Государственно-частное партнерство как драйвер развития отечественного здравоохранения

Жердев Р.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 18 (Сентябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

В статье рассматривается альтернативность бюджетному финансированию сферы здравоохранения со стороны государственно-частного партнерства, описывается опыт совместного использования частных инвестиций и государственных средств и этапы становления института ГЧП в зарубежных страны, обосновывается необходимость внедрения ГЧП в отечественную экономику с учетом специфики уровня развития и активности секторов и сфер народного хозяйства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, социальная сфера, здравоохранение, развитие экономики, публичный и частный сектора экономики



Введение

В период экономической и технологической дестабилизации развития народного хозяйства необходима реализация направления, которое приведет к насыщению экономики денежной массой, но ручное регулирование Центральным банком курса валют представляет порочный и замкнутый круг, который приводит ко все большему удешевлению неподкрепленной соответственным увеличением товаров и услуг национальной валюты. Выход состоит в создании и развитии собственных активов и технологий.

Определение курса развития и преобразования системы управления и развития экономики страны должно коррелировать с процессами преобразования и развития конкурентной деловой среды, а также, учитывая долгосрочные экономические стратегии государства, должно согласовываться с переходом национальной экономики к инновационной и технологичной модели функционирования в условиях усиливающегося влияния на макроэкономическую систему негативных внешнеэкономических и внешнеполитических, а также социальных факторов. Такой подход может оказать положительное динамичное влияние на создание и развитие конкурентной среды не только на микро-, но и на макроуровне.

Однако для перехода экономики на инновационно- и социально ориентированную модель развития необходим устойчивый динамичный рост финансово-экономического состояния рыночных систем, поэтому совершенствование и развитие конкурентных преимуществ экономики является важной задачей в национальном и геополитическом масштабе (Лихачев, Азанов, 2009). И необходимо отметить, что процесс развития конкурентоспособности зависит от взаимного развития государственного и частного сектора.

Так, при стремлении государства реализовывать политику, направленную на повышение конкурентоспособности, этот же стимул проявится и в частном предпринимательском секторе. В то же время создание развития конкурентных преимуществ на уровне предприятий в совокупности даст мультипликативный экономический и социальный эффект для развития конкурентных преимуществ всей системы народного хозяйства.

Развитие и совершенствование конкурентной среды, а также создание предпосылок для эффективного и динамичного развития народного хозяйства, предполагает наличие в стране благоприятного инвестиционного и политического климата, что должно плодотворно отразится на активизации инновационных и модернизационных факторов развития предприятий, отраслей, секторов и регионов за счет наполнения соответствующих отраслей частными инвестициями. Но для поддержки благоприятных условий для формирования инвестиционного потока необходима четко сформулированная государственная научно-экономическая политика, обеспечивающая поддержку приоритетных и стратегических отраслей, наукоемких производств, техники и технологий, а также развитие человеческого потенциала, поскольку развитие эффективной экономической системы невозможно без формирования и развития человеческого интеллектуального потенциала, чему способствует развитие и совершенствование социальной отрасли и сферы здравоохранения в частности.

В условиях глобального разделения труда мировые державы используют не только естественные экономические преимущества, но и активно используют передовой международный опыт, необходимый для развития системы народного хозяйства в целом и конкурентных преимуществ отдельных отраслей в частности.

Одним из механизмов стимулирования экономики, не только национальной, но и глобальной, в условиях усиливающейся глобальной конкуренции, которая сильно зависит от создания устойчивых конкурентных экономических преимуществ, можно определить такой тип взаимоотношений государства и бизнес структур, как государственно–частное партнерство (ГЧП). Как институт взаимодействия публичного (государственного) сектора и частного (предпринимательского), партнерство государства и бизнеса зарекомендовало себя во многих развитых странах.

