Оценка эффективности внешней трудовой миграции в Республике Башкортостан

Попов К.Г.1, Товышева А.А.1
1 Башкирский государственный университет, г. Уфа

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 21 (Ноябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

В статье проведен краткий анализ статистических данных о внешней трудовой миграции в Республике Башкортостан, рассмотрен подход к оценке ее эффективности с помощью закона Оукена и определена перспективная модель регулирования миграции. Также сделан вывод об основных направлениях регулирования внешней трудовой миграции на территории Республики. Исследование может быть использовано миграционными службами, службами занятости и другими структурами, ведающими вопросами регулирования трудовой миграции в регионе. 

Ключевые слова: миграция, регулирование миграции, модель регулирования миграции, эффективность применения иностранной рабочей силы, механизм регулирования внешней трудовой миграции, закон Оукена



Введение

Развитие международной геополитической обстановки за несколько лет привело к резкому обострению ситуации в странах Ближнего Востока, Европейского союза, а также на западных границах Российской Федерации. В результате, в очередной раз внимание специалистов привлекла миграционная проблема. Так, в начале сентября 2015 года Польша, Чехия, Словакия и Венгрия обратились к ЕС с призывом разрешить кризисную ситуацию на Ближнем Востоке, из-за которой в Европу устремилась волна мигрантов. Через некоторое время эта же проблема остро встала перед Германией, Францией, Великобританией.

Не обошли миграционные проблемы и Российскую Федерацию, которая, являясь важным участником мировых геополитических процессов, столкнулась с потоком беженцев из Украины. Мониторинг ФМС России по обращениям граждан Украины на территории Российской Федерации по состоянию на 4 сентября 2015 г. показывает следующее. Всего в период с 1 апреля 2014 г. на территорию Российской Федерации въехало и не убыло по состоянию на указанную дату 1 056 587 граждан юго-востока Украины. На территории 69 субъектов Российской Федерации развернуто 338 пунктов временного размещения, в которых размещено 18 839 человек, в том числе 6 087 детей (до 18 лет) [1].

Таким образом, значительная часть беженцев – люди трудоспособного возраста. Сохраняется для РФ и проблема трудовой миграции из других стран СНГ. Учитывая вышеприведенные факты, можно констатировать, что особую значимость как для РФ в целом, так и для субъектов федерации в частности, сохраняют механизмы регулирования внешней трудовой миграции (как вынужденной, так и добровольной).

Краткая характеристика ситуации с внешней трудовой миграцией в Республике Башкортостан

Учитывая, что Республика Башкортостан (далее – РБ) является одним из ведущих индустриальных и сельскохозяйственных регионов Российской Федерации, а также одним из основных нефтедобывающих регионов страны, центром химической промышленности и машиностроения [2], привлекательность ее для трудовых мигрантов сохраняется.

По данным УФМС по РБ, трудовая миграция является одним из важнейших элементов рынка труда в Республике Башкортостан. Так, за 2014 год порядка 61,0% иностранных граждан, поставленных на миграционный учет на территории Республики, прибыли с целью осуществления трудовой деятельности (2013 г. – 66,0%) [3].

Иностранным гражданам и лицам без гражданства оформлено 17661 разрешение на осуществление трудовой деятельности (план – 20000), что на 9,5% меньше показателя прошлого года (2013 г. – 19343) [4]. Динамика распределения приезжающих специалистов по категориям представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика распределения специалистов, приезжающих в Республику Башкортостан, по категориям в 2012-2014 гг., чел. [5]

Рисунок 2. Динамика количества оформленных разрешений на работу иностранным гражданам, приезжающим в Республику Башкортостан в 2012-2014 гг., чел. [6]

Рисунок 3. Распределение стран по количеству внешних трудовых мигрантов, прибывших в Республику Башкортостан в 2014 г., проценты [7]

Данные о количестве оформленных разрешений на работу приведены на рисунке 2.

