Государственное регулирование предпринимательской деятельности: проблемы и тенденции

Сулейманова К.Р.1
1 Волгоградский государственный технический университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 16 (Август 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Сулейманова К.Р. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: проблемы и тенденции // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 16. – С. 2587-2598. – doi: 10.18334/rp.16.16.616.

Аннотация:

В статье рассматривается развитие государственного регулирования в России. Отражены основные проблемы и тенденции, присущие государственному регулированию предпринимательской деятельности. Проанализировано положение Российской Федерации в рамках исследований, проводимых Всемирным Банком.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственное регулирование, государство, малый и средний бизнес, Всемирный Банк

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Государственное регулирование – один из ключевых факторов, определяющих инвестиционный климат и макроэкономические показатели в целом. Опыт зарубежных стран показывает, что для нормального функционирования рыночной экономики, с присущим ей многообразием форм собственности, необходима система государственного регулирования экономики страны в целом, а также ее отдельных отраслей.

В наследие от СССР государству досталась база, слабо соответствующая реалиям рыночной экономики и требовавшая реформ для создания в России здорового предпринимательского климата. Результатом осознания руководством страны данной проблемы стала современная экономическая модель государственного регулирования, которая является итогом продолжительной работы, направленной на реализацию подходов, призванных ослабить избыточное регулирование при начале и осуществлении предпринимательской деятельности, а также сократить разрешительные функции государства (Ананьев, 2012; Асаул, Малкин, 2012; Блудов, 2013; Герасина, Сальникова, Мезяков, 2012; Душакова, 2013; Мальцев, 2013; Мальцев, 2014; Скляров, Склярова, Воронин, 2013; Шмалий, 2013; Becker, Pasurka Jr., Shadbegian, 2013; Feldmann, 2009; Kalyvas, Mamatzakis, 2014; Korutaro, Biekpe, 2013; Messaoud, Teheni, 2014; Veal, Mouzas, 2011).

Цель данной работы заключается в анализе существующего в современной России механизма регулирования бизнеса, отражении основных проблем и тенденций, присущих данному процессу. Результаты данного исследования могут быть использованы регулирующими органами в целях формирования четкого представления о том, с какими проблемами сталкиваются бизнесмены, а также понимания того, какие меры, по мнению бизнес-структур, наиболее эффективны для поддержания и развития предпринимательства.

Эволюция государственного регулирования в России

Взаимодействие представителей бизнеса и государственных органов происходит, как правило, в случае обращения бизнесмена за получением тех или иных документов (это могут быть разрешения, заключения, лицензия, регистрация) либо проверки предпринимательской деятельности со стороны проверяющих органов. В данном случае чрезмерные полномочия органов власти, низкая информированность предпринимателей о своих правах, отсутствие необходимых процедурных регламентов способствуют не только низкому развитию предпринимательства, но и служат основой для коррупции.

Признание недопустимости сложившейся обстановки в стране и радикальное определение новой экономической политики нашли свое отражение в издании Указа Президента Российской Федерации 1998 года «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства». Именно этот документ определил предпринимательство важнейшим фактором обеспечения экономического роста и занятости населения.

В течение 2000-х годов основная задача Правительства Российской Федерации заключалась в упрощении и четком регламентировании порядка создания субъектов предпринимательства, а также упрощении необоснованных ограничений, возникающих в процессе осуществления предприятиями хозяйственной деятельности, с целью решения поставленных задач был принят ряд законов [1].

С 2004 года с целью совершенствования основных мер государственного регулирования формируется новая нормативная база, направленная на упорядочивание мер, а именно лицензирование, уведомительный порядок и саморегулирование, контроль и надзор.

Основные меры, при помощи которых проводится совершенствование государственного регулирования, указаны в «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011–2013 годы», а именно: лицензирование, уведомительный порядок осуществления предпринимательской деятельности, аккредитация, государственный контроль и надзор, саморегулирование.

Значительно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности, унифицируются процедуры лицензирования отдельных направлений деятельности. Ввиду передачи контрольных и надзорных функций разным ведомствам усилена личная ответственность государственных служащих. В ходе процесса реформирования введены инструменты защиты прав предпринимателей при взаимодействии с проверяющими органами.

Сформированы правовые основы института саморегулирования, позволяющие существенно снизить степень вмешательства государства в деятельность предприятий и создающие условия для разработки стандартов и правил, отвечающих как профессиональным, так и публичным интересам. Создан институт уведомления о ведении предпринимательской деятельности. Начала свою работу Федеральная служба по аккредитации, также формируется единая национальная система аккредитации.

