Инноватика промышленного предприятия: процессный подход
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (55), Июль 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Перерва О.Л. Инноватика промышленного предприятия: процессный подход // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 7. – С. 37-43.
Аннотация:
На примере инновационного менеджмента рассматривается продуктово-процессная организация производства на промышленном предприятии, как дальнейшее развитие системного описания экономических явлений. Обосновывается применение неформальных организационно-плановых единиц: проект, программа, бизнес-единица, стратегическая единица бизнеса. Приводятся компоненты и используемый инструментарий процессного управления промышленным предприятием.
Ключевые слова: инновации, промышленные предприятия, управление промышленным предприятием, инноватика
На исходе ХХ века в научный обиход вошел термин «инноватика». В ведущих вузах страны – Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, Московском государственном университете управления созданы институты инноватики. В МГТУ им. Н.Э. Баумана начата подготовка инженеров-менеджеров по специальности «Менеджмент высоких технологий». Сегодня «инноватика» как понятие трактуется достаточно широко [2, 4, 5]. Обобщая известные определения, представляется правильным под инноватикой промышленного предприятия понимать область экономики, охватывающую методологию и организацию инновационной деятельности, включая создание, освоение и распространение новшеств.
Успех реализации научно-технических проектов на промышленном предприятии зависит, прежде всего, от его организационной структуры управления. Начавшая 100 лет назад свой путь наука управления справедливо подчеркивала прогрессивность (для своего времени) бюрократических организационно-управленческих структур. Для смешанных линейно-функциональных структур характерно специализированное разделение труда аппарата управления и наличие четкой управленческой иерархии. Как это хорошо показано у Макса Вебера, большие бюрократические системы были способны объективно управлять потоками инвестиций, развитием новой техники, крупномасштабным индустриальным производством [*].
Развернувшаяся в последней трети прошлого века научно-техническая революция, как форма существования научно-технического прогресса, показала возникшую ограниченность иерархических структур, их неадекватность новому времени. Революционные изменения в технике и технологии производства, а также расширение его объема и номенклатуры, разнообразие и неустойчивость потребительского рынка, рост неопределенности при увеличении масштабов инноваций существенно сократили управленческие возможности бюрократического аппарата, что привело к снижению эффективности хозяйствования в целом.
Стало невозможно выполнять задачи по созданию все новых и новых предприятий и организаций, необходимых для реализации объективно возникающих технических новшеств. Много нареканий вызывала доводившаяся до абсурда централизация в принятии решений. Многоступенчатость и бездумная соподчиненность, администрирование некомпетентных руководителей, подавление инициативы исполнителей, процедурная волокита - все это нередко приводило к излишней канцелярщине и бесполезной деятельности. Следствием этого явилось появление новой группы организационных структур – органических, или адаптивных.
В основу построения новых структур управления лег подход, который можно назвать проектно-продуктовым управлением, позволяющим организовать эффективное взаимодействие вертикальных (функциональная специализация работ) и горизонтальных (проект, программа, продукт) связей управления. Наиболее распространенным видом такой организации являются матричные структуры управления. Возникновение последних непосредственно связано с развитием инноватики, так как это такая форма менеджмента, которая наиболее адекватна организации управления важными видами научно-технической деятельности на предприятии, требующая квалифицированного руководства, в том числе с привлечением для реализации проекта, производства продукта и его доведения до потребителя, самых различных функциональных подразделений в условиях строгих ресурсных ограничений.
Процедура структурирования мероприятий, направленных на техническое развитие предприятия, требует выделения целенаправленных функций управления (например, для реализации различных видов научной, конструкторской, технологической, производственной, сбытовой деятельности) в сочетании с объектами, относительно которых эти функции реализуются. В качестве неформальных организационно-плановых единиц здесь выступают проект, программа, продукт, бизнес-процесс, стратегическая единица бизнеса. Описание производственно-хозяйственных действий как процесса является дальнейшим развитием системного рассмотрения экономических явлений.
В экономической кибернетике под процессом (от лат. processus ‑ ход, продвижение) понимается последовательная смена состояний в развитии хозяйственной системы, то есть совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Представление организации как системы процессов впервые было предложено в 70-80-е годы прошлого века известными специалистами в области управления качеством В. Демингом (США) и К. Ишикавой (Япония).
Процессный подход реализуется в рамках существующих международных стандартов ИСО по системам менеджмента, в частности, ИСО 9000-2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (Российский адаптированный вариант ГОСТ Р ИСО 9000-2000 [1]).
Названные стандарты исходят из того, что на протяжении всей своей жизни предприятие должно управлять многочисленными видами деятельности, которые рассматриваются как сеть взаимосвязанных и взаимодействующих процессов. Любая деятельность, которая использует ресурсы для преобразования входов в выходы, является процессом, поэтому для выявления конкретики процессно-ориентированного управления необходимо установить причинно-следственные связи между качеством продукта и его себестоимостью (ценой). Величина показателя качества изделия и издержек на его проектирование, производство и реализацию определяются, прежде всего, воздействием на них производственно-хозяйственной факторов деятельности предприятия.
