Methodological approaches to the national innovation system development indicators
Evelina Peshina1, Pavel Avdeev1
1 Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Download PDF | Downloads: 11 | Citations: 10
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 4, Number 3 (July-September, 2014)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=24186674
Cited: 10 by 07.12.2023
Abstract:
The article deals with global trends in the development of statistics on research and developments. The focus is on the statistics of science; technology and patents of the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD); as well as the Frascati Manual. We analyzed the indices and indicators of comparative analysis of science and OECD innovation systems in 2014. We also carried out a comparative analysis of statistical forms in the field of Russian science and innovations.
Keywords: innovation system, research and development, statistics of science and technology, Frascati Manual
Первая официальная статистика по научным исследованиям и разработкам появилась в начале 1920-х годов в США, Канаде и Великобритании.
Одним из первых ученых, кто провел расчет расходов на науку, был английский ученый Дж. Бернал в работе «Социальная функция науки» (1939 г.) [17]. Показатель расходов на науку Дж. Бернал назвал «бюджетом науки» (англ. Budget of science), который являлся собирательным их данных: государственных бюджетов, промышленности, университетских грантов. В этой работе Дж. Бернал предложил способ измерения через показатель стоимостного выражения расходов на науку в процентах от национального дохода.
В 1962 г. выходит работа австрийско-американского экономиста Ф. Махлупа «Производство и распространение знаний в США» [20], в которой экономика знаний рассматривается как один из секторов экономики и т.д.
Под воздействием общих тенденций «учета науки – учета знаний» ОЭСР и ЮНЕСКО практически одновременно начали проводить в государствах-членах исследования, касающиеся: организации и финансирования научных исследований; изучения особенностей национальных научных политик; разработки рекомендаций по совершенствованию национальных научных политик на основе лучших практик стран.
ОЭСР и Национальный научный фонд США (англ. US National Science Foundation, NSF) в конце 1950-х годов инициировали исследования, чтобы получить «квалифицированный ответ на три вопроса:
1. Сколько правительства стран должны инвестировать в науку?
2. В какие направления необходимо инвестировать – баланс выбора между приоритетами?
3. Каковы результаты – как определять результативность?» [19 P.5].
Английский экономист, профессор К. Фримен был направлен в ОЭСР в группу национальных экспертов по показателям науки и техники от британского Департамента научных и промышленных исследований. Вместе с группой национальных экспертов К. Фримен посетил основные страны, выбранные ОЭСР для исследований.
В июне 1963 г. на основании справочного документа К. Фримена была принята первая версия Руководства Фраскати (англ. Frascati Manual, FM) – 1963. Цель руководства Фраскати – достижение международной сопоставимости по показателям научных исследований и разработок: «Руководство Фраскати – это краеугольный камень усилий ОЭСР по повышению понимания роли науки и технологии на основе анализа национальных систем инноваций. Кроме того, путем обеспечения международно признанных определений R&D и классификаций их деятельности, Руководство способствует межправительственным дискуссиям по «наилучшей практике» для научно-технической политики стран» [25]. Эволюция Руководства Фраскати представлена в таблице 1.
Таблица 1
Эволюция Руководства Фраскати
Версия
|
Год
|
Характеристика основных изменений
|
Первая
|
1963
|
|
Вторая
|
1970
|
Осуществлена
совместимость с СНС и ISIC
|
Третья
|
1976
|
Включение
исследований в социальных и гуманитарных науках
|
Четвертая
|
1981
|
Небольшие
изменения + 1989 г. дополнения по высшему образованию
|
Пятая
|
1994
|
Новые вопросы
политики и аналитических потребностей
|
Шестая
|
2002
|
Включение в
R&D расходов на персонал. Значительные изменения в здравоохранении, новых
технологиях, сфере услуг, фундаментальных исследованиях, классификацияхISIC,
NABS
|
Основными показателями Руководства Фраскати–1963 являлись:
- валовые внутренние расходы на научные исследования и разработки (англ. Gross Domestic Expenditureson R&D,GERD) как сумма расходов на научные исследования и разработки четырех основных экономических секторов: бизнеса, высшего образования, правительственных и некоммерческих организаций;
- валовые внутренние расходы на научные исследования и разработки (GERD) в валовом национальном продукте страны (сокр. ВНП, англ. Gross national product, GNP), %.
