Новый взгляд на поддержку малого и среднего бизнеса в России: компании-«Газели»
Баринова В.А.1, Сорокина А.В.2, Шестоперов А.М.
1 Институт экономической политики имени Е.Т.Гайдара, г. Москва
2 Институт прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 17 (Сентябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Авторы рассматривают быстрорастущие компании малого и среднего бизнеса (компании-«газели») в качестве возможного локомотива экономики России. В статье проанализировано отраслевое и региональное распределение российских «газелей» и предложены соотвествующие меры поддержки быстрорастущих компаний малого и среднего бизнеса в России.
Ключевые слова: инновации, малый и средний бизнес, меры поддержки, компании-«газели», государственная поддержка бизнеса
Введение
Термин «газели» впервые появился в рамках работ по исследованию рынка труда и занятости на предприятиях в США в 70-х годах XX века [1]. В частности, было выявлено, что новые рабочие места создаются, в основном, на быстрорастующих предприятиях малого и среднего бизнеса - «газелях», что впоследствии нашло свое подтверждение и в других исследованиях [2]. Так, согласно проекту «Инновационная панель газелей» (Gazelles Innovation Panel) 2006 года, «газели», составляющие 5% от общего количества организаций, создают от 75% до 80% новых рабочих мест [3]. Схожие данные получены по результатам второго раунда проекта в 2011 году [4].
В соответствии с подходом, используемым Евростатом-ОЭСР для определения компаний-«газелей», к быстрорастущим относятся предприятия, демонстрировавшие среднегодовой темп роста выручки более 20% в течение трех лет (Юданов, 2007a). При этом отсекаются компании, срок существования которых менее 5 лет, поскольку практически для всех недавно созданных компаний характерен быстрый рост (так как они растут «с нуля»). Вклад компаний-«газелей» в прирост ВВП в развитых странах достигает 50% [5], хотя их доля в общем числе компаний составляет менее 2%.
При этом такие предприятия оказываются более устойчивыми к внешней среде. Данные по отдельным компаниям-«газелям» свидетельствуют о том, что они используют особые механизмы для удержания на рынке в условиях спада экономики: в первую очередь, они стремятся модернизировать производство, избавиться от лишних затрат (но не сокращать те расходы, которые впоследствии создают прибыль), при этом значительная часть газелей выбирает стратегию создания и вывода на рынок новых продуктов, освоения новых ниш (Юданов, 2011), что позволяет им существенно повысить уровень конкурентоспособности.
Отраслевая и региональная структура российских «газелей»
В 2013-2014 годах авторами настоящей статьи было проведено исследование ключевых факторов повышения конкурентоспособности компаний-«газелей» (Баринова, Земцов, Сорокина, 2015), в ходе которого выявлен ряд особенностей пространственного и отраслевого распределения бысторастущих компаний малого и среднего бизнеса в России, что в свою очередь позволяет получить представление о возможных «точках роста» отечественной экономики.
В соответствии с подходом Евростата-ОЭСР, из базы СПАРК [6] мы выбрали малые и средние компании, зарегистрированные не позднее 2008 года. Для этих компаний были расчитаны реальные темпы роста выручки (без учета инфляции) за трехлетний период 2010-2012 годах по следующей формуле:
,
где:
– реальные среднегодовые темпы роста i-ой компании за период 2009-2012 годах;
– выручка i-ой компании в 2012 году, выраженная в ценах базового года;
– выручка i-ой компании в 2008 году, выраженная в ценах базового года.
Из числа рассматриваемых компаний были отобраны те, которые росли со среднегодовым реальным темпом не менее 20% в год. Таким образом, в выборку были включены 13 489 компаний.
В таблице 1 представлены число быстрорастущих компаний в основных отраслях российской экономики и доля этих компаний в общем числе фирм каждой отрасли. Рисунок 1 представляет отраслевую структуру отечественных компаний-«газелей».
Таблица 1
Число компаний-«газелей» по видам экономической деятельности
№
|
Вид
экономической деятельности
|
Число
компаний-«газелей» (ед.)
