Проблемы инновационного развития малого и среднего бизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (57), Сентябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Несмотря на экономический рост и улучшение финансово-экономического положения отечественной промышленности в 2003 г. (которое происходило, в основном, вследствие благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры), число убыточно работающих промышленных предприятий в среднем увеличилось на 4,5%. Так, в электроэнергетике, несмотря на рост прибыли, число убыточно работающих предприятий за первое полугодие 2003 г. увеличилось на 100[1] и стало равно 648, что составило почти половину от общего числа организаций этой отрасли. При этом в общем объеме выпуска продукции доля убыточных организаций составила около 10%.
Ключевые слова: инновационное развитие, малый и средний бизнес, убыточность предприятий
Несмотря на экономический рост и улучшение финансово-экономического положения отечественной промышленности в 2003 г. (которое происходило, в основном, вследствие благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры), число убыточно работающих промышленных предприятий в среднем увеличилось на 4,5%. Так, в электроэнергетике, несмотря на рост прибыли, число убыточно работающих предприятий за первое полугодие 2003 г. увеличилось на 100 [1] и стало равно 648, что составило почти половину от общего числа организаций этой отрасли. При этом в общем объеме выпуска продукции доля убыточных организаций составила около 10%.
Сегодня наибольшее число убыточно работающих организаций среди отраслей промышленности (более 2500 единиц) отмечается в машиностроении и металлообработке. За 2003 г. их количество увеличилось на 198 единиц, а доля в общем числе организаций отрасли возросла до 45,6%. Убыточные организации производят около 11% общего объема выпускаемой продукции. Сложившееся положение определяется, в первую очередь, низким технико-технологическим уровнем производственной базы отрасли, который характеризуется высокими затратами сырья, материалов, электроэнергии и труда на единицу продукции.
За время экономических преобразований, происходивших в России последние 10-15 лет, технического и технологического перевооружения производства практически не произошло. Износ оборудования превысил отметку в 70%. Многие виды выпускаемой продукции неконкурентоспособны как на внешнем, так и на внутреннем рынках. При таком состоянии производственного оборудования в машиностроительной отрасли рост цен и тарифов на сырье и материалы, электроэнергию, транспортные перевозки, увеличение платы за основные фонды и т.д. приводит к снижению прибыли, а значит и дальнейшему росту числа убыточно работающих организаций.
В условиях, когда обороты финансового капитала, за счет чего осуществляются инновации, закупки новой техники и технологий, пополнение оборотных средств, и развитие реального сектора экономики оказываются оторванными друг от друга, говорить о качественном инновационном развитии промышленности не приходится.
Толчком к технико-технологическому переоснащению экономики и внедрению новых инновационных проектов в сложившейся ситуации могло бы стать проведение эффективной государственной политики в области поддержки инновационного развития малого и среднего бизнеса. Как показывает опыт экономически развитых стран, малые и средние инновационные предприятия, потребляя менее 3% общих инвестиций на научно-исследовательские и конструкторские разработки, на мировом рынке осуществляют почти половину крупнейших нововведений. Из них наиболее известны инсулин, антибиотики, кислородные конверторы, вертолеты, кондиционеры, крекинг нефти, кинескопы, шариковые ручки, целлофан, ксерография, электронные лампы, микрокомпьютеры, фотокамера «Полароид» и ряд других.
У среднего и малого бизнеса значительно короче период внедрения изобретений, они получают больше патентов на единицу затрат и т.д. В то же время, учитывая, что у среднего и малого инновационного предпринимательства высок риск потери первоначально вложенного капитала, правительства стран с развитой рыночной экономикой рассматривают этот сектор бизнеса не только как неотъемлемый элемент инновационного механизма, но и как важнейший объект инвестирования. В практике этих стран отработаны следующие направления инновационной политики:
‑ государственное содействие развитию науки, в том числе фундаментальной, подготовка научных, экономических и инженерно-технических кадров;
‑ принятие и реализация программ, направленных на оживление инновационной активности малого и среднего предпринимательства;
‑ система государственных заказов на проведение НИОКР, обеспечивающая первоначальный спрос;
‑ координация действий науки и производства в области внедрения НИОКР.
При этом следует отметить, что государственная поддержка малого предпринимательства носит, как правило, приоритетный характер, т.е. особое внимание уделяется тем предприятиям и отраслям, которые в большей степени отвечают потребностям экономики. В настоящее время преимущество имеют компании, осуществляющие свою производственную деятельность и научно-технические разработки в сфере высоких технологий.
Правительства экономически развитых государств активно проводят политику поддержки предпринимательства, так как его развитие позволяет, во-первых, компенсировать противоречия рыночной экономики, в частности, конъюнктурные колебания, безработицу, кризисные явления, во-вторых, поддерживать конкуренцию и обеспечивать воспроизводство рыночных отношений, усиливать динамику экономического развития в целом.
В России же потенциал малого и среднего предпринимательства продолжает оставаться недооцененным, что выражается в слабой институционально-правовой обеспеченности данной сферы экономики. Так, одной из серьезных проблем для предпринимательства, препятствующих эффективному внедрению и разработке новых технологий, является ситуация, связанная со слабым информационным обеспечением бизнеса.
