Стимулирование притока трудовых ресурсов на территории опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока

Рязанцева М.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 18 (Сентябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

Одной из стратегий подъема российской экономики является развитие регионов и прежде всего - Дальнего Востока. В 2014 г. было принято важное решение о создании в Дальневосточном макрорегионе территорий со специальным правовым режимом предпринимательской (инвестиционной) деятельности – территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Реализации этого проекта может препятствовать нехватка трудовых ресурсов, обусловленная ухудшением демографической ситуации в регионе. В данной статье представлены результаты анализа проблем обеспеченности трудовыми ресурсами дальневосточных территорий, проанализированы меры стимулирования притока трудовых ресурсов. 

Ключевые слова: трудовые ресурсы, региональная политика, трудовая миграция, особые экономические зоны, территории опережающего развития



Введение

В последние годы, несмотря на некоторое замедление темпов экономического роста, важнейшими экономическими центрами мировой экономики являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, удельный вес которого возрастает и в производстве валового мирового продукта, и в международной торговле. Это один из факторов, почему развитие Сибири и Дальнего Востока Президент Российской Федерации назвал национальным приоритетом на весь XXI век. К 2015 г. принят ряд последовательных решений, способствующих реализации данной задачи: созданы механизмы льготного налогообложения инвестиционных проектов, реализуемых на Дальнем Востоке; начато создание сети территорий опережающего социально-экономического развития с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности; утверждена федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» (далее Программа) и др.

Реализация политики встраивания Дальневосточного макрорегиона в общий процесс и динамику развития Азиатско-Тихоокеанского региона и освоения его огромного потенциала требует стимулирования не только экономического развития, технической и технологической модернизации производства, кардинального улучшения инвестиционного климата, но и стимулирования демографических процессов. В ходе реализации Программы в период 2015–2025 гг. в макрорегионе планируется создать 426,81 тыс. рабочих мест, по оценкам количество переселенцев должно составить 853,75 тыс. человек.

Как отмечалось нами в других работах, посвященных проблемам регионального развития, выбор Дальневосточного федерального округа в качестве региона, в котором планируется создание ТОСЭР, неслучаен. Данный ФО обладает значительным потенциалом природных ресурсов. Основные направления экономики округа – горнодобывающая, золотодобывающая, рыбная и лесная промышленность, цветная металлургия и судостроение (Рязанцева, Якушова, 2015).

Актуальность затронутой в данной статье темы обусловлена серьезными экономическими и демографическими проблемами макрорегиона. В частности, доля Дальневосточного ФО в российском ВВП в 2013 г. составляла только 5,63%, а удельный вес региона по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций – 6,37%, что почти в 9 раз меньше вклада такого региона, как Москва. Среди девяти субъектов РФ, образующих Дальневосточный ФО, только в четырех значения среднедушевого ВРП превышают средний уровень по данному округу, а в остальных пяти субъектах (Еврейская автономная обл., Амурская обл., Приморский край, Хабаровский край, Чукотский автономный округ) – ВРП на душу населения ниже среднего уровня (Рязанцева, Якушова, 2015).

В макрорегионе снижается производство продовольствия, так, в первом полугодии 2015 г. было произведено лишь 90,3% продукции животноводства от уровня 2014 г. [1] Продолжается сокращение площадей сельско­хозяйственных угодий и пахотных земель: в первом полугодии 2015 г. они составили 90% от уровня 2014 г. А с 1990 года площади сельско­хозяйственных угодий и пахотных земель региона сократились в 1,7 и 2,3 раза соответственно.

Но наиболее серьезной проблемой региона является проблема обеспеченности трудовыми ресурсами. В макрорегионе по состоянию на начало 2013 года проживает 10,8 млн человек. Снижение уровня жизни при переходе к рыночной экономике, общая обстановка нестабильности негативно сказались на демографической ситуации. На территории всех субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Дальневосточного макрорегиона, ухудшается демографическая ситуация: усиливается миграционный отток населения в европейские и сибирские регионы России, а также в зарубежные страны. За 1990–2013 годы численность жителей макрорегиона сократилась на 2,7 млн человек, что составило около 20% от значения 1990 года [2].

В марте–мае 2015 г. уровень безработицы в Дальневосточном ФО составил 6,8%, что несколько выше общероссийского уровня (5,8%).

Серьезной проблемой является отток трудовых ресурсов. В период 2008–2012 годов сальдо миграции было отрицательным, за пять лет макрорегион покинуло 177 тыс. человек, численность экономически занятого населения сократилась на 75 тыс. человек.

