Формирование портфелей совместных экологических проектов стран БРИКС и обоснование подхода для их мониторинга на основе концепции оценки уровней готовности технологий

Горлачева Е.Н.1, Герцик Ю.Г.1, Бабьяк Д.В.2
1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
2 ООО «Глоубайт»

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=82956625

Аннотация:
Рост промышленного производства ведет не только к росту экономики, но и к повышению экологических рисков, обусловленных ускоренным потреблением ресурсов, как возобновляемых, так и невозобновляемых, что ставит под угрозу возможности дальнейшего развития будущих поколений. Эти соображения легли в основу концепции устойчивого развития, положениям которой в большей или меньшей степени следуют большинство развитых и развивающихся стран мира. При этом поиск путей достижения целей устойчивого развития продолжается и в настоящее время. Одним из перспективных путей является международная интеграция заинтересованных в реализации совместных проектов стран-участниц. В данном исследовании были проанализированы общие экологические проблемы стран, которые вошли в такое международное интеграционное объединение, которое известно как БРИКС. По результатам анализа были сформированы портфели научно-технологических проектов экологической направленности и предложен алгоритм мониторинга их реализации, что позволит, по мнению авторов, повысить как результативность входящих в портфель проектов, так и способствовать достижению технологического суверенитета стран-участниц БРИКС

Ключевые слова: Устойчивое развитие, экологические проекты, технологический суверенитет, уровни готовности технологий, международная интеграция, БРИКС

Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 25-18-00075, https://rscf.ru/project/25-18-00075/.

JEL-классификация: O32, O 33, C87



Введение. Современное развитие научно-технологического комплекса во всем мире демонстрирует как наличие большого потенциала, так и наличие множества неразрешенных проблем, оказывающих непосредственное влияние на экономический рост. В Российской Федерации научно-технологический̆ сектор выделяется значительной̆ заинтересованностью государства в его развитии, что в конечном итоге приводит к превалированию его бюджетного финансирования. Это обусловлено широким спектром задач, отраженных в таких документах как Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, государственная программа в области научно-технологического развития и других. С другой стороны, все больше становится очевидной необходимость широкого внедрения результатов таких проектов во всех отраслях экономики, которые связаны с достижением технологического суверенитета, например, микроэлектроника, медицинская и фармацевтическая промышленности, информационные технологии и т.д. Технологический суверенитет в данном контексте подразумевает под собой, согласно исследованием ряда отечественных и зарубежных ученых, способность государства, разрабатывать критические технологии и самостоятельно внедрять их в производство конечной продукции, а затем ее эксплуатировать, осуществлять техническое обслуживание, модернизацию или утилизацию [5, 13].

Помимо этого, прослеживается явная взаимосвязь между патентной̆ активностью, реализацией̆ научно-технологических проектов и положением страны относительно технологического фронтира. Эффективная научно- технологическая политика, также, как и реализованные научно-технологические проекты способны скорректировать положение страны относительно концепции технологического фронтира. В дополнение стоит отметить, что текущее положение Российской̆ Федерации относительно технологического фронтира характеризует преимущественное использование политики заимствования технологий, а отечественные технологии нацелены на использование преимуществ от экстенсивного развития. Однако, реализация проектов результатами которых будут является прорывные инновации позволит не только скорректировать положение Российской̆ Федерации ближе к границе мирового фронтира, а также осуществить переход от политики экстенсивного развития к политике интенсивного развития [6]. В данной работе будет проведен анализ портфеля совместных проектов стран БРИКС в области экологии и предложен подход к оценке и осуществлению мониторинга этого портфеля на основе концепции уровней готовности технологий и принципов устойчивого развития.

Материалы и методы. В основу проведенного исследования легли обзор совместных проектов стран БРИКС, которые могут быть объединены в портфели по признаку общей цели. В данном случае, речь идет о решении общих для стран БРИКС экологических проблем, что призвано способствовать устойчивому развитию экономик этих стран в долгосрочной перспективе. С использованием таких общенаучных методов, как анализ и синтез исходных данных, взятых из открытых источников, включая официальные интернет-ресурсы министерств и ведомств стран БРИКС, научные публикации и доклады о реализуемых проектах, были определены требования к разработке и предложен алгоритм мониторинга и оценки реализации портфеля научно-технологических проектов на основе концепций устойчивого развития и уровней готовности технологий.

