Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса северных стран: Канада, США, Финляндия, Швеция
Бородкина В.В.1, Москвина А.В.1, Рыжкова О.В.1, Улас Ю.В.1
1 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск
Скачать PDF | Загрузок: 17
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 21 (Ноябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Бородкина В.В., Москвина А.В., Рыжкова О.В., Улас Ю.В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса северных стран: Канада, США, Финляндия, Швеция // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 21. – С. 3743-3764. – doi: 10.18334/rp.16.21.2074.
Аннотация:
В статье исследованы особенности государственной и региональной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Канады, США, Финляндии и Швеции. Выявлена инфраструктура поддержки субъектов МСП, исследованы механизмы финансовой поддержки.
Ключевые слова: налоговые льготы, малое и среднее предпринимательство, субсидирование, северные территории, коренные малочисленные народы севера
Введение
На Севере существуют особые условия ведения бизнеса, поскольку далеко не во всех сферах предпринимательство может быть самодостаточным, то есть существовать самостоятельно, без участия государственного капитала или какой-либо поддержки специально созданных фондов. Северные территории характеризуются суровыми климатическими условиями, местная экономическая деятельность – высокими транспортными расходами.
Без стимулирования целенаправленного развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на таких территориях будет осуществлять свою экономическую деятельность ограниченный круг малых предприятий, нацеленный на удовлетворение только первостепенных нужд населения – торговлю и бытовые услуги. Так, правительства развитых северных стран осуществляет эффективную поддержку МСП благодаря реализации грамотной политики в данном направлении. Здесь можно наблюдать всестороннюю поддержку субъектов МСП разных направлений экономической деятельности. Рассмотрим особенности государственной поддержки МСП таких северных стран, как Канада, США, Финляндия и Швеция. Стоит отметить, что данные страны вошли в первую 20-ку рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса 2015» [1].
В Канаде инфраструктура поддержки МСП представляет собой так называемую Канадскую Бизнес сеть – это соглашение о сотрудничестве между федеральными министерствами и ведомствами, провинциальными и территориальными правительствами о содействии развитию и инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Организационная структура сети создана по территориальному принципу. На федеральном уровне каждое территориальное агентство находится в подчинении Министерства промышленности страны (рис.1).
Каждое из Агентств оказывает следующие виды услуг:
- Консультационная поддержка бизнеса на всех стадиях экономической деятельности.
- Разработка бизнес-планов.
- Проведение маркетинговых исследований.
- Консультационные услуги для некоммерческих организаций.
- Регистрация бизнеса.
- Налогообложение и бухгалтерский учет.
- Финансовая поддержка.
Соответственно, каждый фонд предоставляет широкий перечень программ поддержки субъектам МСП: коммерческим организациям, некоммерческим организациям, например, с социальной направленностью, начинающим предпринимателям, инновационным компаниям, людям с ограниченными возможностями, субъектам МСП северных территорий (программы поддержки коренных малочисленных народов севера - КМНС).
В таблице 1 представлена основная часть программ финансовой поддержки субъектов МСП страны. Такая поддержка реализуется через предоставление грантов, субсидий, кредитов, дотаций на следующие цели [2]:
- инновации;
- начало предпринимательской деятельности;
- социальное предпринимательство;
- молодежное предпринимательство;
- действующим предпринимателям на расширение бизнеса;
- благотворительность;
- обучение персонала;
- предпринимательство КМНС;
- самозанятость инвалидов и др.
Таблица 1
Виды финансовой поддержки субъектов МСП в Канаде [3]
Территория
|
Условия
|
Вид / Направления
|
Квебек
|
50 тыс.
долл.
|
Субсидия на технологические, организационные и
инновационные проекты
|
От 50 тыс.
долл.,
на 10–25 лет | Кредит, гарантия займа – для кооперативов и некоммерческих обществ – финансирования запуска или расширения проекта (программа IMPLIQ Financing) | |
250 тыс.