Малочисленность трудовых ресурсов данного региона, по мнению министра по развитию Дальнего Востока Галушки А.С., может явиться одним из сдерживающих факторов ускоренного развития Дальневосточного макрорегиона.

Цель данной статьи заключается в оценке эффективности мер по стимулированию притока трудовых ресурсов на ТОСЭР Дальнего Востока.

Трудовые ресурсы и связанные с этим понятием категории достаточно детально рассмотрены в литературе по экономической теории и экономической статистике. Общепризнано, что трудовые ресурсы являются важнейшим фактором производства. В региональной экономике под трудовыми ресурсами понимается часть населения страны, которая обладает физическими и духовными способностями к труду и которая представляет собой действующую и потенциальную рабочую силу. Наличие трудового потенциала, эффективность его использования оказывают значительное влияние на экономический рост региона, особенно в условиях существования демографических проблем.

Анализ мероприятий, реализованных Правительством Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, региональными правительствами, в частности, Правительством Приморского края, свидетельствует о колоссальной работе в направлении обеспечения Дальневосточного федерального округа качественными трудовыми ресурсами.

Например, для обеспечения экономики Хабаровского края востребованными квалифицированными кадрами на базе Хабаровского колледжа отраслевых технологий и сферы обслуживания с 01 декабря 2014 г. создан Многофункциональный центр отраслевых технологий [3].

Однако некоторые декларируемые регионами цели носят очень размытый характер, например, такая цель, как «обеспечение сбалансированности рынка труда и подготовка специальных мер по снижению напряженности на рынке труда». Результатом реализации данной цели является прогноз потребности в кадрах на среднесрочную перспективу на 2015–2018 годы; стабилизация уровня зарегистрированной безработицы к экономически активному населению края; определение потребности в привлечении иностранных граждан для трудовой деятельности на 2016 год; формирование показателей баланса трудовых ресурсов на среднесрочный период.

Вызывает озабоченность отставание реализации конкретных мер по обеспечению трудовыми ресурсами от начала реализации проекта по созданию ТОСЭР. Например, Правительство Хабаровского края в 2015 г. планирует продолжить работу по совершенствованию механизмов подготовки квалифицированных кадров для экономики края, в том числе в целях реализации проектов развития ТОСЭР. Думается, что в этот период эти механизмы уже должны работать.

Безусловно, создание зон с благоприятным режимом осуществления предпринимательской деятельности уже само по себе способствует притоку трудовых ресурсов. Это наглядно подтверждается опытом создания особых экономических зон (ОЭЗ) в других российских регионах, в частности, в Липецкой области. Количество работающих, занятых в организациях, являющихся резидентами данной ОЭЗ, в период с 2007 г. по 2011 г. возросло в 2,7 раза. Однако в абсолютном выражении это количество невелико – 1 230 чел. в 2011 г. (Покидов, 2012). Установленные целевые показатели намного превышают этот показатель. Только в Приморье благодаря созданию ТОСЭР планируется создать к 2024 г. более 79 тыс. новых рабочих мест.

Однако некоторые административные меры могут оказать негативное влияние на прием на работу трудовых мигрантов. В частности, это изменения в порядке уплаты страховых взносов организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими труд мигрантов: с 1 января 2015 года всем работодателям нужно платить страховые взносы с первого дня работы. Установлен тариф страховых взносов в Фонд социального страхования в размере 1,8%.

Какие же механизмы в настоящее время могут способствовать притоку трудовых ресурсов в Дальневосточный макрорегион в требуемом объеме?

Во-первых, притоку трудовых ресурсов в ТОСЭР может способствовать механизм трудовой мобильности, который представляет собой смену региона осуществления трудовой деятельности.

В службах занятости в 9 дальневосточных регионах находится около 170 тыс. вакансий, в то время как количество безработных – 60 тыс. человек [4]. Данная ситуация свидетельствует о необходимости использования механизма трудовой мобильности.

В декабре 2014 г. в Российской Федерации был принят закон, направленный на повышение мобильности трудовых ресурсов внутри страны [5]. Согласно этому документу, государство с 2015 года начнет предоставлять субсидии для тех работодателей, которые трудоустраивают россиян из других регионов, а не иностранцев. Размер субсидии – 225 000 руб. на человека (150 000 руб. выделяет федеральный бюджет, 75 000 руб. – казна субъекта РФ). За счет этих денег работодатель сможет покрыть расходы на переезд нового сотрудника и его семьи, арендовать им жилье. Как предполагается, такая финансовая поддержка компаний в перспективе сгладит диспропорцию спроса и предложения рабочей силы, ведь сейчас в одних городах высокая напряженность на рынке труда (Москва, Санкт-Петербург), а в других наблюдается острая потребность в работниках (Дальний Восток, Сибирь). Но с учетом современного уровня цен и инфляции данный размер субсидии явно недостаточен, особенно если речь идет о переезде целой семьи.

