«Новаторство» в «чудо-программе» Г. Грефа

Потемкин А.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (41), Май 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Потемкин А.П. «Новаторство» в «чудо-программе» Г. Грефа // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 5. – С. 21-26.

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 2/2003) Как же собирается Минфин погашать долги Центробанку?! Складывается такое впечатление, что никак не собирается. Ведь заимствования у Центробанка произведены не из его прибыли или имеющихся у него депозитов коммерческих банков. Заимствования произведены за счет денежной эмиссии, то есть они ничего Центробанку не стоили. Значит, и погашать их необязательно.

Ключевые слова: государственная политика, экономика России, финансовая система, финансово-кредитная политика, Минфин, Центробанк



Как же собирается Минфин погашать долги Центробанку?! Складывается такое впечатление, что никак не собирается. Ведь заимствования у Центробанка произведены не из его прибыли или имеющихся у него депозитов коммерческих банков. Заимствования произведены за счет денежной эмиссии, то есть они ничего Центробанку не стоили. Значит, и погашать их необязательно.

Порочная позиция государства залезать в карман государственным же органам берет свое начало еще с советских времен ‑ деньги ведь все равно государственные. Однако времена изменились. И еще не известно, как на эту ситуацию посмотрит заимодавец. Ведь долги государства перед Центробанком прооблигированы в различные виды облигаций федерального займа. В случае отказа погашать долг государства перед Центробанком он может продать свои ценные бумаги на свободном рынке. Сейчас емкость рынка ГКО-ОФЗ составляет примерно 6 млрд. долларов. Если на рынок хлынут подобные бумаги еще на 19 млрд. долларов, стране не избежать нового дефолта.

Негативные последствия безудержных заимствований у Центрального банка уже налицо. Еще год назад прекратилось падение процентных ставок по кредитам экономике ‑ ресурсы Центробанка привлечены для выплат по внешнему долгу, рефинансирование же коммерческих банков практически отсутствует. Отсутствие поддержки Центральным банком коммерческих банков привело к тому, что в первой половине 2002 года темп роста просроченных кредитов составил почти 54 процента (данные по 100 крупнейшим коммерческим банкам России).

Все это свидетельствует о вызревании нового экономического кризиса в России. Резкое падение цен на экспортируемую из страны продукцию явится причиной ‑ ускорителем кризиса в реальном секторе, банковской системе, на рынке ценных бумаг.

Итак, упование на высокие цены на нефть на мировом рынке и займы у Центробанка - это все, что имеется в арсенале финансовых властей. Отдают ли они себе отчет во взрывоопасности сложившейся ситуации? Судя по всему, нет. Более того, они пытаются доказать, что ситуация улучшается. Недавно в средствах массовой информации глава Правительства РФ М.М. Касьянов с гордостью объявил о том, что экономика развивается более успешно, чем ожидалось. Рост ВВП составит не 3,6 процента, а 4. Позвольте, но какие же здесь достижения, если темп роста ВВП снизился с 5 процентов в 2001 году до 4 процентов в 2002 году? А что творится на отечественном фондовом рынке?

После дефолта 1998 года и реструктуризации государственного долга положение на рынке ценных бумаг России стало меняться к лучшему.

Во-первых, гипертрофированный рынок федеральных долговых обязательств после проведения новаций по ГКО-ОФЗ стал по своим масштабам соответствовать товарному, валютному и кредитному рынкам. Во-вторых, с 1999 года в стране интенсивно развивается рынок корпоративных облигаций. В настоящее время его емкость составляет около сорока процентов от емкости рынка государственных ценных бумаг. Впервые за все время существования фондового рынка в России ценные бумаги стали инструментом финансирования инвестиций в реальный сектор экономики. В-третьих, улучшение общеэкономической ситуации в стране, резкое уменьшение доли нерезидентов на рынке – с 30–35% в 1997-98 годах до 7% в настоящее время ‑ привело к росту котировок ценных бумаг и снижению их доходности. Если в 1999 году доходность ОФЗ доходила до 90–100% годовых, то в настоящее время она снизилась в 6-7 раз.

Казалось бы, фондовый рынок нашел себя, стал имманентным элементом экономического поля страны. Однако с 2002 года ситуация на рынке стала коренным образом меняться. В стране были возобновлены крупномасштабные заимствования на рынке ценных бумаг с целью финансирования текущих расходов федерального бюджета, прежде всего, по обслуживанию внутреннего государственного долга и выплате процентов по внешнему долгу. Всего из бюджета на эти цели до конца года будет изъято 100 миллиардов рублей. Эти деньги получены за счет выпуска государственных займов. Причем погашение этих займов осуществляется за счет выпуска новых, более масштабных займов – на сумму сто двадцать миллиардов рублей. Таким образом, в 2002 году, впервые после дефолта, в стране возобновилось «строительство пирамиды» государственных ценных бумаг.

Основными участниками займов стали Центральный банк Российской Федерации и Сбербанк. Кроме них в займах приняли участие Внешэкономбанк, Внешторгбанк, а также ряд коммерческих банков и нерезидентов. Причем, общая доля коммерческих банков и нерезидентов на рынке госзаимствований очень невелика – в пределах десяти процентов. Наученные опытом 1997-98 годов они не желают больше рисковать, участвуя в «строительстве пирамиды» государственных ценных бумаг.

В связи с этим финансовыми властями была сделана попытка привлечь новых внутренних инвесторов. Вернее одного солидного инвестора - Государственный пенсионный фонд. По официальным данным, в 2002 году он приобрел облигаций федерального займа и других госбумаг на сумму около сорока миллиардов рублей.