долл.
| Субсидия на инновационные проекты некоммерческих организаций | |
Новая Шотландия
|
–
|
Субсидия на обучение новых сотрудников
|
Онтарио
|
31,5 тыс.
долл.
|
Субсидии на стажировки молодых специалистов компании
(работающих в информационных и телекоммуникационных проектах)
|
Компании необходимо обеспечить 10% заявленных расходов
|
Субсидия – на коммерциализацию новых технологий
| |
–
|
Грант – некоммерческие организации, благотворительные
организации, предприятия КМНС, реализующие инновационные программы по
сокращению бедности населения
| |
5–25 тыс.
долл.
|
Кредиты (5–8% на 5 лет) на проекты в сфере социального
предпринимательства
| |
–
|
Субсидирование расходов на заработную плату нового
работника
| |
3 тыс. долл.
|
Субсидия на бизнес-обучение
| |
До 16 тыс.
долл.
До 40 тыс. долл. |
Гранты
Кредиты | |
–
|
Субсидии – начинающим предпринимателям (социальная сфера)
| |
–
|
Субсидия на возмещение 50% заработной платы студентов,
нанятых в компанию в рамках проведения летней практики
| |
Новый Брансвик, Новая Шотландия, Ньюфаундленд и Лабрадор,
Остров Принца Эдуарда
|
150 тыс.
долл.
|
Кредиты:
– до 20 тыс. долл. для молодых предпринимателей, чтобы начать, купить или модернизировать бизнес; – до 150 тыс. долл. чтобы купить, разработать или реализовать новую технологию. – до 150 тыс. долл., чтобы купить, создать или расширить бизнес. |
150 тыс.
долл.
|
Кредиты на социальное предпринимательство
| |
Квебек
|
–
|
Субсидирование расходов на заработную плату новых
сотрудников
|
Юкон
|
50–75% от
расходов, не более 10 тыс. – 50 тыс. долл.
|
Субсидия – для малого бизнеса
|
Северо-западные территории Канады, (КМНС)
|
80% от расходов, не более 3 млн долл.
|
Субсидия – начинающим предпринимателям (доля КМНС в бизнесе
более 50%)
|
Манитоба
|
–
|
Кредиты, кредитные гарантии – малый бизнес, кооперативы,
общины.
Доступное жилье – общественные организации и жилищные кооперативы. Общественные проекты – детские операции, обучение сотрудников, организация отдыха и услуг в обществе. |
–
|
Дотации на самозанятость для инвалидов.
Дотация по заработной плате – для предпринимателей, имеющих в штате инвалидов | |
Ньюфаундленд, Лабрадор
|
До 50% от понесенных расходов
|
Субсидии – некоммерческие организации (на инфраструктуру, маркетинг,
исследования, наращивание производства)
|
Виннипег
|
–
|
Кредиты – на самозанятость (для индивидуальных предпринимателей,
товарищества или других для получения прибыли бизнес-структур), и возможности
получения доходов и устойчивости (для кооперативов, общественных предприятий
или других некоммерческих структур).
|
50 тыс.
долл.
|
Субсидии на обучение вновь нанятого персонала, участвующего
в определенных проектах
| |
Альберта
|
–
|
Кредитование субъектов социального предпринимательства
|
Манитоба, Альберта, Британская Колумбия, Саскачеван
(Западные территории Канады) |
–
|
Субсидии – некоммерческим организациям (Программа
диверсификации экономики западных территорий Канады)
|
1 тыс. – 10
тыс. долл.
|
Кредиты на молодежные социальные проекты
|
В стране успешно функционирует система поддержки занятости коренных малочисленных народов севера. Основную поддержку оказывает Агентство экономического развития северных регионов Канады (Canadian Northern Economic Development Agency, Северо-западные территории, Нунавут, Юкон) через взаимодействие с фондами развития предпринимательства и содействия развитию торговли в сфере малого бизнеса. В настоящее время реализуется достаточно большое количество программ поддержки КМНС, например, выдача субсидий начинающим предпринимателям с долей КМНС в уставном капитале более 50%, субсидирование 50–75% расходов, но не более 10–50 тыс. долл. и др.
