Сетевые и кластерные формы объединения организаций в бизнесе: сходство и различия

Касьяненко Т.Г.1, Тарасова Ж.Н.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 18 (Сентябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

В статье предложено системное рассмотрение таких категорий, как «сеть» и «кластер», через исследование их характеристик и дан их сравнительный анализ. Показано, что при том, что кластер представляет собой сетевую форму организации современных бизнесов (один из видов межорганизационных сетей), он имеет ряд признаков, позволяющих его четко дифференцировать от категории «сеть».

Ключевые слова: системный анализ, кластер, сеть, сравнительный анализ, формы организации бизнеса



Введение

Как любая новая область исследования, рассмотрение межорганизационых сетей в контексте науки управления характеризуется «мозаичностью теоретической и концептуальной базы» (Шерешева, Бек, Бек, и др., 2014) и требует осмысления многих вопросов. Среди сетевых форм межорганизационного бизнеса, описываемых в литературных источниках, наиболее интересным представляется рассмотрение таких понятий, как сеть (Network) [1] и кластер (Сluster) [2]. И здесь наиважнейшим вопросом становится выяснение соотношения понятий «сеть-кластер», их экономической сущности и характеристик.

Верно ли утверждение, что кластер – это вид сети, или это достаточно самостоятельная организационно-экономическая структура (ОЭС)? Являются ли Network объединения действительно «старшим братом» кластеров предприятий [3] и почему, если это так? Чтобы ответить на эти вопросы, следует детально ознакомиться с понятиями «сеть» и «кластер», изучить их свойства, выявить сходства и различия, т.е. провести их сравнительный анализ.

В теоретических и эмпирических исследованиях последнего десятилетия намечены контуры и выделены признаки типов и параметров сетей и кластеров [4]. Попробуем дать их системный анализ.

Характеристики моделей «Network организация» и «кластер»

Термин «сетизация» означает метод стратегического менеджмента, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктурой (Несмачных, Литовченко, 2014). Стратегический уровень такой организации ориентирован на новые идеи наращивания потенциала сети путем интегрирования.

По мнению многих авторов, суть сетевой концепции состоит «в замене многоуровневых иерархий совокупностью фирм или специализированных бизнес-единиц, координируемых рыночными механизмами вместо административных (командных)» [5]. При этом механизм координации для межорганизационного внутрисетевого взаимодействия включает помимо рыночных инструментов, таких как цена, и такие дополнительные рычаги, как доверие [6].

Одно из первых исследований кластеров было представлено в работе Майкла Портера «Конкурентное преимущество наций». На основе анализа экономических процессов 10 стран он предположил, что их особые конкурентные преимущества обусловлены наличием концентрации предприятий в аналогичных или смежных отраслях, то есть связаны с территориальными и отраслевыми взаимосвязями предприятий в рамках этих кластеров.

Считается, что в основе теории кластеров лежит гипотеза о влиянии на предприятие эффекта масштаба производства и синергического эффекта регионального взаимодействия предприятий (Colgan, Baker 2003). В любом случае, существует определенный консенсус о том, что кластеры представляют собой географическую концентрацию предприятий, которые объединяют производственные процессы, ресурсы региона и определенные взаимосвязи, но не на основе общей собственности или системы управления.

Кластеры отличаются от предпринимательских сетей и составом участников: кроме производственных и коммерческих структур (среди которых производители и поставщики), они объединяют значительно более широкий круг участников, в том числе институты поддержки, высшие учебные заведения и научные организации, органы государственной власти. Такое объединение участников возможно и как отраслевое, и как региональное (межотраслевое), основанное на вертикальных взаимоотношениях между разнородными фирмами, а также на взаимодействии инновационной составляющей со стремительно меняющимся характером рыночных отношений [7].

Важная отличительная черта кластера – инновационная ориентированность, поскольку наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в области техники и технологий производства с последующим выходом на новые рыночные ниши. Именно поэтому многие страны все активнее используют кластерный подход в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ.

Таким образом, кластер – это совокупность фирм из тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Т.е. кластеры содействуют взаимодополняемости своих участников, создавая конкурентные преимущества кластера в целом, мотивируя деловую активность всех участников. Некоторые авторы (Матвеева, Василенок, 2013) отмечают и такую роль кластеров, которая заключается в развитии партнерства между государством, бизнесом и наукой.

