Продовольственная безопасность как составная часть экономической и национальной безопасности государства

Вартанова М.Л.1,2
1 Российский государственный социальный университет
2 Московский психолого-социальный университет

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 3 (Июль-сентябрь 2016)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29675799
Цитирований: 30 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье автор рассматривает эволюцию роли продовольственной безопасности, как на исторических этапах развития, так и в современном мире, а также ее место в системе обеспечения экономической и национальной безопасности государства.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, эффективность производства, сельскохозяйственное производство, региональный продовольственный рынок, экономическая и национальная безопасность государства

JEL-классификация: Q18, F52, R10



В постиндустриальной экономике, как известно, приоритет человеческого развития является фактором развития экономики, причем на первый план выходят не материальные стимулы, а духовные, которые трансформируются из внешних, задаваемых стремлением к росту материального благосостояния, во внутренние, порождаемые жаждой самореализации и личностного роста. Очевидно, что все материальные и насущные потребности индивидов в постиндустриальном обществе удовлетворены, поскольку вся стимулирующая мощь рыночного механизма направлена прежде всего на обеспечение высокой эффективности производства жизненных средств, как их количества, так и качества, что обусловлено особенностью предметов потребления. В первую очередь это относится к производству потребления.

В связи с этим представляется необходимым выяснить эволюцию роли продовольственной безопасности на исторических этапах развития и в современном мире, а также ее место в системе обеспечения экономической и национальной безопасности государства.

Исторически обеспечение необходимого уровня продовольственной безопасности регулировалось с помощью традиций в рамках общины – натурального хозяйства.

С развитием капиталистических отношений в обществе на место изолированных форм существования приходит открытое подвижное общество, вследствие развития рыночных отношений происходит смещение этических, социальных слоев и складывается интегрированное общество, характеризуемое общепринятыми нормами и структурой потребления, изменяется механизм обеспечения производственной безопасности.

На данном историческом этапе все большую роль начинает играть государство и различные социальные институты, которые выступают как факторы организации производства и распределения производственных ресурсов.

В экономической политике термин «продовольственный вопрос», ныне замененный понятием «продовольственная безопасность», впервые возник в XVIII–XIX веках. Под ним стали понимать выбор такого способа организации сельскохозяйственного производства и торговли, который мог бы обеспечить снабжение населения полноценным продовольствием.

В первой половине XX века аграрная политика, к тому времени выделившаяся в отдельное направление экономической политики, стала строиться на основе двух концепций: классической модели либерализма в АПК (США, Франция, Великобритания) и внедрения протекционистской политики (Канада, Япония и ряд государств ЕС).

Стратегическим приоритетом аграрной политики в большинстве стран являлось обеспечение продовольственной безопасности, под которой понималось прежде всего самообеспечение продовольствием. Это стало особенно актуально в 50-е гг. XX века в результате того, что военные действия нарушили наложенные ранее торговые связи, а также возникли нарушения в этой области под воздействием платежного кризиса.

В настоящее время свои национальные программы, законы и мероприятия по обеспечению национальной продовольственной безопасности имеют все развитые страны мира, включая США, Японию, а также государства ЕС.

На мировом уровне вопросы продовольственной безопасности начали рассматриваться в середине 70-х гг. XX века в связи с социально-экономическими процессами в развивающихся странах, поскольку возникло глобальное противоречие, когда абсолютное перепроизводство продовольствия в развитых странах сопровождалось массовым голодом и недоеданием в ряде стран третьего мира.

В 1973 г. Продовольственная сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) впервые выдвинула Концепцию всемирной продовольственной безопасности, где было предложено следующее определение: «Мировая продовольственная безопасность предполагает сохранение стабильности на рынках продовольственных товаров при доступности базовых продуктов питания для всех стран мира».

К концу 80-х гг. ФАО подошла к переосмыслению концепции продовольственной безопасности. Заметим, что ранее подходы к данной проблеме были связаны с акцентированием двух основополагающих элементов: собственного производства необходимых объемов продовольствия и создания (поддержания) адекватных резервов. В новой концепции наряду с этим обосновывалась необходимость экономической доступности продовольствия.

