Развитие предпринимательства как фактор повышения устойчивости лесопарковых организаций
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (42), Июнь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Алимусаев Г.М. Развитие предпринимательства как фактор повышения устойчивости лесопарковых организаций // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 6. – С. 32-36.
Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 5/2003)
Сложившееся в последние годы социально экономическое положение привело к тому, что многие лесопарковые организации оказались в очень сложной финансовой ситуации. Во многих населенных пунктах, включая крупные города, у местных властей систематически не хватает средств на содержание лесопарков. Соответственно снижается уровень эффективности деятельности региональных властных структур при реализации их полномочий в лесопарковой сфере.
Ключевые слова: развитие предпринимательства, лесопарковые организации
Сложившееся в последние годы социально-экономическое положение привело к тому, что многие лесопарковые организации оказались в очень сложной финансовой ситуации. Во многих населенных пунктах, включая крупные города, у местных властей систематически не хватает средств на содержание лесопарков. Соответственно снижается уровень эффективности деятельности региональных властных структур при реализации их полномочий в лесопарковой сфере.
Анализ современных реалий показывает, что бюджетами всех уровней сегодня осуществляется, в основном, лишь частичное финансирование текущих расходов лесопарков. При этом многие регионы России фактически уже переживают экологический кризис, близкий к катастрофе, которая может иметь очень серьезные социальные последствия. Таким образом, решение проблем, связанных с привлечением внебюджетных источников инвестирования в лесопарковую сферу, не может и не должно более откладываться. В самой ближайшей перспективе и бюджеты субъектов РФ, и бюджеты муниципальных образований могут оказаться просто не в силах решать даже задачи по поддержанию лесопарков в надлежащем состоянии.
На наш взгляд, вполне правомерно сделать вывод о том, что острая необходимость финансового укрепления лесопарковых структур с одновременным недостатком бюджетной поддержки и инвестиций в данную область являются теми проблемами, без решения которых выход лесопаркового хозяйства из тяжелого положения вряд ли возможен.
Очевидно, что переход от административных к экономическим методам регулирования и поддержки деятельности лесопарковых структур путем развития косвенных (трастовых) рычагов воздействия с сохранением оправданного контроля за результатами хозяйствования может привести к весьма положительным изменениям. С одной стороны, это будет способствовать притоку инвестиций и выработке новых управленческих решений и, соответственно, повышению качества лесохозяйственных работ, росту эффективности их выполнения и снижению издержек. С другой стороны, снизит бюджетную нагрузку и освободит местные власти от ряда специфических и трудновыполнимых функций управления финансово-хозяйственной деятельностью лесопарков.
Исходя из собственного опыта, мы считаем возможной и целесообразной передачу в доверительное управление целого ряда объектов и направлений лесопаркового хозяйства. К ним могут быть отнесены:
‑ участки, пригодные для спортивных мероприятий, не ухудшающих экологическую ситуацию (пейнтбол и т.д.);
‑ участки, на которых возможен допустимый сбор ягод, грибов, лекарственных растений (чаги и пр.);
‑ прудовое хозяйство, используемое для коммерческого рыболовства;
‑ переработка отходов лесоустройства и т.д.
Анализ современной системы организации и регулирования хозяйствования, в том числе в лесопарковой сфере, показывает, что развитие механизма доверительного управления имуществом хозяйствующих субъектов сдерживается рядом факторов. Так, существенной проблемой в настоящее время является разработка новой законодательной и нормативно-правовой базы, в значительной степени изменяющей сложившиеся подходы к функционированию лесопарковых структур. По нашему мнению, сегодня очень важным является улучшение системы долговременного взаимодействия и оперативного регулирования отношений между субъектами РФ, муниципальными образованиями, лесопарковыми организациями. Совершенствование правового обеспечения этих отношений является важнейшей предпосылкой повышения эффективности управления лесопарковым хозяйством.