Предпринимательская сеть и кластер: сходства и различия

Говоря о специфических характеристиках кластера, необходимых для его идентификации, ряд авторов фокусируется только на межфирменных отношениях, другие включают намного более широкие связи и в качестве признаков кластеров выделяют результативность, вклад в конкурентоспособность региона или отрасли.

Можно ли рассматривать кластеры как одну из разновидностей крупных сетей предпринимательского типа [8]? Хотя «кластер» и «предпринимательская сеть» представляются весьма близкими ОЭФ в силу однотипного (сетевого) характера модели объединения их участников, они, тем не менее, отражают принципиально разные коалиционные образования предпринимателей. Эти различия состоят в следующем:

1) Юридическая основа объединения. Формальные контракты – основа объединения субъектов в кластерах, и это пресекает возможное проявление оппортунизма в поведении участников.

Основой хозяйственной интеграции в предпринимательских сетях является неэкономический механизм доверия. Формальные договорные отношения между участниками предпринимательских сетей являются не более чем условностями, соблюдение которых требуют представители органов государственной власти.

2) Субъекты (участники). Сетевые партнеры – предприятия, создающие единую бизнес-стратегию предпринимательской сети на основе общности их целей и задач, взаимосвязи структурных элементов, четкой внутренней структуры сети и наличия связей с внешней средой.

Кластер часто составляют компании «готового продукта» или сервиса (сервисных услуг), поставщики комплектующих изделий и механизмов, финансовые институты и фирмы в сопутствующих отраслях; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение и поступление информации, а также проведение исследований и представляющие техническую поддержку. Иногда это и агентства, устанавливающие стандарты.

3) Размер. Для формирования полноценного кластера необходимо достижение определенной критической массы его участников (количество фирм, количество занятых), обуславливающей переход от количества к качеству (достижение синергического эффекта). Накопленный в европейских странах опыт показывает, что для достижения критической массы, необходимой для создания кластера, требуется, чтобы в его состав вошло не менее 30–50 организаций [9].

4) Характер деловых отношений. В кластере его участники реализуют отношения сотрудничества (кооперации) при «взаимной конкуренции». Для участников сети характерны отношения сотрудничества.

5) Географическое расположение. Предпринимательская сеть не обязательно расположена в границах определенной географической области, тогда как для кластера характерна географическая концентрация предприятий и организаций, т.е. расположение на определённой территории.

6) Сфера деятельности. В сети фирмы специализируются на конкретных видах деятельности. Зачастую набор торговых партнеров для реализации конкретного проекта располагается вокруг «стержневой» фирмы, поставляя ей ресурсы либо выступая дистрибьютерами ее продукции.

Принадлежность к одному кластеру предполагает отраслевую специфику, однако в рамках региона в состав кластера входят участники из различных сфер деятельности. Несмотря на это, деятельность всех участников направлена на реализацию единой конкурентной стратегии кластера.

7) Государственное регулирование и поддержка. Для сетей деятельность государством не регламентируется. А роль государства в деятельности кластеров различна и зависит от типа кластерной политики, проводимой государством (Несмачных, Литовченко, 2014).

Все эти различия удобно представить в виде таблицы (табл.).

Таблица

Сравнение сетевой и кластерной организационно-экономических форм ведения бизнеса


Характеристики сравнения
Форма экономического объединения
Сеть
Кластер
1
Модель организации
«Сетевая»
2
Цель объединения
Использование особенностей, ресурсов и конкурентных преимуществ участников для совместной реализации предпринимательских или иных проектов субъектами сети
Использование особенностей, ресурсов и конкурентных преимуществ субъектами кластера для реализации собственных предпринимательских проектов
3
Субъекты (участники)
Участники сети – предприятия, следующие единой стратегии на основе общности задач и целей
Выделяют 4 типа участников:
1) компании «готового продукта» или сервиса и фирмы в сопутствующих отраслях;
2) финансовые институты;
3) правительственные и некоторые другие организации;
4) НИИ, вузы и учреждения, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации и проведение исследований
4
Количество участников
Минимальное количество: некоторые исследователи признают в качестве сети «диаду» (пару акторов)
Необходимая критическая масса – 30-50 организаций
5
Взаимосвязь участников
Все субъекты сохраняют свою автономность
6

