Финансовое обеспечение развития жилищного строительства в условиях финансовой нестабильности

Буреш О.В.1, Солдатова Л.А.1
1 Оренбургский государственный университет

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 1 (Январь-Март 2015)

Цитировать:
Буреш О.В., Солдатова Л.А. Финансовое обеспечение развития жилищного строительства в условиях финансовой нестабильности // Жилищные стратегии. – 2015. – Том 2. – № 1. – С. 19-28. – doi: 10.18334/zhs.2.1.279.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23829150
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

В статье проанализированы актуальные аспекты реализации региональных жилищных программ в условиях финансовой нестабильности. Выявлены особенности реализации региональных жилищных программ на примере Оренбургской области. Обоснована социально-экономическая значимость жилищной подпрограммы «Развитие системы градорегулирования в Оренбургской области в 2014-2020 годах». Разработаны предложения по развитию жилищного строительства в условиях финансовой нестабильности.

Ключевые слова: законодательная база, жилищное строительство, финансовая нестабильность, финансовое обеспечение, территориальное планирование, региональные жилищные программы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В условиях финансовой нестабильности особую актуальность приобретают проблемы выработки предложений по организации эффективной системы контроля за реализацией жилищных программ. Теоретическим и прикладным аспектам финансирования жилищного строительства посвящены научные труды С.В. Барулина, Т.В. Грицюка, И.Ф. Гареева, В.С. Кусмарцевой, Л.В. Митиной и др. [5, 6, 7, 8, 9]. В целях создания условий для развития жилищного строительства осуществляется разработка и реализация государственных и региональных программ и подпрограмм. В государственных целевых программах «Жилище» и «Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» были проработаны ключевые направления жилищно-коммунальной реформы. В 2014 году в рамках реализации подпрограммы «Развитие системы градорегулирования в Оренбургской области в 2014-2020 годах» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014–2020 годах» на софинансирование разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования из средств областного бюджета было выделено 162,706 млн. рублей.

Целью исследования проблем развития жилищного строительства в условиях финансовой нестабильности является повышение результативности реализации жилищных программ.

Для достижения указанной цели определены задачи исследования:

1. Обосновать социально-экономическую значимость региональной жилищной программы в условиях финансовой нестабильности.

2. Выработать предложения по организации эффективной системы контроля за реализацией региональных жилищных программ.

В 2014 году в рамках реализации подпрограммы «Развитие системы градорегулирования в Оренбургской области в 2014-2020 годах» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014–2020 годах» на софинансирование разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования из средств областного бюджета выделено 162,706 млн. рублей. Освоение составило 160,909 млн. рублей или 98,3%. Муниципальными образованиями заключены 499 муниципальных контрактов на разработку документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории, создание автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности муниципальных районов. В рамках подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства в 2011-2015 годах» областной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2011-2015 годах» предусматривается оказание государственной поддержки проектам комплексного освоения и развития территорий для массового строительства жилья экономического класса, в первую очередь малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности, экологичности и обеспечивающего безопасные и комфортные условия проживания, что, безусловно, повышает социально-экономическую значимость обозначенного программного проекта. Необходимо отметить то, что в приоритетном порядке предусматривается государственная поддержка проектов комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономного класса для нужд Оренбургской области, в том числе для обеспечения потребности в жилье отдельных категорий граждан, установленных федеральным и областным законодательством, а также формирования специализированного жилищного фонда области [4].

Ключевым моментом реализации региональных жилищных подпрограмм является совершенствование механизмов государственно-муниципального частного партнерства в вопросах развития сферы жилищного строительства. Следует отметить, что в результате реализации мероприятий подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства в 2011-2015 годах» планируется, что в 2015 году доля ввода жилья экономического класса составит 60,0 процента в общем объеме ввода жилья в Оренбургской области. В настоящее время определено 32 приоритетных проекта малоэтажного и многоэтажного жилищного строительства общей площадью 3,6 млн. кв. метров и объемом инвестиций 70,3 млрд. рублей [4].

Таким образом, в Оренбургской области в целях жилищного строительства в рамках подпрограммы планируется также вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Кроме того, Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области подготовлен перечень земельных участков, переведенных из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов для целей жилищного строительства. В соответствии с указанным перечнем планируется проведение выездных проверок фактического использования указанных земель для внесения согласованных предложений в Правительство Оренбургской области по их использованию.

Следует отметить то, что в целях развития жилищного строительства соглашением о взаимодействии (сотрудничестве) от 11 июня 2009 года № С-73 между Правительством Оренбургской области и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства предусмотрены совместные действия органов государственной власти Оренбургской области и Фонда по вовлечению в гражданский оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для жилищного и иного строительства.

Таким образом, средства областного бюджета будут направлены на:

- строительство объектов инженерной инфраструктуры государственной собственности;

- строительство объектов социальной инфраструктуры государственной собственности;

- предоставление субсидий муниципальным образованиям на софинансирование строительства объектов инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры в рамках реализации проектов по строительству жилья экономного класса;

- комплексное освоение территорий в целях строительства жилья экономического класса для нужд Оренбургской области;

- предоставление субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой.

Объем финансирования подпрограммы в 2011-2015 годах за счет средств областного бюджета составит 1 684,106 млн. рублей.

