Assessment of organization's competitiveness in the digital economy

Asaul V.V.1, Koshcheev V.A.1, Tsvetkov Yu.A.1
1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Russia

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 1 (January-March 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=42676122
Cited: 56 by 30.01.2024

Abstract:
This category of competition has occupied a special place in all periods of time, since it is due to the level of competitiveness of economic entities that the economic development of the country as a whole is largely determined. In the era of the digital economy, assessing the competitiveness of organizations becomes even more important. The paper presents the results of research describing the levels of digitalization of various sectors of the economy, as well as describes existing methods for assessing the competitiveness of organizations. Factors for assessing competitiveness in the conditions of the sixth technological order are proposed.

Keywords: digital economy, digital technologies, competition, competitiveness

JEL-classification: O31, O32, O33



Введение

Проявление результатов становления цифровой экономики находит свое отражение на всех уровнях хозяйствования, кардинально изменяется характер функционирования процессов как на уровне домохозяйств и организаций, так и на уровне различных стран [1] (Koshcheev, Tsvetkov, Vishnivetskaya, 2019). Некоторые страны можно назвать цифровыми лидерами, другие страны еще стоят на пороге активного использования новейших инновационных достижений. В настоящее время как в научном сообществе, так и в ряде правительственных документов существует множество различных подходов к трактовке термина «цифровая экономика». Цифровая экономика может определяться как управляемая система социально-экономических отношений, в которой вовлечение ресурсов, взаимодействие субъектов и объектов, а также получение полезного результата обеспечиваются путем обмена цифровыми данными о параметрах и свойствах каждого элемента системы с помощью информационно-коммуникационных технологий [2] (Ablyazov, Asaul, 2018). Исследователи из Национального Университета Сингапура схожи во мнении о том, что нет общепринятого определения цифровой экономики, но наиболее распространенным, хотя и несколько узким пониманием цифровой экономики является доля ВВП, учитываемая сектором информационно-коммуникационных технологий [3].

В ходе функционирования экономики нового уклада кардинальные изменения происходят в сфере производства, в области оказания услуг, организационных структур и корпоративных культур хозяйствующих субъектов, взаимодействия правительства с населением, взаимодействия различных государств мира и т. д. Как известно, одним из важнейших факторов экономического развития во все времена являлась такая категория, как конкуренция. Степень освоения и внедрения экономическими агентами в своей деятельности новейших достижений науки и техники всегда напрямую влияла на уровень их конкурентоспособности.

Основоположником новой парадигмы исследований конкурентных стратегий выступил американский ученый М. Портер, внесший значительный вклад в теорию конкурентоспособности организаций [4, 5, 6] (Porter, 2005; Porter, 1987; Gridchina, 2006). Исследования современных тенденций развития сущности и содержания конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности проведены в работах И.С. Метелева [7, 8] (Metelev, 2011). Различные инструменты и методы обеспечения конкурентоспособности государственных и предпринимательских структур описывает М.А. Сорокин в своих исследованиях [9, 10] (Sorokin, 2014). Вопросы оценки конкурентоспособности субъектов предпринимательства находятся в центре внимания исследователей научной школы «Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур в строительстве на инновационной основе», возглавляемой профессором В.В. Асаул, что отмечено в ряде работ [11, 12, 13] (Asaul, Pesotskaya, 2015; Prygunov, Larionov, Koshcheev, 2016; Pesotskaya, Petrov, Ablyazov, 2017).

Гипотезой исследования является утверждение о том, что на сегодняшний день многие традиционные методы оценки конкурентоспособности являются устаревшими и малоэффективными в условиях активно развивающейся экономики шестого технологического уклада. Цель данной работы заключается в выявлении факторов оценки конкурентоспособности, актуальных для современной цифровой экономики. Элементами новизны исследования можно считать предложенные авторами методы оценки конкурентоспособности (графический и матрично-графический), основанные на использовании актуальной и достоверной информации. Методами, применяемыми в данной работе, являются систематизация информации о факторах, используемых при определении уровня цифровой трансформации различных сфер экономик как в РФ, так и за рубежом; анализ существующих методов оценки конкурентоспособности субъектов хозяйствования; представление результатов исследования в графическом виде.

