Об экономическом присутствии российского капитала в Республике Беларусь
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (42), Июнь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
После распада СССР характер экономических отношений России с 12 бывшими союзными республиками, вошедшими в состав Содружества Независимых Государств (СНГ), по большей части стал определяться не столько развертыванием полномасштабного регионального взаимодействия, сколько развитием экономических отношений на двусторонней основе.
Ключевые слова: Республика Беларусь, российский капитал
После распада СССР характер экономических отношений России с 12 бывшими союзными республиками, вошедшими в состав Содружества Независимых Государств (СНГ), по большей части стал определяться не столько развертыванием полномасштабного регионального взаимодействия, сколько развитием экономических отношений на двусторонней основе.
Активизация в последние годы интеграционных процессов в рамках Союза России и Белоруссии позитивно отразилась не только на развитии торгово-экономических связей, но и на инвестиционном сотрудничестве двух стран. Среди государств Содружества Республика Беларусь устойчиво занимает лидирующее место в качестве реципиента капитала, экспортируемого Россией. По состоянию на конец 2002 года объем накопленных Белоруссией российских инвестиций составил порядка 610 млн. долл., или почти 2/3 от всего объема инвестиций, накопленных странами Содружества. При этом подавляющая масса средств была вложена в виде прямых инвестиций.
Таблица 1
Объем инвестиций из России, накопленных в странах СНГ
(тыс. долл. США)
|
Накоплено на конец 2002 г.
|
в том числе:
|
| |||
|
всего
|
в % к итогу
|
прямые
|
портфельные
|
прочие
|
|
Всего инвестиций
из них: |
987729
|
100
|
921270
|
59382
|
7077
|
|
Азербайджан
|
31
|
0,0
|
-
|
9
|
22
|
|
Армения
|
133961
|
13,6
|
130884
|
-
|
3077
|
|
Белоруссия
|
610280
|
61,8
|
608848
|
35
|
1397
|
|
Грузия
|
363
|
0,0
|
357
|
-
|
6
|
|
Казахстан
|
2068
|
0,2
|
1178
|
-
|
890
|
|
Кыргызстан
|
51
|
0,0
|
9
|
-
|
42
|
|
Молдавия
|
169797
|
17,2
|
145312
|
24469
|
16
|
|
Таджикистан
|
2
|
0,0
|
2
|
-
|
-
|
|
Туркмения
|
230
|
0,0
|
1
|
-
|
229
|
|
Узбекистан
|
1904
|
0,2
|
1901
|
-
|
3
|
|
Украина
|
69042
|
7,0
|
32778
|
34869
|
1395
|
|
Что касается кредитных форм российских вложений, то имеющиеся примеры показывают, что до настоящего времени они не создавали широких возможностей существенно влиять на формирование стратегии развития и реструктуризации производства, маркетинговую политику кредитуемых предприятий. Это обусловлено следующими причинами:
- во-первых, в связи с неразвитостью соответствующей мировым критериям технологии бизнес-планирования в стране объемы запрашиваемых белорусскими предприятиями кредитов по большей части неадекватны реальным хозяйственным условиям и потребностям.
- во-вторых, перечни инвестиционных проектов, в реализации которых на кредитной основе заинтересованы белорусские предприятия, включают в себя малопривлекательные и низкорентабельные предприятия местного подчинения, продукция которых чаще всего не востребована ни на мировом, ни на российском рынках.
В этой связи наиболее привлекательным для российских инвесторов остается самостоятельное инвестирование в виде создания совместных или полностью российских предприятий, а также покупка при приватизации белорусских промышленных предприятий контрольного пакета акций, дающего гарантии установления контроля над финансовым и материальным потоками, сбытом продукции на российском и зарубежном рынках.
По состоянию на конец 2002 года на территории республики было зарегистрировано 424 предприятия с участием российского капитала, из которых 216 являлись совместными предприятиями и 208 полностью принадлежали российским инвесторам. При этом общий объем накопленных прямых инвестиций составил порядка 609 млн. долл. (в том числе порядка, 76 млн. долл. в рамках объявленного уставного фонда).
Наиболее привлекательными для вложения российского капитала являлись, прежде всего, экспортоориентированные отрасли, продукция которых имеет устойчивые рынки сбыта в странах дальнего зарубежья: нефтехимия и нефтепереработка, пищевая промышленность, а также транзитная транспортная инфраструктура, включая трубопроводный транспорт, электросиловые и электропередающие мощности и т.д.
Особую заинтересованность крупный российский бизнес имеет в приватизации объектов белорусской нефтехимии и машиностроения в целях последующего создания вертикально интегрированных компаний и финансово-промышленных групп.
К числу крупных прямых капитальных вложений в Белоруссию за последние годы в первую очередь необходимо отнести строительство газопровода «Ямал - Западная Европа». В данный проект только в 2002 году Россией было инвестировано более 29 млн. долл.
В рамках осуществляемых ОАО НГК «Славнефть» на паритетных условиях с концерном «Белнефтехим» третьего и четвертого этапов реконструкции Мозырского нефтеперерабатывающего завода, в 2002 году российской стороной было вложено порядка 10 млн. долл. Одновременно компанией «Славнефть» в истекшем году было построено нескольких автозаправочных станций.
Среди других примеров крупных вложений российского капитала можно выделить создание в 2002 году совместного российско-белорусского ООО «Мобильные ТелеСистемы», в котором доля российской стороны составила 49%. Инвестиции российской компании, осуществленные в инфраструктуру связи на территории Белоруссии, составили свыше 32 млн. долл.