Общие и особенные экологические вызовы, стоящие перед странами БРИКС. Со вступлением России в международное интеграционное объединение БРИКС в 2009 году [1], как для нашей страны, так и для других стран-участниц возникли новые перспективные рынки, новые возможности для реализации совместных проектах, в которых заинтересовано население этих стран. В первую очередь речь идет о решении накопившихся проблем в области экологии, инфраструктурного и социального развития, очень часто обусловленных стремительным ростом промышленного производства, добычей полезных ископаемых, увеличением численности населения. Страны БРИКС и новые участники этого объединения сталкиваются с серьезными экологическими вызовами, к которым относятся загрязнение воздуха и воды, изменение климата, утрата биоразнообразия и накопление промышленных и иных отходов. Есть также ряд социальных проблем, связанных, например, с нехваткой питьевой воды, а также с неблагоприятными климатическими условиями, которые влияют на урожайность сельскохозяйственных культур в разных географических регионах, что оказывает влияние на продовольственную безопасность, вырубкой лесов, которая приводит к сокращению обитания ареалов обитания животных и птиц, а следовательно, к утере биоразнообразия и др. [4].

Каждая страна БРИКС сталкивается также и с уникальным набором экологических вызовов, обусловленных географическими и экономическими особенностями [12, 17]. В Бразилии основной проблемой остаётся стремительное уничтожение амазонских лесов - "лёгких планеты". Ежегодно страна теряет около 1 млн гектаров тропических лесов из-за расширения сельхозугодий и незаконных вырубок. Индия переживает настоящий экологический кризис. Уровень загрязнения воздуха в Дели регулярно превышает нормы ВОЗ в 20-25 раз. Река Ганг, священная для индуистов, признана одной из самых грязных в мире - ежедневно в неё попадает более 500 млн литров промышленных стоков [15].

Россия сталкивается с комплексом экологических проблем. В промышленных регионах Урала и Сибири уровень загрязнения воздуха в 3-5 раз превышает допустимые нормы. Система переработки отходов развита слабо - только 7% мусора в настоящее время подвергается вторичной переработке [2].

Китай, несмотря на значительные инвестиции в "зелёные" технологии, продолжает сталкиваться с серьёзными экологическими проблемами, так, около 60% подземных вод на севере страны непригодны для питья [22].

ЮАР сталкивается с уникальным набором экологических вызовов. Страна переживает хронический водный кризис - за последние 5 лет Кейптаун трижды оказывался на грани полного исчерпания водных ресурсов [3].

Эти национальные экологические проблемы создают как вызовы, так и возможности для сотрудничества стран БРИКС в области охраны окружающей среды. Определенный интерес представляет рассмотрение и анализ национальных стратегий в области противостояния экологическим вызовам с учетом региональной специфики.

Национальные экологические стратегии стран БРИКС. Страны БРИКС, несмотря на различия в уровне экономического развития и географических условиях, демонстрируют схожий подход к формированию национальных экологических стратегий. В основе этих стратегий лежит понимание экологических проблем как системного вызова, требующего комплексных решений на законодательном, технологическом и инфраструктурном уровнях. Далее приведем отличительные особенности национальных стратегий стран БРИКС в таблице 1.

Таблица 1. Анализ отличительных особенностей национальных стратегий развития в области экологии стран БРИКС

(составлено авторами на основе [10, 11, 18])

Table 1. The Analysis of specific peculiarities of BRICS’ national development strategies in the sphere of ecology (composed by authors on [10, 11, 18])