Перспективное направление – совершенствование процедуры обеспечения безбумажного (электронного) взаимодействия государства и предпринимателей, данный процесс определяет механизмы, позволяющие бизнесу в среднесрочное перспективе (2014–2017 годы) полностью отказаться от бумажного документооборота.

Проблемы и тенденции государственного регулирования в России

Государственное регулирование экономики – меры, направленные на воздействие государственных органов на макроэкономические процессы, происходящие в стране. Данные меры включают в себя фискальную и монетарную политику, осуществление внешнеэкономической деятельности государства и реализацию социальных программ.

Таким образом, можно определить цель государственного регулирования предпринимательской деятельности в странах с рыночной экономикой, которая заключается в создании благоприятных условий для постоянного функционирования предпринимательской среды (Соловьева, 2011).

Одна из основных задач правительства – поддержка и развитие предпринимательской деятельности. Повышению предпринимательской активности способствуют низкие налоги, также большое значение имеют государственные программы поддержки предпринимательства [2].

Одним из приоритетных направлений руководство страны считает развитие малых и средних компаний, а также диверсификацию рабочих мест и доходов.

Правительство прилагает усилия для устранения структурных барьеров с целью обеспечения дальнейшего развития малых и средних предприятий. Стратегия экономического развития на период до 2020 года особое внимание уделяет росту конкуренции и созданию благоприятных экономических условий, способствующих привлечению долгосрочных инвестиций.

В 2011 году правительством была поставлена задача по превращению России в одно из наиболее привлекательных государств для осуществления предпринимательской деятельности, были обозначены меры по улучшению инвестиционных условий для компаний, находящихся на территории страны (местных и иностранных). План по улучшению инвестиционного климата предусматривает широкий спектр политических реформ, включающий в себя упрощение условий ведения предпринимательской деятельности, упрощение регулирования, приватизацию, повышение конкуренции и поддержку инноваций [3].

Однако в настоящее время имеет место тенденция возрастания доли государственного регулирования экономики и замедление в этой связи развития предпринимательской деятельности. Основными причинами сдерживания роста количества малых и средних предприятий являются как несовершенство правовой базы и налогообложения, так и финансово-кредитные механизмы, а также административные барьеры, и в первую очередь – коррупция.

В сентябре 2012 года аналитическая группа Всемирного экономического форума опубликовала рейтинг глобальной конкурентоспособности, в соответствии с которым Российская Федерация находилась на 67 месте из 144 и почти по всем показателям, характеризующим условия для ведения бизнеса и инноваций, ухудшила свои показатели (2010 год – 63-е место, 2011 год – 66-е место). Кроме того, отягчение ситуации наблюдалось в обозначенных властью приоритетных секторах. Аналогично предыдущим периодам, основными проблемами экономического развития страны представители бизнес среды выделили коррупцию, низкую эффективность государственного аппарата управления и высокие налоговые ставки. Помимо вышеуказанного, в 2012 году значительно возросли проблемы с возможностью привлечения финансирования и с квалификацией рабочего персонала [4].

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) имеет неоднозначное значение для нашей страны. С одной стороны, безусловно, оно является стимулом к созданию более благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешний рынок, но в то же время Россия будет обязана открыть и свой внутренний рынок иностранным товаропроизводителям. На сегодняшний день отечественный малый и средний бизнес преимущественно развит в сфере торговли и услуг и очень слабо – в производственной, особенно в сельскохозяйственной отрасли. Многие эксперты полагают, что вступление России в ВТО негативно повлияет именно на производственную сферу и, в частности, на сельское хозяйство.

Социологические исследования свидетельствуют о том, что финансовые ресурсы труднодоступны представителям малого и среднего бизнеса. По результатам опроса выяснилось, что привлечь краткосрочное финансирование достаточно просто, однако привлечение дополнительного долгосрочного финансирования без особых проблем может только треть респондентов. На вопрос о возможности регионального финансирования из венчурных фондов положительно отвечают около половины предприятий, и на каждого опрошенного, считающего подобное финансирование доступным, приходится шестеро с противоположной точкой зрения (Звездина, 2013).

В 2012 году PricewaterhouseCooper представило результаты ежегодного опроса собственников и руководителей бизнеса, проведенного в рамках международного Исследования частного и семейного бизнеса. Специалисты PwC опросили около двух тысяч руководителей из 30 стран мира, 49 из них представляли российские компании. По результатам данного опроса, 82% респондентов согласны с тем, что государство должно помогать бизнесу в получении доступа к финансированию. 53% уверены, что государство недостаточно признает значимость частного бизнеса. 51% опрошенных считает, что молодые люди, приходящие на рынок труда, не имеют необходимых навыков и образования. 82% не согласны с утверждением, что государство делает все возможное, чтобы помочь бизнесу выживать.

