On the issue of interaction between the processes of the public administration transformation in the direction of improving the effectiveness and modernization of the management training system
Svirina L.N.1
1 Институт экономики Российской Академии Наук, Russia
Download PDF | Downloads: 18 | Citations: 5
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 1 (January-March 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=42676091
Cited: 5 by 07.08.2023
Abstract:
The tasks of modernizing the personnel structure of public administration bodies in the direction of increasing the professionalism and competence of managers are declared in the article as the most important factor of qualitative transformation of administrative functions in the entities throughout their hierarchy from the state to the enterprise. Simultaneously, the root cause of the need to modernize the system of training and management development, which primarily include the expansion of spheres of management bodies activity, development of new innovative management, information and communication technologies, is determined. At the present stage of public administration reform in our country, a forced transition to the introduction of an effective model of results-based management is necessary. The author argues that the process approach should be the basic tool of public administration based on results, and shows its advantages in comparison with the functional approach to public administration. In order to improve the education system in the field of training a new competent generation of managers, it is proposed that at the stage of choosing and mastering a speciality, the training process, including distance learning, should be carried out using educational software and methodological materials focused on professional standards.
Keywords: state control, state property, process approach to management, administrative staff, professional standards, independent director, specialist in process management
JEL-classification: M12, M19, M59, J89
Введение
Для модернизации кадрового потенциала государственных органов управления в соответствии с задачами повышения качества и результативности государственного управления для реализации национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации необходимо, прежде всего, создание эффективной системы подготовки управленческих кадров через институты повышения квалификации, переподготовки и дополнительного профессионального образования. Это ключевое условие является важнейшим фактором эффективной реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в связи с тем, что именно от уровня профессиональной подготовки управленцев зависит эффективность деятельности органов управления.
В настоящее время важной для России задачей является привлечение в сферу государственной службы нового компетентного поколения управленцев, обеспечение механизмов их служебного роста, переориентировка действий управленцев на защиту массовых социальных целей населения и помощь активному предпринимательству.
В контексте проводимых в современной России реформ в области государственного и муниципального управления особое значение приобретает модернизация системы профессиональной подготовки кадров для государственного управления. Потребность в подборе и обучении кадров, соответствующих растущим в современном мире требованиям к квалификационному уровню и личностно-деловым качествам сотрудника государственного или муниципального органа управления, обусловливает необходимость оптимизации системы профобразования за счет использования принципиально новых подходов к самой организации обучения управленцев. В ходе происходящих в России административных реформ трансформации государственного управления возникает потребность расширения сфер компетентности и направлений специализации управленческих кадров.
Методология данного исследования конкретизируется теоретическими основами государственного управления и ориентирована на решение практических проблем его реформирования на современном этапе. На основании анализа современных теорий и концепций государственного управления автор выделяет наиболее значимый его аспект, подлежащий дальнейшей трансформации - управление по результатам. На наш взгляд, проблеме повышения качества и результативности государственного управления в исследованиях по теории государственного управления уделялось недостаточно внимания [1-4] (Gaponenko, Saveleva, 2017; Zenkov, 2015). Доминирующей целью данного исследования является раскрытие сущности и содержания ключевых направлений совершенствования результативности государственного управления. В обоснование достижения реальных результатов в повышении качества государственного управления на этой основе предлагаются первоочередные меры по модернизации системы профессиональной подготовки и повышения квалификации управленческих кадров в направлении повышения компетенций и квалификационного уровня для обеспечения результативности их деятельности и деятельности всей организации. Востребованность исследований актуальных проблем подготовки управленческих кадров в современной России в последнее десятилетие предопределила расширение круга ученых-экономистов и различных аспектов и подходов к решению поставленных авторами задач в их исследованиях [5-7] (Lavrova, Asriev, 2017; Romadin, 2017). Научная новизна исследования заключается в обосновании введения нового для государственного управления теоретического аспекта его управленческой деятельности – принципа результативности и реализующего его механизма процессного подхода к управлению и в разработке практических рекомендаций дальнейшего его поэтапного внедрения.
В рамках данной статьи рассматриваются некоторые современные векторы трансформации государственного управления в направлениях расширения объектов государственного руководства, совершенствования его качества и результативности на базе процессной оптимизации деятельности органов исполнительной власти. Во взаимосвязи с появлением новых функций государственного управления выдвигаются современные требования к компетенции управленцев в соответствии с профессиональными и образовательными стандартами их деятельности.