Страна БРИКС
Описание особенностей национальных стратегий в области экологии
1
Бразилия
Бразильская экологическая политика сосредоточена на двух ключевых направлениях: защите уникальных экосистем Амазонии и развитии возобновляемой энергетики. Национальный план по предотвращению обезлесения на 2022-2030 годы включает беспрецедентные меры контроля, такие как развертывание системы спутникового мониторинга в реальном времени и создание мобильных экологических патрулей. Параллельно страна реализует амбициозную программу «Зелёное сельское хозяйство», направленную на сокращение химической нагрузки на почвы при сохранении продуктивности агросектора. Уникальной особенностью бразильского подхода стало создание экономических механизмов сохранения лесов через систему «экологических сертификатов».
2
Россия
Российская экологическая стратегия, сформулированная в нацпроекте «Экология», представляет собой сбалансированный комплекс мер по решению проблем промышленного загрязнения, обращения с отходами и сохранения биоразнообразия. Особое внимание уделяется Арктическому региону, где реализуется специальная программа мониторинга вечной мерзлоты, включающая сеть из 120 автоматических станций наблюдения. В сфере переработки отходов сделан акцент на создание замкнутых производственных циклов, что нашло отражение в строительстве 220 современных мусороперерабатывающих комплексов с технологиями глубокой сортировки.
3
Индия
Индийский подход к экологическим проблемам характеризуется беспрецедентным масштабом мероприятий, соответствующим демографическим вызовам страны. Миссия «Чистый воздух» охватывает 122 города с общим населением более 300 млн человек и включает не только технологические меры (перевод транспорта на электричество), но и масштабную градостроительную реформу. Водная революция в Индии сочетает традиционные методы водосбережения с современными технологиями очистки, что позволило за три года сократить загрязнение Ганга на 40%.
4
Китай
Китайская стратегия достижения углеродной нейтральности к 2060 году представляет собой наиболее системный и хорошо финансируемый подход среди стран БРИКС. Особенностью китайской модели стало создание «зелёных» промышленных кластеров, где предприятия связаны циркулярными производственными цепочками. Программа озеленения городов включает не только традиционные меры по созданию парков, но и инновационные решения типа «вертикальных лесов» в мегаполисах. Ключевым элементом стратегии стало формирование крупнейшего в мире рынка торговли квотами на выбросы [4].
5
ЮАР
Южноафриканская экологическая политика отличается акцентом на решение проблем водной безопасности и справедливого энергетического перехода. Программа модернизации водной инфраструктуры включает не только технические аспекты, но и меры по изменению моделей водопотребления. В энергетическом секторе сделан упор на социальную составляющую перехода, включая программы переподготовки работников угольной отрасли и создание "зелёных" рабочих мест в регионах, традиционно зависящих от добычи ископаемого топлива.

В результате анализа всех вышеупомянутых национальных стратегий стран БРИКС в области устойчивого развития и экологии их общими чертами можно считать сочетание:

1. Жёсткого регуляторного воздействия с экономическими стимулами;

2. Масштабных инфраструктурных проектов с точечными инновационными решениями;

3. Технологической модернизации с изменением моделей потребления;

4. Национальных программ с региональной спецификой и особенностями.

Согласно исследованию [18] положительные тенденции в достижении экологических целей УР наблюдаются у Китая и Бразилии. В тоже время, работа по их достижению в этих и других странах продолжается и будет тем успешнее, чем быстрее будут реализованы совместные проекты стран БРИКС в этой и смежных областях.

Перспективы экологического сотрудничества в БРИКС и формирование портфелей совместных проектов. Совместное преодоление этих вызовов возможно при скоординированной работе по достижению целей устойчивого развития ООН, в основе которой может лежать проектный подход [3, 18]. Обмен технологиями и лучшими практиками мог бы значительно улучшить экологическую ситуацию в каждой из стран-участниц. Ввиду стремительного увеличения количества проектов на национальном уровне и в рамках таких интеграционных объединений как БРИКС, ШОС и ЕАЭС, их целесообразно cгруппировать в портфели в соответствии с общими целями и направлениями сотрудничества, например, 1) снижение выбросов парниковых газов и борьба с изменением климата (внедрение низкоуглеродных технологий; развитие возобновляемой энергетики, трансфер технологий в области возобновляемой энергетики, исследования в области энерго- и ресурсоэффективности; выполнение обязательств по Парижскому соглашению); 2) развитие экономики замкнутых циклов и управление отходами (обмен технологиями переработки мусора, создание инфраструктуры для утилизации опасных отходов, формирование производственных кластеров на основе промышленного симбиоза, продвижение принципов циркулярной экономики): 3) сохранение биоразнообразия и защита экосистем (программы по восстановлению лесов Амазонии и Сибири, борьба с браконьерством и незаконной вырубкой, создание трансграничных охраняемых природных территорий, спутниковый мониторинг загрязнений, разработка экологически чистых производственных технологий, развитие «умных» городов и транспорта) [19, 20].

