Ресурсы модернизации структурных сегментов экономик южнороссийских регионов с позиций несырьевого развития
Кушнаренко Т.В.1
1 Донской государственный технический университет, Россия, Ростов-на-Дону
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 21 (Ноябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье с позиции учета исторически сформировавшейся многоукладности региональных экономик России обосновывается необходимость идентификации специфических факторов, определяющих экономический облик региона, а также условий перехода отдельных территорий на несырьевую модель развития. Наряду с этим делается акцент на разумном сочетании сырьевых и несырьевых производств, исходя из фактически существующего в каждом регионе ресурсного потенциала модернизации и инноватизации реального сектора экономики. Апробация данного подхода проводится на примере регионов Юга России.
Данное исследование предназначено для представителей органов региональной государственной власти, государственных служащих, креативных предпринимателей, преподавателей, аспирантов, магистрантов и бакалавров направления «Экономика», а также для широкого круга читателей.
Ключевые слова: ресурсы модернизации и несырьевого развития, структурные сегменты экономики, многоукладность, технолого-социо-экономический уклад региона
Введение
Исторически сформировавшееся в регионах России разнообразие технологических и социально-экономических укладов, определяющее особенности организации и самоорганизации хозяйственной деятельности, наиболее ярко проявляется в условиях перехода на несырьевую модель, поскольку отражает направления и способы использования ресурсно-сырьевой базы территорий, экономический облик региональных экономик. Это объясняется тем, что реализация модели несырьевого развития экономик отдельных территорий, поиск соответствующих инструментов и механизмов модернизации их структурных секторов предполагает выявление, измерение и оценку региональных ресурсов, а также анализа того, в какой степени и при каких условиях они могут перейти в ранг ресурсов развития и модернизации.
Данная проблема является особенно актуальной для территорий, характеризующихся высокой дифференциацией уровней потенциалов входящих в их состав регионов, включая депрессивные, к числу которых относятся южнороссийские. Поэтому постановка вопроса о выявлении ресурсов модернизации регионов Юга России и оценки возможностей и условий их использования в изменяющемся экономическом ландшафте имеет целью конкретизацию региональных ростоформирующих и лимитирующих факторов. Это позволит осуществить выработку адресных рекомендаций по созданию предпосылок для рационального взаимодополнения потенциалов отдельных технолого-социо-экономических укладов регионов. При этом важно проследить диалектику взаимодействия факторов, определяющих эффективность данного процесса в условиях объективно существующих экономических противоречий между разными укладами.
Исследование экономического потенциала Юга России, в частности его ресурсно-сырьевой составляющей, осмысление роли и места южных регионов в формировании структурообразующего каркаса несырьевого развития национальной экономики в последнее время находится в сфере внимания целого ряда российских ученых (Дружинин, 2014; Кушнаренко, 2013; Матвеева, Никитаева, Чернова, 2015; Невейкина, 2014; Никитаева, Алешин, 2013). Данный интерес во многом обусловлен важным военно-стратегическим и геополитическим положением этого макрорегиона, являющегося одним из крупнейших в России.
Поскольку воспроизводственная система региона в процессе своего функционирования преобразует имеющиеся ресурсы в материальные и нематериальные блага, при разработке стратегий развития территорий Юга России необходимо принимать во внимание их экономический облик, который, создавая определенные конкурентные преимущества, определяет динамику и перспективы развития (как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспектах) отдельных секторов регионального хозяйства.
Формирование экономического облика региона происходит в результате комплексного влияния природно-климатических, экологических, экономических, институциональных, социально-культурных, общественно-политических факторов и условий и может быть описано на основе характеристик, определяющих его конкурентные преимущества. В авторской трактовке под экономическим обликом региона понимается его положение на внутреннем и внешних рынках, обусловленное географическим местоположением, наличием ресурсов, технологиями и формами хозяйственной деятельности, институциональными условиями и другими факторами (рис. 1).
Таким образом, по существу, экономический облик региона характеризует конкурентоспособность территории в окружающей среде, а следовательно, в изменившихся геополитических и геоэкономических условиях - потенциал модернизации, импортозамещения и перехода на несырьевую модель.