Наглядным примером, взятым из прошлого тридцатилетней давности, является появление в 1990-е годы огромного спроса на профессиональные кадры по новым направлениям специализации в сфере управления государственным имуществом. Продиктовано это было потребностью реформирования государственного управления в этом секторе экономики. До 1992 года практически не существовало проблемы государственного управления имуществом и регулирования земельных отношений в том объеме, в каком она решается в настоящее время. Следует подчеркнуть, что большую роль в качественной подготовке и переподготовке кадров для системы управления государственной собственностью сыграла и продолжает играть Высшая школа приватизации и предпринимательства, созданная при непосредственном участии Мингосимущества России. Особенностью учебно-научной и консалтинговой деятельности ВШПП является специализация на проблемах управления собственностью, включая целенаправленную профессиональную подготовку и повышение квалификаций кадров в этой сфере.
Соотносительно с новыми функциями управления государственным имуществом формировался государственный заказ образовательным структурам на подготовку нового поколения управленцев, владеющих такими специальностями: инвестиционные консультанты, инвестиционные менеджеры, менеджеры в сферах эффективного управления собственностью, оценки недвижимости, интеллектуальной собственности, управляющие государственными долями в АО и др. Дальнейшее решение задачи подготовки специалистов в сфере управления недвижимостью на качественно новом уровне в настоящее время затруднено, на наш взгляд, отсутствием на сегодняшний день соответствующего реестра профессиональных и образовательных стандартов, определяющих современные требования к подготовке управленцев для этой сферы. Начало работы в этом направлении ознаменовано введением нового профессионального стандарта «Специалист по операциям с недвижимостью» [1], утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 сентября 2019 года. Квалификационные требования стандарта к профессиональной деятельности специалистов определяются в сферах оказания комплекса услуг при покупке, продаже, управлении и передаче в аренду (пользование) различных объектов недвижимого имущества, долей и прав на них.
Созданный Министерством труда и социальной защиты реестр профессиональных стандартов постоянно расширяется, практически ежедневно утверждаются новые стандарты. Он представляет собой детализированную информационную систему, которая определяет соответствующие требования к квалификации для включенных в нее специальностей. Следует отметить возрастающую роль профессиональных стандартов на пути становления эффективной системы управления кадровым потенциалом современных организаций и предприятий. Профессиональные стандарты применяются при подборке и расстановке кадров, позволяют четко структурировать профессиональную деятельность работника за счет описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения. По сути, появилась возможность создания системы сертификации персонала и оценки уровня квалификации работников. Важная область использования профессиональных стандартов заключается также в определении направлений проведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. В свою очередь, система профессионального образования получает содержательную основу для обновления образовательных стандартов, разработки учебных программ, модулей и учебно-методических материалов в соответствии с требованиями работодателей [2].
Решение задач трансформации государственного управления в направлении повышения его качества и результативности определяет новый вектор модернизации института подготовки и повышения квалификации управленческих кадров. На современном этапе управление по результатам может стать новой моделью государственного управления. В стратегии реформирования государственного управления в направлении повышения его результативности основные принципы этой модели должны быть адаптированы ко всем сферам государственного управления на всех его уровнях, от федерального до муниципального. Базовым инструментом обеспечения государственного управления по результатам, прежде всего, должен стать процессный подход. Как один из концептуальных подходов к управлению он окончательно сформировался в 80-х годах прошлого века. Его автором является Л. Файоль, который впервые предложил использовать процессный подход для повышения результативности управления, рассматривать функции управления как серию непрерывных взаимосвязанных действий и процедуры управления с точки зрения выполнения ряда управленческих функций, к которым он относил пять исходных функций: планирование, организацию, координирование, распорядительство, контроль [9].
Внедрение процессного подхода к управлению начинается с описания всех необходимых действий для достижения цели организации в виде последовательных, четко регламентированных операций, которые на выходе дают результат, ориентированный на конкретного потребителя [3]. Неоспоримым преимуществом использования процессного подхода в государственном управлении является получение возможности в обозримом периоде времени повысить результативность деятельности государственных учреждений. Технология процессной оптимизации позволяет избежать дублирования функций в организации, наладить горизонтальные связи между структурными подразделениями, распределить между сотрудниками и зафиксировать за каждым из них перечень его должностных функций и полномочий с определением границ ответственности.