Следует заметить, что подобный подход – «воспроизводственно-субъективный» по терминологии одного из отечественных ученых, – сегодня превалирует в большинстве научных исследований национальной продовольственной безопасности, как в России, так и за рубежом.

Первоочередными задачами государства в сфере регулирования агропромышленного производства должны стать стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Проблема продовольственной безопасности на рынке тесно связана с технологиями производства продовольствия, наличием информации о безопасности продукта. «Проблему безопасности и качества продуктов питания можно отнести к зонам «провалов» продовольственного рынка, а следовательно, их обеспечение к числу общественных благ, поставляемых государством» [12] (Ibragimov, Dokholyan, 2010).

С точки зрения экономической теории благосостояния «проблема безопасности и качества продовольствия относится к числу специфических особенностей функционирования аграрного рынка, обуславливающих его равновесие в Парето неэффективном состоянии. Это, в свою очередь, является экономической основой необходимости государственной политики вмешательства в аграрную сферу и возможности перераспределения финансовых ресурсов общества на ее развитие» [12] (Ibragimov, Dokholyan, 2010).

Существующую проблему продовольственной безопасности России, по нашему мнению, необходимо рассмотреть в контексте экономической безопасности, т.к. в ней сконцентрированы главные направления аграрной политики и экономические реформы в сложившихся условиях рынка.

В этом процессе отражены реальные тенденции развития сельскохозяйственного производства, состояние рынка и положение на нем потребителей, определяются степень вовлеченности и зависимости от мирового рынка продовольствия, применяется механизм государственной стратегии с учетом внутренних и внешних факторов с целью создания главной системы жизнеобеспечения – продовольственной безопасности.

Принимая во внимание интересы экономической безопасности России и социально-политической стабильности в обществе, необходимо отметить, что продовольственный и аграрный комплексы всегда остаются самыми важными отраслями экономики [22] (Timoshenko, 2014).

Первоочередной задачей является создание в агропродовольственной сфере экономики условий для хозяйствования и предпринимательской стабильности и обеспечение государственной поддержки товаропроизводителей.

И только «комплексный анализ продовольственной безопасности в функциональной и субъектно-объектной структуры продовольственного рынка» может представлять собой: «в узком смысле, как проблемы агропромышленного сектора, и в широком – как макроэкономической проблемы, связанной с эффективностью общественного производства, уровнем и дифференциацией доходов населения, безработицей и т.д., показывает, что продовольственная зависимость той или иной страны возникает прежде всего в результате низкой эффективности ее национального агропродовольственного комплекса, но может наступить и при монокультурном экспорте, падении темпов экономического роста, обострении проблемы внешнего долга, нестабильности курса национальной валюты» [12] (Ibragimov, Dokholyan, 2010).

Таким образом, «продовольственную безопасность страны определяют многие экономические факторы, в том числе и не связанные напрямую с развитием агропромышленного комплекса» [12] (Ibragimov, Dokholyan, 2010).

Важность проблемы продовольственной безопасности в системе национальной безопасности заключается и в том, что она «тесно связана с экологической безопасностью, поскольку нерациональная сельскохозяйственная деятельность ухудшает экологическую ситуацию, что, с одной стороны, препятствует росту производства сельскохозяйственной продукции как сырья для продовольствия, с другой – ведет к производству продукции, загрязненной различными токсическими веществами» [5] (Vartanova, 2016).

В любом случае решение продовольственной проблемы в стране осложняется или в связи с сокращением обеспеченности населения продовольствием, или с негативным воздействием на его здоровье, продолжительность жизни и др.

Таким образом, «продовольственная безопасность является важнейшим элементом не только экономической безопасности государства, но и его политической и экологической безопасности, определяя ведущую роль продовольственной безопасности в национальной безопасности» [5] (Vartanova, 2016).