При этом важно учитывать, что речь идет не о стремлении к сокращению доли сырьевых отраслей в валовом региональном продукте, а о формировании разумных пропорций в сырьевом и несырьевом секторах региональных экономик, учитывая природно-ресурсный потенциал и сложившиеся в границах этих территорий уклады, во многом определяющие реальные возможности к развитию.
Подобной точки зрения придерживаются Л.Г. Матвеева и И.О. Стефанков, замечая, что наращивание потенциала импортозамещения в реальном секторе экономики должно быть «разумным», что означает стимулирование и активизацию развития тех производств, предприятия которых уже фактически работают по данной модели, занимают лидирующие позиции и определяют рейтинг региона в масштабах страны (Матвеева, Стефанков, 2014; С. 27). Причем представляется важным не противопоставлять сырьевой и несырьевой секторы экономики, а рационально использовать инновационный потенциал сырьевых отраслей в формировании национальной инновационной системы.
Рисунок 1. Факторы, определяющие экономический облик региона
Источник: Разработано автором
По мнению ряда авторитетных ученых и специалистов, сырьевые отрасли посредством «взаимопроникновения» могут стать драйвером инновационного развития не только в своем сегменте, но и в других отраслях (Голубович, Идрисов, Иноземцев, и др., 2010; Фридман, Речко, Логинова, 2014). Соответственно возникает проблема оптимизации отраслевой структуры народного хозяйства региона, исходя из определенного высшим руководством страны стратегического курса на импортозамещение в несырьевых секторах отечественной промышленности. Здесь основным ориентиром должна стать завершенность производственно-технологических цепочек для производства продукции с высокой добавленной стоимостью по принципу «продавать не сырье или полуфабрикат, а готовый продукт».
Для Юга России, в частности, по оценкам ряда экспертов, в этом отношении приоритетными могут стать направления деятельности, модернизация которых возможна на основе интеграции сырьевых и несырьевых потенциалов, представленные в таблице 1. При этом в первую очередь следует обеспечить концентрацию модернизационных ресурсов в тех отраслях, где возможен существенный мультипликативный эффект роста производства в смежных отраслях и, как следствие, в целом в экономике.
В этом отношении одним из наиболее реалистичных направлений развития отраслевой специализации экономики Юга России, принимая во внимание ее многоукладность, представляется агропромышленный комплекс, объединяющий в своей структуре как сырьевую (сельское хозяйство), так и несырьевую (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, пищевая промышленность) сферы деятельности, а также инфраструктурный блок (заготовка, хранение, транспортировка, торговля и др.). Однако в настоящее время в регионе отмечается низкий удельный вес производств с полным циклом переработки сельскохозяйственной продукции. Лимитирующими факторами являются недостаточный уровень развития кадрового потенциала, низкий уровень внедрения современных технологий, высокий уровень физического и морального износа основных фондов.
Тем не менее, уже имеется положительный опыт модернизационного развития несырьевого сектора АПК, в том числе основанный на центро-периферийных производственно-хозяйственных взаимодействиях. В качестве примера можно привести агрохолдинг «Евродон» (Ростовская область), в структуре которого имеются производственные участки по выращиванию и переработке мяса индейки, комбикормовый завод, собственные линии электро-, газо- и водоснабжения, расположенные как на территории региональных центров, так и на периферии. Этот холдинг является одним из крупнейших современных индюшиных комплексов в мире. Не менее успешными в данном регионе являются агрохолдинги «Астон», «Юг Руси», «Балтика», «Агроком», а также крупнейшие отраслевые лидеры по производству мясной продукции - ГК «Тавр», «Новочеркасский мясокомбинат», Матвеево-Курганский мясоптицекомбинат.