На сегодняшний день 15 регионов России планируются к участию в программе повышения трудовой мобильности, из которых 6 расположены в Дальневосточном федеральном округе.

Еще одна из планируемых Правительством Российской Федерации мер – трудоустройство на Дальнем Востоке сотрудников предприятий моногородов (в частности, сотрудников «АвтоВАЗа») и даже предоставление отсрочки от армии для жителей Дальнего Востока и переехавших туда граждан. Правда, препятствием для переезда работников из других регионов России на Дальний Восток может явиться отсутствие жилья.

Для привлечения квалифицированных специалистов, как отмечалось на практической конференции «Развитие человеческого капитала на Дальнем Востоке», проходившей в апреле 2015 г. во Владивостоке, на территории Дальнего Востока будут созданы специальное Агентство по управлению человеческим капиталом, единая база квалифицированных кадров, база данных о вакансиях работодателей, разработан механизм рейтингования и повышения имиджа работодателя. Планируется, что их потребителями будут инвесторы, резиденты ТОСЭРов, хозяйствующие субъекты, кадровые агентства, органы государственной власти.

В условиях сокращения экономически активного населения на территории Дальневосточного федерального округа необходимо продолжать привлекать иностранную рабочую силу, прежде всего из Китая, численность экономически активного населения которого в 2014 г. превысила 772 млн человек [6].

Нужно заметить, что международный рынок рабочей силы существует в виде трудовой миграции, которая является формой экспорта и импорта рабочей силы. Несмотря на проблемы, связанные с использованием труда иностранных мигрантов, без данного вида трудовой миграции в Дальневосточном регионе не обойтись. Трудовой миграции населения из Китая способствуют такие социально-экономические причины, как неравномерность экономического развития наших стран, различие в уровне доходов населения разных странах, уровне безработицы, перенаселенность КНР, относительная дешевизна трудовых услуг, уровень квалификации и притязаний трудовых мигрантов из КНР.

Иностранная рабочая сила из Китая привлекается в регион и в настоящее время, больше всего китайских мигрантов работает в Приморье, Амурской и Еврейской автономной областях. Причем использование труда китайских трудовых мигрантов не создает конкуренции на рынке труда резидентам региона. Несмотря на существующую безработицу, местное население отказывается от вакансий, связанных с выполнением неквалифицированной и низкооплачиваемой работы. Количество иностранных граждан на рынке труда Дальнего Востока будет возрастать, поскольку по некоторым оценкам к 2016 г. в Дальневосточном регионе численность трудоспособного населения будет меньше, чем в 1991 г., примерно на 1 млн чел. [7].

Не менее остро стоит вопрос и о качестве трудовых ресурсов, ведь для реализации концепции ТОСЭР необходимы высококвалифицированные кадры. В 2000-е годы многие европейские и азиатские страны сталкивались с подобной проблемой нехватки квалифицированных кадров и принимали соответствующие меры.

С целью привлечения квалифицированных кадров в Россию, их возврата на Родину был принят ряд поправок в законодательство, регулирующее вопросы предоставления гражданства бывшим соотечественникам [8]. В частности, результатом принятия поправок стало уточнение категории «соотечественники за рубежом», которые имеют право на получение гражданства России в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами и законодательными актами России в сфере гражданства. В законодательстве появилась и статья, связанная с реализацией новой программы по содействию в добровольном переселении в Россию соотечественников, проживающих за рубежом (Хейфец, 2010).

В соответствии с федеральным законом о ТОСЭР предусмотрено особое правовое регулирование, значительно снижающее административную нагрузку на социально ответственный бизнес. В законе о ТОСЭР указано, что приоритет при трудоустройстве будут иметь граждане РФ. Для привлечения иностранной рабочей силы предусмотрены упрощенные сценарии. Во-первых, работодатели, являющиеся резидентами ТОСЭР, освобождаются от обязанности получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Во-вторых, разрешение на работу в ТОСЭРе самим иностранцам будет выдаваться без учета квот, установленных для региона Правительством РФ.

Однако оценка потребности в иностранных специалистах и решение данного вопроса, как планируется, будут производиться на уровне наблюдательного совета каждой территории, что может стать дополнительным административным барьером или источником для коррупции.