С 1991 г. стали использовать вместо валового национального продукта – валовой внутренний продукт (сокр. ВВП, на англ. Gross Domestic Product, GDP).
При принятии первой версии Руководства Фраскати, в отличие от рабочего документа 1962 г. [22],:
1) университеты были заменены сектором высшего образования, включающим: все университеты, колледжи и другие учреждения высшего образования, независимо от источника их финансирования или юридического статуса, а также все научно-исследовательские, экспериментальные институты, функционирующие под их непосредственным контролем или управлением;
2) определена рекомендуемая величина (GERD/GNP(GDP)) – 3%.
Интересным представляются подходы в Руководстве Фраскати в разграничении:
1) научно-исследовательской и неисследовательской деятельности: «ориентиром отличия R&D от неисследовательской деятельности является: наличие или отсутствие элементов новизны или инноваций; каким образом осуществляется деятельность: по шаблону, тиражированию, по рутинной работе или по новой технологии» [22 P.16];
2) научно-исследовательской от «связанной/сопутствующей научной деятельности» [19 P.27] (англ. Related scientific activities). Связанная/сопутствующая научная деятельность подразделяется на четыре вида: а) научная информация (в том числе публикации); б) подготовка кадров и образование; в) сбор данных; г) тестирование и стандартизация. «Связанная/сопутствующая научная деятельность составляет более трети всей научной и технологической работы» [22 P.13];
3) инноваций и R&D: они не являются синонимами, поскольку между ними есть общее и есть различное. Инновации включают в себя ряд научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий. R&D является лишь одним из этих видов деятельности.
В 1968 г. Европейской комиссией была создана рабочая группа экспертов по научным и техническим исследованиям с целью изучения правительственных расходов стран ЕС в финансировании научных исследований и разработок. С учетом наработок Европейской комиссии, в 1970 г. была принята вторая версия Руководства Фраскати, совместимая с системой национальных счетов, СНС и ISIC.
С необходимостью включения исследований в социальных и гуманитарных науках связано появление третьей версии Фраскати в 1976 г.
В семидесятые годы ОЭСР начала исследования по университетам и когда в 1979 г., исследование было завершено, ОЭСР отказался публиковать данный доклад из-за «неудовлетворительного состояния, серьезных концептуальных и практических проблем, мешающих международным сравнениям и сопоставлениям. Университетский сектор серьезно различался по странам» [19 P.18]. Четвертая версия Руководства Фраскати 1981 г. включала небольшие изменения, а впоследствии, в 1989 г. была дополнена завершенным исследованием по высшему образованию.
В пятой версии Руководства Фраскати 1994 г. были учтены все предыдущие наработки: исключена неисследовательская деятельность, связанная/сопутствующая научная деятельность, деятельность с использованием дисциплин социальных наук (исследование рынков), обучение и воспитание и т.д.
Шестая версия, действующая в настоящее время и вступившая в силу в 2002 г., связана с включением в R&D расходов на персонал, а также значительных изменений в здравоохранении, новых технологиях, сфере услуг, фундаментальных исследованиях, классификациях ISIC и NABS [25 P.251].
Данный небольшой анализ роли международных организаций в изучении и учете национальных особенностей научно-технической информации позволяет сформулировать следующие выводы:
- во-первых, работа К. Фримена по национальной инновационной системе базируется не столько на теоретической базе, сколько на практико-ориентированной проблематике с учетом изучения многих стран на базе «национальных научных исследований и разработок» (англ. «national R&D effort») [25 P.22];
- во-вторых, Руководство Фраскати является «продуктом большого количества воздействий: идеологических, политических, административных, исторических и индивидуальных» [19 P.49] с отражением лучших практик стран. Для оценки уровня воздействия исследований и разработок на производительность в масштабах стран, отраслей и предприятий применялись эконометрические методы;
- в-третьих, Руководство Фраскати не было официально опубликовано до третьего издания 1976 г., поскольку пересматривалось по результатам постоянно проводимых исследований в русле «управления наукой».
К настоящему времени Руководство Фраскати превратилось в «Семью Фраскати» (англ. Frascati Family), отраженной на рисунке 1.