Для производителя процессное управление сводится:
а) к ориентации на определенный класс качества продукции;
б) к обеспечению этого качества адекватным комплексом соответствующих процессов, осуществляемых подразделениями-производителями по критерию максимального соотношения эффекта к затратам.
Соотношение качество-издержки потенциально обеспечивает рост доходности предприятия. Сложная техническая продукция интересует потребителей, прежде всего, с позиций изделия с расширенными функциональными возможностями, а не со стороны свойств и взаимодействия составляющих его элементов. Однако, именно последнее обеспечивает уровень качества изделия и находятся в поле зрения изготовителя по всей технологической цепочке проектирования и производства. Управление процессом подразумевает управление затратами на этот процесс. Отсюда менеджмент инноваций ориентируется не на функциональное управление, а на управление результатами конкретного процесса.
При использовании продуктового принципа организации и управления производством предприятие предстаёт в виде набора законченных организационно-технологических последовательностей, а именно: цепочек по проектированию, изготовлению и сбыту изделий новой техники. Это распространяется и на построение необходимой базы управления и на выбор планово-учетных единиц менеджмента. На рис.1 представлены компоненты и используемый инструментарий управления промышленным предприятием, сочетающие продуктово-процессный подход с традиционной организацией и планированием производства.
Рис. 1. Компоненты и используемый инструментарий процессного управления промышленным предприятием.
Функционально организация производственной деятельности промышленного предприятия строится в отношении организации выпуска отдельных продуктов или услуг и их поставки на рынок. Каждая последовательность видов деятельности, преобразующих факторы производства в продукт конечного потребления, получила название бизнес-процесса. То есть инновационный бизнес-процесс есть упорядоченная во времени и пространстве совокупность работ по созданию нового товара.
Содержание бизнес-процесса показывает динамическую картину того, как предприятие разрабатывает и изготовляет каждый конкретный продукт. Назначение бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту такую продукцию, которая удовлетворила бы его как по качеству, так и по уровню сервиса и стоимости. Другими словами бизнес-процессы пронизывают всю организационную и производственную структуры промышленного предприятия.
Исходной формой организации и управления инновационной деятельностью является инновационный проект, который как понятие обозначает дело, деятельность, мероприятие и предполагает осуществление такого комплекса действий, который способен обеспечить достижение определенных результатов по созданию новых продуктов или услуг. То есть он представляет собой систему мер и работ, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям. Ради выпуска новой научно-технической продукции инвестиционный проект направлен на формирование относительно обособленного технологического, организационного и имущественного комплекса.
Следующим объектом организации и планирования в инновационном менеджменте является программа. Как и проект, она отражает план намеченной деятельности и порядок проведения научно-технических мероприятий. Однако по своему содержанию, в отличие от проекта, программа определяет более крупные, значимые для научно-технического развития предприятия проблемы. Она представляет собой совокупность проектов и различных мероприятий, объединенных общей целью технического развития. Здесь более существенно то обстоятельство, что программа является формой реализации программно-целевого подхода в планировании инноваций.
Целевая научно-техническая программа имеет четко выраженный характер достижения поставленной цели, строго ориентированный на решение крупной научно-технической проблемы. Она характеризуется вполне определенными конечными результатами.
Программа как плановый комплекс проектов и организационных действий, объединенных общей целью реализации конкретного процесса «исследование-производство» взаимоувязана по ресурсам, срокам, исполнителям и выполняется в рамках единой системы управления. Содержательный комплекс работ по проектному управлению предложен и выполнен И.Л. Туккелем в Институте инноватики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета [3].
Наряду с бизнес-процессом для организации и планирования производства инновационный менеджмент использует еще один неформальный элемент - стратегическую единицу бизнеса. Она предназначена для стыковки процесса изготовления продукта или группы продуктов с соответствующим сегментом рынка. То есть стратегические единицы бизнеса позиционируются в том или ином сегменте рынка. Для отдельных продуктовых групп разрабатываются различные стратегии и планы их развития. Путем образования стратегических бизнес-единиц предприятие на рынке выступает в виде организационно-фиксированных комбинаций в системе товар-рынок. Первые шаги использования процессного подхода в отечественном производственном менеджменте свидетельствуют о его высокой перспективности и результативности.
Источники:
2. Гунин В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров. «Управление развитием организации». Модуль 7 – М.: ИНФРА-М, 1999.
3. Институт инноватики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сайт в Интернете, материалы по управлению проектом (И.Л. Туккель): http:// www.ii.spb.ru/material/mat-и-4, php.
4. Колосов Н.Г. Основы инноватики. Учебное пособие. –СП(б): Изд-во СП(б)ГПУ, 1999.
5. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:52:30