Несмотря на рост заинтересованности российского бизнеса в прямых вложениях, степень его участия в приватизационных процессах в Белоруссии не соответствует масштабам имеющегося инвестиционного потенциала. Его активное участие на практике тормозится такими факторами, как:
‑ сохранение в белорусской нормативно-правовой базе требований, затрудняющих практический доступ российских инвесторов к приватизационному рынку и реальному контролю над собственностью;
‑ отсутствие прозрачных подходов белорусского руководства к приватизации наиболее ликвидных объектов, находящихся в республиканской собственности, и участию в этом процессе стратегических инвестиционных партнеров из России; завышенность требований к условиям инвестиционного сотрудничества и стоимости приватизационных объектов; неопределенность условий инвестирования;
‑ торможение процесса инвестирования самими белорусскими предприятиями, действующими через отраслевые министерства и ведомства, вследствие опасения конкуренции со стороны новых производств с участием иностранного капитала.
С другой стороны, имеется ряд факторов, объективно снижающих заинтересованность российских инвесторов в участии в приватизационных процессах. Прежде всего, это отсутствие экономических гарантий необратимости изменений собственности в республике, наличие достаточно высоких инвестиционных и предпринимательских рисков, вызванных жестким режимом государственного регулирования и вмешательством в хозяйственную деятельность предпринимательских структур. Наиболее неприемлемыми для российских инвесторов условиями ведения бизнеса в Белоруссии, блокирующими практическую возможность реализации масштабных капитальных вложений, являются:
‑ требования субсидарной ответственности для акционерных обществ;
‑ применение «золотой акции» (прямого управления) со стороны государства, возможного даже в условиях минимального государственного участия в капитале акционерных обществ;
‑ неоправданная бюрократизация процесса регистрации и ликвидации предприятий;
‑ усложненность и хаотичность налоговой базы и, в целом, усиление в истекшем году налогового бремени, уровень которого, по оценке А. Илларионова, превышает соответствующий показатель в России и других странах СНГ.
С учетом всего вышесказанного, в качестве наиболее показательного примера, демонстрирующего негативное влияние действующего законодательства Республики Беларусь на процесс притока российского капитала, можно привести следующий факт.
Несмотря на задержку с акционированием ряда предприятий нефтехимии, в 2002 году данный процесс был по большей части завершен, и на октябрь-ноябрь 2002 года белорусской стороной были объявлены инвестиционные конкурсы по продаже акций этих предприятий. Однако по состоянию на начало 2003 года их проведение так и не состоялось. Белорусским правительством не было принято окончательного решения относительно оптимального механизма реализации акций, хотя предварительно Министерством экономики республики были разработаны 5 базовых вариантов привлечения инвестиций.
До конца 2002 года не было принято также решения относительно размеров пакетов акций, предлагаемых к продаже. В соответствии с постановлением Совета Министров республики от 21 февраля 2002 года, Минэкономики было поручено предусмотреть закрепление в собственности Республики Беларусь на срок до 2005 года пакета акций в размере 50% плюс одна акция каждого из ОАО, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации. При этом продажа контрольного пакета акций инвестору за пределами этого срока должна была предваряться выполнением достаточно жестких условий: полным выполнением инвестиционных проектов, консервацией производственного профиля предприятия, сохранением социальной сферы. В частности, согласно первоначальным «Базовым условиям» участия потенциальных инвесторов в акционировании предприятий нефтехимического комплекса, общая стоимость инвестиционных проектов на 6-ти предприятиях нефтехимии Белоруссии была определена в размере 843 млн. долл.
Подготовленный в середине 2002 года новый проект «Базовых условий» приватизации содержал ряд положений, также не отвечающих интересам российских компаний. Так, белорусской стороной были сделаны жесткие предложения, касающиеся условий определения стоимости приватизируемых объектов и способов их продажи на инвестиционных конкурсах. В частности, потенциальным российским инвесторам было отказано в возможности провести независимую оценку стоимости имущественных комплексов и бизнеса в целом, изменился подход к определению размеров пакетов акций, выставляемых на конкурсную продажу. Если первоначально предполагалось осуществить продажу 49-процентного пакета целиком, то в середине года был разработан вариант продажи акций пакетами по 10 или 20 процентов акций.
По окончании серии безрезультатных предварительных переговоров с потенциальными инвесторами белорусское руководство не решилось, однако, официально опубликовать новые «Базовые условия», и после всплеска активности российских компаний на белорусском приватизационном рынке, наблюдавшегося в 2001 году, в 2002 году переговорный процесс по вопросам приватизации фактически зашел в тупик. При этом на фоне отсутствия официальных решений белорусского правительства об условиях и сроках проведения конкурсов, стоимости пакетов акций, выставляемых на продажу, некоторые потенциальные российские инвесторы в неофициальном порядке делали заявления о завышенности требований белорусского руководства и дальнейшей незаинтересованности в приватизации белорусской нефтехимии на предлагаемых условиях.
В результате, если в 2001 году принять участие в покупке основных объектов белорусской нефтехимии планировали такие российские компании, как ОАО «Сургутнефтегаз» и НКГ «Славнефть», не скрывавшие в тот период своего намерения вступить в альянс в процессе приватизации ПО «Нафтан», ПО «Полимир» и ПО «Азот», а также МГК «Итера» и ОАО «Лукойл», которые продемонстрировали стремление принять участие в реконструкции «Нафтана» еще в 1995 году, в 2002 году число реальных претендентов на участие в белорусской приватизации существенно уменьшилось.
Источники:
2. Сотников А.В. Об очередном заседании Совета Министров Союзного государства России и Белоруссии // Внешнеэкономический бюллетень, 2002. №11.
3. Социально-экономическое положение России за январь-февраль 2003 г. – М.: Госкомстат РФ, 2003.
4. Чеклина Т.Н. Торгово-экономические отношения России со странами СНГ // БИКИ, 2003. №1
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:48:41