«Семья Фраскати» включает:
- Руководство Фраскати по научным исследованиям и разработкам (англ. R&D, Frascati Manual) [26], принятое в 1963 г. в действующей шестой редакции 2002 г.;
- Руководство баланса платежей за технологии/технологический платежный баланс (англ. Technological balance of payments, TBP Manual) [23], принятое в 1990 г. и действующее до настоящего времени в первой редакции;
- Руководство Осло по инновациям (англ. Innovation, Oslo Manual) [27], принятое в 1992 г., в действующей редакции 2005 г.;
- Руководство использования патентных данных как показателей науки и техники (англ. Patent Statistics Manual) [28], принятое в 1994 г. в действующей редакции 2009 г.;
- Руководство Канберры по человеческим ресурсам, 1995 г. (англ. Human resources, Canberra Manual) [24], принятое в 1995 г. и действующее до настоящего времени в первой редакции.
Рисунок 1. Руководства входящие в «Семью Фраскати»
В публикации «Национальные системы инноваций в исторической ретроспективе» (1995 г.) [18] К. Фримен опубликовал некоторые данные, полученные в результате работы над Руководством Фраскати и представленные в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Расчетные валовые внутренние расходы на научные исследования и разработки в валовом национальном продукте (GERD/GNP)
за 1934–1983 гг.,% [18 P.9]
Страна (территории)
|
1934
|
1967
|
1983
|
1983,
R&D только гражданского назначения |
США
|
0,6
|
3,1
|
2,7
|
2,0
|
ЕС
(расчетная средневзвешенная по 12 странам ЕС)
|
0,2
|
1,2
|
2,1
|
1,8
|
Япония
|
0,1
|
1,0
|
2,7
|
2,7
|
СССР
|
0,3
|
3,2
|
3,6
|
1,0
|
К. Фримен отдельно остановился на сравнении показателей Японии и СССР (табл.3).
Таблица 3
Контрасты национальных инновационных систем: 1970-х гг. [18 P.12]
Япония
|
СССР
|
Высокое соотношение GERD/GNP (2,5%) при низкой доле
военных/космических R&D (менее 2% от R&D)
|
Очень
высокое соотношение GERD/ GNP (около 4%) при чрезвычайно высокой доле
военных/космических R&D (свыше 70% от R&D)
|
Высокая
доля в общем объеме R&D предприятий и финансирующих компаний (около 67%)
|
Низкая
доля в общем объеме R&D предприятий и финансирующих компаний (менее 10%)
|
Сильная
интеграция R&D, производства, импорта технологий на уровне предприятий
|
Разобщенность
R&D, производства, импорта технологий и слабые институциональные связи
|
Сильная
связь потребителя-производителя и взаимозависимость с сетями субконтрагентов
|
Слабые
или несущественные связи между маркетингом, производством и закупками
(материально-техническим снабжением)
|
Сильные
стимулы для инноваций на предприятиях как на уровне руководства, так и
трудового коллектива (непосредственных исполнителей)
|
Некоторые
стимулы для инноваций, сделанные в 1960-1970 гг. не компенсировали
существующие антистимулы на предприятиях, как на уровне руководства, так и
трудового коллектива (непосредственных исполнителей)
|
Интенсивная
конкуренция на международных рынках
|
Слабая
конкуренция на международных рынках, за исключением гонки вооружений
|
Комментируя в своей работе данные показатели, К. Фримен констатировал [18 P.11-13]:
– по Японии: высокую интенсивность научных исследований и разработок (R&D) и концентрацию R&D в наиболее быстро растущих гражданских отраслях. Интеграция научных исследований и разработок (R&D), производства, импорта технологий на уровне предприятий (фирм) являлась самой сильной стороной японской инновационной системы;
– по СССР: высокие расходы на научные исследования и разработки не приводили к высоким результатам и успеху. Огромные обязательства (потребности) СССР в военной и космической технике сказывались на государственной экономике; существующие социальные, технические и экономические связи советской системы не создавали стимулов для эффективной работы в государственной экономике. Советская система поощряла отдельные научно-исследовательские институты в системе Академии наук для каждой отрасли промышленности отдельно. В основу работы предприятий закладывались количественные производственные задания.
