О подготовке инженеров-менеджеров в МГТУ им. Н.Э. Баумана
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (40), Апрель 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В этом году факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана празднует свое десятилетие, а в июне состоится пятый выпуск инженеров-менеджеров, т.е. мы готовимся к выпуску, который также можно назвать «юбилейным». На протяжении этих десяти лет коллектив профессоров и преподавателей факультета под руководством и при непосредственном участии ректората и Ученого Совета университета создавали и отрабатывали «свою» концепцию подготовки специалистов, способных работать в новых экономических условиях сегодняшней России.
Ключевые слова: МГТУ им. Н.Э. Баумана, качества менеджера, подготовка инновационных менеджеров
В этом году факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана празднует свое десятилетие, а в июне состоится пятый выпуск инженеров-менеджеров, т.е. мы готовимся к выпуску, который также можно назвать «юбилейным». На протяжении этих десяти лет коллектив профессоров и преподавателей факультета под руководством и при непосредственном участии ректората и ученого совета университета создавали и отрабатывали «свою» концепцию подготовки специалистов, способных работать в новых экономических условиях сегодняшней России.
Экономические преобразования начала 90-х годов, потепление международного климата привели к резкому сокращению государственного оборонного заказа и переходу к конверсии военного производства. В настоящее время предприятия и научно-исследовательские институты наукоемких отраслей (ракетостроения, авиации, космонавтики, ядерной энергетики, производства сложных радиоэлектронных и информационных систем и др.), и даже целые «наукограды» невольно занялись коммерциализацией своей продукции, предпринимательской деятельностью в сфере высоких технологий (другими словами, занимаются инженерным бизнесом). Они вынуждены самостоятельно учиться продвигать свои разработки на отечественный и зарубежные рынки, завоевывать внимание и убеждать, вооружившись набором рыночных аргументов, заказчиков и инвесторов.
Возникла острая потребность в специалистах, способных глубоко разбираться не только в предмете высокотехнологичного бизнеса, но и грамотно, а главное результативно вести его. Эти специалисты должны в полном объеме обладать знаниями и умениями менеджера. Они, в частности, должны уметь глубоко анализировать отечественный и зарубежный рынки, обладать методологически подкрепленными знаниями выбора путей успешного продвижения наукоемких продуктов и высоких технологий на этих рынках. Они должны хорошо ориентироваться в сфере управления коллективами людей, организации высокотехнологичных производств, осуществления стратегического и оперативного управления сложными промышленными системами, средств повышения эффективности этих систем современными методами экономики и менеджмента с использованием инструментария информационных технологий.
С другой стороны, названные специалисты должны обладать солидной инженерной подготовкой. Дело в том, что при реализации управленческих функций им необходимо не только понимать (и даже чувствовать) качественные показатели продаваемых и/или покупаемых сложных машин и оборудования, но использованных при этом наукоемких технологий. Одновременно они должны разговаривать «на одном языке» со специалистами и разработчиками реализуемых изделий. Такие менеджеры обязаны уметь профессионально убеждать потенциальных покупателей или инвесторов в высоком качестве предлагаемого наукоемкого товара, понимать, имеются ли у организации производственные и технологические возможности для создания изделий, требуемых рынком и т.п. То есть, новая экономическая ситуация, сложившаяся в стране, потребовала готовить специалистов нового типа, обладающих одновременно и теоретическими знаниями и практическими навыками менеджера и инженера (инженера-менеджера). Кроме того, интернационализация бизнеса поставила перед этими специалистами и дополнительные весьма трудоемкие образовательные задачи, в частности, хорошее знание иностранных языков, основ внешнеэкономической деятельности, углубленных знаний теории и практики управления на базе зарубежного опыта.
Понимая это факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» приступил к подготовке подобных «инженеров-менеджеров» с 1993 года в рамках специальности 061100 «Менеджмент организации» со сроком обучения 5 лет 10 месяцев. Выпускникам присваивается квалификация «инженер-менеджер».
Первая и основная задача, которая решалась при разработке концепции подготовки названных специалистов, - это определение состава и объема инженерно-технологических дисциплин в учебном плане. Фундаментом для решения этой задачи стали разработанные на факультете требования к «инженерам-менеджерам», которые в сфере своей будущей деятельности прежде всего должны:
1) хорошо ориентироваться в области применения и перспектив развития наукоемких изделий и высоких технологий;
2) знать технико-технологические принципы функционирования выпускающихся и предлагаемых к реализации наукоемких изделий;
3) весьма профессионально разбираться в существующих и перспективных технологиях производства изделий и в технологиях, продвигаемых на рынки;
4) понимать существо качественных показателей наукоемких изделий, хорошо представлять степень влияния этих показателей на их выходные параметры;
5) уметь грамотно оценивать технический уровень наукоемких изделий;
6) знать конструктивные особенности, принципы и содержание эксплуатационного и сервисного обслуживания наукоемких изделий, производимых и продвигаемых на рынки;
7) хорошо представлять назначение и диапазон возможностей имеющегося на предприятии технологического оборудования.
Для реализации перечисленных требований в состав инженерно-технологического блока учебного плана включены дисциплины, составляющие полный цикл общеинженерной подготовки в техническом университете для инженерной специальности соответствующей отрасли, но в несколько меньшем объеме (1000 – 1100 часов). Кроме того, в состав инженерно-технологического блока включены и специальные инженерные дисциплины (объемом 300 – 400 часов). При этом следует отметить, что программы инженерных дисциплин учитывают существенные различия в целевых функциях подготовки менеджеров и «чистых» инженеров. Инженеры-менеджеры не будут непосредственными разработчиками технических средств и технологий. У них совершенно другие задачи. И это не могло не отразиться на содержании инженерных дисциплин.