Уровень цифровизации сфер экономики

Так или иначе разнородные сферы деятельности будут отличаться в степени своей цифровизации. Причиной этому могут послужить такие факторы, как особенности производственных процессов, наукоемкость, технологичность, кадровый потенциал и т. д.

Одним из наиболее ярких примеров измерения цифровизации отраслей является индекс, предложенный международной консалтинговой организацией McKinsey Global Institute (MGI). Индекс охватывает три укрупненные группы метрик:

1) цифровые активы;

2) использование цифровых технологий;

3) цифровые трудовые ресурсы [14, 15] (Kotabra, 2017).

В исследовании [14] более подробно конкретизированы представленные метрики.

Цифровые активы включают в себя:

– расходы на оборудование и программное обеспечение;

– расходы на телекоммуникации;

– расходы на ИТ-услуги.

Использование цифровых технологий определяется следующими показателями:

– доля цифровых транзакций;

– взаимодействие между организациями, клиентами и поставщиками на цифровой основе;

– цифровизация процессов, происходящих внутри организации;

– создание рынка (степень использования цифровых платформ для управления спросом и предложением).

Цифровые трудовые ресурсы:

– расходы на цифровые активы, необходимые для работников;

– углубление цифрового капитала;

– оцифровка рабочих процессов, доля «цифровых» рабочих мест.

Индекс оцифровки промышленности MGI анализирует сектора экономики, оценивая цифровые активы, использование цифровых технологий и функционирование работников, непосредственно задействованных в цифровых операциях. Индекс включает в себя 27 различных индикаторов, охватывая различные способы оцифровки организаций. Для оценки персонала, задействованного в цифровых операциях, оцениваются более 12 000 задач, связанных с цифровыми технологиями [16].

В исследованиях Глобального института McKinsey (MGI) было рассмотрено состояние оцифровки в секторах экономики стран Европы, вследствие чего обнаружен растущий разрыв между секторами (табл. 1).

Таблица 1

Уровень цифровизации отраслей в Европе

Отрасль
Общая цифровизация
Цифровые расходы
Запас цифровых активов
Цифровые транзакции
Цифровое взаимодействие
Цифровые бизнес-процессы
Цифровые расходы на работника
Увеличение цифрового капитала
Цифровизация работы
ИКТ









СМИ









Финансы









Профессиональные услуги









Оптовая торговля









Передовые технологии









Химикаты и фармацевтика









Коммунальные услуги









Нефть и газ









Производство сырьевых материалов









Добыча полезных ископаемых









Недвижимость









Транспортировка









Розничная торговля









Оказание персональных услуг









Правительство









Образование









Здравоохранение









Сфера развлечений









Гостиничный сервис









Сельское хозяйство









Строительство









Источник: [17]

Сектор ИКТ показывает самый высокий уровень оцифровки. Также лидирующие позиции занимают СМИ, сектор услуг и финансы. Такие сферы, как строительство и сельское хозяйство, по ряду причин отстают в уровне цифровизации.

Российской государственной корпорацией «Росатом» были проведены исследования по формированию национального индекса развития цифровой экономики [18]. В основу разработки концептуальной схемы Национального индекса развития цифровой экономики положен подход, согласно которому потенциал цифровых технологий, способствующих социально-экономическому развитию, может быть реализован только при наличии государственного регулирования, стимулирующего экономический рост, необходимого человеческого капитала, благоприятного делового климата, эффективной научно-инновационной системы, развитой безопасной цифровой инфраструктуры и конкурентоспособного цифрового сектора экономики [18]. Cхема Индекса представлена ниже на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема Национального индекса развития цифровой экономики

Источник: [18].

Согласно исследованию «Росатома», Российская Федерация занимает 23-е место из 32 представленных стран Европы. Лидерами рейтинга стали Скандинавские страны. Что касается цифровизации отдельных отраслей нашей страны, то наибольшее значение индекса (0,494) присуще сфере информатизации и связи, оптовая торговля охарактеризована значением индекса, равным 0,380. Наименьший показатель индекса цифровизации (0,216) – у строительной отрасли.

Несомненно, для преодоления цифрового разрыва между высокоразвитыми странами необходима комплексная и пропорциональная цифровизация всех сфер национального хозяйства.