Разрешения на работу оформлены иностранным гражданам 30 государства мира. За последние годы определился ряд стран, наиболее активно поставляющих работников на республиканский рынок труда (рис. 3).

Из данных, представленных на рисунках 1-3, можно сделать вывод, что показатели внешней трудовой миграции в Республике Башкортостан, в целом, возрастают. Именно поэтому ученые обращаются к вопросам исследований результатов влияния трудовых мигрантов на экономику принимающего региона. Так, И. З. Товышева отмечает, что на сегодняшний день внешняя трудовая миграция представляет собой многогранное социально-экономическое явление, которое играет противоречивую роль в развитии Республики. С одной стороны, трудовая миграция имеет множество позитивных аспектов. Благодаря мигрантам развиваются целые сектора экономики – торговля, строительство, транспорт. Но при этом, давая определенные преимущества Башкортостану, принимающему рабочую силу, она в то же время порождает немало проблем: рост теневой экономики, демпинг уровня заработной платы, трансформация этнического состава населения, формирование этнических анклавов. Анализ доходов консолидированного бюджета Республики показал, что объем поступлений в бюджет региона по НДФЛ от иностранных граждан не соответствует численности привлекаемых иностранных работников. То есть основная масса трудовых мигрантов практически исключена из сферы налогообложения (Товышева, 2014b; С. 76).

Основные подходы к оценке эффективности применения иностранной рабочей силы в Республике Башкортостан

С определенной степенью уверенности можно утверждать, что оценка эффективности применения иностранной рабочей силы в Республике Башкортостан может быть произведена и с помощью анализа закономерностей, описываемых законом Оукена. Согласно закону Оукена, страна теряет от 2 до 3% фактического валового внутреннего продукта (далее – ВВП) по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем. В простейшем виде закон Оукена записывается в виде (1):

(1)

где Y – фактический ВВП (в случае РБ – валовой региональный продукт (далее – ВРП));

Y* – потенциальный ВВП (в случае РБ – ВРП);

β – коэффициент Оукена;

u – фактическая безработица;

u* – естественный уровень безработицы;

В том случае, если фактическая безработица в стране или регионе ниже ее естественного уровня, то это ведет к росту цен. Таким образом, рыночной экономике противопоказаны и слишком высокий и слишком низкий уровень безработицы. Следовательно, поддержание безработицы на естественном уровне свидетельствует об эффективности развития экономики.

В данной статье была поставлена задача определить направление и размер влияния трудовых мигрантов на фактический ВРП Башкортостана в сравнении с потенциальным ВРП Республики. На основании анализа открытых источников и материалов проведенных исследований сделан вывод, что значения основных показателей Республики Башкортостан для расчетов по закону Оукена принимают следующие значения.

ВРП в 2014 году составил 1343,90 млрд руб. (ВРП2014 = 1343,90 млрд руб.) [8]. Уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, составил 5,3% (uМОТ = 23000 чел. = 5,30% [9]).

Наиболее сложным представляется определение уровня естественной безработицы в Республике Башкортостан. По данным из различных источников, естественная безработица может принимать значения 4-5% [10], 5-6% (Халитова, 2012; С. 166), 5,5-6% [11], 6-8% (Строева, 2014; С. 1065). В Башкортостане уровень зарегистрированной безработицы в 2014 году зафиксировался на отметке 1,2% к экономически активному населению. Значение коэффициента напряженности на регистрируемом рынке труда, характеризующего нагрузку незанятого населения, состоящего на учете в службе занятости, на одну заявленную вакансию на конец месяца по итогам 2014 года не превысило 0,8 [12]. Учитывая данные показатели, а также отсутствие экономической депрессии в регионе, можно предположить, что, при прочих равных условиях, в Республике уровень естественной безработицы составляет 5% (u* = 5%).

Значение коэффициента Оукена различается для разных стран в разных временных периодах. Достаточно подробный и обоснованный расчет значения данного коэффициента приводят Е.С. Вакуленко и Е.Т. Гурвич. Согласно их данным, коэффициент Оукена равен - 0,15 (β = - 0,15) (Вакуленко, Гурвич, 2015).

