Линейный и дифференциальный подходы к оценке государственных программ и проектов
Вечкинзова Е.А.1, Мецик О.И.2
1 Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
2 Институт экономики Уральского отделения Российской Академии наук, г. Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 20 (Октябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Рассмотрены особенности оценки государственных, отраслевых и региональных программ и проектов на современном этапе. На смену универсальному подходу предложена дифференциальная методика оценки программ и проектов, позволяющая оценить не только качество разработки программы или проекта, но и потенциал субъекта реализации, оказывающего в итоге непосредственное влияние на качество реализации программ и проектов. Разработанная классификация программ и проектов позволяет дать более четкую оценку реализации государственных программ и проектов как процесса стратегического управления развитием.
Ключевые слова: институты развития, оценка программ и проектов, дифференциальный подход, фрактальная теория, матрица классификации государственных программ
Введение
Вхождение Казахстана в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира это серьёзный вызов. Это потребует значительного повышения культуры бизнеса, общего роста предпринимательской инициативы, внедрения различного рода инноваций во всех сферах экономики Казахстана – от сельского хозяйства до наиболее наукоемких и технологически сложных отраслей. Для эффективной координации всех требуемых экономических улучшений необходимы серьезные и глубоко продуманные национальные и региональное проекты и программы со стороны государства. Кризисные явления экономики, наблюдаемые последнее десятилетние как в Казахстане, так и в других странах СНГ, остро ставят вопрос об эффективности действующих и будущих государственных программ, эффективности расходования ограниченных бюджетных средств, четкости и ясности достигаемых целей.
В 2009-2012 гг. Институтом экономических исследований (Казахстан) были начаты работы по масштабной оценке более 300 государственных и отраслевых программ и проектов Республики Казахстан. Была разработанная методика оценки, которая учитывала:
1. Требования Бюджетного кодекса Республики Казахстан;
2. Рекомендации по оценке Азиатского банка развития;
3. Методологию оценки проектов и программ Всемирного банка [1];
4. Рейтинговый инструмент оценки программ США Program Assessment Rating Tool (PART) [2];
5. Разработки по оценке проектов и программ Института экономики города [3].
Авторский коллектив в процессе разработка методики изучил «плюсы» и «минусы» различных моделей, а также возможности их выборочного применения для оценки программ в Казахстане. Основу казахстанской методики оценки составили:
- общие подходы логического моделирования, упрощенные и адаптированные для использования государственными органами Республики Казахстан (исключен ряд этапов без снижения общей эффективности модели);
- наработки США и РФ, отдаленно схожие с PART [4], но полностью переработанные и адаптированные под казахстанское бюджетное законодательство.
Разработанная методика мультикритерийной средневзвешенной оценки программ и рабочая модель электронной формы оценки (Вечкинзова, 2008) включала 44 качественных критерия, разбитых на 3 блока и 10 подгрупп:
1 блок. Оценка разработки программы - 3 подгруппы, 13 критериев.
2 блок. Оценка разработанных показателей результативности программы - 3 подгруппы, 7 критериев.
3 блок. Оценка результативности реализации программы - 4 подгруппы, 24 критерия.
Итоговая интегральная оценка формируется как средневзвешенный балл по 5-балльной шкале и сопровождается заключением о ее потенциальной эффективности с рекомендациями к дальнейшим действиям.
Практика проведенной оценки позволила выявить и конкретизировать основные факторы и причины некачественной реализации программ и проектов, а также дать концептуальные и содержательные рекомендации по совершенствованию процесса планирования, реализации и мониторинга программ и проектов (Вечкинзова, 2009).
Основные преимущества проведенной оценки программ и проектов в Казахстане:
- универсальность формализованной методики оценки позволяет проводить оценку и сравнивать достигнутые результаты вне зависимости от контента программ;
- единая шкала измерителей (критерии, их весовой коэффициент и минимальный балл), позволяющая опосредованно оценивать уровень квалификации разработчиков, администраторов и исполнителей программных мероприятий;
- оценка того, как регулярно проводимый процесс дисциплинирует администраторов программ, «вынуждая» проводить мониторинг своевременности, полноты и эффективности достижения ключевых показателей программ.