В мировой экономике принципы и механизмы партнерства публичной власти и предпринимательства внедряются с целью увеличения инвестиционной экономической привлекательности государственных сфер управления для частных компаний, реализующих программы долговременного развития и управления государственной инфраструктуры в широком диапазоне объектов ГЧП, при этом выбор приоритетного вектора направления реализации ГЧП проекта зависит от уровня и стратегии экономического и социального развития конкретной страны или региона, а также от уровня предпринимательской активности.

Заметим, что обилие форм, видов и сфер использования ГЧП превращают их в оптимальный механизм для решения различных многоплановых задач кратко-, средне- и долгосрочного, стратегического характера в огромном спектре сфер деятельности – от реализации сугубо социальных и инфраструктурных проектов общегосударственного значения до разработки и внедрения особо перспективных технологий в интеллектуально емких сферах, где сосредоточены значительный научный и человеческий капитал. В этих сферах ГЧП выполняет задачи аккумулирования совокупных инвестиционных ресурсов государственного или публичного и предпринимательского (частного) секторов для достижения социально значимых экономических эффектов; повышения эффективности и рациональности использования и управления объектов, находящихся сугубо в государственной собственности, на основе предпринимательской системы менеджмента, а, следовательно, создает новые методы управления; производства и реализации новых товаров и услуг, и тем самым способствует увеличению добавленной стоимости для народного хозяйства в целом; оптимального использования имеющихся ресурсов на основе точного определения потребностей рынка (Матаев, 2014).

В процессе становления, формирования и последующего развития институтов ГЧП страны проходят определенные этапы или уровни, которые зависят от уровня экономико-социального развития страны, законодательной базы, уровня предпринимательской активности и уровня общественно-экономического сознания. Но все эти этапы имеют сходные характеристики (Варнавский, 2011; Горчакова, 2014; Кузнецов, 2012).

Так, на первом уровне формирования институтов взаимодействия государства и бизнеса в формате партнерства разрабатываются необходимые стандарты, законы функционирования системы ГЧП на основе передового опыта зарубежных стран с учетом национальной специфики, формируются первичные институты координации совместной деятельности частного сектора и государственной власти, происходит развитие первичного рынка проектов ГЧП.

На втором уровне развития партнерства происходит внедрение механизмов и принципов государственно-частного партнерства в отрасли экономики в зависимости от поставленных задач перед ГЧП проектами.

На третьем этапе становится заметен мультипликативный эффект от внедрения технологий ГЧП: развитие одной отрасли дает толчок развитию смежных отраслей, что оказывает динамичное влияние на развитие всей национальной экономики. Постепенно происходит развитие всех сфер экономики: от рынка труда и образования до первичного сектора экономики.

В настоящее время на третьей ступени ГЧП находятся такие страны, как Великобритания, Австралия. Ирландия же только вступает на третий этап развития ГЧП. На втором уровне развития институтов ГЧП находится большинство развитых европейских и мировых держав, такие как Испания, Франция, Германия, Италия, Греция, Япония, США, Канада и Новая Зеландия. На первом уровне или этапе формирования рынка ГЧП находятся страны Латинской Америки, Восточной Европы, страны СНГ, а также Россия (Варнавский, 2011; Горчакова, 2014; Кузнецов, 2012).

При этом следует отметить, что институт партнерства частного и государственного секторов представляет собой не простое объединение финансовых, экономических, трудовых и интеллектуальных ресурсов государственного и предпринимательского (частного) секторов, а представляет собой институциональное и организационное объединение преимуществ государственной публичной власти и частного предпринимательского сектора с целью решения общественно значимых задач в различных сферах и отраслях народного хозяйства (Варнавский, 2011).

Формирование, развитие и последующее совершенствование института партнерства государства и бизнеса, а также осуществление внедрения механизмов ГЧП в экономику определяется несколькими основными особенностями, влияющими на масштабы и формы взаимодействия между государственным и предпринимательским секторами.