В отличие от преобладающего в органах государственного управления функционального подхода, процессный подход к управлению моделирует деятельность организации в совокупность логически взаимосвязанных между собой процессов, а не набор отдельных, несопряженных функций. Реализация последовательных операций каждого процесса нацелена на достижение определенного результата, понятного каждому сотруднику организации, который осознает свой вклад в достижение целей организации и то, каким образом его личные цели и цели его структурного подразделения согласуются с целями всей организации [10]. Эффективная координация и согласованность всех сфер деятельности делает компанию ориентированной на результат, что в конечном итоге способствует лучшему взаимодействию поставщиков и потребителей результатов, следовательно, пониманию требований, которые следует удовлетворить [11] (Andersen, 2003). Таким образом, работа по внедрению процессного подхода в сферу государственного управления «позволит сориентировать работу государственных органов на результат, где у каждого исполнителя/владельца процесса будет четко определенный потребитель со своими требованиями, удовлетворение которых будет целью работы госаппарата» [12, с. 39] (Maslov, Dmitriev, Ayvazyan, 2018). Эта технология реально может работать в государственном управлении, если этому будет предшествовать исходный и решающий этап подготовки профессиональных кадров для внедрения процессного подхода в сферу государственного управления.
Таким образом, перенастройка системы управления по процессному принципу предопределяет, прежде всего, необходимость подготовки соответствующих кадров для сферы государственного управления, а именно специалистов по внедрению в органы государственного управления процессного подхода. С целью повышения результативности деятельности государственных органов на базе разработки и усовершенствования их процессов и административных регламентов, в том числе с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, был инициирован вопрос об организации обучения соответствующих специалистов. Приказом Минтруда и социальной защиты России (№ 248н от 17.04.2018 г.) был утвержден новый вид деятельности «Специалист по процессному управлению» (Expert in Process Management ICPM) в качестве профессионального стандарта [4]. Обобщенные трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт, подразделяются в следующие четыре группы:
1) регламентация процессов подразделений организации или разработка административных регламентов подразделений организации;
2) проектирование и внедрение кросс-функциональных процессов организации или административных регламентов организации;
3) проектирование и внедрение системы процессного управления организации;
4) проектирование и трансформация процессной архитектуры организации.
Для запуска в организации процессной систематизации ее функциональной деятельности потребуются как минимум несколько специалистов-экспертов, квалификация которых соответствует высшему уровню профессионального стандарта «Специалист по процессному управлению». Профессиональные функции и обязанности специалистов высшей квалификации представлены в структуре четвертой группы обобщенных функций профессионального стандарта:
– анализ процессной архитектуры организации;
– разработка и усовершенствование процессной архитектуры организации;
– руководство программами трансформации процессной архитектуры организации;
– разработка и внедрение методик и регламентов трансформации процессной архитектуры организации.
Следует отметить, что трансформацию государственного управления на основе внедрения процессного подхода следует начинать с исходного и решающего этапа - модернизации института подготовки и повышения квалификации кадров для государственного управления в направлении формирования нового корпуса специалистов по управлению процессами. В качестве нового направления совершенствования обучающего процесса предлагается разработку прогрессивных образовательных программ осуществлять с учетом квалификационных требований профессионального стандарта «Специалист по процессному управлению».
Актуальным и своевременным действием Министерства труда и социальной защиты является разработка и последующее включение в реестр профессиональных стандартов нового стандарта «независимый директор», относящегося к числу наиболее востребованных специальностей управленцев нового поколения в сфере корпоративного управления компаниями с государственным участием. Речь идет о новой профессии на постсоветском пространстве, которая возникла вместе с развитием корпоративного сектора. Независимые директора функционируют в составе совета директоров, представляющего собой один из ключевых механизмов корпоративного управления. Исключительная миссия совета директоров заключается в конечном итоге в обеспечении прозрачности корпоративного управления с целью защиты интересов собственников бизнеса посредством выполнения контрольных функций по основным направлениям деятельности компании, объективности принятия решений высшим эшелоном ее управленцев, которые подчас преследуют свои корыстные интересы. Таким образом, роль совета директоров в системе корпоративного управления заключается в урегулировании комплекса взаимоотношений между акционерами и менеджментом, выступая связующим звеном между ними с целью обеспечения для акционеров возможности эффективного контроля и мониторинга за деятельностью менеджмента, контроля собственников над использованием их капиталов.
Помимо аналитических и надзорных функций за деятельностью менеджеров высшего звена, совет директоров как стратегический орган управления обязан заниматься принятием решений в еще одной главной сфере деятельности, связанной с разработкой и анализом общекорпоративной стратегии. Современные технологии выбора направления развития компании предполагают необходимость усиления экспертизы и компетенции в области цифровых технологий, новых технологий и кибербезопасности, что обусловливает, в свою очередь, участие в деятельности совета директоров компетентных экспертов и при необходимости создание консультативных советов по цифровым технологиям и кибербезопасности [13] (Nikishova, Suchkova, 2018). В основные задачи контрольных функций независимых директоров входят: анализ результатов деятельности высших руководителей, проверка их на соответствие целям и задачам компании; контроль достоверности финансовой информации, надежности системы финансового контроля и риск-менеджмента; контроль эффективности системы предоставления информации компанией, ее соответствие политике прозрачности и др. [14].