Стоит особо отметить, что в Канаде имеется достаточно широкая банковская сеть. Наиболее крупным банком, играющим ведущую роль в оказании финансовых и консультационных услуг субъектам МСП с особым упором на технологии и экспорт, является Канадский банк развития бизнеса.
В стране средняя годовая процентная ставка по кредитам составляет от 3% до 5,3%, это достаточно приемлемый уровень для развития малых предприятий по сравнению со странами Азии, с Россией (табл. 2).
Таблица 2
Размер средней процентной ставки по кредитам и займам банков некоторых стран [4]
Страна
|
Средняя процентная ставка по
кредитам и займам
|
Канада
|
3-5,3%
|
Чехия
|
3,83-2,86%
|
Словакия
|
4,5%
|
Швейцария
|
0,92-2,08%
|
Великобритания
|
2,45-3,52%
|
Франция
|
2,75-3,69%
|
Южная
Корея
|
>8%
|
США
|
3,07-4,43%
|
Россия
|
13-17%
|
Банк предоставляет достаточной широкий спектр программ кредитования субъектов МСП.
Основные направления поддержки Канадского банка развития бизнеса [5]:
1. Кредитование – предоставление предпринимателям долгосрочных (на отдельные цели – до 30 лет) кредиты на льготных условиях (гибкая платежная схема, возможность отсрочить платежи по основной части долга) на различные цели.
2. Предоставление доступа к венчурному капиталу – происходит как напрямую через компанию BDC Venture Capital, так и опосредованно через фонды, профинансированные за счет BDC. Также часто финансирование ведется пулом инвесторов, одним из которых выступает венчурная компания Банка. Основные отрасли, которые поддерживает BDC VC, – энергетика/эко-энергетика, медицина, информационные технологии и коммуникации.
3. Секьюритизация – помогает получить доступ к секьюритизационной платформе (Multi-Seller Platform for Small Originators – MSPSO) малым и средним финансовым организациям и лизинговым компаниям, которые не соответствуют критериям или не имеют достаточного объема портфеля для того, чтобы самостоятельно провести выпуск ценных бумаг, обеспеченных кредитами или займами.
4. Программа Smart-Tech – специально разработанная для малого и среднего бизнеса программа по внедрению ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). В рамках этой программы предприниматель может получить полный спектр услуг – от изучения азов ИКТ и оценки преимуществ, которые его компания сможет получить от их внедрения, до разработки или доработки веб-сайта, построения стратегии работы компании в интернете и внедрения лучших программных продуктов для повышения эффективности работы.
В США в связующим звеном инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса является Управление по делам малого бизнеса США (United States Small Business Administration – SBA), которое ежегодно помогает предпринимателям получить доступ к государственному заказу на сумму свыше 100 млрд долл. США, а объем портфеля гарантий Управления превышает 90 млрд долл. США. Бесплатные консультации ежегодно получают свыше 1 миллиона малых предприятий [6].
Управление имеет территориальное деление по всей стране – всего 10 представительств, каждое объединяет в себе несколько территориальных единиц (табл. 3).