|
Доля
в общем числе компаний соотвествующего вида деятельности (%)
|
1
|
Обрабатывающие
производства
|
3181
|
20
|
2
|
Строительство
|
3175
|
26
|
3
|
Операции
с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
|
2066
|
16
|
4
|
Оптовая
и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых
изделий и предметов личного пользования
|
1716
|
29
|
5
|
Транспорт
и связь
|
1203
|
19
|
6
|
Сельское
хозяйство, охота и лесное хозяйство
|
733
|
17
|
7
|
Финансовая
деятельность
|
358
|
23
|
8
|
Прочие
виды деятельности
|
338
|
14
|
9
|
Производство
и распределение электроэнергии, газа и воды
|
293
|
13
|
10
|
Добыча
полезных ископаемых
|
222
|
20
|
11
|
Гостиницы
и рестораны
|
175
|
14
|
12
|
Рыболовство,
рыбоводство
|
29
|
13
|
|
ВСЕГО
|
13
489
|
20
|
Наибольшее число компаний-«газелей» сосредоточено в сфере обрабатывающей промышленности (свыше 3000 организаций), что составляет 20% от общего числа компаний малого и среднего бизнеса данной отрасли. Также значительное число компаний-«газелей» специализируется на строительстве (более 3000 компаний) и осуществлении операций с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (более 2000 организаций).
Лидером по доле быстрорастущих компаний является раздел «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» – в указанных отраслях около 30% организаций характеризовались реальными среднегодовыми темпами роста выручки не менее 20% за период с 2010 г. по 2012 г. (13% от общего числа российских «газелей»). Эта ситуация не является уникальной для России. Во многих странах сектор торговли выполняет важную экономическую и социальную роль. Доля торговли в мировом ВВП составляет около 10%, а в общей занятости – 13% [7]. В России наибольшее число быстрорастущих компаний данной сферы занимаются оптовой торговлей горюче-смазочными материалами (332 компании или 19% от их числа), 280 компаний-«газелей» специализируются на торговле автотранспортными средствами (16% от общего числа) и еще 159 быстрорастущих компаний работают в сфере оптовой торговли табачными изделиями (9% от общего числа).
Рисунок 1. Отраслевая структура российских компаний-«газелей» (начало 2013 г.)
Источник: расчеты авторов на основе данных базы «СПАРК»
В обрабатывающей промышленности (24% отечественных «газелей») наибольшее число быстрорастущих компаний занимается производством изделий из бетона, гипса и цемента (223 компании), производством оборудования общего назначения (202 компании) [8], производством пластмассовых изделий (198 компании) и производством строительных металлических конструкций и изделий (173 компании). Как видно, в основном, быстрорастущие компании указанных видов деятельности производят продукцию для нужд строительной отрасли, которая в период 2010-2012 годах. переживала фазу активного роста. Согласно расчетам на основе данных Росстата, среднегодовой реальный темп роста строительства за рассматриваемый период составил 5%, что выше темпа роста ВВП.
В строительной отрасли (24% российских «газелей») бытрорастущие компании в основном занимаются возведением зданий и сооружений (2 055 компаний или 65% от их числа), 424 компании-«газели» специализируются на монтаже инженерного оборудования (13% от общего числа) и еще 341 компания работает в сфере подготовки участков для строительства (11%). Несколько меньшее число компаний-«газелей» наблюдается в сфере отделочных работ (97 организаций или 3%).
Наибольшее число компаний-«газелей» сферы операций с недвижимым имуществом (15% от числа быстрорастущих компаний в России) занимается инженерно-технологическим проектированием и связанной с этим деятельностью (351 компания или 17% от их числа), 259 компаний-«газелей» специализируются на купле-продаже земельных участков (16% от общего числа) и еще 246 быстрорастущих компаний работают в сфере предоставления посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (12% от общего числа).
В сфере транспорта и связи (9% отечественных компаний-«газелей») быстрорастущие компании в основном занимаются организацией перевозок грузов (281 компания или 23% от их числа), 256 компаний-«газелей» имеют специализацию «Деятельность прочего сухопутного транспорта» [9] (21% от общего числа) и еще 158 быстрорастущих компаний работают в сфере транспортной обработки грузов и их хранении (13% от общего числа).
Наибольшее число быстрорастущих сельскохозяйственных компаний (5% «газелей» в России) занимается растениеводством (436 компании или 59% от их числа), 163 компании-«газели» специализируются на животноводстве (22% от общего числа) и еще 49 быстрорастущих компаний работают в сфере лесного хозяйства и предоставления услуг в этой области (7% от общего числа). Большинство быстрорастущих компаний, занимающихся деятельностью, связанной с рыболовством, сконцентрированы в приморских территориях России – в Мурманской, Сахалинской областях, Хабаровском крае и Республике Карелии расположены 55% компаний-«газелей» данной отрасли.
