Инвестиционный климат Ханты-Мансийского автономного округа
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (42), Июнь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Инвестиционный климат всей страны или какой-либо территории (региона, города) является обобщенной характеристикой экономических, социальных, политических, государственно-правовых и социокультурных условий, обеспечивающих привлекательность данной страны (региона, города) для инвестиций и размещения на данной территории предприятий. При организации нового производства сталкиваются интересы основных субъектов, участвующих в этом процессе. Предприятия исходят из таких принципов как надежность получения прибыли и её максимизация. Региональные власти стремятся обеспечить улучшение условий жизни для жителей и рабочие места. На государственном уровне решаются задачи, связанные с выполнением государством своих функций.
Ключевые слова: инвестиционный климат, ХМАО, Ханты-Мансийский автономный округ
Инвестиционный климат всей страны или какой-либо территории (региона, города) является обобщенной характеристикой экономических, социальных, политических, государственно-правовых и социокультурных условий, обеспечивающих привлекательность данной страны (региона, города) для инвестиций и размещения на данной территории предприятий. [1] При организации нового производства сталкиваются интересы основных субъектов, участвующих в этом процессе. Предприятия исходят из таких принципов как надежность получения прибыли и её максимизация. Региональные власти стремятся обеспечить улучшение условий жизни для жителей и рабочие места. На государственном уровне решаются задачи, связанные с выполнением государством своих функций.
Факторы, оказывающие многообразное влияние на инвестиционный климат, разбиваются на два больших блока: объективные, не зависящие от непосредственной деятельности человека (например, степень обеспеченности региона природными ресурсами стратегического назначения), и субъективные, зависящие от эффективного управления ими со стороны общества. Среди субъективных факторов есть управляемые на уровне территориального образования (региона, города) и управляемые центральным органом власти страны. [2]
Исследованиями инвестиционного климата занимаются крупные банки и консалтинговые фирмы. Наиболее известны рейтинги инвестиционного климата, публикуемые такими агентствами как Moody`s и Standard & Poor`s, «Бизнес риск интернейшнл», «Эрнст энд Янг», «Риск консалтинси», «Евромани». Рейтинги Moody`s и Standard & Poor`s касаются, прежде всего, ситуации на рынках суверенных и коммерческих долгов.
Россия по данным подобного рода рейтингов находится в нижней части списков, ближе к странам с большим риском для инвестиций. Но внушительные размеры внутреннего рынка и перспективы производства продукции на внешние рынки стимулируют инвесторов на вложения в предприятия на территории Российской Федерации. По данным Минэкономразвития [3] общий объём накопленных иностранных инвестиций России на 1 января 2000 года составлял 29,25 млрд. долл., из них прямые инвестиции составляют всего 12,76 млрд. долл. Прямые иностранные инвестиции сосредоточены в пищевой промышленности, связи, топливной промышленности. В этих трёх отраслях прямые инвестиции составили более двух миллиардов долларов в каждой. Цифры по остальным отраслям гораздо скромнее (в следующую за ними отрасль – торговлю – иностранные инвестиции составили 1,79 млрд.долл.).
Наибольший объём проектов реализуется в сфере добычи нефти и газа. С участием большого числа иностранных компаний из самых различных стран создано около 50 совместных предприятий по добыче нефти. Реализуются крупномасштабные проекты на условиях соглашения о разделе продукции. В стадии проработки проекты по транспортировке российского природного газа.
Осуществлен ряд мер по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Дискутируются обязательства России по присоединению к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим те или иные аспекты российского регулирования в области торговли и экономики.
Учитывая имеющиеся достижения, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), начиная с 9 апреля 2002 года, повысила кредитный рейтинг России, переведя ее из шестой группы надежности в пятую. Решение ОЭСР объясняется урегулированием долга между Россией и Германией. ОЭСР в первую очередь учитывает риски страховых компаний, участвующих в экспортных операциях. Переход России из шестой группы в пятую означает, что страховка поставок оборудования в Россию подешевеет на 1-1,5% (размер средней страховой премии в 2001 году составлял 7,5-9% от суммы сделки) [4].
Характеристика инвестиционного климата Ханты-Мансийского АО, выставленная Рейтинговом агентством «Эксперт РА», звучит следующим образом: «Высокий потенциал – умеренный риск (1B)». Округ занимает 4 место в общем списке, причём уже три года подряд.
Компоненты оценки инвестиционного потенциала для ХМАО представлены в табл. 1.
Таблица 1
Оценки инвестиционного потенциала ханты-мансийского автономного округа
Ранги составляющих инвестиционного потенциала в 2001-2002 гг.
Ранг ХМАО
| |
Трудовой
|
26
|
Потребительский
|
11
|
Инфраструктурный
|
77
|
Производственный
|
2
|
Инновационный
|
32
|
Финансовый
|
2
|
Институциональный
|
11
|
Природно-ресурсный
|
7
|
Наиболее высокие оценки ХМАО имеет по природно-ресурсным, производственным, финансовым и компонентам инвестиционного потенциала. Гораздо ниже оценки по инновационному и инфраструктурному компонентам. Общий уровень инвестиционного потенциала по методике журнала «Эксперт» на 2001-2002 года, который подсчитывается «вклад» региона в общий инвестиционный потенциал страны, составил 2,675, что на 0,274 балла меньше, чем в период 2000-2001 гг. Причина снижения доли ХМАО в инвестиционном потенциале страны заключается в том, что ряд регионов (г.Москва, г.Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Самарская, Свердловская области, Красноярский край) увеличили свой потенциал большими темпами, чем автономный округ.
