Технология реализации государственной политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности

Коптев Ю.Н., Кутахов В.П., Русинов А.А.1
1 Российский университет дружбы народов, Россия, Москва

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 21 (Ноябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Коптев Ю.Н., Кутахов В.П., Русинов А.А. Технология реализации государственной политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 21. – С. 3649-3658. – doi: 10.18334/rp.16.21.2016.

Аннотация:

Статья посвящена тому, как государственная политика России по укреплению обороноспособности, поддержанию суверенитета и технологическому развитию промышленности, осуществляемая на основе развития системы координатно-временного и навигационного позиционирования, реализовывается на основе технологии, заложенной в федеральной целевой программе «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 2012-2020 годах». Особое внимание уделено рассмотрению методического подхода к оценке экономической реализуемости этой программы. Статья предназначена для ученых-экономистов и специалистов-практиков в области менеджмента в высокотехнологичных отраслях экономики, развитие которых осуществляется на основе технологий федеральных целевых программ.

Ключевые слова: федеральная целевая программа, алгоритм, технология реализации государственной политики, оценка экономической реализуемости, ГЛОНАСС



Введение

Государственная политика Российской Федерации по развитию, укреплению обороноспособности и суверенитета и технологическому развитию обусловливают острую необходимость в создании современной технологии обеспечения государственных нужд и потребностей в системе координатно-временного и навигационного позиционирования. Данная потребность реализуется за счет федеральной целевой программы «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 2012-2020 годах» (далее Программа) (Родионова, Гордеева, Кокуйцева, 2010).

Реализация государственной политики России на основе системы координатно-временного и навигационного позиционирования происходит в условиях усложнения геополитической и экономической ситуации в России и в мире, смены приоритетов промышленного развития государства в сторону острой необходимости интенсификации процессов импортозамещения, наращивания конкурентных преимуществ, концентрации усилий на приоритетных направлениях развития экономики. В связи с динамично меняющимися экономическими условиями реализации государственной политики по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию актуальным становится вопрос о технологии ее реализации.

Ключевым вопросом технологии реализации государственной политики Российской Федерации в области укрепления обороноспособности, суверенитета и технологического развития на основе координатно-временного и навигационного позиционирования становится вопрос о выборе методического инструментария, который позволит оценить влияние внутренних и внешних факторов рисков, сопутствующих реализации мероприятия Программы ГЛОНАСС в 2012-2020 годах. Технология реализации государственной политики РФ в обозначенной области включает решение вопросов об идентификации и мониторинге сопутствующих реализации мероприятия Программы ГЛОНАСС факторов внешней среды и рисков.

Технология реализации государственной политики по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности России представляет собой сложный пошаговый многоэтапный процесс, конечной целью которого является практическое решение поставленных задач по развитию системы координатно-временного и навигационного позиционирования с учетом экономической реализуемости федеральной целевой программы «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 2012-2020 годах».

Рассмотрим содержание основных этапов аналитического исследования, которое должно предшествовать реализации федеральной целевой программы «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 2012-2020 годах» (далее Программы) и обосновывать ее экономическую реализуемость (рис. 1).

Рисунок 1. Схема оценки экономической реализуемости мероприятий

федеральной целевой программы «Поддержка, развитие и использование

системы ГЛОНАСС в 2012-2020 годах».

Источник: составлено авторами.

Дадим характеристику содержанию этапов экономической оценки как важного элемента технологии реализации государственной политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности России на основе развития системы координатно-временного и навигационного позиционирования) (Кокуйцева, Ковков, 2014).

Этап 1. Определение целей и задач формирования механизмов оценки реализуемости мероприятий Программы

На данном этапе необходимо определить целесообразность разработки и внедрения механизмов оценки экономической реализуемости мероприятий Программы, а также обозначить цели и задачи, которые будут решаться за счет использования этих механизмов.

Цели этапа:

- определить и формализовать задачи оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

- определить ожидаемые результаты оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

- определить критерии оценки экономической реализуемости мероприятий Программы.

Результаты этапа:

- формализованные цели и задачи оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

- формализованные критерии оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

- формализованные критерии оценки реализуемости мероприятий Программы.

Этап 2. Определение факторов, влияющих на экономическую реализуемость мероприятий Программы, формирование концепции оценки экономической реализуемости мероприятий Программы

На данном этапе необходимо провести формализацию факторов, влияющих на экономическую реализуемость мероприятий Программы. То есть возникает задача формального описания и обобщения информации о мероприятии Программы, его структуре, рисках и т.д. (Кокуйцева, Ковков, 2014).

Цели этапа:

- сформировать перечень характеристик, оказывающих влияние на экономическую реализуемость мероприятий Программы;

- определить алгоритм и регламент получения значений характеристик, оказывающих влияние на экономическую реализуемость мероприятий Программы.

Результаты этапа:

- набор характеристик, поддающихся численному или логическому измерению, оказывающих влияние на экономическую реализуемость мероприятий Программы;

- регламент получения значений характеристик, оказывающих влияние на экономическую реализуемость мероприятий Программы.

Этап 3. Определение и описание характеристик и экономических инструментов, применяемых в формируемом механизме оценки экономической реализуемости мероприятий Программы

На экономическую реализуемость мероприятий Программы влияют различные группы факторов, каждая из которых обладает своими особенностями. Поэтому для оценки влияния каждой из групп факторов необходимо рассмотреть возможность использования специальных инструментов оценки влияния на экономическую реализуемость мероприятий Программы. Также необходимо определить порядок и последовательность использования инструментов оценки влияния на экономическую реализуемость мероприятий Программы для различных групп факторов.