В финансовой сфере (3% российских быстрорастущих компаний) наибольшее число «газелей» зарегистрировано по виду деятельности «Прочее финансовое посредничество» (341 компания или 67% от их числа). В этот раздел согласно классификатору ОКВЭД входят такие направления, как финансовый лизинг, предоставление кредита, деятельность дилеров, деятельность холдинг-компаний в области финансового посредничества, капиталовложения в ценные бумаги, заключение свопов, опционов и других биржевых сделок, деятельность трасткомпаний. На втором месте находится вспомогательная деятельность в области финансового посредничества (61 компания-«газель», 17% от общего числа), к которой относятся такие направления, как предоставление услуг пунктами по обмену валют, консультирование по вопросам финансового посредничества, предоставление услуг по упаковыванию денег, предоставление брокерских услуг по ипотечным операциям, предоставление услуг по хранению ценностей. Третье место по числу компаний-«газелей» в финансовой сфере занимает вид деятельности «Вспомогательная деятельность в сфере страхования и негосударственного пенсионного обеспечения», им занимается 9 компаний (3% от общего числа).
Анализ показал, что в добывающей отрасли (2% отечественных компаний-«газелей») 20% быстрорастущих компаний занимаются добычей гравия, песка и глины (45 компаний), еще 20% – сжижением и регазификация природного газа для транспортирования (44 компании) и 18% компаний – «газелей» осуществляет добычу железных руд подземным способом (39 организаций).
Распределение компаний-«газелей» по регионам России характеризуется существенной неравномерностью. Децильный коэффициент дифференциации быстрорастущих компаний по регионам России варьируется от 109 (обрабатывающие производства) до 1095 (сфера торговли) [10]. Анализ отраслевого и регионального распределения компаний-«газелей» в России позволяет также сделать ряд выводов относительно возможных закономерностей их размещения.
Компании-«газели» большинства рассмотренных отраслей сконцентрированы в трех субъектах Российской Федерации – Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. В этих трех регионах расположены 30% всех отечественных быстрорастущих компаний обрабатывающей промышленности, 45% компаний-«газелей» строительной отрасли, 60% быстрорастущих компаний, специализирующихся на операциях с недвижимым имуществом, 50% «газелей» сферы торговли и 34% быстрорастущих компаний сферы транспорта и связи.
Быстрорастущие компании обрабатывающих производств и строительной отрасли распределены наиболее равномерно среди субъектов Российской Федерации (децильные коэффициенты составляют 109 и 133 соответственно). Средней степенью дифференциации числа компаний-«газелей» по регионам характеризуются такие сферы, как транспорт и связь (децильный коэффициент составляет 306), сельское хозяйство (децильный коэффициент равен 280) и операции с недвижимым имуществом (децильный коэффициент равен 469).
Высокая степень концентрации быстрорастущих компаний по регионам России наблюдается в следующих сферах: торговля и ремонт (децильный коэффициент превышает 1000 раз), финансовая деятельность, коммунальная сфера, добыча полезных ископаемых, гостиничный и ресторанный бизнес, рыболовство.
Выявленные закономерности географического размещения и отраслевого распределения быстрорастущих компаний малого и среднего бизнеса остаются достаточно устойчивыми для России на протяжении последних лет, однако усиление кризисных тенденций, безусловно, скорректирует сложившиеся тенденции.
Согласно исследованиям, уже в 2012-2014 гг. российская экономика перешла в нижнюю фазу экономического цикла, при этом отрицательная конъюнктура компенсировалась за счет благоприятных условий внешней торговли (Синельников-Мурылев, Дробышевский, Казакова, 2014; С. 30). При этом в последние годы бюджетные расходы, способствующие увеличению запасов, улучшению качества труда и капитала, а также росту совокупной факторной производительности, в долях ВВП оставались либо постоянными, либо сокращались (Мау, 2015; С. 28), что подрывало возможности будущего экономического развития.
В условиях действия кризисных явлений, когда темпы роста экономики России существенно замедляются, а оценочный темп падения ВВП России в 2015 году составляет 3,8% [11], компании-«газели» могут рассматриваться в качестве одного из основных драйверов экономического развития и структурных реформ.
Меры государственной поддержки развития российских «газелей»
В текущих условиях необходимо уделять особое внимание факторам роста со стороны предложения, а именно, содействовать развитию инфраструктуры, стимулировать инновационную деятельность и повышать качество человеческого капитала (Идрисов, Казакова, Полбин, 2014; С. 167). Компании малого бизнеса являются наиболее уязвимой частью экономической системы и в кризисных условиях в наибольшей степени нуждаются в государственной поддержке [12]. Селективная поддержка предприятий-«газелей» с целью формирования точек роста способна привести к значительному увеличению объема создаваемой добавленной стоимости в рамках технологических цепочек, в которые они встроены, а соответственно – дать положительные социально-экономические эффекты: увеличение налоговых поступлений, формирование новых рабочих мест для высококвалифицированной рабочей силы, развитие сетей поставщиков.