Таблица 3
Структура Управления по делам малого бизнеса США - региональные представительства [7]
Представительство
|
Территории
обслуживания
|
Регион
I «Новая
Англия»
|
Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Род-Айленд и
Вермонт
|
Регион
II «Атлантический»
|
Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пуэрто-Рико и американские Виргинские
острова
|
Регион
III «Средне Атлантический»
|
Делавэр, Мэриленд, Пенсильвания, Вирджиния, Вашингтон,
округ Колумбия, и Западная Вирджиния
|
Регион
IV «Южный»
|
Алабама, Флорида, Джорджия, Кентукки, Миссисипи, Северная Каролина,
Южная Каролина, Теннесси
|
Регион
V «Великих
озер»
|
Иллинойс, Индиана, Мичиган, Миннесота, Огайо, Висконсин
|
Регион
VI «Южно-центральный»
|
Арканзас, Луизиана, Нью-Мексико, Оклахома и Техас
|
Регион
VII Великих равнин
|
Айова, Канзас, Миссури, Небраска
|
Регион
VIII «Скалистые горы»
|
Колорадо, Монтана, Северная Дакота, Южная Дакота, Юта,
Вайоминг
|
Регион
IX «Тихоокеанский»
|
Аризона, Калифорния, Гавайи Гуам, и Невада
|
Регион
Х «Тихоокеанский Северо-запад»
|
Аляску, Айдахо, Орегон и Вашингтон
|
Территориальным представительствам Управления подчинены районные, которых насчитывается около 73. Являясь единой точкой входа предпринимателя в диалог с администрирующими и контролирующими органами, они организуют эффективную поддержку представителям малого и среднего бизнеса. Основные функции [8]:
- бесплатное консультирование, консультации и информация о создании бизнеса;
- финансовая помощь для новых или существующих предприятий через гарантии, займы;
- бесплатные консультационные услуги через сеть бизнес-центров по развитию малого бизнеса;
- помощь предприятиям, принадлежащим людям с ограниченными возможностями, посредством Программы по развитию предпринимательства среди меньшинств;
- представительство женского предпринимательства;
- специальные кредитные программы для предприятий, участвующих в международной торговле;
- гарантированные займы для кредитоспособных ветеранов.
На рисунке 2 представлена инфраструктура поддержки МСП в стране на примере Аляски [9].
Рисунок 2. Инфраструктура поддержки субъектов МСП на примере Аляски
Управление оказывает поддержку малому бизнесу по множеству различных направлений, в частности, обеспечивает доступ к источникам финансирования [10]:
- управление не выдает кредиты предпринимателям напрямую, но упрощает саму процедуру их получения, предоставляя гарантии в рамках займов, полученных по продуктам кредитных организаций, разработанных в соответствии с требованиями управления;
- страхование исполнения обязательств. Управление может выступать поручителем по контрактам, одним из участников которых выступает субъект МСП, и гарантирует исполнение обязательств МП в рамках контракта. Гарантии предоставляются по контрактам суммой до 5 млн долл., а в отдельных случаях – до 10 млн долл.;
- доступ к венчурному капиталу. Венчурное финансирование предоставляется через Инвестиционные компании для малого бизнеса (Small Business Investment Company – SBIC). Создаются и функционируют эти компании на частные деньги, управление занимается только лицензированием и регуляторной деятельностью, а также предоставляет для SBIC доступ к кредитным средствам на льготных условиях.
- образовательные программы. Управление ведет образовательную работу среди предпринимателей путем проведения тренингов по следующим направлениям:
● начало своего дела и управление бизнесом;
● финансирование бизнеса;
● государственный заказ;
● специализированные тренинги (экспортоориентированный бизнес, «зеленый» бизнес, современные медиа-технологии в бизнесе и т.д.).
- обеспечение доступа к государственному заказу. Управление обеспечивает доступ малого бизнеса к государственным закупкам, причем основной целью является передача по меньшей мере 23% государственного заказа малым предприятиям, из которых 5% – компаниям, которыми владеют женщины, а 3% – компаниям, которыми владеют ветераны вооруженных сил и компаниям, которые действуют на территории исторически малоиспользуемых для предпринимательства зон. Субконтрактация – Управления ведет реестр крупных предприятий, получивших государственный заказ на сумму свыше 650 тыс. долл. США (свыше 1,5 млн долл. США в строительстве) – такие компании обязаны готовить и направлять на согласование в Правительство планы по субконтрактации.
- предоставление льготных условий для получения контракта компаниями, которыми владеют граждане из наиболее незащищенных слоев населения. Эта программа включает в себя семинары и консультации, подпрограмму «ментор-протеже», в рамках которой уже добившиеся успеха предприниматели передают свой опыт начинающим.