Предпринимателям дали возможность самим составить список мер, которые, по их мнению, следует провести государству для поддержания и развития предпринимательства. Данный перечень включает в себя следующие направления:

1. Создание системы, которая уравняет возможности частного бизнеса и крупных (государственных) компаний.

2. Обеспечение справедливых условий для ведения частного бизнеса.

3. Предоставление доступа к дешевому финансированию.

4. Оказание поддержки частному бизнесу и способствование его развитию: «Льготы при налогообложении, законодательная поддержка, отсутствие административных барьеров», «Популяризация имиджа частных компаний и предпринимательства, пропаганда уважения к частному бизнесу, снижение количества административных документов», «Ликвидировать коррупцию, гармонизировать налоговое законодательство, сократить участие государства в любых экономических областях», «Поддержание единых правил конкуренции между частными компаниями, публичными компаниями и компанией с долей государства» [5].

Но, несмотря на трудности, с которыми сталкивается бизнес в области государственного регулирования, можно отметить и положительную динамику в данной сфере. Если в 2011 году, в соответствии с аналитическим докладом Всемирного Банка (World Bank) «Ведение бизнеса в 2011 году» (исследование проводилось с июня 2009 по июнь 2010 года), Россия занимала 123 место из 183 стран в рейтинге [6], то по результатам 2012 года Россия поднялась до 120 места из 183 стран [7], в 2013 году наша страна оказалась на 112 месте [8], а в 2014 году достигла 92 позиции в рейтинге [9].

Последнее исследование проводилось с июня 2013 по июнь 2014 года. За этот период экспертами было зафиксировано более 230 нормативно-правовых реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности в 123 государствах, которые направлены на улучшение условий для создания и ведения бизнеса. Россия за последний год поднялась в рейтинге с 92 на 62 место [10]. В этом году Всемирным банком включены в расчёты данные не только по Москве, но и Санкт-Петербургу. В целом в Российской Федерации улучшились условия ведения бизнеса по трем из десяти показателей, анализируемым в исследовании, а результаты, полученные в ходе последнего исследования, являются лучшими за всю историю проведения наблюдений.

Из всех пунктов, по которым оценивают экономику, в нашей стране наилучшим образом обеспечивается исполнение контрактов. Данный критерий свидетельствует о том, насколько эффективны принудительные меры по соблюдению условий договорных соглашений. По этому показателю Россия находится на 14 месте в мире. Отметим, что в нашей стране на разбирательство коммерческих споров в суде затрачивается около 270 дней, что значительно меньше, чем во многих развитых странах, кроме этого, количество обязательных процедур (36) и общая стоимость затрат (13,4% от стоимости судебного иска) гораздо ниже среднемировых значений.

Важнейшие показатели Российской Федерации имеют следующие значения: 34 место в мире по простоте регистрации бизнеса; 12 место по простоте регистрации прав собственности; 61 место по степени кредитования; 100 место по защите прав инвесторов; 49 место по уровню налогообложения; 155 место по легкости ведения международной торговли; 65 место по простоте ликвидации предприятий; 143 место по простоте подключения к системе электроснабжения; 156 место по простоте получения разрешений на строительство [11].

В докладе сделан акцент на то, что Россия последовательно проводит реформы в различных сферах нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности. В 2012 году Президентом России был подписан указ «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором была обозначена необходимость принятия мер, способствующих повышению позиций Российской Федерации в рейтинге «Ведение бизнеса» в 2015 году до 50 места, а к 2018 году – до 20 места [12].

Отметим, что за последний год в России было реализовано две инициативы, благоприятствовавшие улучшению условий ведения бизнеса. Во-первых, упрощение процедуры создания предприятия посредством отмены требований об оплате уставного капитала до регистрации компании, а также требований об уведомлении налоговых органов об открытии либо закрытии банковского счёта. Во-вторых, упрощение процедуры передачи собственности через отмену обязательного нотариального оформления и сокращение времени регистрации. Данные меры улучшили позиции страны в следующих категориях: «Регистрация бизнеса» и «Регистрация собственности». Также Российская Федерация поднялась вверх в категории «Получение разрешений на строительство». Однако по остальным пунктам позиции страны ухудшились, главным образом ввиду более значительного прогресса других стран [13].

Выводы

Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что государственное регулирование встречается в любой стране с любой экономической системой; в зависимости от того, какая социально-экономическая система присутствует в государстве, влияние на нее будет различным. В странах с централизованной экономикой участие государства в управлении проявляется в большей степени, нежели в странах с рыночными экономическими отношениями.

