Нынешнее состояние, проблемы и рекомендации по оценке имущества в Китае

Чжан С1,2, Ван Ц.3, Ян Ю.1
1 Институт Дальнего Востока Российской академии наук, г. Москва
2 Институт финансов Центрального университета финансов и экономики, Китайская Народная Республика, г. Пекин
3 Институт иностранных языков Пекинского лесного университета, Китайская Народная Республика

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 17 (Сентябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Чжан С, Ван Ц., Ян Ю. Нынешнее состояние, проблемы и рекомендации по оценке имущества в Китае // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 17. – С. 2889-2898. – doi: 10.18334/rp.16.17.1856.

Аннотация:

Статья посвящена исследованию отрасли оценки имущества в Китае. Авторы анализируют нынешнее состояние и проблемы деятельности по оценке имущества в Китае и предлагают несколько рекомендаций для совершенствования этой отрасли.

Ключевые слова: оценка имущества в Китае, законодательство Китая, оценочная деятельсность Китая



Введение

Область деятельности по оценке имущества в Китае за последние 20 лет быстро развивается, сфера предоставления услуг расширилась до всех социально-экономических разрезов. Оценка имущества играет важную и активную роль не только в аспектах защиты права государственного имущества и обеспечения его безопасности, но и в аспектах реформы и открытости, стимулирования развития капитального рынка, защиты порядка социалистической рыночной экономики и предотвращения финансовых рисков, и т.д., стала одной из важных областей посреднического сервиса в социалистической рыночной экономике (Артеменков, Артеменков, 2013; Навроцкая, Сопилко, 2013; Цоллер, 2013; Huang, Yang, 1996; Li, Li, Skitmore, et al., 2009; Pan, Huang, Chiang, 2015; Renaud, 2003; Wu, Gyourko, Deng, 2015; Zhang, Du, Geng, et al., 2015; Zhu, 2012).

Нынешнее состояние развития области деятельности по оценке имущества

Система законодательства в области деятельности по оценке имущества была в основном сформулирована. «Меры регулирования деятельности по оценке государственного имущества» (утверждены постановлением Госсовета № 91) были опубликованы Государственным советом КНР в 1991 году, они являются первыми нормативными административно-правовыми актами управления области деятельности по оценке имущества, в которых четко определены сфера деятельности по оценке имущества, порядок и методы проведения оценки имущества, юридическая ответственность при осуществлении деятельности по оценке имущества, и т.д.

«Замечания о реформе формы административного управления деятельности по оценке государственного имущества и усилении работы контроля и управления деятельности по оценке имущества» (№ Г. Б. Ф. [2001] 102) были разработаны Министерством финансов КНР и переотправлены Канцелярией Госсовета КНР в 2001 году, формы регулирования деятельности по оценке государственного имущества были важно изменены, был отменен порядок рассмотрения и подтверждения деятельности по оценке имущества, и была осуществлена система санкционирования или система учета.

«Замечания об усилении и нормализации управления области деятельности по оценке» (№ Г. Б. Ф. [2003] 101) были разработаны Министерством финансов КНР и переотправлены Канцелярией Госсовета КНР в 2003 году, в них были предъявлены новые требования к усилению и нормализации управления области деятельности по оценке имущества.

«Меры регулирования рассмотрения и утверждения организаций, осуществляющих деятельность по оценке имущества» (утверждены приказом Министерства финансов КНР № 22), опубликованные Министерством финансов КНР в 2005 году, нормализуют создание, изменение и прекращение действия организаций, осуществляющих деятельность по оценке имущества, и их филиалов.

«Мерами рассмотрения, утверждения, контроля и управления организаций, осуществляющих деятельность по оценке имущества», измененными и опубликованными Министерством финансов КНР в 2011 году (утверждены приказом Министерства финансов № 64), усилилось последующее регулирование организаций, осуществляющих деятельность по оценке имущества и дополнились положения о юридической ответственности, усовершенствовались динамический контроль и управление организаций, осуществляющих деятельность по оценке имущества, и их механизм выхода.