Методы оценки конкурентоспособности

Рассмотрим некоторые из наиболее известных методов оценки конкурентоспособности организаций:

1. Матричные методы. Базисом для оценки конкурентоспособности организаций данными методами служит информация о внешних и внутренних факторах деятельности организации на определенном сегменте рынка. Также основой применения матричных методов является жизненный цикл товара или технологии, отражаемой в занимаемой доле рынка и в динамике продаж [19] (Polyanichkin, 2012).

Ярким примером данной разновидности способов оценки конкурентоспособности считается матрица Бостонской консалтинговой группы, которая была разработана в 1960-х годах. В данном случае дифференциация организации происходит в соответствии с такими показателями, как темпы роста рынка и относительная доля рынка.

Представленная в 1970-х годах матрица консалтинговой компании McKinsey также является разновидностью матричного метода. При этом критериями оценки хозяйствующих субъектов являются привлекательность рынка и конкурентная позиция.

Уже на протяжении более чем полувека большой популярностью служит метод SWOT-анализа. Данный метод был разработан в Гарвардском университете в 60-х годах ХХ века [20] (Lang, Timonina, 2018). На основе сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз исследуется внутренняя и внешняя среда организации. Для более детального и качественного анализа необходимо уделить особое внимание привлечению компетентных экспертов и оценке согласованности их мнений.

2. Бенчмаркинг. Рассматриваемый метод является достаточно зрелым и также впервые был использован во второй половине прошлого столетия. Бенчмаркинг – это способ измерения стратегий и эффективности организации по сравнению с «лучшими в своем классе» организациями как внутри, так и вне собственной отрасли. Цель состоит в том, чтобы определить наилучшие практики, которые могут быть приняты и реализованы организацией с целью повышения ее эффективности [21] (Freytag, Hollensen, 2001).

Существуют некоторые барьеры, препятствующие применению данного метода [22] (Kulagova, Dedegkaeva, 2015):

– трудности в поиске подходящих эталонных компаний и их конкурентных решений;

– разрыв между теорией и практикой;

– злоупотребление бенчмаркингом (незаконные способы работы с информацией, промышленный шпионаж, нецелевое использование информации и т. д.).

3. Метод, базирующийся на теории эффективной конкуренции. В основе данного метода лежит анализ эффективности использования отдельными подразделениями имеющихся у организации ресурсов, а именно:

– показатели эффективности производственного процесса;

– показатели эффективности использования оборотных средств;

– маркетинговые показатели;

– показатели, характеризующие качество производимой продукции.

Таким образом, в соответствии с теорией эффективной конкуренции, наиболее конкурентоспособными являются те организации, где наилучшим образом организована работа всех ее подразделений [23] (Lazarenko, 2014). Однако не стоит забывать о том, что при анализе конкурентных преимуществ организации необходимо обращать внимание на системный подход при ее оценке. Согласно синергетическому эффекту, результативность отдельно взятых отделов не тождественна результату работы всей организации.

4. Графические методы. Наглядным образцом графического метода оценки конкурентных преимуществ организации можно считать многоугольник конкурентоспособности. В данном случае при помощи формирования нескольких шкал, характеризующих конкретные параметры оценки организации, и количественных показателей экспертов становится возможным изобразить фигуру (многоугольник), описывающую уровень конкурентоспособности организаций. В случае наложения нескольких многоугольников друг на друга можно отчетливо заметить различия между теми или иными факторами конкурентоспособности различных субъектов.

Как было отмечено выше, многие из представленных методов являются устаревшими и были разработаны еще до начала третьей промышленной революции, в период четвертого технологического уклада. Сегодня экономика находится на этапе становления шестого технологического уклада, следовательно, требуются более серьезные подходы к оценке конкурентоспособности. В первую очередь необходимо обратить внимание на подбор критериев оценки, качество информации, используемой при анализе организаций, а также компетентность экспертов и уровень согласованности их мнений.

Оценка конкурентоспособности организации в современных условиях

Современное общество характеризуется активным ростом населения, по данным ООН, численность населения Земли достигла 7,7 млрд человек в 2019 году. Ожидается, что оно продолжит расти и достигнет 9,7 млрд человек в 2050 году, а к концу XXI века составит около 11 млрд [24]. Как следствие, данный факт приводит к возрастанию необходимости в удовлетворении все больших потребностей граждан. Функционирование всего разнообразия организаций и предприятий направлено на удовлетворение потребностей общества посредством производства и распределения благ.

