Практика сотрудничества средней и высшей школы в рамках научно-образовательного кластера в строительной отрасли
Гареев И.Ф.1, Рожков В.Л.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 19 (Октябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Гареев И.Ф., Рожков В.Л. Практика сотрудничества средней и высшей школы в рамках научно-образовательного кластера в строительной отрасли // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 19. – С. 3311-3320. – doi: 10.18334/rp.16.19.1986.
Аннотация:
В статье рассматривается характеристика активности институтов строительного научно-образовательного кластера. И если органы государственного управления продолжают пребывать в раздумьях относительно путей развития, то образовательные учреждения научно-образовательного кластера КГАСУ самостоятельно формируют успешные пути сотрудничества. В представленном исследовании раскрыты успешные практики сотрудничества средней и высшей школы. Данный материал будет полезен организациям строительной отрасли, интересующимся спецификой подготовки квалифицированных кадров.
Ключевые слова: повышение квалификации, научно-образовательный кластер, подготовка квалифицированных рабочих, рабочие профессии
Введение
В настоящее время между учреждениями средней и высшей школы научно-образовательного кластера «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (НОК КГАСУ) активно развивается сетевое взаимодействие. Одним из достижений можно отметить то, что выпускники Казанского строительного колледжа, обучавшиеся по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», могут поступить в КГАСУ на укороченную программу подготовки по направлению «Строительство» (профиль «Промышленное и гражданское строительство»).
В рамках реализации программ прикладного бакалавриата планируется обучение студентов КГАСУ в Казанском строительном колледже, благодаря чему студенты смогут получить рабочие профессии.
В рамках функционирования НОК КГАСУ осуществляется вовлечение работодателей в процесс разработки квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, совершенствования образовательных технологий, аттестации образовательных программ, технического оснащения производственных мастерских и повышении квалификации мастеров производственного обучения. Ежегодно обеспечивается мониторинг потребности в кадрах строительной отрасли в текущем и прогнозном периодах (для обеспечения заданных действующими программами темпов жилищного строительства (Бондаренко, 2011)).
Исследованию особенностей реализации этих процессов в образовательных учреждениях научно-образовательного кластера КГАСУ и посвящена данная статья.
Характеристика деятельности учреждений НОК КГАСУ
Главным индикатором востребованности учебного заведения является интерес к его выпускникам (Клячко, 2010). Анализ трудоустройства выпускников, обучавшихся по строительным профилям, показывает, что доля выпускников дневной формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования организаций среднего профессионального образования (СПО) кластера, трудоустроившихся по специальности не позднее завершения первого года после выпуска, составляет 100%. По КГАСУ данный показатель достигает 99,5%.
Таблица 1
Информация о прогнозе потребности подготовки квалифицированных рабочих и специалистов строительной отрасли, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан на 2015-2017 годы
Уровни профессионального
образования
|
Годы
|
Всего
| ||
2015
|
2016
|
2017
| ||
Начальное
|
1936
|
2093
|
2217
|
6246
|
Среднее
|
1704
|
1829
|
1917
|
5450
|
Высшее
|
1880
|
2091
|
2179
|
6150
|
Всего
|
5520
|
6013
|
6313
|
17846
|
При этом фактический выпуск примерно на 40% меньше потребности в кадрах (табл. 2).
Таблица 2
Количество обучающихся и выпускников в учреждениях профессионального образования, входящих в научно-образовательный кластер КГАСУ
Наименование
учебного заведения
|
Выпуск
учащихся, чел.
в 2014 г. |
Казанский государственный
архитектурно-строительный университет
|
1100
|
Казанский строительный колледж
|
429
|
Бугульминский строительно-технический
колледж
|
297
|
Набережночелнинский
экономико-строительный колледж им. Е.Н. Батенчука
|
138
|
Набережночелнинский строительный
колледж
|
113
|
ВСЕГО
|
2077
|
Колледжи, рассматриваемые для
включения в НОК КГАСУ:
|
|
Казанский колледж коммунального
хозяйства и строительства
|
298
|
Нижнекамский агропромышленный колледж
|
250
|
Одной из причин такой популярности строительного образования является высокая деловая активность в инвестиционно-строительном комплексе Республики Татарстан. Значительное количество реализуемых проектов требуют большого количества квалифицированных кадров (Прокофьев, 2013a). А если учесть, что за последний год ужесточилась миграционная политика, то особый интерес испытывают колледжи со стороны строительных организаций, демонстрирующие существенно возросшую потребность в квалифицированных рабочих (Кульков, 2014).