Внимание государства должно быть сориентировано на финансировании и освоении перспективных технологий и разработке фундаментальных исследований в области агробизнеса.

Существует необходимость разработки концепции создания в стране продовольственного стратегического резерва с тем, чтобы гарантировать населению обеспеченность продуктами питания.

В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации записано, что «цель продовольственной безопасности гарантировать удовлетворение потребности населения в продовольствии в основном за счет отечественных продуктов питания на уровне, достаточном для его нормальной жизнедеятельности» [6].

Необходимо также придерживаться формулировки содержания продовольственной безопасности, которая фигурирует в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации: «Продовольственная безопасность – это такое состояние экономики Российской Федерации, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физиологическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в таком количестве, которое необходимо для активной и здоровой жизни» [6].

Продовольственная безопасность Российской Федерации и ее регионов, таким образом, рассматривается как способность государства гарантировать удовлетворение потребностей в продовольствии на уровне, при котором обеспечивается нормальная жизнедеятельность населения.

Степень продовольственной безопасности государства зависит прежде всего от базового потенциала сельскохозяйственного производства. Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности «должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма» [4] (Vartanova, 2014).

При этом основным параметром, отражающим безопасность продовольствия, является «отсутствие в продуктах питания вредных для здоровья веществ, или их содержание, не превышающее предельно допустимые для них уровни концентрации, установленные стандартом» [4] (Vartanova, 2014).

Выступая подсистемой в системе экономической безопасности, продовольственная безопасность имеет иерархическую структуру (табл. 1).

Таблица 1

Иерархическая структура основных элементов продовольственной безопасности

Элементы продовольственной безопасности
Общенациональный
Региональный (федеральных округов, субъектов РФ)
Групповой (социальных групп)
Индивидуальный
Материальная доступность
+
+
+
+
Физическая доступность
+
+
+
+
Экономическая доступность
+
+
+
+
Самостоятельность
+



Достоверность
+
+
+

Стабильность
+
+


Источник: составлено автором.

Проведя сравнительный анализ рассмотренных определений продовольственной безопасности, мы можем выделить следующие ее черты:

1) достаточное предложение продовольствия на внутреннем рынке, включая импорт;

2) эффективный платежеспособный спрос и адекватное распределение и потребление продовольствия;

3) стабильность национальной продовольственной системы, сводящей к минимуму влияние различного рода эндогенных и экзогенных колебаний на ситуацию на внутреннем продовольственном рынке [21] (Panyukova, 2015).

Следует отметить, что «при определении эффективности производства продовольствия необходимо:

– учитывать отраслевые особенности сельского хозяйства, повышение экономического плодородия земли, отношение прироста объема продукции и чистого дохода на единицу земельной площади и голову скота;

– обеспечивать доведение технического прогресса до создания системы машин для комплексной механизации и автоматизации производства, обеспечивающей максимальный выход высококачественной продукции и снижение затрат совокупного (живого и овеществленного) труда при минимальной величине затрат функционирующих производственных фондов;

– оценивать экономическую эффективность и экологические последствия производства продовольствия не только с точки зрения отдельных хозяйств, сельского хозяйства как отрасли, но и экономики в целом. Все эти стороны производства продовольствия должны находиться в оптимальном, сбалансированном сочетании» [11] (Ibragimov, Dokholyan, Khalimalov, 2012).

Таким образом, «определив особенности процесса производства и потребления продовольственных товаров, более подробно остановимся на проблеме безопасности продуктов на рынке» [11] (Ibragimov, Dokholyan, Khalimalov, 2012). Так, обеспечение продовольственной безопасности должно стать «приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов» [4] (Vartanova, 2014).

Следует отметить: «государство располагает достаточными ресурсами для эффективного решения проблемы, касающейся обеспечения продовольственной безопасности. Причем с учетом не только отечественного опыта программного решения задач, но и зигзагообразной аграрной политики конкурирующего с нами Европейского Союза» [4] (Vartanova, 2014).

