Сетевое взаимодействие научно-образовательных учреждений как ключевой элемент активизации экономического кластера в строительной отрасли региона
Гареев И.Ф.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 19 (Октябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Формирование кластеров направлено на повышение синергетического эффекта от объединения разных по назначению институтов в одной цепочке. Стартом функционирования строительного научно-образовательного кластера в Республике Татарстан можно охарактеризовать формирование экономического кластера в строительной отрасли. Представленное в статье исследование кластерного развития раскрывает специфику данной предметной области. Информация будет полезна тем, кого интересуют кластерные образования как инструмент развития региона.
Ключевые слова: экономический кластер, научно-образовательный кластер, подготовка квалифицированных рабочих, сетевое образование
Введение
Ключевым условием подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов научные исследования определяют качество образования. В условиях высокой конкуренции во многих областях производственной деятельности и товарных рынков профессиональное образование должно ориентироваться на соответствие постоянно изменяющимся требованиям работодателей. Последние, действуя в условиях динамичной внешней среды, увеличивают требования к профессиональным навыкам сотрудников. Другими словами, вопросы подготовки современных специалистов, в конечном счете, направлены как на повышение конкурентных преимуществ работодателей, так и на решение социально-экономических проблем общества. Таким образом, подготовка качественных и конкурентоспособных специалистов должна осуществляться в единении учебных заведений различного уровня и отраслевых организаций (Наумова, 2014).
Автор статьи, являющийся членом административной группы научно-образовательного кластера «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», попробует раскрыть содержание нового инструмента активизации образовательного процесса.
Научно-образовательный кластер как инструмент повышения качества подготовки специалистов
Для повышения восприимчивости данных звеньев друг к другу многими участниками (в т.ч. органами государственной власти и профессиональными экспертами) был предложен такой вид сотрудничества, как научно-образовательный кластер (НОК) (Кульков, 2014). В Республике Татарстан в 2006 году для практического внедрения в жизнь Кабинетом Министров была утверждена «Концепция формирования образовательных кластеров», важнейшей целью которой было определено обеспечение эффективной интеграции в системе образовательно-трудовых отношений «учреждение начального профессионального образования – вуз – предприятие». По мнению Анисцыной, при таком подходе можно рассчитывать на распространение внутри кластеров инновационных импульсов. В итоге главной целью деятельности высшего учебного заведения в рамках инновационной среды является формирование у студентов способности эффективного применения знаний и умений на практике при создании новой конкурентоспособной продукции (Анисцына, 2010). Мы также придерживаемся данной точки зрения, более того, в современных условиях это будет одним из ключевых условий импортозамещения.
В целом, цели создания НОК могут быть разными и определяются участниками объединения (Прокофьев, 2013b). К примеру, по мнению Прокофьева К.Ю., кластеры могут создаваться и по отраслевому признаку (Прокофьев, 2013a).
С целью системного развития образования, аккумулирования достижений различных уровней образования и успешной интеграции с производством в Республике Татарстан с 2011 года кластерное развитие образовательных учреждений вышло на новый уровень развития. На уровне Правительства Республики Татарстан было принято решение о создании ряда научно-образовательных кластеров, во главе которых встали высшие учебные заведения. Для тесной интеграции с органами власти в состав управляющих органов были включены также руководители и представители министерств и ведомств Республики Татарстан.
По мнению исследователей, создание кластеров является основой развития регионов (Кулакова, 2013). Более того, некоторые авторы уровень инвестиционной привлекательности региона напрямую связывают с эффективностью взаимодействия вузов и бизнес-структур (Морозова, Мысин, 2014).
Научно-образовательный кластер как институт развития строительной отрасли
Одной из точек роста народного хозяйства Республики Татарстан призван стать строительный научно-образовательный кластер «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (НОК КГАСУ).
По состоянию на 1 августа 2014 года состав строительного научно-образовательного кластера достиг минимальных масштабов, в то время как при создании в 2011 году он насчитывал 8 учебных заведений. В настоящее время в состав НОК КГАСУ входят следующие образовательные учреждения:
1. Казанский государственный архитектурно-строительный университет, являющийся отраслевым учебным заведением со 100% востребованностью выпускников;
2. Казанский строительный колледж, являющийся вторым по размерам учреждением среднего профессионального образования в Республике Татарстан, ежегодный выпуск в котором превышает 500 человек;
3. Набережночелнинский экономико-строительный колледж имени Е.Н. Батенчука, осуществляющий подготовку квалифицированных мастеров для строительной отрасли;
4. Набережночелнинский строительный колледж, который осуществляет подготовку преимущественно специалистов рабочих профессий;
5. Бугульминский строительно-технический колледж, выпускающий на рынок востребованных рабочих и мастеров для юго-востока Республики Татарстан и близлежащих регионов.