Возможно, притоку трудовых ресурсов будет способствовать реализация намеченных мероприятий, подкрепленная соответствующей социальной рекламой. К сожалению, как свидетельствуют результаты опроса, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей, оценивая роль ОЭЗ в российской экономике, 48,4% респондентов отмечают, что ОЭЗ являются перспективным, но недостаточно заметным сегментом экономики. Оценивая существующие препятствия для развития ОЭЗ на территории России, 17,6% опрошенных указывают на слабый централизованный PR [9].

Позитивное влияние на приток молодежи на Дальний Восток может оказать политика проведения в регионе молодежных форумов. Только в августе 2015 г. были проведены несколько молодежных форумов. Более тысячи молодых людей из всех регионов Дальнего Востока собрал дальневосточный молодежный форум «Острова». Около 100 человек, в составе которых были молодые ученые, докторанты, аспиранты, преподаватели, а также авторы документального кино, приняли участие во Всероссийском молодежном образовательном форуме «Итуруп», отличительной особенностью которого было проведение конкурса бизнес- и инновационных проектов.

Заключение

В ходе анализа обеспеченности трудовыми ресурсами проекта по созданию ТОСЭРов на территории Дальневосточного федерального округа выявлены следующие проблемы:

1. Сокращение численности населения Дальневосточного ФО, в том числе экономически активного, прежде всего за счет снижения рождаемости.

2. Нехватка квалифицированных кадров для реализации проекта по созданию ТОСЭР.

3. Увеличение структурной безработицы в регионе.

4. Отрицательный миграционный поток. Привлекаемые трудовые мигранты не замещают уезжающих из края высококвалифицированных специалистов.

Проведенный анализ реализованных и запланированных к реализации мероприятий по стимулированию притока трудовых ресурсов позволил обозначить следующие приоритетные направления региональной политики в данной сфере:

1. Для ускорения темпов экономического развития Дальнего Востока, реализации амбициозных мегапроектов по созданию ТОСЭР необходимо разработать долгосрочную программу кадрового обеспечения данного региона, включающую модель взаимодействия между бизнесом, государством, региональными органами исполнительной власти по привлечению трудовых ресурсов.

2. Первоочередная задача Правительства РФ, заключающаяся в создании необходимой нормативной базы и создании принципиально новых институтов для радикального улучшения притока трудовых ресурсов в регион, в основном решена. В частности, приняты такие федеральные законы, как «О территориях опережающего развития», соответствующие поправки внесены в Налоговый кодекс, в закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», в миграционное законодательство и др. Но с учетом ухудшения экономической ситуации необходимы дополнительные экономические стимулы для переселенцев на территории Сибири и Дальнего Востока.

3. Одним из резервов притока трудовых ресурсов в Дальневосточный регион должна оставаться иностранная рабочая сила, прежде всего из Китая. В настоящее время на федеральном уровне созданы правовые основы для упрощения механизма привлечения высококвалифицированных специалистов. Разрабатывая контрольные механизмы на региональном уровне, важно не допустить усложнения административных процедур, так как это может стать причиной роста коррупции.

4. Необходимо проведение централизованной социальной рекламы, PR-проектов по созданию на территории Дальнего Востока точек ускоренного роста, которые будут способствовать привлечению молодежи в регион. Положительный опыт проведения молодежных форумов необходимо развивать.

[1] Федеральная служба государственной статистики. (2015). Социально-экономическое положение России – 2015 г. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_01/Main.htm

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 № 480 «Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» (с изм. и доп.).

[3] Распоряжение Правительства Хабаровского края от 18.03.2015 № 124-рп «Об итогах работы за 2014 год и о задачах органов исполнительной власти Хабаровского края по развитию экономики в 2015 году».

[4] Кузнецова, Н.В. (2009, 31 августа). Проблемы социально-экономического развития Дальнего Востока (Тезисы доклада) // Сайт информационно-аналитического сетевого издания Дальневосточного консалтингового центра.

[5] Федеральный закон от 22.12.2014 № 425-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

[6] Население Китая достигло 1,367 млрд человек (2015, 20 января) // ВЕСТИ.RU

[7] Мотрич, Е.Л. (2006). Миграция как фактор развития Дальнего Востока (Выступление на Региональном семинаре «Восток России на пороге иммиграции», Екатеринбург, 26-28 апреля 2006 года) // Сайт Центра миграционных исследований.

[8] Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (ред. от 23.07.2013).

[9] Особые экономические зоны: опыт и перспективы (2014, 7 апреля; Презентация на заседании Комитета РСПП по промышленной политике). Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/7/3/736fd211381e6b3cf9bdc6d7c49ba16f.pdf


Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:11:47