Таблица 1
Приоритетные направления создания производственно-технологических цепочек для производства продукции с высокой добавленной стоимостью в регионах Юга России
Регион
|
Направления
деятельности
|
Республика
Адыгея
|
АПК, туризм,
производство строительных материалов
|
Краснодарский
край
|
транспортно-логистический
комплекс, ТЭК, АПК, производство одежды, обуви и аксессуаров, производство
строительных материалов
|
Волгоградская
область
|
химическое и
нефтехимическое производство, металлургия, машиностроение, АПК, судостроение,
текстильное производство
|
Республика
Калмыкия
|
АПК,
туристско-рекреационная деятельность, производство строительных материалов
|
Астраханская
область
|
АПК, ТЭК,
судостроение
|
Ростовская
область
|
АПК, туризм,
производство строительных материалов, сельхозмашиностроение, текстильное и
обувное производство
|
Республика Северная Осетия-Алания
|
АПК, туризм,
производство строительных материалов
|
Республика Дагестан
|
АПК, туризм,
производство строительных материалов
|
Республика Ингушетия
|
АПК, туризм,
производство строительных материалов
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
АПК, туризм,
производство строительных материалов
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
АПК, туризм,
производство строительных материалов
|
Чеченская Республика
|
АПК, туризм,
производство строительных материалов
|
Ставропольский край
|
АПК, туризм,
производство строительных материалов
|
В регионах с преобладанием отсталых технолого-социо-экономических укладов ресурсы модернизационного развития слабо идентифицируются по причине слабой восприимчивости населения и экономики к инновациям. Поэтому акцентирование внимания на инновационной восприимчивости как важном факторе, определяющем эффективность модернизационных преобразований, смещает разработку инструментов стимулирования регионального развития в плоскость формирования условий для развития и проявления инновационной активности хозяйствующих субъектов.
Формирование внутренне мотивированной инновационной активности является, по мнению большинства экономистов и социологов, одним из основных условий развития региональной системы (Данова, 2013; Первакова, 2014; Сухарева, 2013). Соглашаясь с данной точкой зрения, отметим, что методы мотивации, а также применяемые инструменты и механизмы, должны определяться именно уровнем восприимчивости экономических субъектов к инновационным изменениям. Например, стимулирование инновационной деятельности исключительно посредством налоговых и финансово-кредитных механизмов может оказаться неэффективным в регионах с доминирующими отсталыми укладами, где размещение инновационных производств обречено на неэффективность вследствие «гашения» модернизационных импульсов в системе кланово-бюрократических и семейных отношений. В этой связи необходимо, чтобы реализация проектов инновационного развития подкреплялась институциональными изменениями в самой структуре регионального хозяйства, формируя инновационно-предпринимательскую среду, в которую вовлекаются все его элементы.
Следующим важным моментом, определяющим использование региональных ресурсов в инновационных проектах, то есть перевод их в ранг модернизационных, является уровень инвестиционной привлекательности территории. Несмотря на наличие общих факторов, определяющих инвестиционную привлекательность региона (уровень инвестиционных рисков, уровень инфляции, стоимость финансовых ресурсов и пр.), отдельные его территории могут отличаться по данному показателю в зависимости от направлений инвестирования: для одних инвестиционных проектов ключевым фактором привлекательности могут стать недорогие земельные ресурсы, для других - наличие квалифицированных кадров. Очевидно, что формирование инвестиционной привлекательности территории будет определяться как отраслевыми приоритетами развития, так и присущими определенному технолого-социо-экономическому укладу характеристиками.
По душевому объему инвестиций СКФО занимает восьмое, а ЮФО третье место в РФ. Однако относительно высокое место ЮФО объясняется значительными инвестиционными потоками в Краснодарский край, занимающий десятое место среди всех субъектов РФ. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал также свидетельствует о наличии положительной динамики инвестиционных процессов на Юге России. Так, в 2013 году в ЮФО данный показатель составил 108,7%, а в СКФО 102,9%, при том, что в целом в РФ в 2013 году было отмечено снижение инвестиций в основной капитал – индекс составил 99,8%.
Для стимулирования инвестиционных процессов в регионах с низким уровнем инвестиционной привлекательности необходимо, чтобы предпринимаемые меры соответствовали отраслевым приоритетам развития, в свою очередь определяемым с учетом потенциала и специфических характеристик доминирующего уклада. То есть, как указывает Д.К. Погосов, изначально необходимо определить существующий и желаемый тип региона, затем сформировать оптимальный сценарий развития, выяснить наилучший тип инвестиций для этого сценария, а уже затем формировать комплекс программно-целевых мероприятий, направленных на привлечение этих инвестиций в регион (Погосов, 2013; С. 79). Развивая данное положение, отметим, что типологизация регионов может быть основана на признаках, определяющих характеристики их технолого-социо-экономических укладов.