Таким образом, решение вопроса продовольственного обеспечения является стратегически важной задачей для любого государства вне зависимости от его социально-экономического строя и уровня развития.

Однако подходы к решению данной задачи, принципы экономической, внешнеторговой и аграрной политики далеко не одинаковы. Под общим названием здесь могут скрываться совершенно разные проблемы, отсюда существуют и разные пути решения отдельными государствами или группами стран внутриэкономических и внешнеэкономических задач обеспечения продовольствием.

На наш взгляд, в наиболее общем и универсальном содержании продовольственная безопасность формируется как некий вектор движения любой национальной продовольственной системы к своему идеальному (нормативному) состоянию. Так, если продовольственная политика ведущих государств мира, направленная на обеспечение продовольственной безопасности, уже сформировалась, то страны с трансформационной экономикой столкнулись со специфическими проблемами в данной области.

Таким образом, при всех общих чертах переходного периода экономическое проблемы, в том числе задачи продовольственной безопасности, каждое государство решает исходя из национальных интересов и возможностей.

В развитых странах обеспечение продовольственной безопасности направлено на повышение качества продукции, совершенствование ассортимента продукции и рациона питания. Доказательство качества становится необходимым коммерческим аргументом при заключении контрактов, а качество – определяющим фактором конкурентоспособности продукции.

Необходимо отметить, что в постсоциалистических странах, как впрочем, и в большинстве развивающихся государств, продовольственная безопасность заключается в поддержании минимального уровня продовольственного снабжения, доступности питания для населения на уровне прожиточного минимума, т.е. обеспечения минимальных стандартов уровня жизни.

Однако в любом государстве эта проблема является приоритетной, поскольку продовольственная безопасность представляет собой составную часть как экономической, так и национальной безопасности, обеспечивая устойчивое производство основных продуктов питания и их доступность населению, а также надежность и стабильность продовольственного снабжения.

Следует отметить, что под национальной безопасностью в данном случае мы понимаем обеспечение стабильного функционирования государства и его защиту от внешних и внутренних воздействий чрезвычайного характера.

Обеспечение продовольственной безопасности, являясь важнейшей составной частью государственной политики, затрагивает разносторонние аспекты жизнедеятельности отдельного человека, села, города, области и государства в целом. Здесь пересекаются узловые проблемы макроэкономического роста и развития с вопросами развития экономики страны, региона, муниципального образования.

Следует отметить, что обеспечение продовольственной безопасности способствует устойчивому социальному климату в обществе, так как при отсутствии продовольствия в регионах может возникнуть недовольство населения, что позволяет считать продовольственную проблему важнейшим структурным элементом, обеспечивающим экономическую и национальность государства.

Если же рассматривать продовольственную безопасность как биосоциальную основу существования населения, исходя из того, что основой жизнеобеспечения людей является непрерывное обеспечение их продовольствием, то продовольственная безопасность неразрывно связана с демографической, внешнеэкономической и геополитической безопасностью.

Так, в частности, внешнеэкономическая и геополитическая безопасность во многом определяется уровнем решения продовольственной проблемы в стране. Зависимость государства от поставок продовольственного сырья, продуктов питания, средств производства для АПК приводит к полной или частичной потере геополитического статуса, суверенитета страны.

В то же время от принятия политического решения зависит то, будет ли приоритетным развитие АПК, каким образом будет обеспечиваться население продовольствием, а в частности, за счет собственного производства или за счет импорта.

Таким образом, именно продовольственный фактор выдвигается сегодня на первый план на мировой арене и может по своему воздействию на политический процесс быть гораздо эффективнее, чем прямое силовое давление. Так, ряд развитых стран мира часто использует продовольственную зависимость развивающихся стран в целях нагнетания напряженности в отдельных регионах мира (Африка, Ближний Восток) или, наоборот, в разрешении региональных конфликтов, исходя из своих национальных интересов.