Во-первых, необходимо отметить, что ГЧП является одним из основных и популярных механизмов либеральной рыночной экономики, позволяющим в полной мере реализовать потенциал развития отношений между публичным государственным сектором и частным бизнесом.

Во-вторых, партнерство государства и бизнеса позволяет нарастить инвестиционный поток бизнес-структур в процессы расширенного воспроизводства в тех сферах и отраслях, которые находятся в государственном управлении и управлении местных муниципальных органов власти, а также использовать частные предпринимательские инициативы и передовой опыт по повышению бюджетной эффективности.

В-третьих, усилия и ресурсы государственной власти и бизнеса в рамках конкретных проектов создают дополнительные конкурентные экономические преимущества, что также влияет на инвестиционную привлекательность сферы применения ГЧП технологий.

Частный бизнес и управление, в сравнении с государственными структурами, имеет большую ресурсную мобильность и гибкость, скорость принятия решений, адаптивность к изменяющимся условиям, способность к инновациям, стремление к разработкам и внедрению новых технических и технологических усовершенствований, чтобы обеспечить конкурентоспособность. Органы публичной государственной власти, в свою очередь, могут обеспечить более успешное и эффективное осуществление проектов, реализующихся на основе ГЧП, посредством создания стабильной правовой базы, благоприятного политического климата, осуществления организационно-структурных мероприятий, в том числе во взаимодействии с гражданским обществом, поддержку и гарантии, а также использование финансово-экономических инструментов: субсидии, гарантии, налогообложение на льготных условиях и другие виды поддержки (Варнавский, 2011).

Поэтому использовать основные преимущества бизнеса и государства следует в формировании базиса национальной экономики, которым является человеческий капитал, поддерживаемый и развиваемый социальной сферой в целом и здравоохранением в частности.

В государственной программе долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года сформулированы и определены механизмы и формы стратегического взаимоотношения государства и бизнеса. При этом устранение неравноправных конкурентных условий между государственными и частными исполнителями (поставщиками) медицинских услуг (работ, товаров), нивелирование асимметричности информации о государственном и частном рынке услуг, повышение уровня инвестиционной экономической привлекательности отрасли медицинских услуг (и как следствие, создание, внедрение и развитие институции государственно-частного партнерства сфере здравоохранения) является важнейшей стратегической задачей государственной власти, которая позволит обеспечить сокращение темпов смертности населения, увеличение продолжительности и качества жизни, повышение рождаемости, улучшение сервиса медицинского обслуживания и, как следствие, решение этих задачи приведет к экономии бюджетных средств [1].

Механизм взаимодействия государства и бизнеса в сфере здравоохранения заключается в следующем. Государство обязуется размещать в частном секторе экономики на долгосрочной основе социальный заказ на услуги, такие как:

– создание, реконструкция, технологическое оснащение нового, переоборудование (замена основных фондов) или модернизация существующего медицинского учреждения;

– техническое обслуживание и эксплуатация инфраструктуры лечебно-профилактического учреждения;

– оказание медицинских услуг населению в рамках государственного социального заказа.

В свою очередь предпринимательский сектор берет на себя обязательство и ответственность за оказание услуг, в соответствии с критериями и стандартами установленными государственным заказом, а также поддерживать, содержать, развивать или создавать новые и реконструировать имеющиеся активы, необходимые для поддержания качества и количества оказываемых услуг населению.

Институт сотрудничества государства и предпринимательства в сфере здравоохранения представляет собой симбиоз возможностей и ресурсов участников государственного и частного секторов здравоохранения, при этом, учитывая различные возможности государства и бизнеса, каждая из сторон выполняет те функции и задачи, которые ей удаются лучше всего. Ключевой функцией органов государственной власти является реализация публичных социальных обязательств, контроль за предоставлением бесплатных (по программам ОМС) для населения медицинских услуг в соответствии с принятыми программами оказания медицинской помощи, стратегическими приоритетами и целями страны, программами социального и экономического развития и демографической ситуацией. Для частного предпринимательского сектора при осуществлении ГЧП проектов важно своевременно и полно оказать услуги (работы, товары) по наиболее оптимальной цене, в увеличивающихся объемах, а также важно принимать участие в субсидируемых государством программах и проектах. Это равновесное состояние государственных, частных и социальных интересов приводит к следующим социально-экономическим эффектам:

Для государства эти эффекты могут выражаться как:

1) рост объемов и улучшение качества предоставляемых услуг в инфраструктурных и социально ориентированных отраслях, расширение ассортимента;

2) повышение эффективности управления и обслуживания государственного (муниципального) имущества в социальных сферах, которая выражается в сокращении асимметричности информации для частного сектора и населения;

3) решение проблемы привлечения инвестиционных средств в развитие социально-значимых сфер;

4) развитие локальных рынков капитала, технологий, товаров и услуг;

5) развитие рынка труда и создание дополнительных рабочих мест;

6) возможность обновления основных фондов.

Получение максимального эффекта от внедрения и использования механизмов ГЧП зависит от возможности переоборудования и усовершенствования имеющегося оборудования и основных фондов, необходимых для более полного и всестороннего обследования пациентов.

Таблица1

Степень износа основных фондов

Годы
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
44,5
44,6
45,5
46,0
45,4
46,7
47,7
Источник: данные сайта Федеральной службы государственной статистики.

Для частного сектора эффектами могут служить:

1) Стабильность и увеличение прибыли;

2) Стабильность и гарантии в получении доходов;

3) Повышения статуса от участия в важных для государства проектах, возможность выхода на рынки капиталов мирового масштаба;

4) Активизация привлечения иностранных и внутренних инвестиций в реальный производственный сектор экономики, достижения мультипликативного эффекта;

5) Предоставление налоговых льгот и преференций;

6) Бюджетные целевые субсидии и субвенции, предоставляемые бизнесу для осуществления проектов в формате ГЧП;

7) Вклад имущества и технологий в уставной капитал юридического лица, в форме которого создано партнерство (от имени государства как собственника);

8) Бюджетные кредиты, которые являются формой возмещения бюджетных расходов, которая предусматривает выделение финансовых средств юридическим лицам или бюджету другого уровня на возвратной и платной основах;

9) Предоставление государственных и муниципальных гарантий. Этот механизм представляет собой способ обеспечения контрактных обязательств, при котором соответственно государство, субъект государства или муниципальное образование является гарантом исполнения обязательств по контракту и отвечает за исполнение лицом, которому дается такая гарантия, обязательства перед бенефициарами;

10) Инвестиционный налоговый кредит. Данный механизм поддержки бизнеса представляет собой изменение периода уплаты налога, при котором частному сектору, при наличии необходимых условий, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах сокращать свои платежи по налогам с последующим поэтапным (распределенным по времени) возмещением объема кредита и начисленных по нему процентов. Например, в связи с проведением научных, исследовательских, а также конструкторских разработок или технического перевооружения и модернизации собственного производства (Холодная, 2009).

Мы рассмотрели эффективность от использования технологий ГЧП для бизнеса и государства, но есть также и социальная результативность.

Социальная результативность выражается в совокупности краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных экономических эффектов, обеспечивающих рост качества жизни населения.

Показателями социального эффекта для сферы здравоохранения являются:

1) степень удовлетворенности населения медицинскими и иными услугами сферы здравоохранения;

2) уровень первоначально выявленных и повторных заболеваний;

3) уровень инвалидизации и нетрудоспособности населения;

4) общий уровень заболеваемости и смертности;

5) обеспеченность населения учреждениями здравоохранения и медицинским персоналом;

6) уровень квалификации и опытности медицинских кадров;

7) уровень сервиса;

8) рост качества жизни населения благодаря получению продукции и услуг высокого качества.

