Реформирование и финансовое оздоровление неплатежеспособных сельхозпредприятий

Боробов В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (48), Декабрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Боробов В.Н. Реформирование и финансовое оздоровление неплатежеспособных сельхозпредприятий // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 12. – С. 41-45.

Аннотация:
Экономическая реформа в сельском хозяйстве за эти годы изменила общие организационно-экономические и правовые условия производства. Отрасль перешла от планово-распределительной к рыночно-ориентированной системе, к поощрению инициативы. На селе сложилась многоукладная экономика: в государственных предприятиях сохранилось не более 10% производственного потенциала сельского хозяйства. Создано 265 тыс. крестьянских хозяйств, расширяется личный подсобный сектор, появляются новые для России агропромышленные формирования. Сельское хозяйство столкнулось с рядом проблем и лишилось существенной государственной поддержки. Только в 1999-2002 г. впервые за годы реформ, в агропромышленном комплексе наблюдается экономический рост.

Ключевые слова: финансовое оздоровление, сельскохозяйственные предприятия, аграрная реформа



Экономическая реформа в сельском хозяйстве за эти годы изменила общие организационно-экономические и правовые условия производства. Отрасль перешла от планово-распределительной к рыночно ориентированной системе, к поощрению инициативы. На селе сложилась многоукладная экономика: в государственных предприятиях сохранилось не более 10% производственного потенциала сельского хозяйства. Создано 265 тыс. крестьянских хозяйств, расширяется личный подсобный сектор, появляются новые для России агропромышленные формирования. Сельское хозяйство столкнулось с рядом проблем и лишилось существенной государственной поддержки. Только в 1999-2002г. впервые за годы реформ, в агропромышленном комплексе наблюдается экономический рост.

Затянувшийся системный кризис в сельском хозяйстве пока не преодолен. В настоящее время значительное число сельхозпредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств убыточны. Особенно тревожит рост кредиторской задолженности: за январь-декабрь 2000г. задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по всем обязательствам возросла на 23% и достигла 227 млрд. руб., в том числе, просроченная – 157 млрд. руб. (69%). Долги сельского хозяйства на 11% превышают годовую выручку, полученную от реализации сельскохозяйственной продукции, и почти в 6 раз дебиторскую задолженность. Такого положения нет ни в одной отрасли страны.

В 2001 г., по данным Госкомстата России, общая кредиторская задолженность сельхозпредприятий возросла на 21,6%. Минсельхоз России сообщил, что на 1 января 2002г. эта же задолженность составляла 271 млрд. руб., причем 173 млрд. руб. из этой суммы приходится на просроченную задолженность, которая за 2001г. увеличилась на 15%, несмотря на то, что сельское хозяйство получило прибыль 28,5 млрд. руб., а перерабатывающая промышленность - 48 млрд. руб. То есть одной из основных задач государства остается финансовое оздоровление сельского хозяйства.

В основе структуры любой отрасли первичным звеном являются предприятия. Зарубежный опыт, традиции сельского хозяйства России убеждают нас в том, что основой аграрной политики государства являются крупные сельскохозяйственные предприятия, объединения и т.д. Этой точки зрения придерживается и руководство Минсельхоза России, большинство научно-исследовательских институтов. Хотя есть ряд примеров, где мелкие хозяйства показывают высокие результаты, они должны существовать наряду с крупными. Например, крестьянские (фермерские) хозяйства занимают 9,2% пашни, а дают всего 3,7% валовой продукции. Отсюда следует вывод, что мелкое производство не может накормить страну, необходимо постоянно искать пути совершенствования предприятий.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что преимущества крупного производства проявляются, прежде всего, в рациональном и эффективном использовании техники и технологий, в оптимальном сочетании отраслей, высоком уровне товарности, реализации продукции без посредников, в концентрации капитала.

Финансовые потери сельскохозяйственных предприятий от диспаритета цен составили в 2000г., по сравнению с 1990г., 160 млрд. руб. Цены на продукцию сельского хозяйства выросли за этот период в 5 тыс. раз, а на приобретаемые в других отраслях экономики материальные ресурсы и услуги - в 23 тысячи раз. Исчисленные размеры этих потерь примерно согласуются с общей суммой просроченной и отсроченной задолженности (долговой нагрузки), составлявшей к концу 2000г. около 200 млрд. руб.

Все хозяйства можно условно разбить на три группы.

К первой, составляющей 15-20%, относятся успешные предприятия, которым не нужны процедуры финансового оздоровления. Ко второй (тоже примерно 15-20%) – не- функционирующие хозяйства. Их нужно банкротить и распродавать имущество без сохранения целостного хозяйственного комплекса. Здесь возможны варианты: выделение отдельных жизнеспособных частей в самостоятельные предприятия и фермерские хозяйства, продажа ликвидного имущества соседним юридическим или физическим лицам.