- поддержка инноваций и развитие технологий. Здесь управление выступает координатором двух основных программ по данному направлению – Программы поддержки инновационных разработок малых предприятий – Small Business Innovation Research (SBIR) и Программы технологического трансфера малым предприятиям – Small Business Technology Transfer (STTR).
В настоящее время на каждой территории США, в том числе и на Аляске, реализуется широкий спектр программ поддержки субъектов МСП. Финансовая поддержка в основном осуществляется через льготную систему кредитования. Краткий перечень кредитов для субъектов МСП на Аляске представлен в таблице 4.
Стоит отметить, что существует специальная программа для коренных малочисленных народов севера, занятых предпринимательской деятельностью, поддерживающая предприятия, расположенные в исторически недостаточно используемых бизнес-зонах (HUBZone).
Кроме общих программ финансовой поддержки субъектов МСП в стране реализуются программы поддержки субъектов МСП, занимающиеся агробизнесом. Такие программы разрабатывает Министерство сельского хозяйства США.
На сегодняшний день существует следующий перечень программ [11]: программы поддержки производителей биотоплива, проектов по энергоэффективности, инфраструктурных проектов сельских территорий, предоставления льготных кредитов фермерам, предоставления фермерских грантов, субсидирования расходов с\х предприятий и др.
В Финляндии в части поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства приоритет отдается предприятиям и организациям, осуществляющим деятельность в сфере наукоемких технологий. Так, правительством страны среди основных определены следующие научно-технические направления: химия, биотехнологии, электроника, информационные технологии и телекоммуникации, лесо- и металлообработка, энергетика, судостроение. Именно эти направления считаются наиболее перспективными для страны и способными вывести ее на лидирующие позиции на мировом рынке.
Таблица 4
Некоторые программы кредитования субъектов МСП на Аляске [12]
Программа
кредитования
|
Условия
|
Кредиты малому бизнесу
|
50 тыс. долл.
|
Программа кредитования малого бизнеса 7(а)
Цели кредитования, расходы на: – обновление или ремонт объектов; – приобретение машин, оборудования, мебели, светильников и улучшение арендованного имущества; – финансирование дебиторской задолженности и увеличение оборотного капитала; – финансирование сезонных кредитных линий; – приобретение бизнеса; – организация бизнеса; – строительство коммерческих зданий; – рефинансирование существующей задолженности при определенных условиях. |
Кредиты до 150 тыс. долл. – гарантии до 85%.
Кредиты 150 тыс. долл. и более – гарантии до 75%. Кредиты 5 млн долл. – гарантии 50%. Годовая ставка – базовая +2,25% (2,75%) Максимальные сроки погашения кредита: 25 лет для недвижимого имущества; до 10 лет для оборудования (в зависимости от срока полезного использования оборудования); и вообще до 7 лет для пополнения оборотного капитала. Критерии для малых предприятий: • Производство – от 500 до 1500 сотрудников. • Оптовая торговля - до 100 сотрудников. • Услуги - 2–35,5 млн долл. в среднем годовой выручки. • Розничная торговля - 7–35,5 млн долл. в среднем годовой выручки • Строительство - 7–33,5 млн долл. в среднем годовой выручки. • Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота – 750 тыс. до 17,5 млн долл. в среднем годовой выручки. |
Экспресс-кредиты
|
Гарантия в 50% на кредит
|
Программа «Патриот-экспресс» - кредитование для ветеранов
и членов военного сообщества, желающих расширить малый бизнес:
– ветераны; – инвалиды; – участники активно-постовой службы, имеющие право на переходную программу по оказанию помощи для военных; – резервистов и членов Национальной гвардии; – супруги, в том числе любого члена службы; – овдовевшая супруга военного. Цели кредитования: запуск, расширение бизнеса, закупка оборудования, оборотных средств и запасов. |
Кредиты предоставляются в размере до 500 тыс. долл.
Гарантия Управления 85% по кредитам в размере 150 тыс. долл. или менее, а 75%
на кредиты свыше 150 тыс. долл. до 500 тыс. долл.
