайские предприятия создали небольшие рабочие платформы, другие полагаются на сторонние торговые платформы за рубежом. Нынешний китайский международный бизнес электронной торговли можно назвать относительно слабым: низкий уровень противостояния рискам, базовая конкурентоспособность нуждается в улучшении, – все это является одним из препятствий на пути развития китайско-российской трансграничной электронной торговли [6] (Lyu Tsin, Tszyao Chzhaosya, 2017).
Несмотря на синхронизацию трансграничного экспорта электронной торговли с таможенными стандартами, она пока уступает позиции по сравнению с традиционной почтой и экспресс-доставкой. Существует много таможенных, инспекционных и надзорных мер, которые необходимо принять, также затруднительна подача документов, и иногда не может быть возмещен налог на экспорт. Все это делает трансграничный экспорт B2C и «солнечное таможенное оформление» невостребованными. Текущая платформа прямых импортных закупок все еще находится на стадии пробного тестирования, пока не одобрена модель прямой почтовой отправки, в результате чего многие зарубежные покупки через интернет импортируются только в форме почтовой или экспресс-доставки в соответствии с внутренней моделью электронной коммерции для ведения бизнеса B2C.
Вопросы, связанные с трансграничной логистикой между Россией и Китаем, еще не решены. С одной стороны, низкая степень информатизации трансграничной логистики электронной торговли; в России логистика работает с перебоями из-за языковой и информационной искаженности. Хотя стоимость почтовых отправлений невысока, есть недостатки в отслеживании логистической информации. В процессе транспортировки и доставки пользователи не имеют информации о статусе груза, а ее отсутствие препятствует дальнейшему развитию трансграничной электронной торговли [8] (Tyan Shaotsin, 2017). С другой стороны, существует длинная логистическая цепь китайско-российской трансграничной электронной торговли, увеличено количество иностранных складов, актуальной остается проблема взяток при растаможивании, – все это приводит к потере времени и затратам для самих предприятий [7] (Van Tszyanven, Tsay Yunchzhi, Chen Sin, 2015). Вопрос о логистике китайско-российской трансграничной электронной торговли требует решения.
Высококвалифицированные работники трансграничной электронной торговли – это междисциплинарные специалисты, обладающие навыками как в сфере внешней торговли, так и в сфере электронной торговли. Подготовка и привлечение таких работников является насущной необходимостью для развития китайско-российской трансграничной электронной торговли. На сегодняшний день можно говорить о высокой текучести кадров в этой сфере, обусловленной низким порогом разрешений для трансграничной электронной торговли. После обучения некоторые сотрудники пытаются начать свой собственный бизнес, что приводит к потере персонала [5] (Yan Fan, Yan Yuy, 2018).
Специалистов высокого уровня трудно сохранить. По сравнению с другими развитыми странами, китайско-российские трансграничные предприятия электронной торговли намного слабее, промышленная агломерация недостаточно высока, пространство для развития ограничено, специалисты электронной торговли испытывают острую потребность в жилье, обеспечении образования детей, здравоохранении и т.д. Это приводит к тому, что многие специалисты высокого класса увольняются.
Еще одним сдерживающим фактором является низкий уровень логистической информации и обмена информацией между Китаем и Россией. Уровень логистической информации является важным звеном трансграничной логистической системы, показателем уровня логистики в стране. В условиях трансграничной электронной торговли развитие логистики неизбежно должно быть основано на информации о логистических данных и обмене этой информацией. По сравнению с ведущими экономиками мира в отношении доступа к логистической информации, включая трансграничные логистические данные, Россия явно консервативна. Согласно отчету «Индекса ограничений цифровой торговли» (DTRI), опубликованному европейским центром международной политики и экономики в 2018 году, индекс «ограничения данных» в России занимает второе место в мире с 0,63 баллами (чем выше рейтинг, тем более строгие требования). Россия занимает первое место по показателю «политики данных», то есть Россия является самой строгой в мире страной с точки зрения политики данных. Меры, связанные с трансграничным потоком данных, включают в себя: «запрет на трансграничную передачу данных и требования к локальной обработке данных», «условную политику трансграничного потока данных» и «требования локализации хранения данных» [2].