Место WorldSkills Russia в развитии образовательных учреждений
С целью повышения привлекательности рабочих профессий в Российской Федерации запущено движение WorldSkills.
WorldSkills – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.
Региональный чемпионат проведен с целью выявления наиболее способных и профессионально подготовленных студентов для участия в Национальном Чемпионате WorldSkills Russia.
Для популяризации строительных профессий среди студентов университета наши коллеги из колледжа решили пригласить их для участия в региональном чемпионате WorldSkills Russia. Участие студентов КГАСУ было возможным только вне конкурса. Тем не менее, опытные ребята студенческого строительного отряда «КГАСУ» были рады попробовать свои силы в соревнованиях со сверстниками из колледжа.
Наши студенты участвовали вне конкурса (по компетенциям «Облицовочник-плиточник» и «Каменщик»), но показанные ими жюри чемпионата результаты позволили оценить их работу выше среднего уровня, сразу за призовыми местами. В жюри входили представители ведущих строительных организаций, которые отметили, что показанный им уровень мастерства позволяет быть востребованными на рынке труда уже сейчас.
Стороны договорились о расширении перечня специальностей, по которым студенты КГАСУ будут привлекаться к участию в конкурсах профессионального мастерства.
Интеграция учащихся колледжей в университетскую жизнь
С целью повышения качества образовательной подготовки в учреждениях среднего профессионального образования, вузом, совместно с колледжами научно-образовательного кластера, реализуется план мероприятий, направленный на популяризацию научной деятельности и привлечение внимания учащихся к разработкам молодых ученых университета (Сафин, Корчагин, Загидуллина, и др., 2012).
21 апреля 2015 года в рамках запланированного перечня мероприятий научно-образовательного кластера «КГАСУ» в Казанском колледже коммунального хозяйства и строительства прошла очередная встреча молодых ученых КГАСУ с учащимися. На встрече присутствовали учащиеся старших курсов.
С целью вовлечения в профессиональную деятельность в стенах Казанского строительного колледжа была проведена встреча представителей студенческого строительного отряда (ССО) университета с учащимися колледжа.
На встречу с представителями ССО собралось более 90 студентов 2, 3, 4 курсов. Большой интерес нашего ССО к студентам колледжа вызван тем, что учащиеся колледжа после 2–3 курсов получают рабочие профессии. А это позволит ССО работать на тех участках, где требуются квалифицированные кадры. Учащиеся получают наиболее востребованные профессии – каменщик, сварщик, маляр, штукатур.
2 июня 2015 года по случаю 85-летия основания вуза и 125-летия строительного образования в Республике Татарстан учреждения среднего профессионального образования, входящие в состав НОК КГАСУ, продемонстрировали мощный творческий и образовательный потенциал своих коллективов.
Студенты Казанского строительного колледжа гостям продемонстрировали специфику кирпичной кладки. Учащиеся Казанского колледжа коммунального хозяйства и строительства показали особенности таких необходимых компетенций, как плотницкое и столярное дело. Студент Нижнекамского агропромышленного колледжа раскрыл секреты сухого строительства и штукатурных работ. Представители Бугульминского строительно-технического колледжа показали талант в малярных и декоративных работах.
Все представители колледжей являются победителями и призерами региональных и национальных конкурсов профессионального мастерства.
О роли социального партнерства
Для развития строительной отрасли необходимо тесное взаимодействие учебных заведений с ведущими предприятиями и организациями (Сироткин, 2011). Прежде всего, необходимо выделение значительных средств на укрепление материально-технической базы учреждений СПО (Чугунов, Васильев, Фрумин, 2010). В практике функционирования строительных колледжей это видится следующим образом.
Конкретные учебные аудитории и мастерские закрепляются за отдельными организациями отрасли. При содействии организаций осуществляется капитальный ремонт помещений, оснащение их необходимым оборудованием и инвентарем (Наумова, 2014). Преподаватели и мастера производственного обучения проходят курсы повышения квалификации, при необходимости – стажировку в базовой организации (Сафина, 2009). В дальнейшем оснащенная учебная аудитория позволит как обучать всех желающих, так и повышать квалификацию сотрудников базовой организации (Фурин, 2014).