Российская Федерация не является исключением, руководство страны осознает необходимость и важность государственного регулирования бизнеса, и в связи с этим ведется непрерывная работа по совершенствованию механизма регулирования предпринимательской деятельности. В России модель государственного регулирования претерпела ряд изменений, призванных ослабить избыточное регулирование государства, имевшее место в СССР, работа по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса ведется и в настоящее время. Государственное регулирование является одним из ключевых факторов, определяющих инвестиционный климат и макроэкономические показатели в целом, и опыт зарубежных стран показывает, что для нормального функционирования рыночной экономики необходима налаженная система государственного регулирования.

Тем не менее в настоящий момент в нашей стране наблюдается эскалация государственного вмешательства в экономические процессы, что, в свою очередь, ведет к сокращению числа малых предприятий. Подобная тенденция свойственна большинству стран с развитой экономикой. И поэтому роль государства в регулировании предпринимательской деятельности должна быть четко регламентирована с целью недопущения создания препятствий для развития основных институтов рыночной экономики.

Одной из основных задач руководства страны является поддержка частной предпринимательской инициативы, которая может быть стимулирована низкими налогами, программами поддержки предпринимательства, которые могут проводиться на разных уровнях управления государством.

Отметим, что меры, способствующие развитию как малого, так и среднего предпринимательства, ввиду вступления России в ВТО, должны быть четко продуманы и последовательны. В настоящее время российское малое и среднее предпринимательство не может конкурировать с иностранными производителями ни по качеству, ни по цене. В этой связи необходимо выработать меры, способствующие защите отечественного товаропроизводителя, при сохранении адекватных условий для развития конкуренции. Значительный вклад в развитие данного направления могут внести торгово-промышленные палаты посредством оказания информационно-аналитических услуг и организации деловой информационной сети. Важная роль в развитии отечественного предпринимательства в пространстве ВТО принадлежит российской банковской системе путем предоставления кредитных ресурсов для экспортно-ориентированных компаний.

Регулирование, которое защищает потребителей, акционеров и общественность, не накладывая при этом чрезмерную нагрузку на предприятия, способствует созданию среды для процветания частного сектора. Малый и средний бизнес – опора стабильности общества. В настоящий момент в мире более 50% всех рабочих мест создаются малыми предприятиями. Благодаря конкурентной борьбе, между фирмами повышается качество выпускаемой продукции и услуг, что, в свою очередь, положительно отражается на потребителе, к которому предприниматели находятся ближе, чем другие экономические субъекты.

Рациональное регулирование предпринимательской деятельности требует наличия как эффективных процедур, так и прочных институтов, устанавливающих прозрачные и исполняемые в обязательном порядке правила.

[1] Раздел «Государственное регулирование» // Совершенствование государственного управления: портал административной реформы.

[2] Проблемы государственного регулирования экономики (2011, 03 июня) // KRBIZ.RU

[3] Ведение бизнеса в России – 2012 (2012). Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/

[4] Некоторые проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства в условиях вступления России в ВТО (2014). Режим доступа: http://of-law.ru/stati/nekotorye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-usloviyakh-vstupleniya-rossii-v-vto.html

[5] Российский бизнес 2012: успехи и тревоги, тенденции и ожидания (2012, 29 ноября) // Опора-кредит.

[6] Исследование Всемирного Банка: Ведение бизнеса в 2011 году // Сайт Информационно–аналитического агентства «Центр гуманитарных технологий».

[7] Исследование Всемирного Банка: Ведение бизнеса в 2012 году // Сайт Информационно–аналитического агентства «Центр гуманитарных технологий».

[8] Исследование Всемирного Банка: Ведение бизнеса в 2013 году // Сайт Информационно–аналитического агентства «Центр гуманитарных технологий».

[9] Исследование Всемирного Банка: Ведение бизнеса в 2014 году // Сайт Информационно–аналитического агентства «Центр гуманитарных технологий».

[10] Исследование Всемирного Банка: Ведение бизнеса в 2015 году // Сайт Информационно–аналитического агентства «Центр гуманитарных технологий».

[11] Исследование Всемирного Банка: Ведение бизнеса в 2015 году // Сайт Информационно–аналитического агентства «Центр гуманитарных технологий».

[12] Исследование Всемирного Банка: Ведение бизнеса в 2014 году // Сайт Информационно–аналитического агентства «Центр гуманитарных технологий».

[13] Исследование Всемирного Банка: Ведение бизнеса в 2015 году // Сайт Информационно–аналитического агентства «Центр гуманитарных технологий».


Страница обновлена: 10.04.2024 в 17:32:03