В исследовании Capgemini Consulting и MIT Sloan School of Management [25] было проанализировано 400 крупных компаний. Компании оценивались с точки зрения цифровой интенсивности преобразования операционной деятельности и относительно глубины преобразований в менеджменте (рис. 2).

Рисунок 2. Уровень прибыльности организаций в зависимости от уровня цифровизации

Источник: [26].

Как показало исследование, организации, внедряющие в свою работу цифровые технологии вместе с совершенствованием методики управления, на 26 % прибыльнее конкурентов; организации, внедряющие цифровые технологии, но забывающие об изменении системы менеджмента, на 11 % убыточнее своих конкурентов; те, кто только сфокусирован на совершенствовании менеджмента организации, прибыльнее конкурентов на 9 %; остальные консервативные организации убыточнее конкурентов на 26 % [25, 26].

По мнению авторов, при оценке конкурентоспособности организаций в современных условиях следует обращать внимание на такие факторы, как уровень использования цифровых технологий в своей деятельности, доля и качество нематериальных активов организации, уровень творческих способностей и инициативность кадров, а также корпоративная культура организации, дифференциация деятельности компании.

Цифровые технологии в деятельности организации. Развитие и распространение цифровых технологий позволяют не только создать новый продукт, но и повысить производительность или упростить отдельные бизнес-процессы [27] (Koscheyev, Rapgof, Vinogradova, 2019). Причем важное значение цифровые технологии имеют не только в управлении внутренней средой организации, но и во взаимодействии с внешней [28] (Vishnivetskaya, Ablyazov, 2018). Положительными эффектами от использования данных технологий организацией могут быть:

– автоматизация множества рутинных операций;

– рост числа коммуникационных связей;

– повышение объема и качества передачи информации;

– повышение скорости принятия управленческих решений и другое.

Нематериальные активы организации. Уровень цифровой трансформации организации напрямую отразится на доли ее нематериальных активов, так как большая часть цифровых технологий относятся именно к данному виду активов. Вместе с тем с развитием информационно-коммуникационных систем активным использованием различных цифровых платформ, позиционированием продукта в интернете и социальных сетях возрастает роль узнаваемости организации, а следовательно, ее бренда, торговой марки. К примеру, наиболее дорогим брендом по состоянию на 2019 год является Apple, его стоимость достигла $234 млрд долларов [29], для сравнения: чистая прибыль данной компании в 2018 году составила 59,5 млрд долларов [30].

Кадры и корпоративная культура. Современная прогрессивная компания немыслима без творчески мыслящих кадров, способных к быстрому освоению новейших технологий и их дальнейшему успешному применению с целью повышения благосостояния организации. Также развитая корпоративная культура, демократический стиль управления, приверженность сотрудника целям и миссии компании будут только способствовать появлению новых рационализаторских идей и росту производительности труда работников. Удовлетворенность работников своим трудом – важнейший показатель конкурентоспособности организации.

Дифференциация деятельности. Объем потребностей граждан и требования к качеству их удовлетворения задают тренд к расширению организациями их видов деятельности. Конкурентными преимуществами будет обладать организация, уделяющая внимание своему продукту на всех стадиях его жизненного цикла; предоставляющая постпродажное обслуживание; создающая новые потребности для клиента. Также значительного успеха добиваются компании, расширяющие границы своей деятельности, причем некоторые направления работы могут быть на первый взгляд несвойственны данной организации. Такие цифровые гиганты, как «Сбербанк», «Mail.ru», «Яндекс» и другие, на сегодняшний день обладают высокой степенью дифференциации. К примеру, современный «Яндекс» – это не только поисковая система, но и услуга «каршэринга», доставка продуктов питания, такси, разработчик беспилотных аппаратов и т. д.

При использовании графического метода оценки конкурентоспособности различные показатели организации могут быть ранжированы на 4 графы в соответствии с укрупненными факторами, предложенными выше (рис. 3).

Рисунок 3. Многоугольник конкурентоспособности

Источник: составлено авторами.