Следует отметить, что трансграничный поток данных в России имеет различные ограничения, а также различны ограничения и требования для других стран и регионов. В Федеральном законе РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» указаны страны по уровню защиты персональных данных при автоматической обработке (на европейском международном уровне). Страны, включенные в «белый список» международной передачи персональных данных (например, Австралия, Сингапур и др.), считаются странами с развитой правовой системой защиты информации, передача данных между этими двумя категориями стран не ограничена. Ограничения на трансграничные потоки данных, связанные с национальной безопасностью России, создают большие препятствия для информатизации и обмена информацией между китайскими и российскими торгово-логистическими каналами. В контексте самой строгой в мире информационной политики, в России существует низкий уровень обмена информацией между пунктами пропуска, что, в свою очередь, влияет на эффективность российско-китайской приграничной торговой логистики.
Стратегия развития китайско-российской трансграничной электронной торговли
В качестве мер будущей стратегии развития китайско-российской трансграничной электронной торговли можно предложить следующее: эффективно использовать законы; учредить региональный распределительный центр закупок, центр исследований и разработок, логистический центр и т.д.; усовершенствовать производственную цепочку китайско-российской электронной торговли; открыть доступ к каналу сетевой экономики; создать логистические склады для разных этапов оплаты, интернет-финансирование, крупномасштабное финансирование электронной торговли, промышленных комплексных услуг и других функциональных платформ; необходимо усовершенствовать систему международных платежей, трансграничную логистику и послепродажное обслуживание; в сочетании со стратегией «Одного пояса и одного пути» необходимо усилить интенсивность привлечения инвестиций; нужно сделать большую рабочую платформу для предприятий электронной торговли; внедрить влиятельные трансграничные платформы по импорту электронной торговли; поощрять предприятия, ориентированные на внешнюю торговлю; активно вести бизнес в области трансграничной электронной торговли для укрепления трансграничного целевого субъекта электронной торговли.
Для повышения удобства таможенного оформления китайско-российской трансграничной электронной торговли можно в полной мере использовать преимущества дружбы и выгодного географического положения двух стран. Необходимо ускорить создание международного единого окна, использующего передовые международные стандарты, развивать торговлю технологиями, создать сервис внешней упаковки и другие торговые услуги. После того как все предложения будут выполнены, можно постепенно ввести в единое окно услугу декларации по возврату налога на экспорт. Необходимо реализовать комплексный контроль над статусом груза в зоне специального таможенного контроля, расширить спектр товаров и организаций, прошедших проверку третьих лиц. Следует внедрить выдачу гарантий по патентным спорам на экспортные товары, внести улучшения в порядок карантинного режима и создать каталог «свежей» сельскохозяйственной продукции с контролируемым риском. Кроме того, следует активно позиционировать китайско-российский таможенный контроль как взаимную проверку и признание двустороннего сотрудничества; ускорить работу комплексной экспериментальной зоны трансграничной электронной торговли и создать национальную культурную экспортную базу.
Для развития собственной логистики трансграничной электронной торговли Китай будет ориентироваться на китайско-монгольско-российский экономический коридор «Степной путь». Планируется соединить российский международный трансграничный транспортный коридор «Приморский-1» с Евразийским экономическим союзом, что приведет к значительному прорыву в строительстве «трех мостов и одного острова» (“三桥一岛”). В Харбине создан национальный логистический узел, соединяющий Китай и страны Евразии. В районе города Суйфэньхэ создан распределительный центр по хранению и обработке импорта и экспорта товаров, а также наземный логистический центр пункта пропуска для международного морского и сухопутного коридора. В районе города Хэйхэ сосредоточены усилия по созданию логистического узла вдоль приграничных портов для российско-китайского взаимодействия и сотрудничества. Проведение работ по планированию этих трех зон способствует развитию китайско-российской трансграничной электронной торговли, может улучшить логистические транспортные процессы трансграничной электронной торговли, сократить промежуточные логистические звенья, позволит беспрепятственно обмениваться информацией и повысит эффективность логистических перевозок.
