Создание общероссийского центра молодежного (студенческого) предпринимательства
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (41), Май 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Забелин П.В., Федцов В.Г. Создание общероссийского центра молодежного (студенческого) предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 5. – С. 108-111.
Аннотация:
Стабилизация экономики страны является, в том числе, важнейшим условием и для реализации молодежной (студенческой) политики в области предпринимательства. В качестве одной из основных задач современного этапа развития России выступает, в частности, развитие инфраструктуры малого и среднего молодежного бизнеса.
Ключевые слова: развитие предпринимательства, молодежное предпринимательство
Стабилизация экономики страны является, в том числе, важнейшим условием и для реализации молодежной (студенческой) политики в области предпринимательства. В качестве одной из основных задач современного этапа развития России выступает, в частности, развитие инфраструктуры малого и среднего молодежного бизнеса.
Развитие молодежного (студенческого) предпринимательства в стране целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
‑ первоочередное развитие передовых наукоемких и информационных технологий;
‑ защита прав собственности;
‑ выравнивание условий конкуренции;
‑ улучшение информационного обеспечения молодежного (студенческого) предпринимательства;
‑ реформирование налоговой системы;
‑ постоянный контроль за экологической ситуацией, создание малых молодежных предприятий по внедрению экологически чистых и ресурсосберегающих технологий;
‑ создание условий для получения молодыми предпринимателями необходимого стартового капитала.
Эффективное развитие рыночной экономики в стране во многом определяется ликвидацией «входных барьеров» для молодых предпринимателей.
В молодежной среде нередко можно встретить выразителей новых бизнес-идей. К сожалению, ее представители, стремящиеся найти призвание в предпринимательской деятельности, зачастую либо обладают малым стартовым капиталом для открытия собственного дела, либо не имеют даже первоначальных средств для этого. Поддержка молодежного (студенческого) предпринимательства в стране, таким образом, имеет приоритетное значение для российской экономики.
Можно утверждать, что молодежная (студенческая) предпринимательская инициатива является одним из основных факторов, с помощью которых возможно обеспечить экономическое процветание нашей страны. Чем больше молодых людей захотят и смогут заниматься малым и средним предпринимательством, тем более весомым будет их вклад в экономику страны. Поэтому государственным структурам необходимо всячески помогать молодым предпринимателям на первом этапе их деятельности, а не мешать, как это происходит в настоящее время.
К примеру, развитие молодежного (студенческого) предпринимательства сдерживается непродуманной системой налогообложения, отсутствием льгот и т.п. Следует также отметить, что «большие» банки не горят желанием работать с малым бизнесом, а «малые» банки не имеют финансовых средств для кредитования даже передовых наукоемких молодежных бизнес-проектов.
В настоящее время проблемами, сдерживающими развитие молодежного (студенческого) предпринимательства в стране являются:
‑ отсутствие специальных мер государственной поддержки;
‑ искаженная отраслевая структура малых предприятий;
‑ несовершенная система налогообложения;
‑ отсутствие механизмов финансово-кредитной поддержки и самофинансирования;
‑ административные, чиновничьи барьеры;
‑ отсутствие адресной методической, информационной, юридической, консультативной и учебно-образовательной поддержки.
Нерешенность этих проблем удерживает молодых людей – потенциальных предпринимателей - от реализации собственных возможностей в сфере малого бизнеса. К тому же, ситуация усугубляется и недостаточным уровнем развития малого бизнеса в стране. И как результат - государство не может создать требуемое количество рабочих мест для молодежи и выпускников высших и средних учебных заведений.
Отсюда следует, что развитие малого бизнеса и вовлечение в него молодежи (студентов) требует создания в стране соответствующих благоприятных условий. К примеру, в России разработана Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства, в которой предусматривается первоочередное вовлечение молодежи (студенчества) в следующие отрасли:
1) агропромышленный комплекс и переработка сельхозпродукции;
2) малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления;
3) малую строительную индустрию;
4) транспорт;
5) дорожное хозяйство и придорожный сервис;
6) почтово-информационный сервис;
7) инновационную сферу;
8) общественное питание и сферу услуг.
Конечной целью этой программы является решение следующих задач:
1) формирование экономически активного поведения молодежи (студентов) как формы приобщения их к малому предпринимательству;
2) формирование у молодежи (студентов) предпринимательского образа мышления, навыков и мотиваций в отношении малого бизнеса;
3) создание новых и расширение деятельности существующих предприятий малого бизнеса за счет привлечения их к выполнению государственных заказов;
4) создание новых рабочих мест для молодежи;
5) создание инфраструктуры поддержки молодежного (студенческого) малого бизнеса (методическая, образовательная, правовая и др. помощь);
6) формирование корпоративного сознания и повышение культуры молодежного (студенческого) малого бизнеса;
7) установление и расширение международных связей с зарубежными молодежными (студенческими) организациями со схожими задачами, проведение взаимообменов.
Молодежное (студенческое) предпринимательство, как видно из вышеприведенных суждений, должно занимать особое положение в структуре государственной молодежной (студенческой) политики. Однако на самом деле развитию молодежного предпринимательства в России мешают чиновничий произвол и вымогательство, недостаток знаний (из-за отсутствия массовой, общедоступной и постоянно действующей системы молодежных (студенческих) предпринимательских подготовительных структур), несовершенное хозяйственное законодательство, отсутствие источников первоначального капитала.
Изучение трудностей, возникающих на пути развития молодежного предпринимательства, позволит создать условия для оказания квалифицированной методической и практической помощи, в которой молодые предприниматели очень и очень нуждаются (особенно в области юриспруденции, экономики, психологии). Одним из примеров такой поддержки является создание общероссийского Центра молодежного (студенческого) предпринимательства, организатором которого выступает Институт русского предпринимательства (Россия, г. Москва).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:47:24