Отметим, что изучение нами истории становления профессионального образования в стране показало, что решение именно этого вопроса создавало реальные предпосылки для увеличения деловой активности в регионе (Власов, 2014b). Причем для реализации каких-либо крупных проектов активизация подготовки рабочих кадров видится одним из главных условий (Власов, 2014a). Более того, в рамках ресурсного центра возможна реализация краткосрочных образовательных программ, которые в обычных условиях не реализуются (Иванкина, 2013). В целом, потенциал ресурсных центров, по мнению Фурина А.Г., заключается даже в способности улучшить качества человеческого капитала (Фурин, 2014).
Целью строительного научно-образовательного кластера является повышение качества строительного образования, совершенствование форм и методов подготовки квалифицированных кадров для отраслей строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в объёме, достаточном для обеспечения своевременного завершения строительства стратегических объектов недвижимости (Корчагин, Сафин, 2013). Создание НОК КГАСУ направлено на достижение синергетического эффекта от совместной деятельности учреждений среднего и высшего образования, что должно обеспечить осознанность выбора профессиональной ориентации для широкой категории молодежи, в итоге подняв на новый уровень кадровое обеспечение инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан. Кроме того, это позволит усилить работы над техническими разработками (Примак, 2013).
Необходимо отметить, что в начале запуска кластерного развития учреждений образования «распределение» учреждений среднего профессионального образования (СПО) под кураторство вузов осуществлялось хаотично, в определенной спешке, а потому некоторые учреждения СПО попали в кластеры с другим профилем. Впоследствии началась реформа профессионального образования, когда учреждения, осуществлявшие начальную профессиональную подготовку, стали ликвидироваться либо реорганизовываться в учреждения СПО. В результате некоторые учреждения были просто ликвидированы, некоторые присоединены в виде отделений начального профессионального образования (НПО) к действующим колледжам, а небольшая часть всё ещё ждёт своей судьбы. К примеру, профессиональный лицей №33 стал частью территориально находившегося рядом Казанского строительного колледжа.
Структура НОК КГАСУ отвечает цели создания условий для социального партнерства, распределения ответственности за управление образованием между государством и обществом, в частности между учебными заведениями и работодателями. Для достижения поставленной цели определены ключевые задачи НОК КГАСУ:
- повышение качества и эффективности образовательного процесса в учебных заведениях кластера;
- обеспечение непрерывной и многоуровневой подготовки квалифицированных кадров для сферы строительства жилищно-коммунального хозяйства, в т.ч. на условиях государственного заказа;
- соответствие образовательной подготовки специалистов требованиям работодателей, государства и региональной экономики;
- создание условий для фундаментальных исследований в области промышленности строительных материалов, технологий, конструкций и средств механизации строительства;
- налаживание стратегических долгосрочных взаимоотношений с органами государственной и муниципальной власти для решения задач в области науки и образования;
- формирование партнерских отношений с ведущими работодателями отрасли для организации практики студентов с использованием с современных технологий и оборудования, в том числе с целью дальнейшего трудоустройства выпускников, а также для организации стажировок для профессорско-преподавательского состава на инновационных предприятиях.
Направления деятельности строительного научно-образовательного кластера
Управлением НОК КГАСУ занимается Координационный совет. Целью Координационного совета является обеспечение стратегического руководства деятельностью научно-образовательного кластера. Основными задачами Координационного совета являются определение стратегии развития научно-образовательного кластера и утверждение краткосрочных и среднесрочных планов деятельности.
Координационный совет НОК КГАСУ формируется из представителей учреждений участников научно-образовательного кластера, органов государственной власти, местного самоуправления, предпринимательских и научных кругов.
В частности, в состав Координационного совета НОК КГАСУ входят руководители ООО «ГК Производственно-строительная база - 2», ОАО «Камгэсэнергострой», ООО «АК БАРС Девелопмент», ООО «Ак Таш». Указанные организации являются ведущими социальными партнерами строительных колледжей и принимают активное участие в их развитии. Более того, при их поддержке осуществляется реализация практических проектов, направленных на повышение качества образовательной подготовки студентов (табл.).