Годовой процент 2,255–4,75%. |
Кредитная программа CAPLines
|
– финансирование расходов, связанных с контрактами,
субконтрактами или заказами.
– сезонная кредитная линия для поддержки накопления запасов. – финансирование для мелких подрядчиков и разработчиков по строительству или восстановлению жилой или коммерческой недвижимости. |
Программа международного кредитования
|
Поддержка экспорта.
Гарантия 90%. Кредит 5 млн долл. |
Программа развития кредитования (509 кредитов)
|
– 5 млн долл. для предприятий, которые создают
определенное количество рабочих мест и (или) рост производства;
– 5 млн долл. для предприятий, которые отвечают определенной цели государственной политики, в том числе для ветеранов; – 5,5 млн долл. для производителей, осуществляющих реализацию энергетических проектов в рамках государственной политики. |
Инвестиционная программа для малого бизнеса
| |
Инновационно-исследовательская программа для малого бизнеса
| |
Программа трансфера технологий
| |
Программа поддержки малых предприятий, которые расположены
в исторически недостаточно используемых бизнес-зонах (HUBZone).
| |
Программа помощи при стихийных бедствиях
|
При этом в Финляндии имеет место четырехуровневая поддержка:
- международный уровень (ЕС),
- национальный уровень,
- региональный уровень,
- местный уровень.
В частности, полномочия по разработке и реализации мер поддержки МСП на национальном уровне возложены на Министерство торговли и промышленности Финляндии (МТП), в ведении которого находятся различные ведомства и их деятельность (рис. 3).
Рисунок 3. Инфраструктура поддержки субъектов МСП Финляндии [13]
Вместе с тем практически все министерства в Финляндии так или иначе задействованы в оказании услуг субъектам МСП, что также относится к национальным мерам поддержки.
К концу 1990-х гг. в Финляндии под руководством и управлением вышеуказанного МТП была сформирована так называемая «группа семи» специализированных компаний по поддержке МСП, включающая в себя в частности такие компании, как: организация «Инвестируй в Финляндию» и Национальный фонд исследований и развития «СИТРА» (www.sitra.fi), деятельность которого курирует Парламент Финляндии [14].
В работе по координации государственных мер поддержки МСП в Финляндии на региональном и местном уровнях задействованы девять министерств и Ассоциация региональных советов Финляндии. Однако главенствующим все же остается Министерство торговли и промышленности, осуществляющее свои полномочия через подведомственные ему Центры занятости и экономического развития и региональные отделения Государственной специализированной финансовой компании «ФИННВЕРА».
Также необходимо отметить, что основным нормативно-правовым актом по поддержке МСП в Финляндии является «Национальная промышленная стратегия Финляндии», в которой значительное внимание уделено вопросам финансирования субъектов МПС. В частности, в вышеуказанном документе максимальный размер финансовой помощи субъекту МСП определен в соответствующей сумме процентов от общей суммы необходимых затрат и поставлен в зависимость от того, в какой из трех условных «зон развития» Финляндии расположен такой субъект [15]:
- зона развития I (Северные территории) – 30%;
- зона развития II (Восточные территории) – 24%;
- зона развития III (Южные территории) – 15%.
Одним из основных звеньев, через которые непосредственно реализуется государственная политика в данной области, являются региональные подразделения Центров занятости и экономического развития. Деятельность таких 15 центров направлена на обеспечение комплекса основных услуг по поддержке субъектов МСП (например, консультирование и обучение персонала, финансовая поддержка).
Для обеспечения рискового финансирования проектов и сделок, прежде всего, предприятий МСП, развития их международной и экспортной деятельности, а также покрытия рисков от экспортных операций и инвестиционной деятельности за рубежом Министерством торговли и промышленности Финляндии в 1999 г. была создана государственная финансовая специализированная компания «ФИННВЕРА» [16]. Для этих целей компания «ФИННВЕРА» выделяет займы и предоставляет кредитные и специальные гарантии. Государство субсидирует «ФИННВЕРА» по операциям, связанным с предоставлением займов и возмещением потерь по кредитам и гарантиям. С 2001 года Европейский региональный фонд развития (ERDF) принимает участие в финансировании подобных государственных субсидий в странах ЕС.