Отсутствие высококвалифицированных сотрудников является важным сдерживающим фактором для развития китайско-российской трансграничной электронной торговли, поэтому необходимо активно привлекать со стороны и готовить высококвалифицированных работников в сфере китайско-российской электронной торговли. С точки зрения привлечения высококвалифицированных работников, обе страны должны подготовить и принять соответствующие законы и распоряжения по привлечению местных и иностранных высококлассных специалистов, знакомых с передовой международной концепцией управления и соответствующими технологиями. Все это будет способствовать более быстрому развитию трансграничной электронной торговли. Уже сейчас можно использовать сильные стороны региона по трехстороннему сотрудничеству между правительством, учебными заведениями и предприятиями: пригласить опытных специалистов и ученых для обучения сотрудников трансграничной электронной торговли старшего и среднего звена, чтобы повысить уровень квалификации сотрудников и решить проблему нехватки высококвалифицированных кадров. С точки зрения подготовки специалистов, высшие учебные заведения должны трансформировать систему обучения: необходимо сотрудничать с местными трансграничными предприятиями электронной торговли, которые могут стать местами производственных практик студентов уже в процессе обучения, регулярно организовывать экскурсии студентов на предприятия, знакомить с рабочим процессом или приглашать практикующих специалистов для чтения лекций студентам, чтобы теоретические знания, даваемые учащимся в высшем учебном заведении, не расходились с существующей практикой.
На сегодняшний день существует взаимосвязь между политическими отношениями Китая и России и торговой логистикой. Взаимное стратегическое доверие между двумя странами ведет к взаимовыгодным отношениям всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, что является политической предпосылкой и гарантией торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. Самая строгая в мире политика России в отношении персональных данных основывается на таких факторах, как безопасность национальных экономических систем. Однако эти ограничения не были включены в «белый список» российской службой по защите персональных данных (Роскомнадзор), тем самым создав барьер для китайско-российской торговли и трансграничной логистики, влияя на своевременность и обмен информацией. В связи с этим Китай и Россия должны усилить дипломатические отношения в сфере экономики на государственном уровне, устранить ненужные разногласия в экономическом сотрудничестве между двумя странами и активно содействовать двустороннему обмену информацией. Чтобы снизить уровень сдерживания трансграничного потока логистических данных, две страны могут начать работу с управления классификацией данных, которые не связаны с национальной безопасностью и конфиденциальной информацией предприятий. В соответствии с важностью сохранения безопасности коммерческих данных между двумя странами обе стороны должны активно продвигать либерализацию трансграничных логистических данных, сократить помехи на пути развития торговли и добиваться взаимной выгоды.
Заключение
В целом дружественные и добрососедские отношения между двумя странами способствуют более быстрому развитию трансграничной электронной торговли между Китаем и Россией. В связи с этим должны быть четко определены текущие сдерживающие факторы для развития китайско-российской трансграничной электронной торговли. К таким факторам мы относим относительную слабость трансграничных субъектов управления электронной торговли, сложность в таможенном оформлении и логистике, дефицит высококвалифицированных работников сферы трансграничной электронной торговли, а также сложности в обмене логистической информацией между Китаем и Россией. Необходимо оптимизировать систему таможенного оформления, развивать логистику, устранить кадровый дефицит, поддерживать законы, совершенствующие китайско-российскую трансграничную промышленную цепочку электронной торговли. Это позволит повысить комплексные конкурентные преимущества китайско-российских пунктов пропуска, развить свободную приграничную торговлю и логистику на китайско-российской границе.
References:
Chzhan Dali, Kashbraziev R.V. (2019). Ekonomicheskoe vzaimodeystvie Rossii i Kitaya v vysokotekhnologichnyh otraslyakh promyshlennosti [Economic cooperation between Russia and China in high-tech industries]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 1587-1600. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40824.