К третьей группе (около 60% предприятий) относятся хозяйства, на базе которых можно создать новые эффективные сельскохозяйственные организации. Основным объектом программы финансового оздоровления должны стать предприятия именно этой группы, которая может быть разбита на две подгруппы.

В первую войдут неплатежеспособные предприятия. Они по всем формальным балансовым показателям являются неплатежеспособными, но на самом деле ведут вполне успешную хозяйственную деятельность. В этих хозяйствах обычно имеется группа лиц, сосредоточившая в своих руках реальную власть и контролирующая денежные обороты хозяйства. Размеры этой подгруппы хозяйств оцениваются в 30% от всех хозяйств группы. Во вторую подгруппу, составляющую около 50% хозяйств третьей группы, войдут реально неплатежеспособные хозяйства, сохранившие определенную инвестиционную привлекательность. В таких хозяйствах обычно сохраняются кадровый и отчасти ресурсный потенциалы. Их неплатежеспособность связана, главным образом, с отсутствием современного менеджмента и нехваткой средств для технологической модернизации. Для них могут найтись инвесторы, желающие взять на себя долги хозяйства и установить над ним контроль. С 1994г. по 2000г. предпринимался ряд попыток урегулирования задолженности сельскохозяйственных предприятий, но существенных результатов они не дали.

В 2001-2002 гг. была проведена более успешная реструктуризация государственной задолженности, которую смогли осуществить около 8700 сельскохозяйственных организаций на общую сумму долгов около 90 млрд. руб. По состоянию на 20 декабря 2001г. подали на рассмотрение в налоговые органы заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности 12,2 тыс. хозяйств (59,5% организаций, имеющих просроченную задолженность в бюджет и во внебюджетные фонды) на сумму 32,5 млрд. руб., составлявшую 40% общей суммы просроченной задолженности. Получили право на реструктуризацию задолженности 8,5 тыс. хозяйств (41,4%) на сумму 21 млрд. руб. (лишь 27,5% к общей сумме просроченной задолженности).

Так, в Тамбовской области в 2000 г из 510 хозяйств прибыльными были 169 (почти у 40% из них рентабельность составила лишь 5%), а решения об отсрочке платежей приняты для 209 хозяйств, в Читинской области - из 259 соответственно 24 и 71 хозяйство, в Омской области - из 438 хозяйств соответственно 190 и 268. Ситуация в сельском хозяйстве до настоящего времени остается сложной. Из этого следует, что необходимо ускорить реализацию Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», принятого в 2002 году.

Важнейшим направлением финансового оздоровления неплатежеспособных хозяйств является создание благоприятных условий для привлечения частного капитала. Например, в Белгородской области частный капитал стал практически единственным источником крупных инвестиций в АПК. Находящиеся в 1999г. на грани банкротства 266 сельскохозяйственных предприятий области вошли в интегрированные структуры. Предприятия-инвесторы вложили в сельскохозяйственное производство более 4 млрд. руб., приобрели 635 тракторов, 290 комбайнов и много другой техники. Все это дало положительные результаты. В 2000 г. предприятия области завершили свою деятельность с ростом почти всех основных производственных и финансово-экономических показателей. Производство зерна за год увеличилось на 30%, сахарной свеклы ‑ на 21%, семян подсолнечника ‑ на 32%, мяса ‑ на 16%. Ассоциация «Стойленская Нива» обрабатывает 150 тыс. га земли в Белгородской и 250 тыс. га в Тамбовской областях. За 8 месяцев 2001г. ассоциацией вложено в АПК Белгородской области 1,1 млрд. руб. Крестьянам каждые 10 дней выплачивают заработную плату, которая ежемесячно составляет от 2800 до 10500 рублей. Ассоциация регулярно платит налоги. Все хозяйства из убыточных стали рентабельными.

В Вологодской области разработана, одобрена постановлением губернатора области и утверждена Законодательным Собранием программа оздоровления экономики неплатежеспособных хозяйств АПК. В нее были включены 36 хозяйств. По каждому из них составлена программа оздоровления и определен размер финансовой поддержки из областного бюджета. В результате улучшилось финансовое состояние предприятий, погашен долг в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В настоящее время в области разработана подобная программа на 2001-2005г.г. Ежегодно для включения в нее областная комиссия производит отбор предприятий при условии присоединения к ним всего их производственного комплекса, увеличения производства продукции, сохранения рабочих мест. Все это привело к тому, что в настоящее время в Вологодской области резко сократилось число убыточных хозяйств.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:52:49