Универсальная методика оценки позволила очертить проблемное поле в программировании и администрировании всех сфер социально-экономической деятельности Казахстана. Вместе с тем, универсальная методика оценки как «средняя температура по больнице» позволяет идентифицировать текущее состояние, но не задает направлений совершенствования и развития различных по своей направленности социально–экономических процессов. Кроме того, уровень квалификации, потенциал субъекта реализации программ и проектов (администратора, провайдера в лице конкретного Института развития), ясность и четкость целей напрямую влияют на эффективность реализации государственных программ и проектов.
В связи с этим авторы видят необходимость усовершенствования данной методики оценки программ и проектов путем классификации институтов развития, а также классификации самих программ и проектов, которые позволят более точно оценивать результативность и качество государственных программ в новых экономических условиях, порождаемых мировым экономическим кризисом.
Классификация программ и институтов развития означает переход от уравнительной модели оценки к дифференциальной оценке программ и институтов развития. Основа дифференциальной модели может быть построена на фрактальной теории, когда в основу оценки положена определённая мера, определяемая свойствами субъекта и объекта программы, на которого и для которого данная программа задумана. Фрактальный подход позволяет проводить анализ, «который в больше мере характеризует не оперативное, а стратегическое поведения организации» (Воробьев, 2006). Фрактальный подход позволяет определить основной стиль, основную модель поведения, стратегическую линию, которую реализует субъект – институт развития на рынке – объект программы.
Предлагаемая авторами дифференциация оценки программ / портфелей проектов / проектов позволяет перейти от «уравнительной» (общей) к «частной» (дифференциальной) методике оценки специфических (уникальных) свойств программ и проектов. Авторский подход к дифференциальной методике строиться на основе матричной классификации программ и проектов.
Классификация субъекта определяется по целевой направленности программы и включает в себя: прорывные (развитие), поддерживающие (функционирование) и купирующие (редуцирующие или сдерживающие) целевые ориентации программ.
Классификация объекта определяется по устремленности охватить все проявления системы: от человека до машин, поэтому включают в себя: общественное сознание (все объекты, связанные с информационным полем, общественным мнением, общественной оценкой, моралью, образованием и т.д.), инфраструктура (компоненты, которые обеспечиваю связь системы), организационные или административные структуры, и материальная.
Таким образом, на основе объединения указных выше классификаций методика дифференциальной оценки формирует 12 возможных типов программ и проектов (табл. 1).
Таблица 1
Матрица возможных программ и проектов
Типы программ
|
1. Общественное
сознание
|
2. Инфраструктура
|
3. Организационные
и административные структуры
|
4. Материальная
база
|
А.
Прорывные
|
А.1
|
А.2
|
А.3
|
А.4
|
В.
Поддерживающие
|
В.1
|
В.2
|
В.3
|
В.4
|
С.
Купирующие (сдерживающие)
|
С.1
|
С.2
|
С.3
|
С.4
|
Типы программ в соответствии с целевыми показателями
Прорывные программы / проекты. Главное - достичь прорыва; результат есть, если достигнут на 100%, результат на 98% - это провал. Не взирая на потери и затраты, сделать новый результат (создать то, что раньше не делали, то, что перспективно): проекты нанотехнологий, новый менеджмент и т.д.
Поддерживающие программы / проекты. Сохранить, не допустить снижения или упадка существующих тенденций. Поддержание в рабочем состояний (строительство и реконструкция дорог, электрическим коммуникации, коммуникация ЖКХ и др.).
Купирующие (сдерживающие) программы / проекты. Взять под контроль и управляемо снижать негативные факторы социального и экономического характера (безработица, курение, болезни, коррупция и т.д.)
Объекты воздействия в зависимости от типов программ
Общественное создание. Обучение и вовлечение людей, направленное на принятие или отрицание нужных идей, а также формирования отношения что хорошо, а что плохо – реализация идеологии.
Инфраструктура. Создание связей (объектов и субъектов обеспечения) информационного, коммуникационного, логистического, электро- и трубопроводного типа, автодороги, социальные и технологические связи между регионами или частными компаниями.
Организационные и административные структуры. Открытие, реструктуризация или закрытие различных деловых, социальных, государственных управляемых структур, направленных на производство продукта или предоставление услуг (открытие центров обслуживания населения, профессиональные и общественные ассоциации, реструктуризация крупных национальных или градообразующих предприятий).
Материальная база. Строительство зданий, материальной части инфраструктуры, приобретение или создание оборудования и других материальных ценностей.