Оценивая модернизационный потенциал кадровых ресурсов южнороссийских регионов, можно отметить, что несмотря на относительно высокий образовательный уровень населения, для этих территорий характерны довольно низкие показатели удельного веса учащихся, а высокий уровень грамотности не конвертируется в высокий уровень инновационной активности, эффективную занятость и высокую производительность (табл. 2). Все это объективно свидетельствует о низком модернизационном потенциале кадровых ресурсов в большинстве регионов Юга России.
Остро высвечивающийся дефицит ресурсов модернизации (инвестиционных, материально-технических, кадровых и прочих) в регионах с отсталыми укладами предполагает поиск эндогенных источников ресурсообеспечения реализуемых в их границах инновационных проектов. Однако обширные территории регионов, имеющих низкотехнологичные уклады, находятся в условиях экономической замкнутости в результате институциональной и инфраструктурной неразвитости, а также масштабного оттока модернизационных ресурсов в «точки роста». Существующая изолированность территорий с низкотехнологичными укладами, возникшая в результате нарушения структурно-воспроизводственной целостности регионов в период рыночных трансформаций, приводит к существенным сбоям в восстановлении структурообразующего каркаса несырьевого развития всей экономики. В этой связи задачи формирования вектора несырьевого развития экономики Юга России состоят в развитии интеграционных взаимодействий и их рационализации на основе максимального использования потенциалов всех сложившихся здесь местных укладов.
Таблица 2
Показатели кадрового потенциала в регионах ЮФО и СКФО [1]
Регион
|
Грамотность,
%
|
Доля
учащихся в возрасте от 7 до 24 лет, %
|
Уровень
экономической активности населения, %
|
Удельный вес
безработных, имеющих высшее образование, %
|
ВРП на душу
населения, руб
|
Краснодарский
край
|
99,8
|
0,707
|
64,8
|
18,4
|
271035,4
|
Ростовская
область
|
99,7
|
0,744
|
64,8
|
20,8
|
197358,8
|
Республика
Адыгея
|
99,6
|
0,714
|
63,3
|
30,0
|
147117,4
|
Ставропольский край
|
99,5
|
0,665
|
64,1
|
22,3
|
154529,6
|
Волгоградская
область
|
99,7
|
0,711
|
67,5
|
19,4
|
221677,3
|
Астраханская
область
|
99,3
|
0,739
|
69,2
|
18,0
|
208328,8
|
Республика Дагестан
|
99,2
|
0,542
|
63,2
|
28,7
|
128639,7
|
Республика Северная Осетия-Алания
|
99,6
|
0,702
|
65,9
|
33,2
|
140924,6
|
Республика
Калмыкия
|
99,4
|
0,707
|
65,8
|
19,4
|
119182,5
|
Республика Ингушетия
|
98,2
|
0,499
|
68,7
|
15,4
|
84532,9
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
99,5
|
0,579
|
65,6
|
26,5
|
123389,8
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
99,3
|
0,596
|
63,9
|
27,9
|
125750,5
|
Чеченская Республика
|
98,3
|
0,603
|
76,9
|
7,1
|
78934,2
|
Заключение
Таким образом, переход на несырьевую модель развития экономики Юга России предполагает формирование такой отраслевой структуры, которая позволит создать «сквозные» ресурсные потоки между центром и периферией, обеспечивающие замкнутость производственных циклов по производству продукции с высокой добавленной стоимостью. Иными словами, предпосылки к преодолению относительной замкнутости технологических укладов отдельных регионов и условия перехода к новому технологическому укладу.
[1] Составлено по источникам: Программа развития ООН опубликовала доклад о развитии человеческого потенциала в регионах России на 2013 год (2013, 17 июня) // Сайт МОГО «Инта»; Регионы России. Социально-экономические показатели – 2014 г. (2014). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/Main.htm
Страница обновлена: 29.10.2024 в 04:15:02