В случае необходимости более подробной оценки конкурентоспособности организации по предложенным факторам может быть сформирована матрица с отдельными многоугольниками конкурентоспособности для каждой ячейки (рис. 4).

Рисунок 4. Матрица многоугольников конкурентоспособности

Источник: составлено авторами.

Отметим, что ключевую роль в оценке конкурентоспособности организаций играет отбор качественной и достоверной информации по объекту исследования.

Заключение

Современная экономическая среда ежедневно развивается все более быстрыми темпами. Неограниченные потребности растущего населения различных государств становятся предпосылкой к увеличению объемов производства экономических благ. Таким образом, с целью поддержания конкуренции на рынках организациям необходимо функционировать на принципах технологичности, гибкости и повышения качества предоставляемых благ.

В целом можно выделить 3 уровня воздействия на конкурентоспособность организаций в переходный период цифровой эпохи: работник (личность), сама организация (благоприятная внутренняя среда), государство. Именно кадровый состав, имеющий желание раскрыть свой творческий потенциал при достижении целей организации, является одной из основных движущих сил компании. При этом для нормального функционирования всех процессов в организации необходимо создать благоприятный внутренний климат и сильную корпоративную культуру. Также значительную роль в становлении цифровой экономики играет государство, а именно в вопросах создания необходимой цифровой инфраструктуры, стимулирования цифровой трансформации организаций, финансирования фундаментальных и прикладных исследований и т.д.

С развитием цифровой экономики все более актуальной станет оценка результатов функционирования экономических агентов в новых современных условиях. Следовательно, необходимо оценивать их деятельность в соответствии с актуальными для цифровой среды факторами, используя подходящие методы и достоверную информацию. Такими факторами на сегодняшний день можно считать не только цену, качество производимой продукции и опыт компании, но и освоение организацией передовых цифровых технологий, долю различных нематериальных активов, творчески мыслящий кадровый состав и высокоразвитую корпоративную культуру, способность организации к дифференциации видов деятельности.


References:

Ablyazov T., Asaul V. (2018). On competitive potential of organization under conditions of new industrial base formation SHS Web of Conf. 44 doi: 10.1051/shsconf/20184400003.

Asaul V.V., Pesotskaya E.V. (2015). Monitoring konkurentosposobnosti stroitelnoy organizatsii [Monitoring of the construction organization`s competitiveness]. Scientific-technical journal “Bulletin of Civil Engineers”. (1(48)). 218-223. (in Russian).

Digital europe: pushing the frontier, capturing the benefitsMckinsey.com. Retrieved October 18, 2019, from https://www.mckinsey.com/de/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Deutschland/News/Presse/2016/2016-06-30/mgi-digital-europe-june-2016.ashx

Framing policies for the digital economyUndp.org. Retrieved October 14, 2019, from http://www.undp.org/content/dam/undp/library/capacity-development/English/Singapore%20Centre/FramingPolicies_DigitalEconomy_2018_NUS-UNDP.pdf

Freytag P., Hollensen S. (2001). The process of benchmarking, benchlearning and benchaction The Tqm Magazine. (13(1)). 25-34. doi: 10.1108/09544780110360624.

Gridchina A.V. (2006). Metodologiya razrabotki strategiy konkurentosposobnosti organizatsii [Methodology for developing competitive strategies for an organization]. Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitelskoy kooperatsii. (2(17)). 57-68. (in Russian).

Koscheev V.A., Tsvetkov Yu.A., Vishnivetskaya A.I. (2019). Elementy tsifrovoy ekonomiki v zhilishchno-kommunalnom khozyaystve [Elements of the digital economy in the housing and communal service sphere]. Scientific-technical journal “Bulletin of Civil Engineers”. (2(73)). 173-179. (in Russian). doi: 10.23968/1999-5571-2019-16-2-173-179 .

Koscheyev V., Rapgof V., Vinogradova V. (2019). Digital transformation of construction organizations IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 012010. doi: 10.1088/1757-899X/497/1/012010.

Kotabra M. (2017). Measuring digitalization - key metrics Foundations of Management. 9 123-138.