Система стандартов проведения деятельности по оценке имущества непрерывно совершенствуется. «Стандарт осуществления деятельности по оценке имущества – основополагающие положения» и «Кодекс профессиональной этики при осуществлении деятельности по оценке имущества – основополагающие положения» были опубликованы Министерством финансов КНР в феврале 2004 года, деятельность по оценке оценщиков в основном нормализуется со стороны технической эксплуатации и профессиональной этики оценщиков имущества.

В ноябре 2007 года были созданы Комиссия по стандартам осуществления деятельности по оценке имущества при Министерстве финансов КНР, Техническая комиссия по стандартам осуществления деятельности по оценке имущества и Консультативная комиссия по стандартам осуществления деятельности по оценке имущества при Китайской ассоциации области деятельности по оценке имущества, это увеличило научность и авторитетность «Стандарта осуществления деятельности по оценке имущества».

До конца 2014 года Министерством финансов КНР и Китайской ассоциацией области деятельности по оценке имущества были разработаны 26 основополагающих стандартов, конкретных стандартов, руководств и руководящих замечаний [1], охватывающих главные отрасли деятельности по оценке имущества, например, стоимость предприятия, недвижимость, нематериальные ценности, и т. д.; предварительно создалась система стандартов проведения деятельности по оценке имущества, структура обоснованного осуществления оценки и проверки согласно соответствующим установлениям в основном была сформулирована.

Система управления административного контроля и саморегулируемых организаций оценщиков эффективно функционируют. Согласно соответствующим нормативным правовым актам, Министерство финансов КНР является компетентным органом области деятельности по оценке имущества, Департамент управления предприятиями исполняет конкретные функции управления.

В 2004 году Китайская ассоциация области деятельности по оценке имущества дальше самостоятельно существует, отвечает за саморегулирование области. Административный контроль тесно сотрудничает с саморегулированием отрасли, каждый исполняет свою функцию, взаимно координируют действия, взаимно дополняются преимуществами. В отрасли оценки имущества еще была создана полная система проверки, например, проверка упорядочивания области, годовая проверка качества осуществления деятельности организаций, осуществляющих деятельность по оценке имущества, специальное обследование и т. д., профессиональный климат заметно улучшился, порядок осуществления оценочной деятельности заметно изменился к лучшему.

Механизм подготовки людских ресурсов в области деятельности по оценке имущества был заложен, отряд организаций и работников растет и развивается изо дня в день. Фундаментом развития области является строительство профессиональных людских ресурсов в области деятельности по оценке имущества. За 20 лет в области деятельности по оценке имущества были созданы механизмы подготовки людских ресурсов на разных уровнях:

А) были создали 10 баз строительства дисциплины оценки имущества, это стимулирует создание специальности оценки имущества на уровне полного высшего образования в 21 вузе во всем Китае;

Б) была создана Комиссия научного руководства специальным образованием оценки имущества, было активно продвинуто осуществление системы степени магистра по специальности оценки имущества, была стимулирована тесная смычка подготовки людских ресурсов в вузах с отраслевым спросом;

В) усилилось сотрудничество с Американским обществом оценщиков (ASA), Международной ассоциацией консультантов, оценщиков и аналитиков (IACVA) по подготовке высокоуровневых людских ресурсов по маркетизации и интернационализации.

На данный момент дипломированных оценщиков имущества насчитывается более 30 тысяч человек, работников – более 80 тысяч человек, общее число организаций, осуществляющих деятельность по оценке имущества – более 3000 [2].

Внешний обмен усиливается, международный статус области деятельности по оценке имущества Китая был поднят. В 1999 году Китайская ассоциация области деятельности по оценке имущества была избрана в постоянные члены совета Международного комитета по стандартам оценки, в 2008 году стала членом организации управленческой комиссии преобразованного Международного совета по стандартам оценки; в 2005 году Китайская ассоциация области деятельности по оценке имущества вступила во Всемирную ассоциацию организаций по оценке и стала ее постоянным членом совета, в 2012 году стала вице-председателем – организацией.

Китайская ассоциация области деятельности по оценке имущества принимает активное участие в делах международных организаций по оценке и в разработке международных стандартов оценки, совместно со Всемирной ассоциацией организаций по оценке, Российским обществом оценщиков (РОО), привлекли международную квалификацию оценщиков и обучение дисциплинам, и право голоса Китая непрерывно увеличивается, стимулировалось поднятие международного статуса области деятельности по оценке имущества Китая.