Если же рассматривать взаимосвязь продовольственной безопасности с оборонной безопасностью, то она связана прежде всего с обеспечением продовольствием вооруженных сил как крупнейшего спецпотребителя продовольствия, а также размерами и качеством продовольственного резерва.

Таким образом, продовольственная безопасность является важным условием обороноспособсности государства, в то же время оборонная безопасность сохраняет физическое состояние всего сельского хозяйства. АПК в целом дает ему возможность функционировать без влияния разрушительных военных ущербов.

При этом с проблемами производства продовольствия напрямую связаны вопросы экономической безопасности, поскольку от успешного функционирования агропромышленного комплекса зависит и общее состояние экономики.

Устойчивое развитие АПК и в особенности сельского хозяйства – решающее условие не только наращивания и качественного улучшения продовольственных ресурсов при снижении затрат, но и прогрессивного развития экономики.

Как следствие, стагнация аграрного сектора является серьезной угрозой национальной безопасности России в сфере экономики. В том числе угрозами могут быть как прямые, так и косвенные потери, связанные с разрушением составляющих системы АПК и других обеспечивающих отраслей, оплата импорта продовольственных товаров и средств производства и т.д.

В то же время сельское хозяйство является дотируемой отраслью, поэтому ее экономическое состояние во многом будет определяться размерами государственной (бюджетной) поддержки, размер которой зависит от возможностей федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, определяемых уровнем налоговых поступлений от предприятий, в основном производственной сферы.

Социально-демографическая безопасность общества во многом определяется доступностью для всех его членов основных продуктов питания в достаточном количестве и надлежащего качества. При этом необходимо, чтобы экономическая и физическая доступность были сбалансированы.

Кроме того, важным аспектом социально-демографической безопасности является состояние здоровья населения, качество и продолжительность жизни. Это определяется тем, насколько полноценным является питание жителей страны, ибо именно от питания зависит степень устойчивости людей к заболеваниям, психологическое состояние, уровень производительности труда. Ухудшение демографической ситуации в стране прямо указывает на неудовлетворительное обеспечение населения продовольствием.

Тесная взаимосвязь существует сегодня и между продовольственной и энергетической безопасностью страны, так как в России сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей электроэнергии и ГСМ.

Очевидна зависимость продовольственной безопасности от криминогенной безопасности в обществе, поскольку теневая деятельность посреднических, перерабатывающих и торговых предприятий препятствует и наносит ущерб надежному обеспечению населения качественным продовольствием, не говоря уже о его потреблении.

Проблемы экологической безопасности наиболее тесно связаны с сельскохозяйственным производством. В настоящее время большинство пригодных для сельскохозяйственного использования земель уже освоено, что способствует внедрению интенсивного подхода к ведению сельскохозяйственного производства взамен экстенсивного.

Наряду с этим деградация естественных ресурсов становится серьезным ограничением развития растениеводства и животноводства во многих странах мира. Эффективность сельхозпроизводства полностью зависит от качества естественных ресурсов (земля, вода и т.п.). Снижение их качества приводит к уменьшению урожайности качества производимой продукции.

Таким образом, рассмотрев положение продовольственной безопасности в системе экономической и национальной безопасности, нам представляется необходимым отметить взаимосвязанность и взаимообусловленность всех ее компонентов. Продовольственная безопасность нации является важнейшим условием суверенитета государства, стабильности его внутренней политики, сохранения здоровья нации и т.д.

Говоря о роли продовольственной безопасности в системе национальной и экономической безопасности, необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что проблема продовольственной безопасности в открытом виде не отражена в Концепции и Стратегии национальной безопасности, обеспечение продовольственной безопасности так или иначе затрагивает все национальные интересы России в сфере экономики, содержащиеся в упомянутой Концепции, к примеру, прямо воздействуя на повышение благосостояния и качества жизни населения, также способствуя независимости России и сохранению единого экономического пространства нашей страны.