В рамках исследования обозначенной проблемы следует учитывать то, что в ходе реализации Государственной целевой программы «Жилище», одобренной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище», одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и в настоящее время действует программа «Жилище», которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 на 2011 - 2015 годы, были грамотно проработаны законодательные аспекты государственной жилищной политики, выявлены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации [1, 2, 3, 4].

За этот период был разработан пакет нормативно-законодательных актов, позволяющий регламентировать важные вопросы, касающиеся обеспечения прав собственности в условиях функционирования рынка жилой недвижимости.

Важнейшей задачей деятельности государства, Правительства Оренбургской области в сфере повышения доступности жилья путем развития ипотечного кредитования населения, безусловно, является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях повышения доступности жилья осуществляется непрерывная работа по совершенствованию существующей законодательной базы, формированию специализированного жилищного фонда области.

В условиях финансовой нестабильности решение жилищных проблем требует не только совершенствования нормативно-законодательной базы, но и разработки типовых проектов строительства домов для малоимущего населения. При реализации государственных и региональных долгосрочных жилищных программ можно выделить такие актуальные проблемы как несвоевременность принятия важных нормативно-законодательных актов в рассматриваемом контексте, отсутствие действенных инструментов осуществления контроля за реализацией мероприятий, запланированных в рамках указанных программ.

Следует отметить, что проблемы существуют и в действующем жилищном законодательстве. Необходимо акцентировать внимание на том факте, что многие категории населения (работники бюджетной сферы, дети-сироты, находящиеся на воспитании у родственников и др.), не имеют право на первоочередное обеспечение жильем [11, 12, 13].

Учитывая вышесказанное в контексте исследуемой проблемы, можно отметить то, что обязательства государства перед населением в значительной мере сокращаются, и снижается уровень возможности обеспечения жильем нуждающихся в нем российских граждан. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусматривается то обстоятельство, что органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

- содействовать развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

- использовать бюджетные денежные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан;

- предоставлять гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

- стимулировать жилищное строительство [10].

При оценке результативности и эффективности финансирования жилищного строительства важную роль занимает процесс организации управления и контроля за исполнением мероприятий, запланированных и реализуемых в рамках реализации региональных жилищных программ. Следует отметить, что за исполнением мероприятий, реализуемых в рамках региональных жилищных программ, контроль и координацию осуществляет Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области посредством:

- осуществления координации деятельности исполнителей, соисполнителей при выполнении мероприятий, предусмотренных региональной жилищной программой;

- ежегодного уточнения целевых показателей и затрат по программным мероприятиям с учетом выделяемых на реализацию финансовых средств;

- корректировки сроков реализации мероприятий, запланированных в рамках региональной жилищной программы;

- осуществления сбора, обобщения и подготовки информации о ходе реализации программных мероприятий и направления в Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области;

- организации размещения на официальных сайтах Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, Министерства социального развития Оренбургской области в сети Интернет текста, утвержденного в установленном порядке;

- представления доклада по завершении в Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области о выполнении программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Резюмируя все вышесказанное, следует отметить то, что при фактической реализации программ требуется постоянная мониторинговая работа, направленная на оценку финансовой результативности реализации программных мероприятий.

Следует отметить то, что для достижения планируемых показателей объемов ввода жилья в 2011-2015 годах в Оренбургской области разработан сетевой график формирования и освоения земельных участков.

Учитывая все вышеизложенное, мы предлагаем для повышения эффективности системы контроля в число уточняющих критериев реализации финансовой результативности региональных долгосрочных жилищных программ включить: уровень освоения бюджетных средств при реализации региональных жилищных программ; коэффициент учета фактора времени в процессе реализации региональных жилищных программ.

В продолжение государственного программного-целевого финансирования осуществляется реализация программы «Жилье для российской семьи», запланированная на 2014-2017 гг. В соответствии с указанным государственным проектом и действующим законодательством участие в данной программе могут принимать следующие категории граждан: имеющие обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи не более 18 кв. метров в расчете на одного человека (не более 32 кв. метров на одиноко проживающего гражданина); проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными; относящихся к категориям граждан, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 25 октября 2012 г. № 1099 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства».

В условиях финансовой нестабильности альтернативным способом разрешения жилищной проблемы является формирование фонда социального жилья. Фонд социального жилья может быть создан посредством покупки объектов жилой недвижимости на рынке вторичного жилья, либо строительством жилого дома в целях обеспечения нуждающегося населения в социальном жилье.

Создание фонда социального жилья позволит решить не только экономические, но и социальные задачи. Учитывая зарубежный опыт в данной сфере, необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что объекты социального жилья желательно возводить на недорогих земельных участках [14, 15].

Для создания фонда социального жилья целесообразно осуществить приведение в соответствии с законодательством список граждан, нуждающихся в социальном жилье; продумать источники финансирования и механизм реализации строительства социального жилья; выработать стратегические планы комплексного строительства объектов социального жилья; грамотно продумать способы привлечения средств частных инвесторов.

Таким образом, в целях развития жилищного строительства в условиях финансовой нестабильности необходимо: осуществлять постоянную мониторинговую работу за реализацией программных мероприятий, применять уточняющие критерии финансовой результативности региональных жилищных программ, создавать условия на региональном уровне для формирования фонда социального жилья.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 22:43:59