Компоненты инвестиционного риска ХМАО представлены в табл. 2.
Таблица 2
Компоненты инвестиционного риска ханты-мансийского автономного округа
Составляющие инвестиционного риска в 2001-2002 гг.
|
Ранг ХМАО
|
Законодательный
|
76
|
Политический
|
8
|
Социальный
|
22
|
Экономический
|
4
|
Финансовый
|
7
|
Криминальный
|
77
|
Экологический
|
85
|
Из данных, представленных в табл. 2, видно, что экономическая, финансовая, и политическая ситуации в ХМАО сравнительно благополучны. Однако далеки от благополучия (по сравнению с другими регионами России) законодательная, криминальная и экологическая ситуации.
Вместе с тем, объём капитальных вложений в 2000 году на территории ХМАО составил 118 720 млн.руб. (второе место после Москвы; 10,19% от суммарного объёма по всем регионам РФ). Накопленный объём прямых иностранных инвестиций в предприятия округа за 1996-2000 года составлял 150,3 млн. долл. (0,76% от накопленного объёма прямых инвестиций за этот же период по регионам Федерации, но при хорошей динамике – объём прямых инвестиций в 2000 по отношению к 1996 году составил 177,2%).
В декабре 2002 года Standard & Poor's объявило о повышении долгосрочного кредитного рейтинга в иностранной валюте Ханты-Мансийского автономного округа с «B+» до «BВ-». Прогноз изменения рейтинга «Стабильный». Одновременно Standard & Poor’s присвоило рейтинг ruAA по российской шкале кредитного рейтинга первому ожидаемому внутреннему выпуску облигаций округа на 1 млрд. руб. (31,4 млн. долл.) и срок обращения ‑ три года. Standard & Poor's также подтвердило рейтинг округа ruAA по российской шкале кредитного рейтинга.
Изменение рейтинга отражает продолжающийся рост экономики Ханты-Мансийского АО его доходов и низкий, хотя и растущий, долг. Экономика округа в 2002 г. росла быстрее, чем в среднем по России, что способствовало высоким финансовым результатам. Один из серьезнейших рисков — перераспределение поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в пользу федерального правительства — не реализовался в федеральном бюджете на 2003 г. Округ продолжает оставаться одним из богатейших российских регионов по уровню ВРП на одного жителя, бюджетным расходам на одного жителя и уровню жизни.
В округе производится 56% российской нефти, что делает этот регион одним из наиболее богатых и сильных в финансовом отношении в России, но также в значительной степени зависимым от постоянно меняющихся цен на нефть. Standard & Poor’s считает, что способность Ханты-Мансийского автономного округа наращивать уровень долга, консервативность менеджмент и некоторая финансовая гибкость должны помочь компенсировать возможные финансовые ограничения, которые могут быть вызваны дальнейшим перераспределением налоговых отчислений и продолжающимися колебаниями нефтяного рынка.
Одновременно с повышением кредитного рейтинга округа Standard & Poor’s присвоило кредитный рейтинг в иностранной валюте «В» городу Сургуту – крупнейшему промышленному центру ХМАО. Прогноз ‑ «Стабильный». Standard & Poor’s присвоило городу рейтинг ruA ‑ по российской шкале кредитного рейтинга. Как отмечает агентство, рейтинги города ограничиваются значительной концентрацией налогоплательщиков.
Третья по величине российская нефтяная компания ОАО «Сургутнефтегаз» обеспечивает большую часть налоговых доходов Сургута. Финансовые колебания, связанные с такой концентрацией, еще более усиливаются зависимостью от решений Ханты-Мансийского автономного округа по поводу распределения консолидированного бюджета, в частности, при установлении нормативов налоговых отчислений в бюджет Сургута. С другой стороны, Сургут — один из наиболее богатых городов России — относится к числу городов с наиболее высоким объемом валового городского продукта и бюджета на душу населения, уровнем средней зарплаты, с очень низким уровнем безработицы. Инфраструктура города, несмотря на потребности в модернизации, находится в лучшем состоянии, чем во многих российских городах. Рейтинги также поддерживаются низким уровнем долговой нагрузки.
И хотя в целом кредитные рейтинги еще далеки от инвестиционных, уже сегодня территория ХМАО привлекательна для международных финансовых институтов и потенциальных инвесторов. Примером тому может служить подписанное в 2002 году кредитное соглашение на общую сумму 45 млн. евро между городом Сургутом и Европейским банком реконструкции и развития, направленное на финансирование проекта реконструкции городских систем тепло-водоснабжения и канализации.
[1] Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения. Рук. В.Г.Фельзенбаум. М., 1997. С.3.
[2] Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения. Рук. В.Г.Фельзенбаум. М., 1997. С.4.
[3] П.Исаева. Поддержка отдельных инвестиционных проектов verus улучшения общего инвестиционного климата. Научные труды РЕЦЭП. М., 2002.
[4] Эксперт. 2002. №16 от 23.04.02
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:48:46