Страны БРИКС уже реализуют ряд значимых совместных экологических инициатив, демонстрирующих эффективность многостороннего сотрудничества в области охраны окружающей среды. Одним из ключевых инструментов взаимодействия стал созданный в 2018 году "Зелёный фонд БРИКС" [1]. В рамках этого фонда осуществляется поддержка программы по восстановлению деградированных земель, объединяющей усилия России (рекультивация в Сибири), Бразилии (восстановление атлантических лесов) и ЮАР (борьба с опустыниванием).

Особого внимания заслуживает инициатива "Чистые реки БРИКС", запущенная в 2021 году. Проект объединяет технологии очистки водных артерий всех пяти стран: китайские системы фильтрации применяются на Волге, индийские методы биологической очистки - на бразильских притоках Амазонки, а российские разработки по очистке от нефтепродуктов используются в Южной Африке [17].

В сфере возобновляемой энергетики успешно развивается консорциум "Солнечный мост БРИКС", объединяющий китайские технологии производства солнечных панелей, индийский опыт их массового внедрения и бразильские разработки в области энергонакопителей [9].

В 2023 году стартовал амбициозный проект "Зелёный коридор БРИКС", предусматривающий создание системы преференций для экологически чистой продукции стран-участниц. Первые результаты проекта показали 30-процентный рост взаимной торговли "зелёными" товарами за первый год реализации [12].

Новый банк развития БРИКС (НБР БРИКС) выделил $300 млн на модернизацию систем водоснабжения в 10 малых городах Центрального и Северо-Западного федеральных округов России. Проект, стартовавший в 2018 году, включает реконструкцию водопроводных сетей, модернизацию очистных сооружений и внедрение систем автоматического мониторинга качества воды. Ожидается, что к 2026 году это позволит сократить потери воды при транспортировке с 40% до 15-20%, улучшить качество питьевой воды для 500 тысяч жителей и уменьшить сброс неочищенных стоков на 90%. В рамках проекта создается 1,2 тыс. временных рабочих мест, а также внедряются энергосберегающие технологии [5].

При финансовой поддержке НБР БРИКС реализуется проект модернизации грузового железнодорожного сектора ЮАР. Проект, запущенный в 2023 году, направлен на перевод грузоперевозок с автомобильного на более экологичный железнодорожный транспорт. Основные работы включают электрификацию 500 км железнодорожных путей, внедрение энергоэффективных локомотивов и цифровых систем управления перевозками. Ожидается, что к 2027 году это позволит сократить ежегодные выбросы CO2 на 250 тысяч тонн за счет снижения использования дизельного топлива. Проект также даст значительный экономический эффект: увеличение пропускной способности на 30%, создание 2 тысяч рабочих мест и снижение логистических затрат для бизнеса. Особое внимание уделяется модернизации инфраструктуры для горнодобывающего сектора - ключевой отрасли экономики ЮАР [6].

Таким образом, страны БРИКС обладают значительным потенциалом для развития экологического сотрудничества. В ближайшие годы наиболее перспективными направлениями станут совместные проекты в возобновляемой энергетике и создание общего рынка "зелёных" технологий. Для улучшения их мониторинга и повышения эффективности авторами был разработан подход для оценки степени готовности портфеля научно-технических проектов с учетом принципов устойчивого развития.

Выбор алгоритма оценки степени готовности портфеля научно-технологических проектов для осуществления их мониторинга в рамках БРИКС. В условиях реализации большого количества проектов их объединяют в портфели и программы. Также, проектные единицы, сгруппированные в рамках одного портфеля или программы, оказывают непосредственное влияние друг на друга. Оценка уровня готовности портфеля взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга проектов является нетривиальной̆ задачей̆. В этой̆ связи будет целесообразным разработать процедуру, которая бы смогла учитывать не только особенности каждого проекта по отдельности, но и их совокупности как системы со структурными элементами, взаимодействие которых описывается их уровнем готовности к интеграции IRL (Integration Readiness Level).