Учебно-методический центр по повышению квалификации работников строительной отрасли может быть определен в качестве центра оценки и сертификации компетенций, как это предлагают делать в других кластерах (Анохина, Мочальников, Коростелев, 2014).
Запуск ресурсного центра на базе Казанского строительного колледжа предусматривает создание центра подготовки и переподготовки кадров, а также повышения квалификации, но принципиальная новизна в оперативном реагировании на потребности работодателей в квалифицированных кадрах. На протяжении последних лет идея создания ресурсных центров получает всё большую популярность, а на государственном уровне увеличивается их поддержка (Пукалов, Лапицкий, 2014). Кроме того, в рамках функционирования ресурсного центра актуальным видится создание кадрового агентства, который обеспечивал бы аккумулирование информации о спросе и предложении на рынке труда (Кузьмина, 2014).
Таблица
Примеры лучших практик внутрикластерного взаимодействия
№
|
Наименование
проекта
|
Краткие
результаты проекта
|
Финансирование
|
1.
|
Проектный семинар "Квартал
2020"
|
Подготовлена концептуальная программа
застройки жилого квартала крупнейшего города
|
Организация за счет ООО «Ак Барс
Девелопмент» (социальный партнер КГАСУ и Казанского строительного колледжа)
|
2.
|
Реконструкция учебных корпусов
Казанского строительного колледжа
|
Ремонт экстерьера и интерьера учебных
корпусов и мастерских колледжа
|
ООО «Ак Таш» (социальный партнер
Казанского строительного колледжа)
|
3.
|
Учебно-методический центр по повышению
квалификации работников строительной отрасли
|
Реконструкция помещений учебного
центра, оснащение современной техникой
|
СРО «Союз строителей»
|
4.
|
100 скверов
|
Строительство 100 скверов в г. Казань.
Студенты КГАСУ – разработчики и исполнители, подрядные организации – финансирующая
сторона
|
Подрядные организации г. Казань
|
5.
|
Ресурсный центр (Центр прикладных
квалификаций)
|
Запуск Ресурсного центра как центра
подготовки и переподготовки кадров, а также повышения квалификации
|
Собственные средства Казанского
строительного колледжа
|
Рассмотренное выше содержание деятельности НОК КГАСУ с достаточно высокой точностью характеризуется именно как научно-образовательной кластер, несмотря на то, что там присутствуют и представители органов государственной власти, и ведущие профессиональные участники рынка строительства.
Изучение исследований по тематике кластерного развития региональной экономики позволило получить другую, отличную от рассматриваемой здесь трактовку строительного кластера. Так, нашими коллегами Григорьевой О.В. и Григорьевой Н.С. была дана авторская характеристика содержанию строительного кластера Республики Татарстан. Авторы из статистических наблюдений структуру строительного кластера сформировали из шести блоков организаций: производители строительных материалов, застройщики, проектные организации, девелоперы, профессиональные посредники и профильное министерство (Григорьева, Григорьева, 2013).
В соответствии с позицией авторов, наличие НИИ и образовательных учреждений, обеспечивающих разработку технологий и подготовку кадров в рамках профильной деятельности кластера, является одним из достаточных условий наличия регионального экономического кластера. Также авторы отмечают, что строительный кластер Республики Татарстан пока не является формально оформленным.
Мы считаем, что формально оформить, объединить – например, нормативным документом или соглашением, – тысячи организаций строительного сектора невозможно. Более того, их качественный и количественный состав изменчив и зависит от деловой активности и конъюнктуры рынка.
Заключение
Научно-образовательный кластер КГАСУ, в котором, кроме профессиональных участников строительного процесса, есть ещё и учебные заведения разного уровня, саморегулируемые организации, а также органы исполнительной власти, можно смело считать строительным или экономическим кластером. Такой же точки зрения придерживается и Сироткин, включая в свою модель все указанные институты (Руткаускас, Сироткин, 2012). Более того, целью функционирования строительного кластера автор видит качество продукта отрасли – жилищного фонда (Сироткин, 2011). Безусловно, экономический кластер - более широкое понятие, чем научно-образовательный кластер, он включает его, не может без него полноценно и эффективно функционировать. В связи с этим разрабатываемые к внедрению мероприятия обязательно должны предусматривать вовлечение в образовательный процесс как можно больше участников.
Страница обновлена: 29.10.2024 в 20:51:49