В дифференциальной методологии используются те же группы качественных критериев, использовавшихся в прежнем подходе, но включает 14 качественно новых критерия, которые позволяют сформировать уникальные конфигурации для 12 типов дифференцированных программ и проектов (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительная значимость программ для страны
Типы программ
|
1. Общественное сознание
|
2. Инфраструктура
|
3. Организационные и административные
структуры
|
4. Материальная база
|
А.
Прорывные
|
10
|
9
|
8
|
7
|
В.
Поддерживающие
|
8
|
7
|
6
|
5
|
С.
Купирующие (сдерживающие)
|
6
|
5
|
4
|
3
|
Применение единого дифференциального подхода к оценке государственных программ и проектов позволит:
№
|
Показатели методики
|
Линейная методика
|
Дифференциальная методика
|
1
|
Экономить
бюджетные средства за счет сокращения непроизводительных затрат.
|
+
|
+
|
2
|
Обеспечить
прозрачность расходования бюджетных средств.
|
+
|
+
|
3
|
Определять
причины и факторы недостаточной эффективности реализации программ.
|
+/-
|
+
|
4
|
Оперативно
и своевременно корректировать содержание и механизмы реализации программ.
|
+/-
|
+
|
5
|
Повышать
ответственность провайдеров (Институтов развития) и их замену при
необходимости.
|
+
|
+
|
6
|
В
будущем создать важный рыночный инструмент «Рейтинговой оценки институтов
развития» по критерию качества реализации программ
|
-
|
+
|
Процедура оценки в рамках дифференциальной методике должна быть разделена на этапы:
Этап 1. Оценка качества программы/проекта как инструмента развития предпринимательства. Включает такие группы критериев качества разработки как:
– актуальности и адресности программы;
– финансового обеспечения реализации программы;
– долгосрочных показателей результативности программы;
– промежуточных показателей результативности;
– запланированных программных мероприятий.
Этап 2. Оценка потенциала Института развития как исполнителя программ и проектов. Включает группы критериев, оценивающие потенциальные возможности Института развития эффективно реализовать программу/ проект:
– процессы стратегирования и лидерства как способность и готовность к реализации программы / проекта;
– наличие и качество разработки концепции, процедур и механизмов реализации программы / проекта;
– обеспеченность и уровень квалификации профессиональных кадров.
А также группы критериев оценки процессов координации деятельности по реализации программы / проекта:
– функционирование внутренней системы мониторинга деятельности по реализации программы / проекта;
– каналы связи / кооперации с бенефициариями;
– инфраструктура по реализации программы / проекта.
Этап 3. Оценка эффективности реализации программ Институтом развития. Включает группы критериев оценки деятельности по реализации программы Институтом развития в разрезе типов портфелей проектов:
– полученного прямого результата реализации программы / проекта;
– результативности программы / проекта;
– устойчивости полученных результатов;
– экономической эффективности реализации программы/ проекта.
Каждый этап представляет собой завершенную процедуру оценки. Результаты оценки отдельных этапов могут использоваться как самостоятельный результат, так и в сводных оценках различных программ.
Заключение
Усовершенствование методики оценки государственных программ путем использования теории фракталов – выделение ключевой линии поведения организации, позволяет сформировать дифференциальную методику и на ее основе проводить более четкую оценку реализации государственных программ как процесса стратегического управления процессами развития, функционирования, или купирования элементов экономической и социальной системы Казахстана. Это позволит поднять качество государственного управления, а вместе с ним и качество расходования ограниченных бюджетных средств.
[1] Resources for Evaluators/Networks // Independent Evaluation Group website; The World Bank. (2004). Monitoring&Evaluation: Some Tools, Methods & Approaches. Retrieved from: http://siteresources.worldbank.org/EXTEVACAPDEV/Resources/4585672-1251481378590/MandE_tools_methods_approaches.pdf.
[2] Office of Management and Budget // Official White House website.
[3] Ветров, Г.Ю., Визгалов, Д.В., Пинегина, М.В., Шевырова, Н.И. (2003). Оценка муниципальных программ. М.: Фонд «Институт экономики города»; Организация административного мониторинга социальных программ на региональном и местном уровнях (2002). М.: Фонд «Институт экономики города»; Хатри, Г.П. (2005). Мониторинг результативности в общественном секторе. М.: Фонд «Институт экономики города».
[4] PART – методика оценки крупных государственных программ.
Страница обновлена: 25.10.2024 в 03:21:42