Следует подчеркнуть, что концепция уровней готовности технологий, а также инструменты, основанные на применении различных методов и метрик, разработанных на основе ее положений, уже давно известны и хорошо изучены как за рубежом, так и в России [7, 8, 16, 23]. В последней работе предложены подходы к оценке готовности не только отдельных проектов, но и портфеля проектов с использованием уровней готовности технологий [16]. В продолжение этих наработок предлагается использовать методы оценки готовности системы (System Readiness Assessment - SRA), которые полезны для понимания состояния разработки сложных систем, включающих новые технологии. Данные методы SRA являются фундаментом для проведения оценки текущей̆ готовности разрабатываемых систем, основой̆ для отслеживания прогресса разработки систем и средством выявления критических и отстающих технологий, которые влияют на готовность системы в целом [24]. Одним из ключевых компонентов методологии SRA является уровень готовности технологии, который̆ может повлиять на финальные результаты готовности системы. Не менее важным для методологии SRA является принятие решения о том, где именно отчерчивать границы в сложных интегрированных системах, состоящих из нескольких компонент. В данных условиях достаточно распространенным является использование понятия вложенности, т.е. рассматривание некоторой̆ совокупности компонентов системы, образующих ее подсистему, как однокомпонентную технологию при проведении оценки SRA [21]. В этом случае можно провести аналогию между прорывной̆ технологией̆, состоящей̆ из множества компонентов (технологий) и портфелем проектов, включающего в себя научно-технологические проекты.

Когда технология, являющаяся частью более крупной̆ системы, сама состоит из вспомогательных технологических компонентов, которые находятся в стадии разработки, часто удобно рассматривать набор вспомогательных технологий как единую подсистему и единый̆ компонент в более крупной̆ системе SRA. Помимо этого, применение SRA для каждой̆ технологической̆ подсистемы, которая в дальнейшем рассматривается как отдельный̆ компонент является уместным. В этом случае такое сравнение может быть полезным для принятия решений при сравнении двух подсистем [26].

Вложенность рассматривает подмножество технологий в системе или подсистеме как единый объект при расчете SRL (System Readiness Level – Уровень готовности системы). В процессе осуществления вложенности идентифицируется набор технологий, которые составляют подсистему, оценивается их частный уровень готовности, а также оценивается их межкомпонентный уровень готовности. В основе этого подхода лежит предложенная ранее концепция применения индекса уровня готовности системы, который динамически рассчитывается путем объединения шкалы текущего уровня технологической готовности (TRL) с понятием уровня готовности к интеграции IRL [25, 26].

Метод SRA также можно рассматривать в рамках оценивания проектного портфеля (рис. 1.а, 1.б). Для расчета SRL портфеля проектов необходимо также обосновать выбор значения IRL между проектами.

а)

б)

Рисунок 1. Схема расчета композитного SRL

а) без вложенной подсистемы

б) с вложенной подсистемой «А»

(разработано авторами на основе источников [23-27])

Figure 1. The calculation scheme of the composite index SRL

a) without the embedded subsystem

b) with the embedded system «А»

(elaborated by authors on the base of [23-27])

Уровни IRL дифференцированы от 1 (наименьший уровень готовности к интеграции, на котором происходит выбор среды интеграции) до 9 уровня полной интеграции (данный уровень говорит о том, что IRL портфеля научно-технологических проектов достиг девятого максимального уровня TRPL – уровней готовности научно-технологических проектов).

Для количественного расчета уровня готовности портфеля проектов используются нормированные матрицы индексов TPRL и IPRL (интеграционный уровень научно-технологических проектов) для расчета итогового уровня готовности SPRL (System Portfolio Readiness Level – уровень готовности портфеля проектов). Алгоритм проведения оценки можно описать следующим образом:

- создать вектор-столбец из индексов TPRL для каждого научно-технологического проекта;

- сформировать матрицу значений IPRL;

- провести нормирование вектор-столбца TPRL и матрицы IPRL;

- перемножить вектор-столбец TPRL и матрицу IPRL;

- рассчитать индекс готовности портфеля проектов SPRL.