Komissarov A.A. (2019). Vneshneekonomicheskie interesy Rossii i Kitaya v dvustoronnem sotrudnichestve: problemy i rekomendatsii [Foreign economic interests of Russia and China in bilateral cooperation: problems and recommendations]. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 2487-2500. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41516.
徐林实 [Syuy Lin Shi] (2018). 中国 (黑龙江) 创建研究 / 徐林实 [Opyt sozdaniya eksperimentalnoy zony svobodnoy torgovli v Kitae (Kheyluntszyan)] [中国 (黑龙江) 创建研究 / 徐林实 [Experience in creating a pilot free trade zone in China (Heilongjiang)]]. 黑龙江社会科学 Sotsialnye nauki v provintsii Kheyluntszyan. (2). 82-84. (in Russian).
杨芳, 杨玉 [Yan Fan, Yan Yuy] (2018). 中方高校中俄跨境电子商务人才培养现状及问题研究 [Sovremennoe sostoyanie i problemy podgotovki spetsialistov dlya transgranichnoy elektronnoy torgovli v vysshikh uchebnyh zavedeniyakh Kitaya] [中方高校中俄跨境电子商务人才培养现状及问题研究 [Current state and problems of training specialists for cross-border e-Commerce in higher education institutions of China]]. 对外经贸 [Vneshnyaya torgovlya]. (7). 149-153. (in Russian).
柳青, 焦朝霞 [Lyu Tsin, Tszyao Chzhaosya] (2017). 黑龙江中俄跨境电商发展研究 [Issledovanie razvitiya transgranichnoy internet-torgovli v provintsii Kheyluntszyan i v Rossii] [黑龙江中俄跨境电商发展研究 [Research on the development of cross-border e-Commerce in Heilongjiang province and Russia]]. 商场现代化 [Modernizatsiya rynka]. (21). 38-39. (in Russian).
王建文, 蔡勇志, 陈新 [Van Tszyanven, Tsay Yunchzhi, Chen Sin] (2015). 福建自贸试验区跨境电子商务发展对策研究 [Issledovanie strategii razvitiya transgranichnoy elektronnoy torgovli v zone svobodnoy torgovli provintsii Futszyan] [福建自贸试验区跨境电子商务发展对策研究 [Study of cross-border e-Commerce development strategy in Fujian free trade zone]]. 中共福建省委党校学报 [Zhurnal Futszyanskoy partiynoy shkoly]. (12). 44-50. (in Russian).
田少卿 [Tyan Shaotsin] (2017). 黑龙江中俄跨境电商现状分析及对策研究 [Analiz transgranichnoy internet-torgovli provintsii Kheyluntszyan s Rossiey] [黑龙江中俄跨境电商现状分析及对策研究 [Analysis of cross-border Internet trade of Heilongjiang province and Russia]]. 哈尔滨商业大学学报 (自然科学版) [Zhurnal Kharbinskogo torgovogo universiteta]. (33(04)). 496-501. (in Russian).
管博文, 于善波 [Guan Bouen, Yu. Shanbo] (2018). «一带一路» 战略视域下中方中俄跨境电子商务发展对策研究 [Issledovanie strategii transgranichnoy internet-torgovli provintsii Kheyluntszyan s Rossiey s tochki zreniya strategii «Odin poyas i odin put»] ["一带一路" 战略视域下中方中俄跨境电子商务发展对策研究 [Study of the cross-border e-Commerce strategy of Heilongjiang province and Russia from the point of view of the One belt and one road strategy]]. 现代商业 [Sovremennyy biznes]. (10). 27-28. (in Russian).
闫履鑫 [En Lyusin] (2016). 中方跨境电子商务物流发展存在的问题及对策 [Problemy v razvitii transgranichnoy logistiki elektronnoy torgovli v Kitae i puti ikh resheniya] [中方跨境电子商务物流发展存在的问题及对策 [Problems in the development of cross-border e-Commerce logistics in China and the ways of their solution]]. 商业经济 [Ekonomika biznesa]. (4). 11-12. (in Russian).
Страница обновлена: 04.05.2025 в 09:50:11