Характер деловых отношений
Сотрудничество
Кооперация при взаимной конкуренции участников кластера
7
Географическое расположение участников
Предпринимательская сеть не обязательно расположена в границах определенной географической области
Географическая концентрация предприятий и организаций (на определённой территории)
8
Сфера деятельности
Специализация на конкретных видах деятельности при наличии «стержневой» фирмы
Принадлежность к одному кластеру предполагает близость входящих в кластер предприятий по определенному критерию (виду деятельности, географическому расположению)
9
Государственное регулирование и поддержка
Деятельность государством не регламентируется
Выделяют 4 типа кластерной политики по степени участия государства в кластеризации:
1) Посредническая;
2) Поддерживающая;
3) Директивная;
4) Интервенционистская.
Источник: разработано авторами.

Заключение

1. Сетевая модель организации, присущая как сети, так и кластеру, является важным инструментом в решении возникающих проблем в рыночной экономике совместными усилиями различных субъектов экономических отношений. При этом кластер может рассматриваться как один из видов открытой межорганизационной сети, характеризующейся комплексными, стабильными и скорее кооперативными, нежели конкурентными взаимоотношениями между фирмами-участниками сети (Шерешева, Бек, Бек, и др., 2014).

Однако не все так однозначно. В литературе последнего десятилетия показано, что часто внутри кластера функционирует множество сетей. Более того, кластеры не только состоят из разного рода сетей, но и могут в свою очередь образовывать единую сеть в рамках более широкой территории (Шерешева, Бек, Бек, и др., 2014). По структуре в них осуществлен переход от линейных взаимосвязей, цепей снабжения и цепочек создания ценностей к многомерным сетям взаимосвязанных организаций (акторов).

2. Как следует из проведенного анализа, несмотря на то, что понятия сеть и кластер тесно связаны в бизнес-контексте, они содержат не только общие черты, но и важные различия, выделенные авторами (см. табл.).

Одно представляется неоспоримым: формирование и развитие таких организационно-экономических структур, как сети и кластеры, – эффективный механизм повышения конкурентоспособности компаний, отраслей, регионов, национальной экономики и их перевода на инновационный путь развития.

[1] Одной из первых работ, в которой рассмотрены устойчивые сетевые взаимодействия, является работа А. Маршала (Marshall, 1890).

[2] Впервые понятие «кластер» было введено Майклом Портером в 1990 г. в работе: Moller, K., Rajala, A. (2006). Business nets: Classification and management mechanisms (Working paper W-407). Retrieved from: http://epub.lib.aalto.fi/pdf/wp/w407.pdf.

[3] Третьяк, В.П. (2006). Кластеры предприятий (С. 8). М.: Август Борг.

[4] Третьяк, Румянцева, 2003; Третьяк, В.П. (2006). Кластеры предприятий (С. 102). М.: Август Борг; Шерешева, М.Ю. (2010). Формы сетевого взаимодействия компаний. Курс лекций. М.: ИД ВШЭ; Moller, K., Rajala, A. (2006). Business nets: Classification and management mechanisms (Working paper W-407). Retrieved from: http://epub.lib.aalto.fi/pdf/wp/w407.pdf

[5] Катькало, 2006, С. 442; Мильнер, Б.З. (2000). Теория организации (5-изд., перераб. и доп.). М: ИНФРА-М.

[6] Более подробно см.: Шерешева, Бек, Бек, и др., 2014 (С. 44).

[7] Асаул, А.Н., Войнаренко, М.П., Ерофеев, П.Ю. (2004). Организация предпринимательской деятельности (С. 58). СПб: Гуманистика.

[8] Асаул, А.Н. (2009). Организация предпринимательской деятельности (3-е изд.; С. 58). СПб: АНО ИПЭВ.

[9] Куценко, Е. (2012, 10 июля). К вопросу о понятии кластера – 2 [Пост в сетевом дневнике]. Режим доступа: http://evg-ko.livejournal.com/13512.html#cutid1


Страница обновлена: 27.10.2024 в 23:36:41