Компании малого и среднего бизнеса являются целевой аудиторией наибольшего количества существующих программ поддержки бизнеса в России и за рубежом, причем в зарубежной практике поддержке средних быстрорастущих компаний уделяется особое внимание. В целом оказываемую поддержку можно разделить на две группы мер:
1) меры по улучшению бизнес-среды;
2) меры по оказанию непосредственной поддержки отдельным компаниям.
При конструировании мер поддержки необходимо придерживаться правила о том, что предприятия-«газели» могут быть в первую очередь заинтересованы в применении тех инструментов и мер поддержки, которые способны обеспечить их всем необходимым для поддержания высоких темпов роста. Именно поэтому стандартные меры поддержки малых предприятий могут оказаться невостребованными со стороны «газелей». Для них адресно применяются следующие меры, направленные на создание условий для сохранения высоких темпов роста и развития: облегчение доступа к капиталу, особое регулирование обращения ценных бумаг, улучшение регуляторной среды, консультации со стороны вузов, формирование промышленных кластеров, предоставление налоговых льгот, публичное признание предпринимательских достижений и др. (Юданов, 2007; С. 32).
На сегодняшний день институты развития в России активно поддерживают малый бизнес, однако предлагают недостаточное количество программ, направленных на поддержку «газелей». Особое внимание уделено инновационным проектам (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд «Сколково», ОАО «Роснано»). Вместе с тем значительная часть мер поддержки инновационной деятельности относится к самым ранним стадиям проектов, в то время как «газелям» может требоваться поддержка уже в процессе реализации проектов, расширения производства.
Среди существующих мер поддержки можно выделить ряд инициатив, которые оказывают непосредственное положительное влияние на развитие компаний–«газелей».
1. АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» проводит мероприятия, направленные на улучшение бизнес-среды, в том числе за счет разработки и реализации мероприятий в рамках «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы и внедрения инвестиционного стандарта в субъектах Российской Федерации.
2. АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» осуществляет поддержку экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. АО «МСП Банк» предлагает кредитные и лизинговые программы, которые направлены на поддержку малого и среднего предпринимательства.
4. АО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» предоставляет гарантии по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства.
Исследования показывают (Баринова, Бортник, Земцов, и др., 2015), что быстрый и устойчивый рост способны показать те компании малого и среднего бизнеса, которые активно инвестируют в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), обучение сотрудников, информационно-коммуникационные технологии, обновление оборудования и технологические инновации. В этой связи целесообразной представляется реализация тех мер поддержки, которые будут создавать стимулы для инновационной деятельности компаний (налоговые льготы, инновационные ваучеры и прочее). В частности, в Великобритании компании малого и среднего бизнеса могут вычитать из налогооблагаемой прибыли 225% расходов на НИОКР [13]. Мы также предлагаем ввести повышающий коэффициент при учете расходов на НИОКР для целей исчисления величины налога на прибыль организации.
Вместе с тем, по оценкам некоторых специалистов, региональный риск реализации проектов влияет на решении компании о развитии производства гораздо сильнее, чем налоговая ставка [14]. Поэтому в среднесрочной перспективе необходимо продолжить политику в области повышения качества бизнес-среды, в том числе за счет реализации «дорожных карт», разрабатываемых АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». При проведении политики стратегического импортозамещения [15] также полезно сфоркусировать внимание на высокотехнологичных компаниях-«газелях».
Данные меры поддержки будут оказывать положительное воздействие на развитие предпринимательства в целом, однако их воздействие на «газелей» может оказаться несколько выше в связи с тем, что такие компании предъявляют более высокие требования к качеству институтов по сравнению с прочими организациями [16].
В настоящий момент в рамках реализации Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р, прорабатывается вопрос об увеличении в два раза предельных значений выручке от реализации товаров (работ, услуг), используемых для отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства. Это позволит расширить охват предприятий, имеющих право принимать участие в государственных и муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства. Одновременно в таких программах сможет принять участие большее число предприятий-«газелей».
Перспективным направлением выступает формирование системы непрерывного финансирования проектов, реализуемых предприятиями-«газелями». На данный момент действует соглашение о взаимодействии в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов, заключенное между ключевыми отечественными институтами развития, а также заинтересованными организациями. Соглашение позволяет обеспечить непрерывное ведение инновационных проектов за счет формирования механизма обмена информацией между его участниками при реализации данных проектов, а также передачи самих проектов на сопровождение профильным институтам развития.