Учитывая все преимущества и особенности использования публично-частного сотрудничества, институт подобных отношений рассматривается как перспективный для развития экономики.

Возможности для организации и внедрения механизмов ГЧП предоставлены на сегодня как законодательной юридической базой Российской Федерации (федеральные и региональные законы и постановления Правительства России), так и объективными особенностями деятельности бюджетных и автономных ЛПУ (недофинансирование, несоответствие тарифа ОМС политике, направленной на реализацию ГЧП проектов, отсутствие инвестиционной составляющей).

Проекты партнерства государства и бизнеса в сфере здравоохранения могут реализовываться по следующим направлениям:

1) фармацевтический сектор и производство лекарственных препаратов для реализации программ по обеспечению общественного и личного здоровья;

2) производство медицинской техники и оборудования, а также развитие материальной и технической базы медицинских учреждений и организаций;

3) медбиотехнологии, включающие в себя развитие сферы здравоохранения на основе генной инженерии, формирование генетической карты не только пациентов, но детей, что позволит предвосхитить развитие болезней и патологий;

4) производство медицинских изделий, предметов мягкого инвентаря, расходных материалов, протезное производство;

5) компьютерные информационные технологии в медицинском секторе, развитие технологий телемедицины, видеоконференций;

6) совершенствование механизма обмена информационными данными между медицинскими учреждениями, развитие технологий киберзащиты данных и расширение доступа к информации в сфере здравоохранения для пациентов.

Следует отметить, что система государственного и муниципального здравоохранения не обладает необходимыми организационными, экономическими и финансовыми возможностями для быстрого, эффективного и оперативного решения проблем и задач в области охраны здоровья населения без взаимодействия с частным сектором медицинских услуг, в том числе по вопросам организации и предоставления эффективной лечебно-профилактической помощи населению по отдельным видам болезней в государственном и в частном секторах медицинского обслуживания (Лихачев, Азанов, 2009; Степанова, 2008).

Всемирная организация здравоохранения, учитывая необходимость создания публично-частных партнерств, рассматривает институт ГЧП как основу в деле достижения здоровья для всех групп населения и провозглашает основными целями обеспечение всеобщего доступа к основным лекарственным средствам и медицинским услугам; активизацию и углубление научных разработок и исследований; профилактику ранней смертности, заболеваемости и инвалидности; приобретение знаний и практического опыта у частного сектора (Нисан, 2014).

Следует заметить, что для достижения равновесного состояния при осуществлении ГЧП проектов на рынке медицинских услуг (но также это применительно ко всем отраслям, поскольку данное условие имеет универсальный характер) необходимо четкое разграничение сфер ответственности между государственным сектором и бизнесом, соблюдение правил и стандартов деятельности, которые присущи государственной деятельности, повышение прозрачности процедур выбора участников ГЧП проектов, общественное обсуждение наиболее крупных и социально значимых проектов, контроль за ходом реализации проектов.

Заключение

Переход к внедрению и использованию механизмов и логики государственно-частного партнерства позволит существенно улучшить и развить ситуацию в системе отечественного здравоохранения за счет дополнительных источников инвестиций (не только финансовых, но и интеллектуальных), оптимизировать расходы и создать условия для выхода на более высокий технологический уровень и стабильного развития сферы здравоохранения, создать оптимальную конкурентную среду, способствующую развитию экономических преимуществ и потенциала, увеличить выбор пациентом медицинских учреждений, организаций и врачей, что приведет к повышению качества медицинского сервиса и уровня доступности медицинской помощи. А также позволит развить и смежные рынки труда, фарминдустрии, производства медицинской техники и т.д., создав новые рабочие места, условия и повысив тем самым уровень жизни населения. И при этом развитие института ГЧП позволит увеличить инвестиционную привлекательность отрасли, региона и, в конечном итоге, национальной экономики в целом.

[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (ред. от 08.08.2009).


Страница обновлена: 21.09.2024 в 22:58:34