Существующие проблемы оценки имущества в Китае

Наряду с достижением успехов, ряд причин, например, короткий начальный этап, привел область деятельности по оценке имущества в Китае к тому, что между целым уровнем области и требованиями социально-экономического развития к области еще существует значительное расстояние.

В традиционных операциях проявляется относительная контакция, развитие области ограничивается. В первичном периоде в области деятельности по оценке имущества главным образом осуществляются услуги по оценке рыночной стоимости имущества в процессе перестройки государственных предприятий и изменения права собственности, такая традиционная операция не обладает постоянностью, по окончании экономического поведения, например, после перестройки государственных предприятий, оценочная деятельность прекращается.

Несмотря на то, что в последние годы область деятельности по оценке имущества расширяется до присоединения и преобразования предприятий, гарантии при залоге, конверсии интеллектуальной собственности, маркетизации лесных ресурсов, аукциона, иска, а также оценки, гарантии при залоге, предназначенных для финансового отчета и многих других областей, в целом в этих областях не осуществляются нормализация и стабилизация оценочной деятельности.

Количество супергигантских и гигантских организаций, осуществляющих деятельность по оценке имущества, относительно небольшое, а количество средних и малых организаций - очень большое, это положение не удовлетворяет потребности рынка социально-экономического развития и интернационализации осуществления деятельности в области оценки имущества.

Рыночная среда еще не зрелая, и профессиональная этика оценщиков будет повышаться. Для своего существования некоторые организации, осуществляющие деятельность по оценке имущества, привлекают клиентов и завоевывают рынок путем нерыночных средств, даже выдают фальшивые отчеты об оценке объекта с нарушением стандартов, также часть принципалов назначают организацию, осуществляющую деятельность по оценке имущества, с нарушением правил или понижают плату за оценку, эти поступки существенно влияют на здоровое развитие области деятельности по оценке имущества.

Различные квалификации работников деятельности по оценке имущества сосуществуют. Они включают: оценщиков имущества, оценщиков недвижимости, оценщиков земельных участков, оценщиков права на недра, оценщиков стоимости подержанного автомобиля, оценщиков имущества при страховании. Квалификации оценщиков в настоящее время управляются различными органами управления области, это положение привело к тому, что в процессе управления макроскопической экономики появились серьезная анархия и низкая эффективность административного руководства, это ослабило управленческую авторитетность центрального правительства.

Строительство правопорядка в области оценки очень отсталое, до сих пор нет ни одного специального закона. Это повлияло не только на статус и развитие области деятельности по оценке имущества Китая, но и на государственное управление в области деятельности по оценке имущества. Чтобы область деятельности по оценке имущества хорошо служила развитию рыночной экономики, необходимо разрешить существующие проблемы в области деятельности по оценке имущества в Китае путем законодательства, нормализовать регулирование отрасли, стимулировать развитие отрасли.

Рекомендации по оценке имущества в Китае

Ускорение развития области деятельности по оценке имущества – это институциональная планировка для усовершенствования системы социалистической рыночной экономики. Область деятельности по оценке имущества относится к современным сервисным индустриям. Чтобы усовершенствовать систему социалистической рыночной экономики и трансформировать правительственные функции, необходимо развивать современную сервисную индустрию. Для усовершенствования системы социалистической рыночной экономики требуется трансформировать правительственные функции до роли «судьи», а организации, осуществляющие деятельность по оценке имущества, как особые рыночные субъекты, должны более эффективно играть роль «спортсмена».

В новой институциональной планировке правительственные органы, включая финансовые органы, главным образом отвечают за дизайн высокого уровня, разработку мер регулирования и правил рыночной операции, наряду с этим укрепляют текущий контроль и регулирование инвестиционных и оценочных организаций.

Ускорение развития области деятельности по оценке имущества – объективное требование стимулирования регулирования структуры экономики и трансформации модели развития. XVIII съезд КПК предложил подчеркнуть две отрасли, которые имеют наибольшую значимость для социально-экономического развития: урегулирование отраслевой структуры государства и стратегическое регулирование государственного сектора экономики.

