Формирование готовности будущих руководителей образовательных организаций к проектному управлению

Качалова Л.П., Колмогорова И.В., Колосовская Т.А.

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Качалова Л.П., Колмогорова И.В., Колосовская Т.А. Формирование готовности будущих руководителей образовательных организаций к проектному управлению // Лидерство и менеджмент. – 2020. – Том 7. – № 2. – С. 237-246. – doi: 10.18334/lim.7.2.110423.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43814695
Цитирований: 5 по состоянию на 28.06.2023

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Модернизация российского образования ставит главной задачей обеспечение качественного образования, ориентированного на сохранение его фундаментальности, соответствия личностным, общественным и государственным потребностям. В плане подготовки будущего специалиста решение задач направлено на формирование готовности к проектированию профессиональной деятельности. В этом аспекте актуальным становится решение проблемы формирования готовности будущих руководителей образовательных организаций к проектному управлению, предусматривающему знание основных типов и классификаций управления, методов управления, овладение навыками проектного управления и формирования портфеля проектов, компетентность в организации управления работами, ресурсами, командой, коммуникациями по проекту, в методологии разработки и внедрения управленческих проектов в различных областях, включая сферу научной и педагогической деятельности. Проектное управление как дефиниция трактуется неоднозначно. Многие исследования дифференцируют составляющие данного феномена и рассматривают его в контексте формирования проектировочной компетенции и в этом аспекте исходят из логического конструкта профессиональной компетенции, акцентируя проектировочную как совокупность компонентов (когнитивный, рефлексивный, личностный, деятельностный, мотивационный, креативный), и определяют ее как способность применять в практической деятельности знания, умения, навыки, и профессионально значимые качества личности, обеспечивающие эффективное проектирование образовательного процесса [5, с. 97] (Ketrish, 2017). К сожалению, в таком понимании не усматривается управленческая составляющая исследуемого нами понятия.

Авторы определяют его с позиции качества образования, с позиции инновационного развития образовательного учреждения, с позиции проект-инновационной деятельности, и в этом аспекте проектное управление формулируется как тип управления образовательной организацией в режиме развития, когда осваиваются новшества, обогащается образовательный потенциал организации и, как следствие, улучшается качество его работы [11]; как деятельностная организация проектное управление трактуется через его составляющие: наличие оригинальной цели; наличие проектной команды; интегральное управление; финансовые, временные, кадровые ресурсы ограниченного характера [12, с.10] (Kholod, Ponedelko, Krasnokutskiy, 2017); с точки зрения профессиональной деятельности руководителя, проектное управление – это область профессиональной деятельности, в ходе которой создается уникальный продукт, реализуемый на основе комплекса взаимосвязанных целенаправленных мероприятий. Это осуществляется на основе знаний, навыков и инструментов, человеческих и материальных ресурсов. Достигается проектное управление за счет итеративного применения процессов управления в функциональных областях (управление содержанием; управление временем; управление стоимостью; управление качеством; управление персоналом; управление коммуникациями; управление проектными отклонениями; управление контрактами и т.д.) [7, 10] (Reshke, Shelle, 1993; Kezin, Toyvonen, 2012); проектный менеджмент включает в свой терминологический и содержательный ряд проектное управление, которое определяется как специфический вид человеческой деятельности, связанный с коллегиальной командной разработкой программы, модели и алгоритма действий, направленных на достижение поставленной инновационной цели и результата [10, с. 56] (Kezin, Toyvonen, 2012); по отношению к сфере образования проектное управление есть область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта. При этом важна сбалансированность между объемом работ, ресурсами, временем, качеством и рисками. Наличие четкого плана, минимизация рисков, отсутствие отклонений от плана являются ключевым фактором успеха проектного управления [1, с. 12] (Volynkina, 2006); проектное управление рассматривается также как сочетание науки и искусства, как процесс использования в профессиональных сферах проекта, сочетающего технические и управленческие методы [13, с. 12] (Razu, Yakutii, Razu, Bronnikova, Titov, 2010).

В аспекте методологии проектного управления данный феномен приближен к требованиям качества процессов проекта, где процессы управления соотнесены с принципами процессов инициации, планирования, исполнения, контроля и завершения [14] (Razu, 2018).

Необходимость формирования готовности будущих руководителей образовательных организаций к проектному управлению, проектной деятельности подчеркивается в работах современных исследователей, указывающих, что необходимо осуществлять профессиональную подготовку через приобретение обучающимися специфических умений, овладение специальными (креативными) умственными действиями и операциями в процессе создания продукта [2, с. 105] (Guzeev et al., 2007); обосновывающих необходимость формирования знаний, выработки умения конструировать знания по проектированию в профессиональной сфере [9, c. 57] (Polat, Bukharkina, 2007).