Рассчитанный таким образом индекс SPRL (System Portfolio Readiness Level), представляет собой моментальный снимок во времени. Крайне важно измерять готовность системы/портфеля на нескольких этапах жизненного цикла, чтобы избежать ошибок, которые могут возникнуть, когда готовность оценивается только один или два раза. Метод SRA может быть эффективным в любое время разработки портфеля проектов. Потенциальные результаты научно-технологических проектов и интеграционные риски будут ключевыми факторами, влияющими на частоту проведения SRA. В качестве рекомендации, проведение SRA с большими портфелями целесообразно не реже раза в квартал, в то время как для небольших проектов и портфелей не реже раза в месяц.

SRA могут быть выполнены в программе любого размера и в любое время во время разработки системы. Потенциальные технологические и интеграционные риски будут определять частоту проведения SRA. Как правило, для более крупных программ рекомендуется ежеквартальный SRA, в то время как для небольших программ SRA могут проводиться каждый месяц. После определения системы, завершения сопоставления системы и выполнения первоначального SRA последующие или последующие SRA могут быть выполнены за достаточно короткое время.

Результаты и обсуждение. Страны БРИКС обладают значительным потенциалом для развития экологического сотрудничества. В ближайшие годы наиболее перспективными направлениями станут совместные проекты в возобновляемой энергетике и создание общего рынка "зелёных" технологий.

Страны БРИКС также становятся важным центром формирования альтернативной экологической повестки. Объединение, представляющее 42% населения мира, продвигает сбалансированный подход, учитывающий интересы развивающихся экономик. На международной арене БРИКС выступает единым фронтом по ключевым вопросам: отстаивает принцип дифференцированной ответственности, необходимость технологической поддержки и право на собственные модели "зелёного" перехода.

Особую роль играет экспорт экологических решений - страны объединения предлагают доступные технологии очистки воды, возобновляемой энергетики и переработки отходов, востребованные в развивающемся мире. Через Новый банк развития БРИКС создаются альтернативные механизмы финансирования экологических проектов.

Экологическое сотрудничество стран БРИКС демонстрирует уникальный пример объединения усилий развивающихся экономик для решения глобальных экологических вызовов. Как показал анализ, несмотря на различия в национальных приоритетах и условиях, страны объединения выработали эффективные механизмы взаимодействия по ключевым направлениям: от борьбы с изменением климата до сохранения биоразнообразия. Особую ценность представляет комбинация различных подходов и технологий, которую страны БРИКС могут предложить мировому сообществу. Российские разработки в области арктической экологии, китайские достижения в возобновляемой энергетике, индийские решения для мегаполисов, бразильский опыт сохранения тропических лесов и южноафриканские наработки по адаптации к засухам создают комплексную базу для устойчивого развития.

Консолидированная позиция объединения в ООН и на климатических саммитах постепенно меняет глобальный экодискурс, смещая акцент с западных моделей на многообразие путей устойчивого развития. Этот тренд усиливается по мере роста экономического влияния стран БРИКС и их технологического потенциала в "зелёных" отраслях экономики.

Заключение. Страны БРИКС стоят на пороге формирования принципиально новых форматов взаимодействия в экологической сфере. Одним из наиболее перспективных направлений видится создание единой системы экологического мониторинга, которая объединит российские и китайские космические технологии, индийские цифровые платформы обработки данных и южноафриканские разработки в области прогнозирования климатических изменений. Особую актуальность приобретает разработка совместных стандартов "зелёного" строительства, адаптированных к климатическим условиям каждой страны-участницы. Значительный потенциал кроется в кооперации по развитию водородной энергетики, где Россия может предложить технологии производства, Китай - решения по хранению и транспортировке, а Бразилия и ЮАР - опыт внедрения в промышленность. Отдельного внимания заслуживает перспектива создания общего реестра углеродных единиц БРИКС, который позволит гармонизировать подходы к углеродному регулированию. Для эффективной реализации этих проектов и сокращения ресурсов для их мониторинга и оценки представляется целесообразным объединять их в портфели по направлениям сотрудничества стран-участниц в области экологии и устойчивого развития. При этом в основе инструментария, позволяющего проводить мониторинг и оценку этих проектов, целесообразно применять основанные на концепции уровня готовности технологий решения в силу их изученности и накопленного практического опыта в России и других странах БРИКС.

Следующими этапами исследования авторы видят разработку и апробацию системы мониторинга уровня научно-технического развития в странах БРИКС, а также механизма оценки технологического задела (технологической границы) национальных экономических и производственных систем стран-участниц на основе разработанного алгоритма мониторинга портфеля научно-технологических проектов стран-участниц.