Kulagova I.A., Dedegkaeva Z.V. (2015). Osobennosti primeneniya benchmarkinga kak instrumenta povysheniya konkurentosposobnosti [Especially the use of benchmarking instrumentality competitiveness] Strategic development of innovative capacity of industries, facilities and organizations. 85-90. (in Russian).

Lang V.V., Timonina I.N. (2018). SWOT-analiz kak instrument opredeleniya privlekatelnosti proekta putyom provedeniya analiza konkurentnoy sredy [SWOT analysis as a tool for determining the attractiveness of the project by conducting analysis of competitive environment]. Vestnik SevKavGTI. (1(32)). 10-12. (in Russian).

Lazarenko A.A. (2014). Metody otsenki konkurentosposobnosti [Methods of measuring competitiveness]. The young scientist. (1). 374-377. (in Russian).

Metelev I.S. (2011). Konkurentosposobnost subekta predprinimatelskoy deyatelnosti: sushchnost, metody, faktory i kriterii otsenki [Competitiveness of the subject of enterprise activity: essence, methods, factors and criteria of an estimation]. Regional problems of transforming the economy. (1(27)). 111-122. (in Russian).

Metelev I.S. (2011). Konkurentosposobnost subekta predprinimatelskoy deyatelnosti: sistemnye osnovy i regionalnaya praktika [The competitiveness of a business entity: a system framework and regional practice] Omsk: Izdanie Omskogo instituta (filiala) RGTEU. (in Russian).

Pesotskaya E.V., Petrov I.S., Ablyazov T.Kh. (2017). Primenenie metoda inzhenernogo prognozirovaniya v upravlenii konkurentosposobnostyu stroitelnoy organizatsii [Application of the method of engineering forecasting in management of competitiveness of the construction organization]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12-4(89)). 889-893. (in Russian).

Polyanichkin Yu.A. (2012). Metody otsenki konkurentosposobnosti predpriyatiy [Methods of an assessment of competitiveness of the enterprises]. The problems of Economy. (3). 191-194. (in Russian).

Porter M.E. (1987). From Competitive Advantage to Corporate Strategy Harvard Business Review. (5-6). 43-59.

Porter M.E. (2005). Konkurentsiya [Competition] M.: Izdatelskiy dom "Vilyams". (in Russian).

Prygunov P.I., Larionov A.N., Koscheev V.A. (2016). Metody uluchsheniya konkurentosposobnosti organizatsii [Methods of improving competitiveness of the organization]. Scientific-technical journal “Bulletin of Civil Engineers”. (6(59)). 339-341. (in Russian).

Sorokin M.A. (2014). Konkurentosposobnost gosudarstva i konkurentosposobnost predprinimatelskikh struktur: soderzhanie, tseli, sposoby obespecheniya [State and business structures competitiveness: content, objectives, methods of providing]. The Bulletin of the Adyghe State University, Series \. (3(150)). 21-26. (in Russian).

Sorokin M.A. (2014). Konkurentosposobnost predprinimatelskoy struktury: arkhitektonika i mesto v ierarkhii ekonomicheskikh kategoriy [Competitiveness of business structure: architectonic and place in the hierarchy of economic categories]. Audit and financial analysis. (6). 259-262. (in Russian).

The Digital Advantage: How digital leaders outperform their peers in every industryCapgemini.com. Retrieved October 26, 2019, from https://www.capgemini.com/wp-content/uploads/2017/07/The_Digital_Advantage__How_Digital_Leaders_Outperform_their_Peers_in_Every_Industry.pdf

Vishnivetskaya A.I., Ablyazov T.Kh. (2018). Klyuchevye napravleniya tsifrovoy transformatsii stroitelnyhorganizatsiy [Key areas for digital transformation of construction organizations]. Heory and Practice of Service: Economy, Social Sphere, Technologies. (4(38)). 31-36. (in Russian).

Which Industries Are the Most Digital (and Why)?Hbr.org. Retrieved October 18, 2019, from https://hbr.org/2016/04/a-chart-that-shows-which-industries-are-the-most-digital-and-why

Which industries are the most digitalMckinsey.com. Retrieved October 16, 2019, from https://www.mckinsey.com/mgi/overview/in-the-news/which-industries-are-the-most-digital

Страница обновлена: 26.04.2025 в 16:33:07