По нашему мнению, к национальным интересам государства в сфере продовольственной безопасности можно отнести следующие:

– обеспечение необходимого уровня собственного производства питания (в объективно возможных пределах), которое следует рассматривать, с одной стороны, как реализацию потребности в защите внутреннего продовольственного рынка от проникновения некачественной продукции, а с другой – как необходимое условие обеспечения доходов сельского населения, рационального использования производственных мощностей отечественной и перерабатывающей промышленности;

– постоянное обновление и пополнение государственного продовольственного резерва независимо от воздействия внешних и внутренних негативных факторов;

– постоянный контроль соответствия качества как производимых в стране, так и импортных и реализуемых продуктов питания государственным стандартом и качествам безопасности пищевых продуктов;

– создание эффективной системы управления аграрным сектором на всех уровнях, сохранение достигнутого объема и расширение производства конкурентоспособной продовольственной продукции с ориентацией на экспорт, а также проведение единой научно-технологической политики в продовольственном комплексе.

В отличие от национальных интересов, угрозы экономической безопасности более изменчивы, в большей мере диверсифицированы и, самое главное, не всегда предсказуемы, поскольку композиция факторов экономического и социального развития, состояние природной среды постоянно меняются.

Этим объясняется и тот факт, что в перечне угроз экономической безопасности, рассмотренных в указанной Концепции, на наш взгляд, недостает одной из наиболее актуальных угроз последнего времени – зависимости нашего государства от импорта продовольствия.

Оценка продовольственной безопасности как неотъемлемой составляющей национальной экономической безопасности осуществляется с помощью системы индикаторов, причем последние, как представляется, должны соответствовать общим требованиям экономической безопасности РФ. Среди экономистов сегодня не прекращаются споры относительно того, сколько критериев необходимо выбрать для определения уровня продовольственной безопасности, обоснования и точности количественных выражений критериев, многоуровневости критериев, взаимосвязи локальных и интегральных критериев и др.

Обобщая различные точки зрения, сложившиеся к настоящему времени в научной литературе на проблему оценки продовольственной безопасности, мы предлагаем следующую систему индикаторов. Так, по мнению ряда авторов-исследователей в области данной проблемы, продовольственную безопасность необходимо оценивать двояко, с позиций производителей и потребителей.

С одной стороны, это показатели, связанные с реальными источниками покрытия платежеспособного спроса конкретными видами продовольствия в объемном и структурном аспектах, т.е. имея в виду возможности отечественного производства и их рациональное дополнение импортным потенциалом, организационно-экономические каналы и формы доведения продуктов питания до населения.

Сюда можно отнести балансы продовольственных ресурсов, уровень импорта продовольствия, запасы продовольственных товаров и сельхозсырья, государственные закупки и интервенции, сельскохозяйственный консолидированный бюджет и ряд финансовых и технических показателей функционирования агропромышленного комплекса.

Вторая группа охватывает все связанное с формированием доходов и ресурсов домашних хозяйств, необходимых для приобретения продуктов питания в нужном количестве и ассортименте. Это среднедушевое потребление продуктов питания в разрезе социальных затрат на продовольствие в общем доходе домохозяйств, покупательная способность населения.

Кроме того, так как состояние продовольственной безопасности в значительной мере обуславливается макроэкономической ситуацией в стране, то при оценке продовольственной безопасности необходим анализ основных макропараметров развития экономики (табл. 2).

Таблица 2

Основные группы оценочных (критериально-обусловленных) индикаторов продовольственной безопасности

В сфере производства (воспроизводственные)
В сфере потребления (субъективные)
Валовый сбор зерна, млн т.
Среднедушевое потребление продуктов питания, % от рекомендуемых АМН РФ норм потребления
Уровень среднедушевого производства основных видов продовольствия (в сельском хозяйстве и пищевой промышленности), %
Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе питания населения
Доля затрат на сельское хозяйство, % расходов федерального бюджета
Удельный вес белков животного происхождения в общем потреблении белков, %
Содержание вредных веществ в продуктах питания, % к допустимой норме
Доля затрат на продовольствие в общих затратах домохозяйства, %
Отношение уровней качества отечественных и аналогичных импортных продуктов питания
Темп изменения покупательной способности населения по основным продуктам питания
Инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве, % от общего объема инвестиций
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе в сельской местности, %
Источник: составлено автором.