Первое регулирование относится к присоединению, преобразованию предприятий и осуществлению трансформации и повышения классности путем рыночных средств, второе регулирование относится к углублению реформы госпредприятий, усовершенствованию механизмов входа, выхода и разумного движения государственного капитала, стимулированию концентрации государственного капитала в те наиболее важные отрасли и ключевые сферы, которые касаются национальной безопасности и командных высот народного хозяйства. Все эти урегулирования и реформы требуют оказания высококачественных услуг профессионального характера по оценке имущества.

Ускорение развития области деятельности по оценке имущества – важная мера по поддержке участия предприятий в международном сотрудничестве. К началу 2015 года процент китайских предприятий в рейтинге 500 крупнейших мировых компаний составляет более 10% [3]. В процессе осуществления стратегии «Выхода предприятий за рубеж» важные области, например, строительство зоны сотрудничества за границей, прямая инвестиция, присоединение и поглощение за границей, заграничные проекты, непрерывно развиваются, перед ними тоже стоят проблемы по структурному регулированию, трансформации и повышению классности, и требуются взаимная увязка и взаимное координирование между стратегиями развития, осуществляемыми в Китае и за рубежом.

Посредством многообразных форм, включая укрепление сотрудничества c зарубежными организациями, осуществляющими деятельность по оценке имущества, предоставляется сервис для выхода китайских предприятий за рубеж и входа межнациональных корпораций в Китай, оказываются комплексные высококлассные услуги в области стратегических присоединения и поглощения, обоснования проектов, оценки стоимости и управления заграничного имущества.

Необходимо ускорить законотворческий процесс в области оценочной деятельности и продвинуть единое управление области оценочной деятельности. Требования к исследованию системы юридической ответственности деятельности по оценке имущества стали более актуальными и важными с углубленным развитием рыночной экономики в Китае. Теперь решение в Китае всех вопросов, связанных с разрешением споров, возникающих в процессе осуществления оценочной деятельности, и признанием юридической ответственности организаций, осуществляющими деятельность по оценке имущества, и работников, из-за того, что стандарты, разработанные ассоциациями области деятельности по оценке имущества, часто исходят из интересов их компетентных органов, не учитывают потребность во всей области. При этом компетенции стандартов не определены в национальном законодательстве, стандарты просто учитываются при технической экспертизе, не могут определить правовое положение области деятельности по оценке имущества и предоставить работникам деятельности по оценке имущества основное юридическое обеспечение.

Заключение

Область деятельности по оценке имущества построена на основе искренности и доверия, а институциональное строительство ляжет в основу решения проблем по искренности и доверию. «Закон об оценочной деятельности» обычно играет ключевую роль в регулировании области деятельности по оценке имущества, например в России. Стратегия управления государством на основе законов была уточнена 4-м пленумом ЦК КПК 18-го созыва [4]. В институциональном строительстве области деятельности по оценке имущества еще присутствуют недостатки, одна из острых проблем – до сих пор отсутствует закон, регулирующий отраслевое развитие.

В феврале 2012 года Закон КНР «Об оценке имущества (проект)» был рассмотрен в первом чтении ВСНП, в этом проекте уже были созданы сравнительно зрелые правовые рамки в аспектах системы управления, экзаменов профессиональной квалификации и юридической ответственности. Опубликование Закона КНР «Об оценке имущества» в будущем предоставит основную правовую защиту для приведения системы управления области деятельности по оценке имущества в порядок, усовершенствования системы допуска в отрасль, нормализования регулирования отрасли и поступков оценщиков и т. д. В сентябре 2013 года Закон КНР «Об оценке имущества» (проект) был рассмотрен во втором чтении ВСНП [5].

[1] О стандартах оценки КНР // Сайт Китайской ассоциации оценки имущества.

[2] Хэ Банцзинь. (2012, 23 декабря). Доклад о перспективе отрасли оценки имущества КНР // Сайт Китайской ассоциации оценки имущества.

[3] 500 мировых крупнейших предприятий // Сайт Цайфу Китая.

[4] Си Цзиньпин. (2014, 23 октября). Доклад в 4-м пленуме 18-го созыва ЦК КПК // Синьхуа сайт.

[5] Закон об оценке имущества (проект) // Сайт ВСНП КНР.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:12:18