В 2012 г. ОЭСР выпустил Приложение к Руководству Фраскати «Измерение R&D в развивающихся странах» [29], где констатировано, что «основные R&D сосредоточены в Европейском Союзе, США и Японии. Развивающиеся страны, в частности страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) делают определенные шаги в глобальное распределение R&D» [29 P.3].
В настоящее время, на январь 2014 г., ОЭСР выделяет 130 основных индикаторов науки и технологий [30].
Евростат использует два подхода: 1) анкету «Инновационный обзор Европейского Союза» (Community Innovation Survey –CIS); 2) рейтинги инновационного развития: Табло Инновационного Союза (англ.Innovation Union Scoreboard), и региональное инновационное табло (англ. Regional Innovation Scoreboard).
Сайт статистики ОЭСР оперирует более развернутыми показателями по науке, технологиям и патентам, что представлено на рисунке 2.
Всего в статистике ОЭСР по науке, технологиям и патентам выделяют четыре крупных блока:
первый – «Наука, технологии и перспективные направления экономической деятельности», включающий 78 показателей/индикаторов;
второй – «Статистика патентов», включающий 9 показателей / индикаторов;
третий – «Статистика по НИОКР», включающий 17 крупных блоков показателей;
четвертый – «Индикаторы науки и технологий», включающие 949 показателей и индикаторов.
В статистике ОЭСР по науке, технологиям и патентам, раздел 1.1 «Сравнительная характеристика показателей науки и инновационных систем» включает 28 показателей (табл. 4).
Рисунок 2. Основные разделы статистики ОЭСР по науке, технологиям и патентам
Таблица 4
Индикаторы/показатели сравнительной характеристики
науки и инновационных систем ОЭСР в 2014 г.
1
|
База науки
| |
|
1.1
|
Государственные
расходы на НИОКР (в % от ВВП)
|
|
1.2
|
Топ
500 университетов (в % от ВВП)
|
|
1.3
|
Публикации
в топ-квартиле журналов (в % от ВВП)
|
2
|
|
НИОКР
и инновации в бизнес-секторе
|
|
2.1
|
Расходы
на НИОКР предприятий в бизнес-секторе (в % от ВВП)
|
|
2.2
|
Топ
500 корпоративных инвесторов в НИОКР (в % от ВВП)
|
|
2.3
|
Триадные
патентные семьи (в % от ВВП)
|
|
2.4
|
Торговые
марки (в % от ВВП)
|
3
|
|
Предпринимательство
|
|
3.1
|
Венчурный
капитал (в % от ВВП)
|
|
3.2
|
Патентование
фирмы не старее 5 лет (в % от ВВП)
|
|
3.3
|
Индекс
легкости ведения бизнеса
|
4
|
|
Использование
интернета для инноваций
|
|
4.1
|
Абоненты стационарного широкополосного интернета (в % к
численности населения)
|
|
4.2
|
Абоненты беспроводного широкополосного интернета (в % к
численности населения)
|
|
4.3
|
Сети
(автономные системы) (в % к численности населения)
|
|
4.4
|
Индекс
подготовленности электронного правительства
|
5
|
|
Потоки
знаний и коммерциализация
|
|
5.1
|
Финансируемые промышленностью государственные расходы
на НИОКР (в % от ВВП)
|
|
5.2
|
Патенты поданные университетами и государственными
лабораториями (в % от ВВП)
|
|
5.3
|
Международное
соавторство (%)
|
|
5.4
|
Совместное
международное патентование (в рамках ДПК) (%)
|
6
|
|
Человеческие
ресурсы
|
|
6.1
|
Взрослое
население с высшим образованием (%)
|
|
6.2
|
15
летний топ исполнителей в науке (%)
|
|
6.3
|
Доктора
наук в НИОКР
|
|
6.4
|
Персонал
НИОКР в общей занятости (%)
|
При анализе статистики по инновациям в России в основном выделяют и анализируют две статистические формы :
форма № 2 – МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия»;
форма № 4 – Инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».