С целью поддержки введенного блока инженерно-технологических дисциплин возникла необходимость в существенном усилении блока общих математических и естественнонаучных дисциплин. В частности, были введены физика (300 часов), химия (для некоторых специализаций), увеличены объемы математики (до 900 часов) и информатики (до 220 часов).
Для успешной деятельности менеджеров в условиях международных рынков возникла необходимость в существенном усилении языковой подготовки. Объем основного иностранного языка (английского) увеличен до 900 часов. Введено факультативное изучение второго иностранного языка (немецкого, французского или испанского) в объеме 450 часов. Введено также обязательное изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» (51 час).
Второй важной задачей, которая решалась при разработке концепции подготовки «инженеров-менеджеров», это определение последовательности преподавания дисциплин. На факультете ИБМ в порядке эксперимента рассматривались два характерных подхода к решению этой задачи. Первый подход предусматривал опережающее изучение студентами математических, естественнонаучных и общеинженерных дисциплин. Второй подход отличался от первого тем, что организационно-экономические дисциплины преподавались раньше общеинженерных.
Практика показала, что при подготовке «инженеров-менеджеров» опережающее изучение студентами математических, естественнонаучных и общеинженерных дисциплин более целесообразно. Такая последовательность изучения позволяет системно, опираясь на солидный образовательный фундамент, осваивать дисциплины из области экономики, финансов и менеджмента. Кроме того, опыт показал, что перестройка на изучение точных (инженерных) наук после освоения дисциплин гуманитарного характера вызывает у студентов значительные трудности.
Следует отметить, что, несмотря на усиление инженерной подготовки на младших курсах, удалось так составить учебный план, что Государственный образовательный стандарт по подготовке бакалавров по направлению «Менеджмент» выполняется в первые четыре года. В эти же четыре года входит и вся общеинженерная подготовка. То есть, выпускаемый бакалавр также может работать в сфере высокотехнологичного бизнеса.
Организация учебного процесса при подготовке «инженеров-менеджеров» предусматривает последовательно-поэтапную специализацию. Сегодня внедрены три этапа специализации.
Первый этап начинается буквально с первого курса и продолжается в течение четырех лет. На данном этапе осуществляется базовая математическая, естественнонаучная и общепрофессиональная подготовка для одной из выбранных отраслей промышленности: машиностроения, приборостроения, информационных технологий. На этом же этапе проводится технологическая практика студентов на ведущих предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности. В итоге после четвертого курса студентам может быть присвоена квалификация (степень) бакалавра по направлению “Менеджмент”.
Второй этап специализации начинается на пятом курсе и продолжается до преддипломной практики. На этом этапе реализуется специальная подготовка по профилю выпускающих кафедр факультета «Инженерный бизнес и менеджмент». Кроме того, на пятом и шестом курсах преподаются специальные инженерные дисциплины. Они, в частности, позволяют будущим менеджерам познать основы конструирования и эксплуатации наукоемких изделий, относящихся к сфере их предстоящей деятельности, например, ракетостроению, радиолокации, станкостроению и т.п. На этом же этапе проводятся вторая и третья производственные практики студентов, позволяющие им познакомиться с реальной деятельностью «инженеров-менеджеров».
Третий этап специализации осуществляется в ходе преддипломной практики и работы над дипломным проектом. На этом завершающем этапе студент может выбрать для своей будущей деятельности практически любую предметную область (в пределах отрасли, выбранной на втором этапе). Опыт работы факультета ИБМ показывает, что значительная часть выпускников выполняет дипломные проекты на своих будущих рабочих местах.
Рассмотренный подход к организации учебного процесса дает возможность выпускникам факультета иметь достаточно широкий выбор предметной области для своей деятельности (что существенно для трудоустройства и профессиональной мобильности) и, кроме того, позволяет значительно удешевить подготовку специалистов.
Существенная роль в подготовке требуемых преподавательских кадров отводится научно-педагогической школе по организации производства, сложившейся в МГТУ им. Н.Э. Баумана в середине прошлого века под руководством доктора экономических наук, профессора Разумова И.М. (на базе этой школы в 1993 году и был создан наш факультет).
В настоящее время на факультете работают около 40 докторов и более 100 кандидатов технических и экономических наук, активно действует два докторских диссертационных совета по научным специальностям «Организация производства» и «Экономика и управление народным хозяйством». На факультете «Инженерный бизнес и менеджмент» в настоящее время обучаются более 1000 студентов и слушателей второго образования, а также, – более 100 аспирантов.
Немаловажное значение в подготовке «инженеров-менеджеров» имеет учебно-производственная база. Для организации занятий по таким дисциплинам, как физика, химия, сопротивление материалов, учебно-технологический практикум, основы проектирования, основы расчета, конструирования и эксплуатации машин, другим инженерным дисциплинам нужна практически такая же учебно-лабораторная база, как и для подготовки обычных инженеров. Кроме того, особую роль играет имеющаяся у вуза база проведения производственных практик. Традиционные многолетние связи МГТУ им. Н.Э. Баумана с предприятиями и научно-исследовательскими институтами высокотехнологичных отраслей промышленности существенно облегчают решение этой задачи.
О неудовлетворенном спросе на «инженеров-менеджеров» свидетельствует, тот факт, что проблем с трудоустройством у выпускников факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» в настоящее время не существует.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:43:01