Разработка стратегии управления оборотными средствами для реализации производственной программы

Мухаметшин М.Ф., Зарипов Э.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (42), Июнь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мухаметшин М.Ф., Зарипов Э.Р. Разработка стратегии управления оборотными средствами для реализации производственной программы // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 6. – С. 43-47.

Аннотация:
В современных условиях перед менеджментом промышленных предприятий стоят достаточно сложные задачи, которые часто требуют оперативного решения. К таким задачам можно отнести внедрение и использование различных логистических теорий для повышения эффективности снабжения, использование маркетинговых технологий для повышения результативности сбыта. И конечно, использование финансовых технологий для снижения денежных расходов и их оптимизации. Успешное решение каждой из перечисленных задач, несомненно, приведет к росту прибыли и стоимости бизнеса.

Ключевые слова: оборотные средства, производственная программа



В современных условиях перед менеджментом промышленных предприятий стоят достаточно сложные задачи, которые часто требуют оперативного решения. К таким задачам можно отнести внедрение и использование различных логистических теорий для повышения эффективности снабжения, использование маркетинговых технологий для повышения результативности сбыта. И конечно, использование финансовых технологий для снижения денежных расходов и их оптимизации. Успешное решение каждой из перечисленных задач, несомненно, приведет к росту прибыли и стоимости бизнеса.

Функционирование современного предприятия ‑ сложный и многогранный процесс. Однако соответствующие службы и подразделения предприятия чаще всего решают только свои собственные узконаправленные задачи. В результате использования такого подхода, достижение предприятием основных целей носит сугубо дискретный характер, поскольку этот процесс локализован на уровне отдельных подразделений. Стремление разделить процесс на некоторый набор относительно самостоятельных задач, упрощенных до приемлемой степени сложности, сводит управление предприятием к их последовательному решению. В результате принципы и подходы к решениям часто имеют несогласованный характер, сами решения в итоге не поддаются интеграции на уровне предприятия, и суммарный эффект от решения совокупности проблем снижается в несколько раз.

В связи с этим возрастает интерес к комплексным подходам, которые позволяют решить если не все, то хотя бы несколько задач одновременно. Отсюда возникает необходимость постановки и решения таких задач, которые учитывали бы связи между различными сторонами деятельности предприятия, что позволит проводить более полный анализ его функционирования, повысить точность расчетов и результативность принимаемых решений. В этом случае предприятие и протекающие на нем процессы в значительно большей степени рассматривались бы как система, что соответствует общепринятому в настоящее время в науке подходу.

В современной экономической науке деятельность в сфере прикладных исследований направлена в большей степени на решение маркетинговых и финансовых задач сферы услуг и сбыта продукции, так как именно в данном секторе наблюдается наивысший рост численности бизнес-единиц и, следовательно, спроса на подобные алгоритмы. Решение же производственных задач хотя и не потеряло своей актуальности, но оказалось отодвинутым на второй план. Однако по мере роста промышленности производственные проблемы требуют применения все более сложных методов моделирования систем.

Одной из таких проблем является планирование потребности в оборотных средствах предприятия, которая решается во взаимосвязи с планированием ассортимента выпускаемой продукции. Данная задача носит комплексный характер, затрагивая такие области менеджмента, как маркетинг, управление производством, финансовое планирование потребности в средствах и необходимости привлечения дополнительного финансирования.

Для анализа задачи важно определить схему описания динамики денежных потоков. Прежде всего, как и в традиционном прогнозировании движения денежных средств, будем представлять время дискретным, разбивая рассматриваемый период на ряд подпериодов, например, представляя год в виде двенадцати месяцев. В общем случае продолжительность периода, выраженная в подпериодах, произвольна и может быть любой. Схожая ситуация и с продолжительностью подпериода.

В рамках нашего исследования необходимо также привести описание схемы обращения денежных средств. Данная схема является развитием схемы, предложенной В.В. Ковалевым в работе «Финансовый анализ».

Основной проблемой при управлении оборотными средствами является неравномерная динамика спроса, а также изменения периодов обращения дебиторской и кредиторской задолженностей, вследствие чего возможно возникновение дефицита денежных средств и, соответственно, необходимости его покрытия. Одной из форм покрытия дефицита является привлечение кредитных ресурсов, однако в ряде случаев оно может оказаться неэффективным из-за недостаточной рентабельности производства, которая не позволит покрыть дополнительных расходов на обслуживание кредита. Таким образом, проблема состоит в принятии решения о целесообразности или нецелесообразности привлечения кредитных ресурсов.

Данная проблема имеет множество вариантов решения. Выбор оптимального варианта зависит от таких важных для финансового планирования параметров, как время обращения кредиторской задолженности, время поступления сырья и сопроводительных документов, время продажи готовой продукции.

Нами была разработана модель обращения дебиторской и кредиторской задолженностей (рис.1), на основании которой удалось сформулировать и решить задачу оптимизации производственной программы.

Рис.1. Модель обращения дебиторской и кредиторской задолженностей

При этом важным фактором является формирование таких структур производственной программы и оборотных средств (включая необходимые кредиты), которые с учетом налагаемых ограничений (по спросу, сырью, производственным мощностям, имеющимся в наличии денежным средствам и т.д.) позволили бы обеспечить наивысший маржинальный доход предприятия во всех периодах планирования и прогнозирования. Решение задачи осложняется ее динамичным характером, а также использованием рекуррентными зависимостями при построении математической модели.

Формализовав постановку задачи, мы получили возможность рассчитать объемы выпуска каждого вида продукции во всех подпериодах планирования, которые бы обеспечивали максимальный маржинальный доход предприятия в период планирования при условии привлечения дополнительных финансовых средств для пополнения оборотного капитала предприятия.

Формализованная модель задачи не приводится в данной статье ввиду ее достаточно большого объема. Решение задачи осуществлялось с использованием традиционного математического аппарата, который включает в себя набор методов линейного программирования. С помощью этих методов обычно удается получить оптимальный результат. Следует заметить, что несмотря на линейность модели, необходимость учета многочисленных факторов делает размерность задачи достаточно большой и ее решение возможно только с использованием специализированных пакетов прикладных программ.

Усиление конкуренции на мировых и внутренних рынках, новые требования к качеству продукции и качеству управления ставят перед высшими менеджерами компаний все более сложные задачи, которые требуют совершенствования прежних и использования новых методов управленческих решений.

Использование сложных моделей на практике всегда встречает активное сопротивление рядовых исполнителей, основанное на боязни совершения ошибок и элементарном непонимании сути поставленных задач. В связи с этим, следует отметить, что увеличение сложности решаемых задач выдвигает повышенные требования к уровню менеджмента и профессиональной подготовки специалистов предприятия. На предприятиях, где осознали тот факт, что время простых решений прошло, происходит освоение и внедрение прогрессивных научных методов, совершенствуются направления аналитики и планирования производства. Такие предприятия смогут в будущем выдержать накал конкурентной борьбы, обеспечив принятие управленческих решений стратегического и тактического характера на прочной аналитической базе.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:48:29