Изучение зарубежного опыта Евросоюза и ОЭСР, а также статистических форм Росстата, позволило авторам настоящей работы выделить шесть статистических форм Росстата, являющихся источниками информации по науке и инновациям:
форма № 1 – Технология «Сведения о разработке и использовании передовых производственных технологий»;
форма № 1 – НК «Сведения о работе аспирантуры и докторантуры»;
форма № 2 – Наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок»;
форма № 2 – МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия»;
форма № 3 – Информ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах»;
форма № 4 – Инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».
Сравнительная характеристика статистических форм в области науки и инноваций в России представлена в таблице 5.
По охвату предоставляемых сведений. В основном все формы, прямо или косвенно связанные с наукой и инновациями, предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства. Для малого предпринимательства существует одна форма № 2-МП инновация с уточнением, что микропредприятия и осуществляющие предпринимательскую деятельность физические лица, без образования юридического лица, форму федерального статистического наблюдения N 2-МП инновация не предоставляют. Таким образом, можно констатировать, что российская статистика в настоящее время не охватывает весь круг субъектов научной и инновационной деятельности.
По сроку и периодичности предоставления сведений. Все рассматриваемые в таблице 5 формы предоставляются в Росстат в период первых четырех месяцев: с января по апрель после отчетного периода. За исключением формы № 2-МП инновация данные предоставляются ежегодно. Форма № 2 – МП инновация предоставляется один раз в два года за нечетные года.
Используемый классификатор. Практически все формы базируются на классификаторе видов экономической деятельности ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности).
ОКВЭД используется в России с 2001 г. (ОКВЭД–2001), основанный на NACE rev.1 (1996 г.), с 2007 г. используется ОКВЭД–2007, основанный на NACE rev.1.1 (2002 г.), с 1 января 2008 г. дополненный классификатором ОК 029–2007 (КДЕС Ред. 1.1).
С 2013 г. осуществляется переход на ОКВЭД вер. 2, базирующийся на NACE rev.2 (2008 г.) [8]. Росстат планирует до января 2015 г. прекратить применение ОКВЭД-1, ОКВЭД-1.1, ОКПД (общероссийского классификатор продукции по видам экономической деятельности), ОКУН (общероссийского классификатора услуг населению) и ОКП (общероссийского классификатора продукции).
В ОКВЭД, в соответствии с международной практикой, не учитываются следующие классификационные признаки: организационно-правовая форма, ведомственная подчиненность, форма собственности хозяйствующих субъектов; различия торговли: внутренняя и внешняя; коммерческими и неприбыльными; рыночными и нерыночными видами деятельности.
По форме № 1-НК – Аспирантура и докторантура используется ЛКСД (локальный классификатор секторов деятельности и типов организаций). ЛКСД выделяет такие сектора деятельности, как предпринимательский сектор, сектор высшего образования, государственный сектор и сектор некоммерческих организаций.
Сфера деятельности предприятий. ОКВЭД включает 17 основных разделов и 99 подразделов с соответствующими кодами. Согласно представленным данным таблицы 5, наибольший охват секторов предусмотрен по формам: № 2 – Наука и № 3 – Информ. Наименьший по форме № 2 – МП инновация.
Объект наблюдения. Необходимо отметить, что статистика инноваций в России ведется с 1994 г.
Руководство Осло выделяет четыре вида инноваций: процессные, продуктовые, маркетинговые и организационные [6 С.32-38].
Росстат в настоящее время выделяет, помимо четырех вышеперечисленных видов инноваций: экологические, стратегические, управленческие и эстетические.
В Росстате технологические инновации (включающие процессные и продуктовые) стали учитывать ежегодно с 1994 г. в промышленности (добывающая, обрабатывающая промышленность в разрезе крупных и средних предприятий); с 1998 г. инновации стали учитываться по отраслям сферы услуг; с 1999 г. был организован охват малых предприятий. Добавлен учет по инновациям: с 2000 г. – по организационным инновациям, с 2006 г. – по маркетинговым инновациям, с 2009 г. – по экологическим инновациям, с 2011 г. – по научным исследованиям и разработкам.
Наибольший охват наблюдения из рассматриваемых шести форм имеют: форма № 4 – Инновация и форма № 2 – Наука.