Региональные органы управления, формируя сеть своих структур, в том числе лесопарковых, регулируют деятельность различных субъектов хозяйственно-финансовых и социально-правовых отношений. С учетом отмеченного выше недостатка средств для остро необходимых лесоустроительных работ, оптимизировать ситуацию региональные органы власти могут лишь, привлекая в лесопарковую сферу внебюджетные ресурсы. Причем для этого имеются серьезные предпосылки, поскольку лесопарковые объекты представляют немалый интерес для инвесторов. Однако слабости юридической проработки договоров в области управления государственным имуществом затрудняют четкое разграничение прав, обязанностей и ответственности всех участников процесса управления объектами лесопарковой сферы. В результате сегодняшний собственник лесопарков не может эффективно контролировать состояние принадлежащих ему объектов этой сферы.
По нашему мнению, для обеспечения интересов существующих собственников лесопарковых объектов и их возможных инвесторов, а соответственно, для повышения устойчивости и скорейшей адаптации лесопарковых структур в новой социально-экономической среде необходимо скорейшее совершенствование нормативно-правовой базы доверительного управления имуществом лесопарков и усиление стимулов для потенциальных партнеров-инвесторов. Уточнение системы договорных отношений при управлении имуществом лесопарков, четко и рационально разграничивающих права, обязанности и ответственность сторон, должно основываться на оптимизации механизма распределения доходов от использования лесопарковых объектов. В случае принятия рациональных решений в выигрыше окажется вся система эколого-экономического обеспечения населенных пунктов и прилегающих территорий.
С учетом собственного опыта и анализа существующей практики, мы считаем, что в условиях новой социально-экономической среды лесопарковые структуры должны обладать более высокой степенью хозяйственной самостоятельности. Предпринимательская свобода и возможность маневра, необходимые для эффективного решения лесохозяйственных задач, могут быть обеспечены разумными организационно-правовыми методами, а также видом и содержанием договоров, заключаемых лесопарковыми структурами и их инвесторами (доверительными управляющими их объектов) с органами власти. Заметим, что такая возможность уже предоставляется рядом принятых нормативно-правовых актов, включая Гражданский кодекс РФ, глава 53 (ст. 1012-1026) которого регламентирует договорные отношения в сфере доверительного управления имуществом.
Оптимизация затрат на лесопарковые нужды позволяет значительно сократить расходную часть любого бюджета, что должно подталкивать региональных руководителей к активному поиску новых, альтернативных форм привлечения ресурсов в лесопарковую сферу. К числу этих сравнительно новых для нашей страны форм относится и передача лесопарковых объектов в доверительное управление (траст) с привлечением заемных средств сторонних частных инвесторов.
В наших условиях при изучении преимуществ и возможностей расширения практики доверительного управления имуществом лесопарковых структур необходимо, прежде всего, четко решить вопрос о разделении ролей между региональными (муниципальными) органами управления и фирмами, занимающимися, согласно договору доверительного управления, использованием лесопарковых объектов.
Органы государственной (муниципальной) власти постепенно переходят от систематического вмешательства во все сферы деятельности подведомственных им хозяйствующих субъектов к экономическим методам управления и рыночным принципам регулирования хозяйственных функций. Этим подходам и отвечает институт доверительного управления муниципальным имуществом.
Передавая свое имущество, собственник вовсе не передает управляющему правомочия по владению, пользованию, распоряжению этим имуществом, а лишь наделяет его правом осуществлять эти полномочия от своего имени. Одновременно сам собственник, пока действует договор, не может осуществлять свои правомочия. В связи с этим, доверительный управляющий во исполнение договора вправе совершать любые юридические и фактические действия, осуществлять предпринимательскую деятельность от своего имени, но в интересах учредителя управления. Он обязан обеспечить возврат имущества учредителю управления и прекратить все свои правомочия по истечении срока договора. Срочность отношений сторон в договоре доверительного управления закреплена законом, что исключает возможность фактической передачи государственного (муниципального) имущества в собственность путем заключения фиктивной сделки.
Окончание следует
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:48:26