Приведенная в таблице 2 система индикаторов продовольственной безопасности, на наш взгляд, охватывает основные оценочные показатели, актуальные, по нашему мнению, на данный момент времени, хотя по мере решения основных проблем она может иметь и перспективное значение.

Большая часть критериев продовольственной безопасности может быть охарактеризована фактическими, нормативными (базовыми), критическими (пороговыми) значениями и прогнозными показателями (параметрами).

При этом соответствующие параметры могут выражаться как в абсолютных, так и в относительных величинах, не исключено также использование качественных (количественно не определяемых) параметров, выявляемых в результате экспертных или социологических опросов.

При рассмотрении вопросов определения критериев и определяемых параметров следует обратить внимание на бессмысленность абсолютизации пороговых значений продовольственной безопасности.

Подобное замечание связано с тем, что зачастую исследование экономической и продовольственной безопасности сводится исключительно к установлению пороговых значений количественных индикаторов безопасности. Нахождение пороговых пределов позволяет сделать выводы при оценке сложившейся ситуации. Вместе с тем необходимо отметить, что результаты такого подхода имеют достаточно серьезные ограничения.

В развитых странах не существует единых критериев продовольственной безопасности, включая желательный уровень самообеспечения. Их обоснование зависит от экономического потенциала страны, от природно-климатических условий, от уровня развития науки и техники, от традиций потребления продуктов питания и многих других. Как следствие, сравнение фактических и прогнозных параметров с пороговыми уровнями представляет собой лишь отдельный этап комплексного исследования продовольственной безопасности, причем прежде всего количественную определенность критериев (пороговый или критический уровень) данного сравнения.

При этом следствием недооценки продовольственной безопасности как важнейшей составляющей экономической и национальной безопасности стала многолетняя задержка с законодательным, управленческим и ресурсным обеспечением продовольственной безопасности РФ в условиях нестабильных рыночных отношений и нарастающей деградации агропродовольственной базы экономики.

Это явилось одной из причин неудовлетворительного состояния продовольственной безопасности и как научной категории, и как практически значимой сферы жизнедеятельности. Между тем роль продовольственной безопасности как важной предпосылки экономического развития признана во многих странах.

Таким образом, рассмотрение роли продовольственной безопасности в системе экономической и национальной безопасности свидетельствует о возрастающем значении агропродовольственной сферы. Без решения продовольственной проблемы невозможно устойчивое повышение качества жизни населения.

В современных условиях, находясь в состоянии незащищенности в продовольственной сфере, общество не сможет полноценно развиваться, двигаясь к постиндустриальной ступени своего развития. Так, П. Сорокин считал, что довольно значимые потрясения в обществе начинаются с подавления «базовых инстинктов большинства населения», в числе которых ведущее место занимает инстинкт самосохранения личности, общества, государства, подразумевающий, помимо прочего, удовлетворение потребности в продовольствии.

Именно качество жизни характеризует развитие государства и народа. В свете этого, обеспечение продовольственной безопасности должно рассматриваться как одно из основных направлений повышения уровня и качества жизни населения любого государства, в том числе и Российской Федерации, и важной предпосылкой обеспечения устойчивого экономического и демографического роста.

На наш взгляд, для реализации комплексного целеполагающего подхода к развитию национальной продовольственной политики и обеспечению продовольственной безопасности страны «необходимо отойти от политики фрагментарного формирования законодательства по этому вопросу, сформировать и принять пакет взаимосвязанных нормативных и правовых актов различной юридической силы, рассчитанных на различные временные горизонты прогнозирования и государственного регулирования продовольственного комплекса страны» [5] (Vartanova, 2016).