Схожая мера поддержки может быть применена в отношении неинновационных «газелей». В частности, необходимо рассмотреть вопрос о разработке совместной стратегии сопровождения «газелей» ключевыми институтами развития, предоставляющими финансовую поддержку.
Заключение
Малый и средний бизнес, обладающий высоким потенциалом роста, может рассматриваться в качестве одного из основных акторов экономической системы, способных осуществить оживление экономики. Такие компании получили название «газели»: их среднегодовой реальный темп роста составляет 20% в течение трех лет.
Государство в России оказывает содействие развитию малого и среднего бизнеса в виде предоставления услуг финансовой, материально-технической, консультативной и информационной поддержки, а также посредством создания рыночной инфраструктуры.
Однако в условиях сокращения бюджетных расходов при выборе мер поддержки компаний малого и среднего бизнеса необходимо расставлять приоритеты и поддерживать наиболее перспективные компании малого и среднего бизнеса. По нашему мнению, таковыми являются компании-«газели».
Наибольшее число компаний, обладающих высоким потенциалом роста, сосредоточено в обрабатывающей промышленности (свыше 3000 организаций) и они распределены наиболее равномерно по регионам России. Поэтому их поддержка также окажет благоприятное влияние на развитие экономик регионов РФ.
Поддержка производственных компаний-«газелей» позволит добиться синергетического эффекта: с одной стороны, поддержит рост самих «газелей», а с другой стороны, окажет положительное воздействие на поставщиков услуг и комплектующих для «газелей» за счет расширения спроса последних.
[1] Birch, D.L. (1979). The Job Generation Process (Statistical report). Cambridge, MA: MIT Program on Neighborhood and Regional Change.
[2] OECD. (2010). High-Growth Enterprises: What Governments Can Do to Make a Difference. Retrieved from: http://www.oecd-ilibrary.org/industry-and-services/high-growth-enterprises_9789264048782-en
[3] Autio, E., Hölzl, W. (2008). Addressing challenges for high-growth companies. Summary and conclusions of the Europe INNOVA gazelles innovation panel (Europe INNOVA paper № 6). Retrieved from: https://www.bookshop.europa.eu/
[4] Mitusch, K., Schimke, A. (2011). Gazelles: High-Growth Companies (Final report). Retrieved from: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/files/proinno/gazelles-final-report_en.pdf
[5] Europe INNOVA. (2008). Europe INNOVA Gazelles Innovation Panel. Summary and Conclusions from Panel Discussions. Retrieved from: http://www.europe-innova.org
[6] Сайт Системы профессионального анализа рынков и компаний «СПАРК».
[7] Eurostat, US Census (цит. по Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года, утв. приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31.03.2011 № 422).
[8] В эту группировку входят, в частности, такие виды деятельности, как производство печей и печных горелок, производство подъемно-транспортного оборудования, производство промышленного холодильного и вентиляционного оборудования и др.
[9] В данную группировку входят такие виды деятельности, как деятельность такси, городского пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, грузового автомобильного транспорта.
[10] Дециальный коэффициент дифференциации отражает степень наравномерности распределения показателя и рассчитывается как отношенпе суммарного значения показателя в 8 регионах-лидерах и к суммарному значению покаазателя в 8 регионах-аутсайдерах.
[11] По прогнозу МВФ от 05.04.2015 г.
[12] В частности, компании малого бизнеса испытывают финансовые ограничения, которые негативно сказываются на возможностях их роста (выпуск новой продукции, аренда дополнительных помещений, приобретение оборудования). Малые компании также испытывают сложности с привлечением коммерческих кредитов вследсвтие отсутствия значительных залоговых ресурсов. Подробнее см. (Бортник, Золотарев, Киселев, и др., 2013; С. 27).
[13] Pope, T., Roantree, B. (2012). A survey of the UK tax system (P. 28). Retrieved from: http://www.ifs.org.uk/bns/bn09.pdf
[14] Это связано с тем, что при оценке денежного потока вероятность успешной реализации проекта умножается на весь объем выручки, а ставка налога – только на ее отдельную часть (фонд оплаты труда, прибыль и др.). Подробнее см. (Идрисов, Таганов, 2015; С. 18).
[15] Стратегическое импортозамещение — это процесс последовательного вытеснения импортных сырья, материалов, покупных изделий на более низкие производственные уровни. Более подробно про политику стратегического импортозамещения см. (Березинская, Ведев, 2015; С. 114-115).
[16] Teruel, M., De Wit, G. (2011). Determinants of high-growth firms. Why have some countries more high-growth firms than others? (EIM Research Reports - H201107). Retrieved from: http://www.entrepreneurship-sme.eu/pdf-ez/H201107.pdf
Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:12:42