Исследователи обращаются к формированию проектной компетентности как необходимой составляющей в проектном управлении и рассматривают ее как готовность и способность к самостоятельной и творческой деятельности по планированию, разработке, реализации, методическому и организационному сопровождению проектов в различных образовательных, научных и социальных сферах [3, c. 40–45] (Zaytseva, Smirnov, 2016).

Значительный калейдоскоп научных точек зрения позволяет понимать проектное управление в образовательной сфере как тип управления образовательной организацией в режиме развития, при котором осваиваются новшества, наращивается образовательный потенциал органи­зации и, как следствие, улучшается качество работы.

Мы в содержании готовности будущих руководителей образовательной организации к проектному управлению выделяем наличие профессионально- проектно-управленческих знаний, умений, опыта; готовность к применению современных проектных технологий в управленческой деятельности; готовность к реализации проектной деятельности как инструменту управления; владение приемами формирования проектных команд; способность быть членом управленческой команды; способность рефлексировать результаты управленческой деятельности.

Исследованиями обосновывается проектное обучение, метод проектов как перспективы, раскрывающие возможности самосовершенствования и формирования компетенций, связанных с проектированием в различных сферах, в том числе в сфере образования. Понимание проектного обучения, направленного на формирование проектных знаний, умений, опыта проектирования, что обеспечивается за счет активной исследовательской, познавательной, конструктивистской деятельности, ориентированной на творческую самореализацию личности студента, повышение профессиональной подготовки в процессе обучения в вузе [8, c. 89] (Petrova, Khalilov, 2015). В этом аспекте наблюдается процессуальная сторона возможности проектного обучения в целом, что не дает нам возможности говорить о наличии управленческого компонента.

Несмотря на существенный интерес ученых и значимость полученных результатов, проблема формирования готовности будущих руководителей образовательных организаций к проектному управлению в процессе обучения в вузе остается недостаточно разработанной. Основными причинами этого являются отсутствие в существующих исследованиях понимания проектного управления в сфере образования как феномена, определяющего эффективность выполнения профессиональных задач руководителя образовательной организации; недостаточная разработанность теоретических и практических основ формирования данного феномена. Отсюда возникает необходимость постановки цели, которая заключается в обосновании педагогических условий, методов формирования готовности к проектному управлению будущего руководителя образовательной организацией. Авторский замысел и новизна заключаются в выявлении педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования готовности будущих руководителей образовательной организации к проектному управлению.

Основная часть

Необходимость формирования готовности к проектному управлению связывается с конкурентоспособностью современного руководителя, его преимуществом в осуществлении проектного управления как уникального инструмента управления, включающего стратегическое планирование, умение гибко реагировать в постоянно меняющихся условиях. Это требует применения активных форм обучения будущих руководителей образовательных организаций, применения приемов и методов, позволяющих имитировать логику, содержание и процесс проектного управления.

Формирование готовности будущих руководителей образовательных организаций к проектному управлению требует формирования процессуальных проектировочных знаний в сфере управления; применения технологий проектного обучения; включенности обучающихся в проектную деятельность управленческого характера; организации обучения в сотрудничестве, в организационно-деятельностном режиме.

Вполне очевидна необходимость создания педагогических условий, в которых осуществляется процесс формирования готовности к проектному управлению будущих руководителей образовательной организации, и способствующих достижению планируемого результата, обеспечивающих продуктивность процесса профессиональной подготовки будущих руководителей в сфере образования.

Первое педагогическое условие связано с дидактико-методическим сопровождением, предусматривающим построение процесса формирования готовности к проектному управлению в формате профессионально-педагогической направленности содержания [6, с. 135] (Koreneva, 2008); с информативно-обучающим обеспечением, программно-методическим обеспечением; с направленностью содержания семинарских и практических занятий на понимание особенностей управленческой деятельности, со знанием теории управления, владением современными методами и технологиями управления, знанием особенностей проектного управления.

Второе педагогическое условие предусматривает разработку семинаров-погружений, основанных на углубленном изучении тем проектного управления и сосредоточенных на погружении в реальные цели проектного управления, отработку умений проводить регулирование проектной деятельности, управлять качеством, рисками проектной деятельности, продумывании способов достижения целей, развитии представлений о внешних и внутренних значимых условиях. Общая цель семинара-погружения направлена на знакомство с сущностью и инструментами проектного управления, позволяющего принимать решения по координированию деятельности образовательной организации для выполнения поставленных задач. Задача основная – освоение будущими руководителями образовательной организации методов проектного управления и их применение для решения задач управления при системном анализе проблемных ситуаций.