Регионализация процессов достижения и поддержания продовольственной безопасности предполагает «согласование элементов торговой, а затем и элементов производственно-инвестиционной политики развития национальных продовольственных комплексов, вплоть до совместного определения квот производства основных видов продовольствия в странах, исходя из потребностей региона в целом, единых стандартов на продукты питания и сельскохозяйственного сырья для их производства, сближенных моделей потребления» [5] (Vartanova, 2016).

Обеспечение продовольственной безопасности и роста производства продовольствия укрепит, по нашему мнению, продовольственную независимость России, а их гарантия – залог авторитета России на международной арене.

Продовольственная безопасность России – это, в конечном счете, продовольственная обеспеченность и сбалансированное питание ее населения.

Все вышеизложенное нами еще раз наглядно подтверждает неотложную, настоятельную и абсолютную необходимость радикальных изменений как во всей социально-экономической политике, так и в ее аграрной составляющей.


Источники:

Экономический словарь. - М.: Институт новой экономики, 2007. – 445 с.
2. Богер И.Б. Информационно-методическая система маркетинга регионального продовольственного рынка // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 2. – С. 216-220.
3. Бабурин А. Формирование межрегиональных продовольственных рынков необходимо // АПК: Экономика, управление. – 2010. – № 1. – С. 15-19.
4. Вартанова М.Л. Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 12. – С. 4-9.
Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность страны и пути выхода из мирового продовольственного кризиса. / Монография. - М.: ИД «БИБЛИО-ГЛОБУС», 2016. – 220 с.
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120
7. Дохолян С.В. Повышение конкурентоспособности экономики региона на основе новых подходов к формированию отраслевой структуры промышленности // Российское предпринимательство. – 2008. – № 8-2. – С. 130-134.
8. Дохолян С.В. Зарубежный опыт государственного регулирования агропромышленного производства и возможность его использования в российской практике // Проблемы развития АПК региона. – 2010. – № 3. – С. 22-27.
Дохолян С.В. Конкурентоспособность региона: вопросы теории и методологии. / Монография. - М.: Перо, 2013. – 156 с.
10. Дохолян С.В., Петросянц В.З. Региональное развитие и факторы экономического роста // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 18. – С. 10-17.
11. Ибрагимов М.Т.А., Дохолян С.В., Халималов М.М. Теоретико-методологические аспекты продовольственной безопасности // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2012. – № 4. – С. 238-249.
12. Ибрагимов М.Т.А., Дохолян С.В. Методические подходы к оценке состояния продовольственной безопасности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2010. – № 4. – С. 172-193.
Дохолян С.В., Юнусова П.С., Ибаев Р.К., Исхаков Ф.Р. Продовольственный рынок региона: теория и практика. - Махачкала: Издательство ИСЭИ ДНЦ РАН, 2010. – 252 с.
14. Дохолян С.В., Умавов Ю.Д. Методологические аспекты формирования стратегии развития агропромышленного комплекса // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2012. – № 6. – С. 192-196.
Дохолян С.В., Фарманов Р.Ф. Рациональное использование производственных ресурсов на предприятиях АПК. - Махачкала: Издательство ИСЭИ ДНЦ РАН, 2011. – 168 с.
16. Евстратенко Н.Г. От самообеспечения продовольствием к межрегиональной кооперации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2010. – № 5. – С. 13-16.
17. Петросянц В.З., Дохолян С.В. Прогнозные оценки и сценарные варианты регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 27. – С. 2-10.
Регионы России. Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа, 2016. - С. 15-19
19. Серегин С.Н. Повышение внутреннего спроса и импортозамещение на продовольственном рынке в антикризисных мерах государства // Пищевая промышленность. – 2009. – № 9. – С. 42-46.
20. Дохолян С.В., Петросянц В.З. Современные инструменты управления на пищевых и перерабатывающих предприятиях АПК // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2013. – № 4. – С. 223-237.

Страница обновлена: 02.12.2024 в 19:07:09