В текущем 2003 году Министерство финансов и Центральный банк предполагают погасить облигации федеральных займов на сумму 80 миллиардов рублей и выплатить купонные доходы на сумму 15 миллиардов, что еще больше усугубит положение. Сверх этого прирост внутреннего государственного долга от планируемого выпуска ценных бумаг составит 63 миллиарда рублей. Таким образом, общая сумма заимствований составит в 2003 году 158 миллиардов! На свободном рынке предполагается привлечь всего 20,8 миллиарда – через эмиссию облигаций сберегательного займа и ГКО. Остальные 130,8 миллиардов рублей будут привлечены из государственных органов – в основном из ЦБ, Сбербанка и Государственного пенсионного фонда.

В результате, все большая часть новых выпусков ГКО-ОФЗ сконцентрируется в этих структурах. Это означает, что государственный бюджет во все возрастающей степени заимствует средства при помощи выпуска ГКО-ОФЗ у государственных же органов. Такая ситуация, на наш взгляд, свидетельствует о возвращении к практике прошлого, когда бюджет поддерживался за счет заимствований у государственных кредитных учреждений, причем на безвозвратной основе. По существу это означает полный крах финансовых реформ в России. Ведь именно потому, что Министерство финансов СССР стало запускать руку в карман государственных банков для финансирования расходов государственного бюджета, резко ускорился финансовый кризис в стране, увеличились темпы инфляции. Именно за эту финансовую политику либералы-рыночники особенно рьяно критиковали правительство СССР.

А что же оказалось в итоге реформ, проводимых теми же либералами-рыночниками? После слома командно-административной системы и введения рыночных новаций – ограничения денежной массы, изменения налоговой системы, создания институтов финансового рынка, в том числе, более двух тысяч коммерческих банков, бюджет вновь перешел на финансирование за счет средств все тех же государственных банков – ЦБ, Сбербанка и пенсионного фонда. Разница состоит лишь в том, что в конце восьмидесятых годов Минфин привлекал кредиты из так называемого «ссудного» фонда – проще говоря, из ресурсов государственных банков, а в настоящее время это делается за счет обязательного участия тех же банков в приобретении федеральных облигаций. Вновь возникла реальная угроза безвозвратного финансирования бюджета из средств государственных органов.

Так стоило ли городить огород? Нужно ли было разваливать государственные финансы, инициировать промышленный и инвестиционный кризисы, проводить массовую и фактически насильственную приватизацию, дезорганизовывать денежное обращение, создавать невиданную нигде доселе экономику неплатежей, чтобы в итоге прийти к тому, от чего мы так стремились уйти?

Возобновление «строительства пирамиды» государственных ценных бумаг уже привело к дестабилизации фондового рынка. Скачкообразное изменение оборотов рынка ГКО-ОФЗ приняло невиданные масштабы. Например, во вторую неделю августа 2002 года оборот составил 4,1 миллиард рублей, а в третью – менее 1,1 миллиарда. Перепад оборотов за неделю произошел 4 раза! Примерно такая же картина в сентябре. В первую неделю месяца оборот рынка ГКО-ОФЗ составил 1,173 миллиона рублей, а в третью – 5,353 миллиона.

Доходность облигаций федерального займа после длившегося полтора года постоянного плавного снижения стала изменяться скачкообразно вверх и вниз. Перепады доходности ОФЗ-ПК и ОФЗ-ФД превышают 15 процентов в течение месяца, а инвестиционных выпусков ОФЗ – двадцать процентов.

Дестабилизация рынка государственных ценных бумаг негативно повлияла на рынок корпоративных облигаций. Предприятия реального сектора для успешного размещения своих облигаций вынуждены повышать их доходность. Так, в конце лета 2002 года корпоративный сектор размещал свои облигации под 16,8–17 процентов годовых. С начала сентября ставки стали расти. Компания «Седьмой континент» разместила свои облигации под 18,7 процентов годовых; «Русский алюминий финансы» под 18,65 процентов; «Башкирэнерго» - под 19,56 процентов; «Уралсвязьинформ» - под 19,74 процентов. И только в вначале октября ставки начали падать. Компании «ТНК», «Славнефть» и «Нижнекамскнефтехим» разместили облигации под 16,6–16,9 процента годовых. Ставки вроде бы стабилизировались. Но их скачкообразное изменение свидетельствует о неполадках на рынке корпоративных ценных бумаг.

Наконец, нельзя не обратить внимания на тот факт, что в соответствии с планами финансовых властей к концу 2003 года емкость рынка государственных ценных бумаг достигнет примерно 24-25 миллиарда долларов. Причем около 90 процентов федеральных долговых обязательств будет сосредоточено в государственных структурах. Это повторяет ситуацию весны 1996 года, когда в Центральном банке и Сбербанке было сосредоточено около 80 процентов ГКО-ОФЗ, а емкость рынка составляла 20 миллиардов долларов.

Следующие шаги финансовых властей известны: для поддержания финансовой пирамиды со второй половины 1996 – начала 1997 года были сняты ограничения на покупку государственных ценных бумаг нерезидентами, что в итоге привело к дефолту. Сейчас ситуация развивается в том же направлении. Учитывая это, а также резкие скачки ставок облигаций федерального займа и корпоративных облигаций, крайнюю нестабильность оборотов рынка госбумаг, можно говорить о начале вызревания кризиса на фондовом рынке.

Окончание следует


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:48:28