Применение современных программных продуктов в целях формирования профессиональных компетенций студентов строительных вузов
Вирцев М.Ю.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 19 (Октябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Вирцев М.Ю. Применение современных программных продуктов в целях формирования профессиональных компетенций студентов строительных вузов // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 19. – С. 3295-3302. – doi: 10.18334/rp.16.19.1984.
Аннотация:
В настоящее время потенциальный работодатель нуждается в квалифицированных выпускниках, способных оперативно решать возникающие перед ними проблемы. По итогам исследования получены выводы о том, что основной акцент в период обучения должен делаться на развитии профильных профессиональных компетенций выпускников, прежде всего, с использованием современных программных продуктов. Сформулированные выводы будут полезны при разработке и реализации практикоориентированых образовательных программ.
Ключевые слова: управление проектами, профессиональные компетенции, современные программные продукты, учебный процесс
Введение
Одним из стратегических направлений модернизации инвестиционно-строительного комплекса Российской Федерации является повсеместный переход предприятий строительного кластера на проектно-ориентированные формы управления.
К основным задачам, подлежащим решению для перехода к проектно-ориентированным формам управления строительством, можно отнести:
- разработку системы финансирования инвестиционных проектов;
- разработку технологии управления проектами;
- создание проектно-ориентированной организационной системы.
Внедрение проектно-ориентированных форм управления строительством позволит, с одной стороны, повысить инвестиционную привлекательность и финансовую устойчивость предприятий инвестиционно-строительного комплекса, а с другой стороны - повысить их конкурентоспособность, как на внутреннем, так и на мировом рынках.
Разработка технологии управления проектами является ключевой задачей, необходимой для перехода к проектно-ориентированным формам управления строительством, и включает в себя:
- создание базы и банков данных по уже построенным объектам, используемым материалам и ресурсам;
- внедрение современных программных продуктов, позволяющих производить планирование, контроль, обработку и передачу данных;
- автоматизация процесса управления проектами;
- создание информационной системы, поддерживающей деятельность по управлению проектами.
Процесс активного развития строительной отрасли в Российской Федерации сопровождается острым дефицитом квалифицированного производственного персонала (Кульков, 2014). Эта проблема усугубляется тем, что в профильных высших и профессиональных технических учреждениях недостаточное внимание уделяется программам подготовки будущих специалистов к деятельности по созданию и эксплуатации объектов недвижимости в современных условиях (Гареев, 2014).
Сущность термина «профессиональные компетенции»
Вследствие вышесказанного остро стоит вопрос реализации таких программ с использованием инновационных технологии формирования профессиональных компетенций «в соответствии с перспективными задачами развития российского общества и экономики» [1].
Поэтому одно из первых мест в списке профессиональных компетенций будущих специалистов должно занимать знание теоретических основ и практических аспектов методологии управления проектами.
Ведущей специальностью, в рамках которой в Российской Федерации осуществляется подготовка специалистов для данной области, является «"" ется "". для данной области, выступает овка ???????????????
Экспертиза и управление недвижимостью». Масштабы подготовки в стране достаточны и обеспечивают потребности работодателей в квалифицированных кадрах (Иванкина, 2013; Иванкина, Косарева, 2013).
Для каждого направления подготовки в вузе Федеральными государственными образовательными стандартами определен свой набор компетенций (Чекалина, Кагакина, Устимова, 2011). Так, для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки «Строительство» (профиль обучения: Экспертиза и управление недвижимостью, дисциплина «Управление проектами»), есть набор общекультурных и профессиональных компетенций. Для того чтобы выпускник мог самостоятельно проводить анализ и успешно решать вопросы, связанные с его производственной деятельностью, ему необходимо полностью овладеть всеми необходимыми профессиональными компетенциями, которые отражают специфические для данной профессиональной области способности, знания и навыки [2].
Одними из важных компетенций для данной дисциплины являются умение владеть методами управления проектами и готовность к их реализации с использованием современного программного обеспечения.
Обучающийся по направлению подготовки «Строительство» готовится в первую очередь для профессиональной управленческой деятельности, в связи с чем в образовательном процессе в вузе значительная роль должна отводиться формированию и развитию профессиональных компетенций (Корчагин, Сафин, Вильданов, Абитов, 2013).
Для обеспечения формирования и развития профессиональных компетенций бакалавров и магистров направления подготовки «Строительство» (профиль обучения: Экспертиза и управление недвижимостью) в современных условиях используются различные способы организации педагогического процесса в вузе (Фролов, Матохин, 2004).
Несомненно, что подготовка профессионально компетентных, практически организованных, способных к быстрой адаптации к профессиональной деятельности, обладающих креативным мышлением специалистов невозможна без тесной взаимосвязи теоретических и практических знаний (Корчагин, Сафин, Вильданов, 2014).