Резюмируя вышеизложенное, математическое выражение закона Оукена применительно к Башкортостану в 2014 году может быть представлено в виде формулы (2).

(2)

Расчет потенциального ВРП 2014 года для Республики Башкортостан по закону Оукена показал, что, оценочно, он мог составить 1407,33 млрд руб. (Параллельно отметим, что в прогнозе социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2015 год и на период до 2017 года валовой региональный продукт в основных ценах в 2015 году прогнозируется по базовому сценарию в размере 1350,13 млрд руб., по умеренно-оптимистичному – в размере 1364,71 млрд руб., что, в целом, сопоставимо с полученными нами результатами [13]). Следовательно, потери относительно потенциального ВРП республики составили 63,33 млн руб.

Согласно методологии Федеральной службы государственной статистики, внешние трудовые мигранты включаются в численность занятого населения [14]. Поэтому направление и уровень влияния трудовых мигрантов на ВРП Республики возможно выявить, смоделировав ситуацию на рынке труда, при которой труд мигрантов не используется, а их рабочие места не замещаются. По данным УФМС по РБ, за 2014 год трудовым мигрантам оформлено 17661 разрешение на работу и выдано 26060 патентов, а работодатели получили 171 разрешение на привлечение иностранных работников [15]. Используя эти данные и проведя в рамках вышеуказанной модели аналогичные вычисления ВРП Башкортостана по формуле (2), мы пришли к выводу, что без использования труда внешних трудовых мигрантов разрыв между потенциальным и фактическим ВРП может составлять свыше 550 млн руб. Данное значение существенно выше полученного нами ранее и оказало бы большее негативное воздействие на экономику Башкортостана.

Оценка эффективности применения иностранной рабочей силы осуществляется и в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 августа 2015 г. № 345 «Об оценке эффективности использования иностранной рабочей силы на территории Республики Башкортостан» [16]. В целом выводы по итогам 2014 гола, сделанные Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по результатам применения указанной методики, сводятся к тому, что объемы и структура привлечения иностранной рабочей силы соответствует интересам и потребностям Башкортостана [17].

Направления регулирования внешней трудовой миграции в Республике Башкортостан по результатам оценки ее эффективности

В связи с вышеизложенным, проблема регулирования внешней трудовой миграции в Республике Башкортостан приобретает особую остроту и актуальность. Проведенные нами ранее исследования позволили предположить, что в специфических условиях современной России перспективной является модель регулирования миграции, ориентированная на качественное развитие трудовых ресурсов путем рационального использования процесса иммиграции в условиях динамично развивающееся геополитической обстановки, т.е. сегрегационная модель [18], представленная на рисунке 4.

Рисунок 4. Сегрегационная модель регулирования миграционных потоков [19]

В рамках выбранной модели становится возможной реализация практических аспектов управления миграционными потоками. Так, И.З. Товышева в своей монографии «Трудовая миграция в Республике Башкортостан: тенденции развития и механизм регулирования» указывает, что можно определить следующие основные направления регулирования внешней трудовой миграции на территории Республики (Товышева, 2014a; С. 56-57), представленные на рисунке 5.

Таким образом, можно с достаточно высокой степенью уверенности утверждать, что сегрегационная модель регулирования миграционных потоков, в совокупности с реализацией основных направлений регулирования внешней трудовой миграции, приведет не только к росту ВРП, но и к общему ускорению социально-экономического развития Республики Башкортостан.

Заключение

1. Регулирование внешней трудовой миграции и оценка эффективности применения иностранной рабочей силы представляют собой достаточно актуальные вопросы для Республики Башкортостан, которая является одним из перспективных и динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Анализ статистических данных о внешней трудовой миграции в республике показал, что трудовая миграция является одним из важнейших элементов рынка труда в Республике Башкортостан. Проведя оценку эффективности применения иностранной рабочей силы с помощью закона Оукена, мы пришли к выводу, что без использования труда внешних трудовых мигрантов разрыв между потенциальным и фактическим ВРП Республики Башкортостан может составлять свыше 550 млн руб.