[1] История БРИКС [Электронный ресурс]. URL: https://www.nkibrics.ru/pages/history-brics (дата обращения: 11.05.2025 ).

[2] Национальный проект «Экология» URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology/ (дата обращения: 13.07.2025)

[3] Water Is Life – Sanitation Is Dignity // Departament Water and Sanation Republic of South Africa. URL: https://www.dws.gov.za (дата обращения: 13.07.2025)

[4] Китай на пути к углеродной нейтральности. Аналитическая записка ЦБ РФ [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/166501/analytic_note_20241018_dfs.pdf (дата обращения: 13.07.2025).

[5] Development of Water Supply and Sanitation Systems // Электронный ресурс New development Bank URL: https://www.ndb.int/project/development-of-water-supply-and-sanitation-systems-project/ (дата обращения: 14.07.2025)

[6] South Africa Freight Rail Sector Improvement// Электронный ресурс New development Bank URL: https://www.ndb.int/project/south-africa-freight-rail-sector-improvement-program/ (дата обращения: 14.07.2025)


Источники:

1. Андронова И., Шелепов А. Взаимодействие Нового банка развития с другими банками развития: формальная основа для будущего сотрудничества // Вестник международных организаций. – 2018. – № 1. – c. 99–113. – url: http://doi.org/10.17323/1996-7845-2018-01-06.
2. Баданов А. Ю., Рызванов Р. А. Адаптация лучших мировых практик по оценке уровней готовности технологий, уровней готовности интеграции, системного уровня готовности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 4-1. – c. 71-82.
3. Бобылев С.Н. Экономика устойчивого развития. - М.: Общество с ограниченной ответственностью \Издательство \КноРус\, 2021. – 672 c.
4. Бондаренко Н.Е. Экологическая политика стран БРИКС в контексте перехода к устойчивому развитию // Прогрессивная экономика. – 2024. – № 8. – c. 19–33. – doi: 10.54861/27131211_2024_8_19.
5. Великий В.А., Толстых Т.О., Шмелева Н.В. Формирование системы интегральных показателей, отражающих результативность промышленной политики технологического суверенитета // Экономика высокотехнологичных производств. – 2025. – № 2. – doi: 10.18334/evp.6.2.123383.
6. Котляков В.М., Швецов А.Н., Глезер О.Б. Вызовы и политика пространственного развития России в XXI веке. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2020. – 365 c.
7. Горлачева Е. Н., Гончарова Н. П., Михайлов Н. Э., Андрианов Г. Д. Разработка инструментария мониторинга научно-технологических проектов // Наукоемкие технологии. – 2023. – № 1. – c. 55-64. – doi: 10.18127/j19998465-202301-06.
8. Горлачева Е.Н., Бабьяк Д.В. Применение программных средств при оценке уровня готовности научно-технических проектов // Инновации в менеджменте. – 2024. – № 2. – c. 56-62.
9. Делган У., де Бобра В. Концепция развития БРИКС: Анализ проектов, финансируемых НБР // Вестник международных организаций. – 2023. – № 4. – c. 7–33. – url: https://iorj.hse.ru/2023-18-4/877323013.html.
10. Ковалев Ю. Ю., Поршнева О. С. Страны БРИКС в международной климатической политике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2021. – № 1. – c. 64-78.
11. Кучерова Д. Э., Гирич М. Г., Левашенко А. Д. Перспективы создания рынка углеродной торговли в БРИКС // Российский внешнеэкономический вестник. – 2024. – № 9. – c. 60-76.
12. Ларионова М.В., Доронин П.А. // Вестник международных организаций. – 2023. – № 4. – c. 172–206. – url: https://iorj.hse.ru/2023-18-4/877459625.html.
13. Ленчук Е. Б. Технологический суверенитет — новый вектор научно-технологической политики России // Журнал новой экономической ассоциации. – 2024. – № 3. – c. 232–237. – doi: 10.31737/22212264_2024_3_232-237.
14. Петров А.Н., Сартори А.В., Филимонов А.В. Комплексная оценка состояния научно-технических проектов через уровень готовности технологий // Экономика науки. – 2016. – № 4. – c. 244–260.
15. Попова Л.И. Глобальные угрозы функционирования стран БРИКС: экологические риски Бразилии и Индии // Национальная безопасность / nota bene. – 2018. – № 6. – c. 27-38. – doi: 10.7256/2454-0668.2018.6.28477.
16. Сартори А.В., Сушков П.В., Манцевич Н.М. Принципы бережливого управления исследованиями и разработками на основе методологии уровней готовности инновационного проекта // Экономика науки. – 2019. – № 1-2. – c. 22–34.
17. Сахаров А. Г., Андронова И. В. БРИКС в глобальные усилия по переходу к устойчивым моделям потребления и производства // Вестник международных организаций. – 2021. – № 1. – c. 7-21. – url: https://iorj.hse.ru/2021-16-1/458535112.html.
18. Сахаров А.Г., Дорохина К.М. Индекс устойчивого развития стран БРИКС: результаты // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2023. – № 1. – c. 75-106. – doi: 10.17323/1996-7845-2023-01-03.
19. Сахаров А. Г. Прогресс стран БРИКС в достижении климатических и экологических целей Повестки 2030 // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2024. – № 1. – c. 106-128.
20. Фокина И. И., Герцик Ю. Г. Изучение опыта создания бизнес-моделей интегрированных производственно-корпоративных структур на основе промышленного симбиоза // Лидерство и менеджмент. – 2025. – № 1. – c. 37-60. – doi: 10.18334/lim.12.1.122412.
21. Austin M., Zakar J., York D., Pettersen L., Duff E. A Systems Approach to the Transition of Emergent Technologies into Operational Systems - Herding the Cats, the Road to Euphoria and Planning for Success // International Council on Systems Engineering. – 2008. – № 1. – p. 48-56.
22. Li W., Wang J. Green development in BRICS: unraveling the effects of environmental technology, R&D spending, and green investment in the context of COP21 // Environmental Science and Pollution Research. – 2000. – № 57. – p. 120000–120009.
23. Mankins J. C. Technology readiness assessments: A retrospective // Acta Astronaut. – 2009. – № 9. – p. 1216-1223. – doi: 10.1016/j.actaastro.2009.03.058.
24. Sauser B., Ramirez-Marquez J., Magnaye R., Tan W. A Systems Approach to Expanding the Technology Readiness Level within Defense Acquisition // International Journal of Defense Acquisition Management. – 2018. – p. 39-58.
25. Sauser, B., D. Verma, J. Ramirez-Marquez, and R. Gove. 2006. \From TRL to SRL: The Concept of System Readiness Levels.\» Proceedings of the Conference on Systems Engineering Research (CSER), April 7-8, 2006, Los Angeles, CA, USA
26. Straub, Jeremy. (2021). Evaluating the Use of Technology Readiness Levels (TRLs) for Cybersecurity Systems. 1-6. DOI: 10.1109/SysCon48628.2021.9447130