Это позволит регулярно проводить обучающие семинары и курсы повышения квалификации (Фрумин, Поляруш, 2008). В программах обучения, помимо преподавателей СПО, принимают участие представители строительных компаний и производителей строительных материалов и конструкций. В свою очередь, для повышения квалификации преподаватели СПО должны проходить стажировку на базе организаций (Прокофьев, 2013b).
Одним из многочисленных примеров успешного взаимодействия колледжа и производителя строительных материалов является сотрудничество ООО «ТехноНИКОЛЬ – Строительные Системы» (производитель кровельных и гидроизоляционных материалов).
В рамках запланированного к запуску ресурсного центра на базе Казанского строительного колледжа компания ТехноНИКОЛЬ запускает свой собственный учебный центр, призванный решить проблему нехватки квалифицированных специалистов. Учебный центр оснащен современным оборудованием и материалами, что способствует получению теоретических знаний и практических навыков по кровельным работам и теплоизоляции строительных конструкций.
Перспективные направления взаимодействия участников научно-образовательного кластера
Для усиления развития НОК КГАСУ необходима реализация комплекса мероприятий, которые должны быть сосредоточены на нескольких основных направлениях.
1. Профориентация. Высокоэффективная система профориентационной деятельности, основанная на популяризации строительных и инженерных профессий, дополнит существующие меры. Комплекс мер должен распространяться на школьников в период последних 3–4 лет обучения. За это время у учащихся могут проявиться наклонности к той или иной профессиональной деятельности (Игнатова, 2012).
2. Конкурсы. Организация олимпиад и конкурсов профессионального мастерства позволит привлечь внимание к отрасли. Проведение подобных мероприятий регионального, всероссийского и международного уровней обеспечит сильнейший толчок для развития профессий (компетенций). Выявленный уровень позволит отразить уровень подготовки в учебных заведениях и подстегнет их к дальнейшему развитию.
3. Стимулирование. Необходима разработка и реализация системы поддержки талантливой молодежи. Мероприятия должны быть предложены различными сторонами – учебными заведениями, работодателями, органами государственной власти (Косарецкий, Пинская, Груничева, 2014). Внедрение именных стипендий и гарантии трудоустройства повысят привлекательность строительных профессий.
4. Проектное обучение. Вовлечение студентов старших курсов к реальному бизнес-проектированию и трудовой деятельности на базе ведущих организаций отрасли ускорит адаптацию выпускников к профессиональной деятельности и повысит эффективность их труда (Руткаускас, Сироткин, 2012). Важное место должен занять институт наставничества.
5. Стажировки. Наряду с проектным обучением необходимо внедрение системы повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, когда они не просто изучали бы деятельность ведущих предприятий отрасли, но и принимали бы активное участие в их деятельности. Это позволит ускорить передачу навыков и методов работы с новейшими строительными материалами, средствами механизации и инвестиционно-строительными проектами в образовательный процесс.
6. Социальное партнерство. Необходимо активное участие ведущих строительных организаций и производителей строительных конструкций и материалов (социальных партнеров) в формировании и реализации стратегии развития учебного заведения, в том числе путем обеспечения развития материально-технической базы. В условиях нехватки квалифицированных кадров это позволит заблаговременно закрепить за своей организацией необходимые кадры.
7. Инженерные центры. Активное внедрение в учебном процессе средств механизации строительства обеспечит выпускников практическими навыками их использования, а проявление «инженерной мысли» – их дальнейшее совершенствование. Создание подобных инженерных центров обеспечит научно-техническое развитие колледжей и, к примеру, снизит зависимость от зарубежной техники (Романова, Мухаррамова, Ахметов, 2010).
Заключение
Активная реализация и усиление обозначенных направлений деятельности учреждений НОК КГАСУ позволит обеспечить:
- опережающее развитие системы подготовки квалифицированных кадров для строительной отрасли Республики Татарстан;
- баланс подготовки специалистов среднего звена и рабочих высокой квалификации в соответствии с реальными потребностями рынка труда;
- концентрацию бюджетных, материальных, учебно-производственных ресурсов и кадрового педагогического потенциала образовательных учреждений, повышение эффективности их использования.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:08:47