Рисунок 5. Основные направления регулирования внешней трудовой миграции на территории Республики Башкортостан

Источник: Составлено авторами.

2. Одним из возможных способов минимизации негативного влияния внешней трудовой миграции на ВРП республики является сегрегационная модель. Также сделан вывод об основных направлениях регулирования внешней трудовой миграции на территории Республики Башкортостан, которые включают в себя: создание и пополнение информационной базы для проведения миграционной политики; обеспечение условий интеграции трудовых мигрантов в новую социальную среду; обеспечение экономики региона трудовыми ресурсами необходимого количества и качества через содействие привлечению трудовых мигрантов в Республику; обеспечение контроля над иммиграционными процессами в Республике. Таким образом, оценка эффективности внешней трудовой миграции и применение адекватных моделей и методов управления ею окажет, по-нашему мнению, положительное влияние как на рост ВРП, так и на общее социально-экономическое развитие Республики Башкортостан.

[1] Информация о ситуации в отношении граждан Украины и лиц без гражданства, покинувших территорию страны в экстренном и массовом порядке (2015, 16 ноября) // Сайт Федеральной миграционной службы.

[2] Республика Башкортостан // Портал Республики Башкортостан.

[3] Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан на 2014 год и плановый период 2015-2017 годов (С. 25) // Сайт Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан.

[4] Там же.

[5] Составлено авторами на основе: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан на 2012 год и плановый период 2013-2015 годов // Сайт Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан; Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан на 2013 год и плановый период 2014-2016 годов // Сайт Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан; Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан на 2014 год и плановый период 2015-2017 годов // Сайт Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан.

[6] Составлено авторами на основе: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан на 2012 год и плановый период 2013-2015 годов // Сайт Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан; Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан на 2013 год и плановый период 2014-2016 годов // Сайт Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан; Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан на 2014 год и плановый период 2015-2017 годов // Сайт Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан.

[7] Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан на 2014 год и плановый период 2015-2017 годов (С. 25) // Сайт Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан.

[8] Отчет о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан в 2014 году (2015; С. 3). Режим доступа: http://pravitelstvorb.ru/upload/iblock/7ea/7ea536f4c40f164bb5d96cfcef5a3d21.pdf

[9] Там же; С. 12.

[10] Яковлева, Е.Б. (2015). Раздел 6. Причины безработицы и формы ее проявления. В книге Макроэкономика (Электронный учебник). Режим доступа: http://de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=17

[11] Капелюшников, Р. (2013). Естественная норма безработицы стала ниже. ЭКСПЕРТ ONLINE, 5.

[12] Отчет о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан в 2014 году (2015; С. 12). Режим доступа: http://pravitelstvorb.ru/upload/iblock/7ea/7ea536f4c40f164bb5d96cfcef5a3d21.pdf

[13] Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2015 год и на период до 2017 года (С. 19), утв. постановлением ГС-К РБ от 27.11.2014 № ГС-774.

[14] Методологические пояснения // Сайт Федеральной службы государственной статистики.

[15] Сведения о результатах деятельности УФМС России по Республике Башкортостан за 12 месяцев 2014 года // Сайт Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан.

[16] Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28.08.2015 № 345 «Об оценке эффективности использования иностранной рабочей силы на территории Республики Башкортостан».

[17] О методике оценки эффективности использования иностранной рабочей силы и результатах проведенной оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в 2014 году (2015, 6 октября) // Информационный портал занятости населения Минтруда РБ.

[18] Попов, К.Г., Товышева, А.А. (2014). Особенности моделей регулирования миграционных потоков (С. 128). Инновации и инвестиции, 11, 127-129.

[19] Там же.


Страница обновлена: 04.09.2024 в 11:09:40