Применение современных программных продуктов учебном процессе
К практическим аспектам можно отнести использование современных зарубежных и отечественных программных продуктов, таких как Spider Project, MS Project, Primavera Enterprise, Open Plan Professional, позволяющих провести планирование и контроль хода исполнения инвестиционно-строительного проекта, а также обеспечить необходимой информацией лиц, принимающих решения по проекту.
Пакет управления проектами Spider Project разрабатывался на основании богатого опыта управления проектами в России и отличается от всего, что предлагается западными поставщиками. Система поддерживает традиционные подходы к управлению проектами, описанные в PMBOK Guide и реализованные в большинстве западных пакетов, но при этом предлагает и много такого, что не имеет аналогов ни в теории, ни в практике управления проектами на Западе.
Большую роль в распространении информации о пакете и росте его популярности сыграло его успешное использование для управления строительством Олимпийской деревни для Всемирных Юношеских Игр 1998 года. Стройка была очень крупной и была провозглашена важнейшей стройкой года Московским Правительством, соблюдение сроков строительства и координация работы многочисленных подрядчиков были очень важной задачей. На стройке преимущества использования пакета были продемонстрированы столь наглядно, что Spider Project стал быстро распространяться по строительным организациям и даже заслужил репутацию пакета для управления строительством, несмотря на свою универсальность (Либерзон, Шавырина, 2008).
Таблица
Сравнение функциональных возможностей программных продуктов
Наименование показателя
|
Spider Project Professional
|
Primavera Enterprise
|
MS Project
|
Open Plan Professional
|
Ресурсы
| ||||
Производство
и расход возобновляемых ресурсов
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Мультиресурсы
/ бригады ресурсов
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Связи операций
| ||||
Объемные
задержки
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Жесткие
связи
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Назначения ресурсов
| ||||
Независимые
команды (моделирование смен)
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Производство
материалов
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Расход
материалов ресурсами
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Стоимости
| ||||
Составляющие
стоимости
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Плановая
стоимость сверхурочной работы
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Стоимость
назначения ресурса (сдельная оплата)
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Моделирование
доходов
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Расписание проекта
| ||||
Оптимизация
расписания с ограниченными ресурсами
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Обеспечение
устойчивости расписания
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
С
учетом загрузки ресурсов в портфеле проектов
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Бюджет проекта
| ||||
Бюджеты
по компонентам затрат
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Расчет
Cash Flow (с учетом доходов)
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Расчеты
с дисконтированием затрат
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Определение
NPV, IRR
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Расчет
срока окупаемости с учетом дисконтирования
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Мониторинг
| ||||
Учет
объемов
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Учет
поставок
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Учет
затрат и доходов
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Преимущества использования программного продукта Spider Project
Данный программный продукт имеет ряд уникальных особенностей, среди которых можно выделить следующие:
- серьезный математический аппарат, позволяющий оптимизировать расписания исполнения проектов при ограниченных ресурсах. Расписания, составляемые Spider Project, как правило, короче, чем составляемые другими пакетами управления проектами для тех же проектов;
- широкие возможности моделирования работы ресурсов, в том числе такие, которые не поддерживаются другими пакетами, - моделирование сменной работы, переменной загрузки ресурсов, назначение ресурсов, исходя из их квалификаций;
- широкие возможности работы с бюджетами проектов – неограниченное количество стоимостных составляющих и центров затрат, моделирование доходов, анализ экономической эффективности инвестиций, дисконтирование;
- встроенная система моделирования рисков, позволяющая управлять вероятностью достижения целей проекта;
- уникальная система составления расписания с учетом ограничения по трудовым ресурсам, финансированию, поставкам;
- ведение архивов проекта, анализ трендов любых показателей проекта.
Программный продукт Spider Project может также использоваться при выполнении дипломных проектов бакалаврами и магистрами. Темами дипломных проектов могут быть различные проекты по реконструкции или строительству объектов недвижимости различного функционального назначения.
Применение программного продукта Spider Project позволит определить временные параметры реализации проекта и составить график потребления ресурсов во времени в соответствии с расчетными сроками выполнения строительно-монтажных работ.
Выпускник учебного заведения должен быть хорошо подготовленным, способным эффективно использовать возможности информационных программных продуктов в своей будущей работе (Тарасова, 2011). Необходимо выработать у бакалавров и магистров по направлению подготовки «Строительство» навыки работы с современными отечественными и зарубежными информационными продуктами.
Применение современных программных продуктов в обучении студентов создает все условия формирования его профессиональных компетенций соответствующих требованиям настоящего времени.
Заключение
1. Одной из серьезных проблем отечественной высшей школы в последнее время стало предоставление некачественных образовательных услуг, что в свою очередь привело к девальвации дипломов о высшем образовании и привело к росту безработицы не только среди выпускников гуманитарных высших учебных заведений, но технических, в том числе и строительных.
2. Применение современных зарубежных и отечественных программных продуктов способствует повышению эффективности формирования профессиональных компетенций будущих специалистов-строителей в техническом вузе в условиях высшего профессионального образования.
[1] «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р.
[2] Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (2009; Книга-приложение 1). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:09:18