Применение современных программных продуктов в целях формирования профессиональных компетенций студентов строительных вузов

Вирцев М.Ю.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 19 (Октябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Вирцев М.Ю. Применение современных программных продуктов в целях формирования профессиональных компетенций студентов строительных вузов // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 19. – С. 3295-3302. – doi: 10.18334/rp.16.19.1984.

Аннотация:

В настоящее время потенциальный работодатель нуждается в квалифицированных выпускниках, способных оперативно решать возникающие перед ними проблемы. По итогам исследования получены выводы о том, что основной акцент в период обучения должен делаться на развитии профильных профессиональных компетенций выпускников, прежде всего, с использованием современных программных продуктов. Сформулированные выводы будут полезны при разработке и реализации практикоориентированых образовательных программ.

Ключевые слова: управление проектами, профессиональные компетенции, современные программные продукты, учебный процесс



Введение

Одним из стратегических направлений модернизации инвестиционно-строительного комплекса Российской Федерации является повсеместный переход предприятий строительного кластера на проектно-ориентированные формы управления.

К основным задачам, подлежащим решению для перехода к проектно-ориентированным формам управления строительством, можно отнести:

- разработку системы финансирования инвестиционных проектов;

- разработку технологии управления проектами;

- создание проектно-ориентированной организационной системы.

Внедрение проектно-ориентированных форм управления строительством позволит, с одной стороны, повысить инвестиционную привлекательность и финансовую устойчивость предприятий инвестиционно-строительного комплекса, а с другой стороны - повысить их конкурентоспособность, как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Разработка технологии управления проектами является ключевой задачей, необходимой для перехода к проектно-ориентированным формам управления строительством, и включает в себя:

- создание базы и банков данных по уже построенным объектам, используемым материалам и ресурсам;

- внедрение современных программных продуктов, позволяющих производить планирование, контроль, обработку и передачу данных;

- автоматизация процесса управления проектами;

- создание информационной системы, поддерживающей деятельность по управлению проектами.

Процесс активного развития строительной отрасли в Российской Федерации сопровождается острым дефицитом квалифицированного производственного персонала (Кульков, 2014). Эта проблема усугубляется тем, что в профильных высших и профессиональных технических учреждениях недостаточное внимание уделяется программам подготовки будущих специалистов к деятельности по созданию и эксплуатации объектов недвижимости в современных условиях (Гареев, 2014).

Сущность термина «профессиональные компетенции»

Вследствие вышесказанного остро стоит вопрос реализации таких программ с использованием инновационных технологии формирования профессиональных компетенций «в соответствии с перспективными задачами развития российского общества и экономики» [1].

Поэтому одно из первых мест в списке профессиональных компетенций будущих специалистов должно занимать знание теоретических основ и практических аспектов методологии управления проектами.

Ведущей специальностью, в рамках которой в Российской Федерации осуществляется подготовка специалистов для данной области, является «"" ется "". для данной области, выступает овка ???????????????

Экспертиза и управление недвижимостью». Масштабы подготовки в стране достаточны и обеспечивают потребности работодателей в квалифицированных кадрах (Иванкина, 2013; Иванкина, Косарева, 2013).

Для каждого направления подготовки в вузе Федеральными государственными образовательными стандартами определен свой набор компетенций (Чекалина, Кагакина, Устимова, 2011). Так, для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки «Строительство» (профиль обучения: Экспертиза и управление недвижимостью, дисциплина «Управление проектами»), есть набор общекультурных и профессиональных компетенций. Для того чтобы выпускник мог самостоятельно проводить анализ и успешно решать вопросы, связанные с его производственной деятельностью, ему необходимо полностью овладеть всеми необходимыми профессиональными компетенциями, которые отражают специфические для данной профессиональной области способности, знания и навыки [2].

Одними из важных компетенций для данной дисциплины являются умение владеть методами управления проектами и готовность к их реализации с использованием современного программного обеспечения.

Обучающийся по направлению подготовки «Строительство» готовится в первую очередь для профессиональной управленческой деятельности, в связи с чем в образовательном процессе в вузе значительная роль должна отводиться формированию и развитию профессиональных компетенций (Корчагин, Сафин, Вильданов, Абитов, 2013).

Для обеспечения формирования и развития профессиональных компетенций бакалавров и магистров направления подготовки «Строительство» (профиль обучения: Экспертиза и управление недвижимостью) в современных условиях используются различные способы организации педагогического процесса в вузе (Фролов, Матохин, 2004).

Несомненно, что подготовка профессионально компетентных, практически организованных, способных к быстрой адаптации к профессиональной деятельности, обладающих креативным мышлением специалистов невозможна без тесной взаимосвязи теоретических и практических знаний (Корчагин, Сафин, Вильданов, 2014).

Применение современных программных продуктов учебном процессе

К практическим аспектам можно отнести использование современных зарубежных и отечественных программных продуктов, таких как Spider Project, MS Project, Primavera Enterprise, Open Plan Professional, позволяющих провести планирование и контроль хода исполнения инвестиционно-строительного проекта, а также обеспечить необходимой информацией лиц, принимающих решения по проекту.