Информационная открытость государства, готовность бизнеса воспринимать новые идеи и возможность беспрепятственно обмениваться информацией являются базовыми ценностями информационной экономики, которая идет на смену индустриальной. Как показывают исследования, существует высокая степень зависимости между показателями экономического роста и уровнем развития информационно-коммуникационных технологий. Особенно эти перемены заметны в развитых странах, где в результате быстрого развития информационно-коммуникационных технологий резко снизились издержки на обмен информацией. Это, в свою очередь, позволяет компаниям быстрее внедрять наиболее эффективные технологии в сфере производства и управления, ускоряет доступ к новым рынкам и капиталу и создает условия для формирования глобальных горизонтально-интегрированных структур. Такое положение вещей является резким контрастом на фоне тех стран, где информационная закрытость власти и бизнеса позволяет процветать монополизму, протекционизму, лоббизму, усиливая тем самым отставание экономики. К категории таких стран относится и Россия.
В настоящее время в нашей стране перечень конфиденциальных сведений и сведений, составляющих государственную тайну, не является четко определенным. На практике это приводит к тому, что право определять степень доступности информации остается за конкретным субъектом, и получить доступ к информации и другим видам сведений о деятельности государственных органов довольно сложно (табл. 1).
То же касается и российского бизнеса, который достаточно далек от мировых стандартов прозрачности. Так, по данным Всемирного Банка, в 94% российских компаний нет документов, определяющих принципы их информационной политики. Более того, в 14% российских кредитных организаций топ-менеджмент компаний не располагает данными о реальных собственниках.
Таблица 1
Причины невозможности получения информации [2], (%)
Ссылки на засекреченность информации
|
47,8
|
Запрет руководства на выдачу информации
|
40,2
|
Ссылки на неполноту информации
|
34,8
|
Нежелание предавать огласке внутреннюю информацию
|
32,6
|
Опасения искажения информации во вред организации
|
29,9
|
Нежелание иметь дело со средствами массовой информации
|
29,3
|
Недостаток времени на поиск информации
|
25,1
|
Опасения искажения информации
|
19,6
|
Опасения использования информации государственными органами или криминальными структурами во вред организации
|
15,2
|
Отсутствие требуемой информации
|
14,7
|
Без объяснения причин
|
12,5
|
Другие причины
|
2,7
|
Информационное поле государственных ресурсов в настоящее время не решает задачи обеспечения потребителей необходимыми сведениями. Очень сложно получить адекватную информацию о правах собственности на землю, на недвижимость, о действующих законах, правилах, инструкциях, лицензиях и т.д. В то же время по законам США результаты научных исследований, осуществляемых за счет государства, являются общедоступными. Именно благодаря этому из информационных разработок министерства обороны США была создана глобальная компьютерная сеть Internet. В России же, несмотря на существенные научно-технические разработки в информационной сфере, созданные еще в советские годы и создающиеся сейчас, не определены ни права собственности на них, ни критерии доступа к ним.
Помимо информационной закрытости, препятствующей эффективному развитию среднего и малого бизнеса, существует еще ряд проблем, которые не позволяют реализовывать инвестиционные проекты и инновационные решения. Основные из них можно свести в единую таблицу (табл. 2).
Таблица 2
Факторы, препятствующие эффективному осуществлению инновационных проектов в сфере среднего и малого бизнеса (оценка по 5-ти бальной шкале) [3]
Произвол бюрократии и коррумпированность, взяточничество
|
5
|
Неэтичная конкуренция, использование пробелов законодательства, «черный PR»
|
5
|
Риск потери собственности, возможно даже на формально законном основании
|
5
|
Менеджмент, игнорирующий права собственников и инвесторов
|
4,6
|
Непрозрачность финансов
|
3,2
|
Нестабильность законодательства
|
3,2
|
Неэффективный менеджмент, недостаток знаний
|
3,0
|
Цены на энергию
|
2,8
|
Высокие налоги
|
2,7
|
Неплатежи
|
2,1
|
Конкуренция на внутреннем рынке
|
1,9
|
Конкуренция на внешнем рынке
|
1,7
|
Политическая нестабильность
|
1,3
|
Отсутствие государственной поддержки
|
0,9
|
Из данных таблицы видно, что на первых позициях стоят не экономические, а скорее институционально-правовые факторы, что говорит об относительном улучшении макроэкономической ситуации. Фактор политической нестабильности, занимавший первые места в 90-е годы, отодвинулся на последние позиции, однако его место занял фактор коррупции и чиновничьего произвола. Также очевидно, что не урегулированы вопросы, связанные с управлением собственностью и прозрачностью финансов. Фактор «отсутствие государственной поддержки» на последнем месте означает, что многие предприниматели давно уже не надеются на помощь госструктур и опираются на свои собственные силы. Таким образом, очевидно, что без решения этих институционально-экономических проблем нет никаких оснований надеяться на привлечение качественных инвестиций и внедрение современных инновационных технологий.
Важно отметить, что экономический и инновационный потенциал начнет интенсивно работать только при наличии эффективных методов управления, стимулировании среднего и малого производственного бизнеса, привлечении финансового капитала непосредственно в промышленность, а также при создании стимулов для привлечения иностранных инвестиций, что позволит достичь стабилизации в инновационной сфере с ее последующим ростом.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 23:12:29