Цели этапа:

- определение групп факторов, влияющих на экономическую реализуемость мероприятия Программы;

- определение инструментов для оценки влияния групп факторов на экономическую реализуемость мероприятия Программы;

- определение порядка использования инструментов для оценки влияния групп факторов на экономическую реализуемость мероприятия Программы;

Результаты этапа:

- блок-схема оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

- формализованное описание групп факторов, влияющих на экономическую реализуемость мероприятия Программы;

- формализованное описание функциональности инструментов, влияющих на экономическую реализуемость мероприятия Программы.

Этап 4. Определение критериев и разработка методики оценки экономической реализуемости мероприятий Программы на основе использования разработанных ранее инструментов

На данном необходимо определить критерии экономической реализуемости мероприятий Программы исходя из поставленных целей и задач, а именно определить, на основе каких показателей и каким образом будет определяться экономическая реализуемость мероприятий Программы.

Цели этапа:

- сформулировать принципы и порядок оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

- определить набор показателей, необходимых для оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

- разработать методику оценки экономической реализуемости мероприятий Программы.

Результаты этапа:

- набор показателей, необходимых для оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

- набор положений по получению и проведению измерений показателей, необходимых для оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

- методика оценки экономической реализуемости мероприятий Программы.

Этап 5. Определения ресурсов, необходимых для оценки экономической реализуемости мероприятий Программы

На данном этапе необходимо определить, какие информационные ресурсы и из каких источников необходимы для оценки экономической реализуемости мероприятий Программы.

Цели этапа:

- определить и описать ресурсы, необходимые для функционирования оценки экономической реализуемости мероприятий Программы.

Результаты этапа:

- информационная структурированная база данных о ресурсах, необходимых для функционирования оценки экономической реализуемости мероприятий Программы.

Этап 6. Определение информационно-аналитических методов сбора и хранения, изменения и дополнения информации, необходимой для оценки экономической реализуемости мероприятий Программы

Цели этапа:

на данном этапе необходимо осуществить выбор методов сбора, хранения и обработки информации, необходимой для оценки экономической реализуемости мероприятий Программы. Процесс формализации требований к практической реализации формируемого механизма для оценки экономической реализуемости мероприятий Программы необходим для:

- анализа структуры и объема информации, циркулирующей в системе;

- выявления излишков информации;

- избавления от дублирования;

- сжатия информации;

- снижения трудоемкости.

Требования, предъявляемые к оценке экономической реализуемости мероприятий Программы:

- минимальная избыточность;

- использование для максимального числа приложений или задач;

- независимость от программы обработки;

- достоверность данных;

- секретность информации;

- защита от искажения и уничтожения;

- минимальная стоимость обработки;

- способность к развитию и адаптации.

Этап 7. Определение сценариев оценки экономической реализуемости мероприятий Программы

На данном этапе необходимо провести моделирование и описать возможные сценарии оценки экономической реализуемости мероприятий Программы. Должны быть определены варианты действий в случае различных вариантов значений оценки вероятности реализации мероприятия Программы (например: не реализуемой - маловероятной - средне вероятной – весьма вероятной – максимально вероятно реализуемой) (Данилюк, Чурсин, Островская, 2014).

Цели этапа:

- определить и описать сценарии оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

- разработать инструкции и регламенты принимаемых действий в случае различных вариантов значений оценки вероятности реализации мероприятия Программы;

- определить и описать возможные нештатные ситуации в работе механизма оценки экономической реализуемости мероприятий Программы;

- разработать инструкции и регламенты для всех участников работы механизма в случае возникновений нештатных ситуаций.

Результаты этапа:

- набор возможных сценариев оценки экономической реализуемости мероприятий Программы, а также документы, регламентирующие порядок действий каждого из участников механизма.

Этап 8. Определение методов отчетности об оценке экономической реализуемости мероприятий Программы для руководящих лиц Программы

На данном этапе необходимо разработать формы и регламенты предоставления отчетности о работе механизма оценки экономической реализуемости мероприятий Программы. Такие отчеты должны будут генерироваться в специальной форме, утвержденной руководством Программы, на основе актуальной информации баз данных с постоянной периодичностью.

Цели этапа:

- определение набора документов различного типа, необходимых для составления отчетности об оценке экономической реализуемости мероприятий Программы;

- разработка и определение форм и макетов отчетов об оценке экономической реализуемости мероприятий Программы.

Результаты этапа:

- утвержденные наборы форм отчетности об оценке экономической реализуемости мероприятий Программы;

- алгоритмы составления отчетов об оценке экономической реализуемости мероприятий Программы.

Для оценки рисков, влияющих на реализуемость мероприятий Программы, на практике существуют и широко применимы несколько методов качественного анализа и количественной оценки рисков (Чурсин, Васильев, 2011):

- вероятностный анализ. Построение и расчеты осуществляются в соответствии с принципами теории вероятностей и математической статистики. Вероятность возникновения потерь определяется на основе статистических данных предшествовавшего периода с установлением области (зоны) рисков, достаточности инвестиций, коэффициентов риска и т.д.;

- экспертный анализ рисков применяется в случае отсутствия или недостаточного объема исходной информации и состоит в привлечении экспертов для оценки рисков. Отобранная группа экспертов оценивает проект (программу) и его отдельные процессы по степени рисков;

- метод аналогов предполагает использование базы данных осуществленных аналогичных проектов для переноса их результативности на разрабатываемый проект или программу;

- имитационные методы базируются на пошаговом нахождении значения результирующего интегрального показателя за счет проведения многократных опытов с моделью.

Заключение

Описанный в статье механизм оценки мероприятий федеральной целевой программы «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 2012-2020 годах» является ключевым методическим элементом технологии реализации государственной политики России по укреплению обороноспособности, суверенитета и технологическому развитию промышленности России, который позволит принимать обоснованные управленческие решения и оценивать возможности и риски.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:06:04