Пакет управления проектами Spider Project разрабатывался на основании богатого опыта управления проектами в России и отличается от всего, что предлагается западными поставщиками. Система поддерживает традиционные подходы к управлению проектами, описанные в PMBOK Guide и реализованные в большинстве западных пакетов, но при этом предлагает и много такого, что не имеет аналогов ни в теории, ни в практике управления проектами на Западе.

Большую роль в распространении информации о пакете и росте его популярности сыграло его успешное использование для управления строительством Олимпийской деревни для Всемирных Юношеских Игр 1998 года. Стройка была очень крупной и была провозглашена важнейшей стройкой года Московским Правительством, соблюдение сроков строительства и координация работы многочисленных подрядчиков были очень важной задачей. На стройке преимущества использования пакета были продемонстрированы столь наглядно, что Spider Project стал быстро распространяться по строительным организациям и даже заслужил репутацию пакета для управления строительством, несмотря на свою универсальность (Либерзон, Шавырина, 2008).

Таблица

Сравнение функциональных возможностей программных продуктов

Наименование показателя
Spider Project Professional
Primavera Enterprise
MS Project
Open Plan Professional
Ресурсы
Производство и расход возобновляемых ресурсов
Да
Нет
Нет
Нет
Мультиресурсы / бригады ресурсов
Да
Нет
Нет
Нет
Связи операций
Объемные задержки
Да
Нет
Нет
Нет
Жесткие связи
Да
Нет
Нет
Нет
Назначения ресурсов
Независимые команды (моделирование смен)
Да
Нет
Нет
Нет
Производство материалов
Да
Нет
Нет
Нет
Расход материалов ресурсами
Да
Нет
Нет
Нет
Стоимости
Составляющие стоимости
Да
Нет
Нет
Нет
Плановая стоимость сверхурочной работы
Да
Нет
Нет
Нет
Стоимость назначения ресурса (сдельная оплата)
Да
Нет
Нет
Нет
Моделирование доходов
Да
Нет
Нет
Нет
Расписание проекта
Оптимизация расписания с ограниченными ресурсами
Да
Нет
Нет
Нет
Обеспечение устойчивости расписания
Да
Нет
Нет
Нет
С учетом загрузки ресурсов в портфеле проектов
Да
Нет
Нет
Нет
Бюджет проекта
Бюджеты по компонентам затрат
Да
Нет
Нет
Нет
Расчет Cash Flow (с учетом доходов)
Да
Нет
Нет
Нет
Расчеты с дисконтированием затрат
Да
Нет
Нет
Нет
Определение NPV, IRR
Да
Нет
Нет
Нет
Расчет срока окупаемости с учетом дисконтирования
Да
Нет
Нет
Нет
Мониторинг
Учет объемов
Да
Нет
Нет
Нет
Учет поставок
Да
Нет
Нет
Нет
Учет затрат и доходов
Да
Нет
Нет
Нет

Преимущества использования программного продукта Spider Project

Данный программный продукт имеет ряд уникальных особенностей, среди которых можно выделить следующие:

- серьезный математический аппарат, позволяющий оптимизировать расписания исполнения проектов при ограниченных ресурсах. Расписания, составляемые Spider Project, как правило, короче, чем составляемые другими пакетами управления проектами для тех же проектов;

- широкие возможности моделирования работы ресурсов, в том числе такие, которые не поддерживаются другими пакетами, - моделирование сменной работы, переменной загрузки ресурсов, назначение ресурсов, исходя из их квалификаций;

- широкие возможности работы с бюджетами проектов – неограниченное количество стоимостных составляющих и центров затрат, моделирование доходов, анализ экономической эффективности инвестиций, дисконтирование;

- встроенная система моделирования рисков, позволяющая управлять вероятностью достижения целей проекта;

- уникальная система составления расписания с учетом ограничения по трудовым ресурсам, финансированию, поставкам;

- ведение архивов проекта, анализ трендов любых показателей проекта.

Программный продукт Spider Project может также использоваться при выполнении дипломных проектов бакалаврами и магистрами. Темами дипломных проектов могут быть различные проекты по реконструкции или строительству объектов недвижимости различного функционального назначения.

Применение программного продукта Spider Project позволит определить временные параметры реализации проекта и составить график потребления ресурсов во времени в соответствии с расчетными сроками выполнения строительно-монтажных работ.

Выпускник учебного заведения должен быть хорошо подготовленным, способным эффективно использовать возможности информационных программных продуктов в своей будущей работе (Тарасова, 2011). Необходимо выработать у бакалавров и магистров по направлению подготовки «Строительство» навыки работы с современными отечественными и зарубежными информационными продуктами.

Применение современных программных продуктов в обучении студентов создает все условия формирования его профессиональных компетенций соответствующих требованиям настоящего времени.

Заключение

1. Одной из серьезных проблем отечественной высшей школы в последнее время стало предоставление некачественных образовательных услуг, что в свою очередь привело к девальвации дипломов о высшем образовании и привело к росту безработицы не только среди выпускников гуманитарных высших учебных заведений, но технических, в том числе и строительных.

2. Применение современных зарубежных и отечественных программных продуктов способствует повышению эффективности формирования профессиональных компетенций будущих специалистов-строителей в техническом вузе в условиях высшего профессионального образования.

[1] «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р.

[2] Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (2009; Книга-приложение 1). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:09:18