Примером семинара-погружения может быть модуль «Инструменты проектного управления»: первоначально студенты слушают мини-лекцию, затем создаются команды, которые получают командные задания: сформулировать цели проекта, обозначить задачи проекта, подготовить паспорт проекта, разработать план управления проектом, ожидаемые результаты. После выполнения заданий каждая команда защищает свои позиции и прогнозирует включенность выполненных заданий в единый проект.

Третье педагогическое условие являет собой некоторое продолжение и дополнительное насыщение предыдущего условия – обучение на основе проектного метода, организация проектного обучения, включенность студентов в реальные управленческие проекты. Участие студентов в проектной деятельности позволяет сформировать активную и самостоятельную позицию в обучении, готовность к саморазвитию; умение осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для решения поставленных задач; способность работать в коллективе; ставить перед собой цели и принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

В процессе проектирования изменяются наиболее значимые элементы личности – самосознание и направленность, и формируются такие регулятивные компоненты cамосознания, как cаморегуляция, самоанализ и самоконтроль деятельности, ответственность, прогнозирование [4] (Zakirova, 2017).

Использование технологии проектного обучения ориентирует будущих руководителей образовательных организаций на усвоение знаний, на способы усвоения основ проектного управления, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и самостоятельности, востребование творческого потенциала. В процессе деятельности по созданию проекта, связанного с управлением в сфере образования, управления образовательной организацией будущие руководители осуществляют поиск необходимой информации, а работа в группе, команде способствует формированию таких качеств личности, как коммуникативность, организованность, целеустремленность, информированность. Проектное обучение способствует формированию умений аргументировать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, входить в рефлексивную позицию, осуществлять анализ групповой и индивидуальной самостоятельной работы, оценивать вклад каждого субъекта проекта. Результирующим продуктом проекта выступают доклады, рефераты, презентации, которые представляются на различных конкурсах и олимпиадах.

Важна включенность студентов в разработку реальных проектов, которые отражают содержательное наполнение проектного управления. Так, студентам предлагается разработка проекта «Развитие образовательной организации», в котором следует отразить модернизацию материально-технической базы, повышение квалификации, имиджевые составляющие образовательной организации. Перед разработкой студенты отвечают на вопросы: какие есть ресурсы? кто и что делает? какой статус у проектных задач? как будете реализовать инструменты проектного управления? как будете управлять сроками, ресурсами, финансами, содержанием, изменениями, коллективом, рисками? Результатом ответов и обсуждений должны стать: идея проекта, собственно проект, план (образовательные программы, бюджет, система аттестации и др.).

В процессе формирования готовности будущих руководителей образовательной организации к проектному управлению зарекомендовали себя следующие формы, задания: написать эссе «Миссия образовательной организации», составить лист сжатой информации «Портфель проекта», разработать технологическую карту «Проектный офис», публичное выступление по теме «Концепции проектного управления», охарактеризовать модель проектно-ориентированной системы управления в образовательной организации, составить схемы и таблицы, содержание которых раскрывает функциональность проектного управления (управление содержанием, управление сроками, управление затратами, рисками, качеством и т.д.), выделить сходство и различие программно-целевого и проектного управления образовательной организацией и т.д.

Заключение

Формирование готовности будущих руководителей образовательной организации к проектному управлению представляет собой процесс, направленный на формирование способности эффективно строить управленческую деятельность в различных жизненных, образовательных и профессиональных ситуациях, овладение основами профессиональной проектно-управленческой культуры, опыта организации проектной деятельности с субъектами образовательного процесса, умений проектировать, разрабатывать цели, ставить задачи, предвидеть и оценивать риски, перспективы развития образовательной организации, ожидать результаты.

Педагогические условия формирования готовности будущих руководителей образовательной организации к проектному управлению (обучение на основе проектного метода, организация проектного обучения, включенность студентов в реальные управленческие проекты, разработка комплекса семинаров-погружений, дидактико-методическое сопровождение) предполагают учет специфики образовательного процесса в вузе, содержания, форм и методов, а также особую организацию проектно-ориентированной деятельности студентов, способствующую повышению уровня готовности к проектному управлению будущего руководителя образовательной организации.

Дальнейшее исследование проблемы формирования готовности будущих руководителей образовательной организации к проектному управлению может быть осуществлено в следующих направлениях: выявление закономерностей процесса формирования проектно-управленческой компетенции будущих руководителей образовательной организации; совершенствование технологии, методов и средств подготовки будущих руководителей образовательной организации к проектному управлению.


Страница обновлена: 19.11.2023 в 11:44:02