Страница обновлена: 05.10.2025 в 22:21:48

 

 

Portfolios of joint environmental projects of the BRICS countries and justification of the approach for their monitoring based on the concept of technology readiness assessment

Gorlacheva E.N., Gertsik Yu.G., Babyak D.V.

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 3 (July-september 2025)

Citation:

Abstract:
The growth of industrial production leads not only to economic growth, but also to increased environmental risks caused by the accelerated consumption of resources, both renewable and non-renewable, which jeopardizes the opportunities for further development of future generations. These considerations formed the basis of the concept of sustainable development, the provisions of which are more or less followed by most developed and developing countries of the world. At the same time, the search for ways to achieve the Sustainable Development Goals continues at the present time. One of the promising ways is the international integration of the participating countries interested in the implementation of joint projects. The article analyzed the common environmental problems of the countries that joined the international integration association known as BRICS. Based on the results of the analysis, portfolios of scientific and technological projects of an environmental orientation were formed and an algorithm for monitoring their implementation was proposed, which, according to the authors, will increase both the effectiveness of the projects included in the portfolio and contribute to the achievement of technological sovereignty of the BRICS member countries.

Keywords: sustainable development, environmental project, technological sovereignty, technology readiness level, international integration, BRICS

Funding:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 25-18-00075, https://rscf.ru/project/25-18-00075/.

JEL-classification: O32, O 33, C87