Росстатом в 2012 г. утверждена статистическая форма «О создании и использовании передовых производственных технологий» (Форма № 1 – Технология), в которой выделяется семь направлений: проектирование и инжиниринг; производство, обработка и сборка; автоматизированная транспортировка материалов и деталей; аппаратура автоматизированного наблюдения и/или контроля; связь и управление; производственная информационная система; интегрированное управление и контроль [7].
Состав высокотехнологичных и наукоемких видов экономической деятельности, рекомендованный Министерством экономического развития России, приближенный к NACE Rev. 2, утвержден приказом Росстата от 28.02.2013 г. № 81 [3], где высокотехнологичные отрасли отнесены к производственным видам экономической деятельности, а услуги – к наукоемким видам экономической деятельности.
В 2013 г. Статистическим отделом ООН совместно с Экономической комиссией ООН для стран Европы, статистическим органом Евросоюза – Евростатом, Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств (Статкомитет СНГ) был организован международный семинар «Международные статистические классификаторы» [8]. В рамках данного семинара были обозначены проблемы для стран СНГ:
- длительные задержки в обновлениях национальных классификаций, сопоставимых с международными (для большинства стран задержки составляют от 4 до 5 лет);
- отсутствие международных и европейских классификаций на национальном языке и отсутствие практических руководств пользователей;
- ограниченные возможности в обучении персонала современными технологиями и методиками и т.д.
Все это ведет к «потере информации» по странам, разрывам в ретроспективном расчете временных рядов данных, недостаточности ресурсов и планирования и т.д.
Статкомитет СНГ на ближайшую перспективу определил разработку модельных статистических классификаторов, гармонизированных с международными аналогами на 2014–2020 гг. [4], основываясь по приоритетности национальных статистических служб государств-участников СНГ [5]. Среди 46 приоритетных классификаторов на 9 позиции находится Классификатор видов научно-технической деятельности, который планируется к модельной разработке Статкомитетом СНГ в 2020 году как Классификатор видов научно-технической деятельности (на базе NACE-2008 и FOS-2007 (Field of science and technology classification–2007) или более поздних редакций по мере их разработки Евростатом).
Начиная с 2002 г. для России разработка и реализация долгосрочных стратегий социально-экономического развития, направленных на формирование инновационной экономики, стали первостепенной задачей.
Концепцией долгосрочного социально-экономического до 2020 г. на основе инновационного технологического развития предусмотрена структурная диверсификация экономики.
Повышение национальной конкурентоспособности было заявлено в качестве комплексной задачи в базовом докладе к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации (2009 г.) [1].
В 2011 г. была принята Стратегия инновационного развития до 2020 г. [9].
Выводы
Проведенный анализ позволил сформулировать следующие выводы.
Во-первых, в России отсутствует целостная система показателей национальной инновационной системы. При формировании и развитии национальной инновационной системы необходима система/комплекс показателей, характеризующих ее целостное функционирование с целью: а) оценки текущей ситуации; б) принятия управленческих решений для разрешения проблемных ситуаций и выработки перспективных направлений деятельности.
Во-вторых, существующие показатели науки и инноваций по формам статистической отчетности в России не позволят осуществить на единых методических подходах межгосударственный сравнительный анализ по показателям науки и инновационных систем ОЭСР, поскольку большинство из них не предусмотрены как объект наблюдения, а аккумулируемые на уровне Росстата показатели охватывают ограниченный перечень предприятий.
В-третьих, некоторые из показателей ОЭСР и России по науке и технологиям уже гармонизированы и сопоставимы: сектора НИОКР (предпринимательский, государственных учреждений, высшего образования, частный некоммерческий сектор), виды затрат (текущие и капитальные с соответствующим поэлементным делением), тип НИОКР (фундаментальные, прикладные и экспериментальные/опытные); направления науки и технологий и т.д.
В-четвертых, России при совершенствовании системы статистических показателей по науке и инновациям следует ориентироваться на документы ОЭСР как апробированные временем и практикой многих стран. Работа со Статкомитетом СНГ, несомненно, является положительным результатом, но разработка к 2020 г. Классификатора видов научно-технической деятельности не будет способствовать принятию правильных управленческих решений при развитии национальной инновационной системы России.
Страница обновлена: 12.04.2025 в 17:57:42