Министерство курирует и деятельность организации «ФИНПРО», основными задачами которой являются оказание содействия финским предприятиям при их выходе на международный рынок, содействие интернационализации бизнеса финских предприятий на всех стадиях этого процесса и информационная помощь на всех этапах совершения международных операций. Членами «ФИНПРО» являются 700 финских предприятий, а также Центральный союз деловой жизни Финляндии.
Важную роль в действующей системе поддержки предприятий малого и среднего бизнеса играет Национальное технологическое агентство «ТЕКЕС», являющееся основной организацией, финансирующей исследования и определяющей направления работ, способствующих развитию и внедрению высоких технологий [17].
«Инвестиции в финскую промышленность» – государственная специализированная компания, созданная в 1995 г. с целью создания и развития системы венчурного финансирования в Финляндии. В настоящий момент деятельность организации фокусируется на следующих направлениях: информационные и телекоммуникационные технологии, экологические технологии и услуги, здравоохранение, лесной сектор, горнодобывающая промышленность, торговля и обслуживание.
Особое место в системе поддержки субъектов МСП занимает «СИТРА» – Национальный Фонд исследований и развития, которые занимается организацией тренинговых курсов, общим руководством исследовательских проектов, предоставлением займов и субсидий, выдачей поручительств и гарантий, участием в совместных проектах компаний через приобретение доли собственности в них.
Немаловажное значение в системе поддержки МСП в Финляндии отводится комплексу мер, позволяющих обеспечить для субъектов МСП благоприятный режим в ряде отраслей и сфер производства путем предоставления налоговых, таможенных и тарифных льгот [18].
В Швеции содействие развитию предпринимательства оказывает Агентство экономического и регионального развития, являясь координатором Европейской сети содействия предпринимательству в стране, а также финансирует ее вместе с Европейской комиссией (рис. 4).
Европейская сеть содействия предпринимательству в Швеции состоит из 15 бизнес- и научно-исследовательских организаций, которые осуществляют поддержку субъектов МСП в стране (финансовую, консультационную). Представительства сети расположены более чем 20 городах [19].
Направления поддержки субъектов МСП:
- передовые исследования, инновации;
- обеспечение высокоскоростного доступа в Интернет;
- совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры;
- энергоэффективность и возобновляемые источники энергии;
- развитие бизнеса;
- бизнес-образование;
- женское предпринимательство;
- субсидирование транспортных расходов компаний северных территорий (обрабатывающее производство), в том числе имеющих финансовые затруднения.
Рисунок 4. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Швеции [20]
Кроме того, поддержка субъектов МСП в Швеции осуществляется, в том числе, и по «Программе поддержки субъектов МСП в Евросоюзе» (European Union Support Programmes for SMEs An overview of the main funding opportunities available to European SMEs).
В большинстве анализируемых стран основной целью поддержки субъектов МСП является не прямое субсидирование предприятий или обеспечение их финансовыми ресурсами, а создание благоприятных условий для комфортного функционирования субъектов, а также облегчение их доступа к заемным ресурсам (прежде всего – посредством реализации гарантийных программ). В странах с наиболее развитым сегментом МСП регулятивные практики сводятся к минимуму: упрощается система регулирования МСП и пересматриваются нормы, предъявляемые к малому и среднему бизнесу, как в производственном секторе, так и в сфере торговли.
При этом налоговая политика в отношении малых и средних предприятий отличается особой лояльностью. Ярким примером гибкой налоговой политики по отношению к малому и среднему бизнесу является практика налоговых льгот в области инновационной деятельности, принятая в Финляндии.
В качестве особых мер поддержки сектора МСП используются целевые кредиты (например, на развитие инноваций) с льготными условиями. В ряде стран существуют государственные кредиты экспортоориентированным предприятиям.