Развитие института привлечения профессиональных независимых директоров в составы органов управления компаний с государственным участием возводится сейчас в ранг новой стратегии корпоративного управления, механизма повышения эффективности управления федеральными пакетами акций. Обеспечение потребности в управленцах, обладающих профессиональными навыками и опытом, способных принимать качественные и взвешенные решения в качестве независимых директоров, предопределяет, в свою очередь, модернизацию системы дополнительного профессионального образования в направлении получения дополнительных к базовому образованию новых знаний. Слушателям, прошедшим профессиональную переподготовку, обеспечивающую получение нового набора компетенций, будет присваиваться новая специализация и квалификация в соответствии профессиональным стандартом - «независимый директор». Расширенная трактовка этого профессионального стандарта содержится в проекте Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Профессиональный директор - член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации» (подготовлен Минтрудом России 26.02. 2018) [5].
Заключение
Стремительные перемены в современном обществе требуют адекватных перемен форм и методов в сферах государственного, муниципального управления, бизнеса. Стандарты подготовки специалистов по государственному и муниципальному управлению быстро устаревают. С переменами на разных уровнях управления качественно изменяются требования к профессионализму управленцев, расширяется круг новых специальностей, соответствующих новым инновационным технологиям управления и вводу ИКТ. Таким образом, решение проблемы формирования нового поколения управленцев должно осуществляться через совершенствование системы базового высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе с учетом ориентации учебных программ и методических материалов на подготовку специалистов в соответствии с квалификационными требованиями новых профессиональных стандартов. Основные практические результаты исследования могут быть использованы органами государственного управления в процессе совершенствования их деятельности соотносительно с принципом управления по результатам, предполагающим выстраивание всей цепи управленческих функций в процессном формате. Относительно учреждений системы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров в практические рекомендации вносятся следующие предложения: непрерывно отслеживать потребности государства и бизнеса в управленцах, владеющих новыми специальностями; в соответствии с ними своевременно расширять круг образовательных программ и методик с ориентацией их на подготовку специалистов, квалификация которых будет отвечать требованиям профессиональных стандартов.
[1] https://base.garant.ru/73054922/
[2] Профессиональные стандарты. [Электронный ресурс]. –URL: https://studopedia.ru/2_120540_professionalnie-standarti-ps.html
[3] Процессный подход в госуправлении. [Электронный ресурс]. –URL: https://strategy24.ru/rf/news/protsessnyy-podkhod-v-gosupravlenii
[4] Профессиональный стандарт «Специалист по процессному управлению». [Электронный ресурс]. –URL: https://classinform.ru/profstandarty/07.007-spetcialist-po-protcessnomu-upravleniiu.html
[5] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56645353/
References:
Andersen B. (2003). Biznes-protsessy. Instrumenty sovershenstvovaniya [Business processes. Tools of improvement] (in Russian).
Bartsits I. (2015). Podgotovka kadrov dlya gosudarstvennogo upravleniya: ot bakalavra do doktora [Cadre training for public administration: from bachelor to doctor]. Public service. (1). 40-47. (in Russian).
Gaponenko A. L., Saveleva M.V. (2017). Teoriya upravleniya [Management theory] (in Russian).
Lavrova E.V., Asriev S.A. (2017). Problemy podgotovki professionalnyh kadrov dlya gosudarstvennoy sluzhby [Problems of training of professional personnel for public administration]. Modern high technologies. (2). 121-125. (in Russian).
Maslov D.V.,Dmitriev M.E.,Ayvazyan Z.S. (2018). Otdelnye aspekty transformatsii gosudarstvennogo upravleniya: protsessy i kachestvo. Analiticheskiy obzor [Several aspects of the transformation of public administration processes and quality. Analytical review] (in Russian).
Nikishova M.I., Suchkova O.S. (2018). Razvitie kompetentsiy v it Governance v Sovete direktorov v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Development of capabilities in IT Governance in the Board of Directors in terms of the digital economy]. Vestnik Universiteta. (12). (in Russian).
Romadin I.A. (2017). Gosudarstvennaya kadrovaya politika v RF: sushchnost, printsipy i osobennosti realizatsii [State personnel policy in the Russian Federation: the essence, principles and implementation details]. Scientific and methodical electronic Concept magazine. (in Russian).
Zenkov M.Yu. (2015). Osnovy gosudarstvennogo upravleniya [Foundations of public administration] (in Russian).
Страница обновлена: 06.05.2025 в 19:37:27