Заключение
По итогам проведенного анализа к наиболее действенным мерам по поддержке МСП, принятым в мировой практике и которые могут быть адаптированы в России, можно отнести [21]:
1. Налоговые льготы МСП приоритетных для экономики страны отраслей, а также предоставление налоговых льгот инвесторам, осуществляющим вложения в малые и средние предприятия. Повышение налоговой самостоятельности муниципалитетов.
2. Упрощение системы регулирования МСП и актуализация норм, предъявляемых к МСП.
3. Обеспечение малому и среднему бизнесу доступа к государственному заказу.
4. Проведение политики поощрения муниципалитетов к реализации собственных программ поддержки МСП.
5. Увеличение объемов государственных гарантий (и размера гарантийного покрытия) по инвестиционным кредитам МСП, в том числе привлечение пенсионных фондов для расширения системы гарантийной поддержки.
6. Предоставление целевых льготных кредитов (в том числе инновационным, экспортоориентированным и производственным предприятиям). А также проведение политики сглаживания сезонных циклов в отношении сельскохозяйственных МСП.
7. Внедрение специальных программ, поощряющих уже добившихся успеха бизнесменов передавать свой опыт начинающим предпринимателям в обмен на предоставление определенных льгот.
8. Создание гибкой системы государственной поддержки, предусматривающей предоставление денежных средств малым и средним предприятиям в условиях замедления экономики и развитие системы оздоровления МСП.
Наиболее распространенные меры государственной финансовой поддержки сектора МСП в северных странах:
- увеличение объемов поддержки в виде гарантий по кредитам МСП;
- субсидирование самозанятости, в том числе особых категорий населения, например, инвалидов;
- субсидирование субъектов МСП из коренных малочисленных народов севера;
- предоставление особых условий по гарантиям для стартапов;
- увеличение государственных гарантий по экспортным операциям;
- увеличение доли прямого финансирования МСП;
- субсидирование процентных ставок;
- налоговые льготы, отсрочка платежей.
[1] World Bank Group. (2015). Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency (12th Edition). Retrieved from: http://russian.doingbusiness.org/~/media/GIAWB/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/English/DB15-Full-Report.pdf
[2] Canada Business Network – Government Services for Entrepreneurs website.
[3] Там же.
[4] МСП банк. (2014). Малый и средний бизнес в 2014 г.. Режим доступа: https://www.mspbank.ru/analiticheskiy_tsentr/issledovaniya_i_analitika
[5] Там же.
[6] МСП банк. (2014). Малый и средний бизнес в 2014 г.. Режим доступа: https://www.mspbank.ru/analiticheskiy_tsentr/issledovaniya_i_analitika
[7] U.S. Small Business Administration website.
[8] U.S. Small Business Administration website.
[9] Alaska district office // U.S. Small Business Administration website.
[10] МСП банк. (2014). Малый и средний бизнес в 2014 г.. Режим доступа: https://www.mspbank.ru/analiticheskiy_tsentr/issledovaniya_i_analitika
[11] USDA Rural Development website.
[12] Alaska district office // U.S. Small Business Administration website; Alaska Small Business Development Center website.
[13] Ministry of Trade and Industry of Finland website.
[14] Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Финляндии // Сайт Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан.
[15] Там же.
[16] Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Финляндии // Сайт Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан.
[17] Там же.
[18] Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Финляндии // Сайт Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан.
[19] Enterprise Europe Network (Sweden) website.
[20] Enterprise Europe Network (Sweden) website; Ministry of Enterprise and Innovation // Government Offices of Sweden; Swedish Agency for Economic and Regional Growth website; The EIF in Sweden (2014, November 3) // European Investment Fund website.
[21] МСП банк. (2014). Малый и средний бизнес в 2014 г.. Режим доступа: https://www.mspbank.ru/analiticheskiy_tsentr/issledovaniya_i_analitika
Страница обновлена: 05.08.2024 в 17:34:44