Банковское кредитование субъектов малого бизнеса: региональный аспект
Дмитриева И.Е.1
1 Пятигорский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 13 (Июль 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Дмитриева И.Е. Банковское кредитование субъектов малого бизнеса: региональный аспект // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 13. – С. 1977-1988. – doi: 10.18334/rp.16.13.488.
Аннотация:
Проблемы финансирования деятельности малых бизнес-структур остаются самыми обсуждаемыми в последние годы в отечественном предпринимательском и экспертном сообществах. Статья раскрывает некоторые проблемы банковского кредитования малых предприятий на примере деятельности лидеров рынка в Северо-Кавказском федеральном округе. Перспективы дальнейшего расширения мер, стимулирующих взаимодействие банков и малого бизнеса, должны позволить предпринимателям расширить практику привлечения банковских кредитов в качестве источников финансирования деятельности.
Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, банковское кредитование, финансовое обеспечение, банковская структура, портфель кредитов
Введение
Полемика вокруг проблем малого бизнеса в России, обозначая различные барьеры на пути его развития, в числе основных называет проблему поиска доступных источников финансового обеспечения деятельности. Принимая во внимание опыт стран с развитыми рыночными отношениями, следует отметить, что к финансовому обеспечению деятельности малых предприятий в этих странах привлекаются как внутренние, так и внешние источники(Бабич, 2015; Бердичевская, 2014; Веретенцев, 2011; Гаджиев, 2010; Клейменова, 2013; Макуха, 2014a; Макуха, 2014b; Муминова, 2013; Рыбкина, Черемисина, 2013; Рязанова, 2013; Трофимов, 2011; Bellucci, Borisov, Zazzaro, 2013; Berger, Black, 2011; Berger, Rosen, Udell, 2007; Chakraborty, Hu, 2006; DeYoung, Goldberg, White, 1999; Jayaratne, Wolken, 1999; Liu, Margaritis, Tourani-Rad, 2011; Peek, Rosengren, 1998; Shen, Shen, Xu, Bai, 2009; Strahan, Weston, 1998). Следуя нормам российского законодательства, в качестве внешних источников финансирования малые предприятиямогут использовать целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности.
Основными внутренними источниками привлечения средств в малое предпринимательство являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы самого предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. Несмотря на довольно широкий перечень источников финансирования, свыше 70% малых предпринимателей в нашей стране использует возможности неформального рынка ссудных капиталов, проще говоря, заём денег у родных и знакомых.
Малый бизнес и банки – история взаимодействия
В условиях кризисного состояния отечественной экономики банковский кредит остаётся самым доступным источником финансирования для отечественного бизнеса (после неформального рынка капиталов). Однако российские власти встревожены– банки, озабоченные собственным выживанием, сокращают объёмы финансирования бизнеса, что, в первую очередь, сказывается на малом предпринимательстве, а государство, хоть и объявляет себя заступником реального сектора, не спешит делить риски с банковскими структурами, именно поэтому кредитным организациям приходится ещё более тщательно отбирать заёмщиков [1].
Чиновники не устают повторять: малый и средний бизнес – спасательный круг российской экономики, способный обеспечить её выход из кризиса и развитие. Ведь именно малые предприятия способны «впитать» часть работников, увольняемых из крупных компаний и организаций. По состоянию на 1 января 2015 года,по данным Федеральной службы статистики,в России действовало 235,6 тыс. малых предприятий, что на 0,5% больше, чем по состоянию на 1 января 2014 года [2]. Следует отметить, что годом ранее (в конце 2013 года) в России действовало 234,5 тыс. малых предприятий, что отражало снижение количества малых бизнес-структур на 1,5% в сравнении с соответствующим периодом 2012 года. Приведённые данные позволяют судить об общем сниженииколичества малых предприятий в больших масштабах, нежели зафиксированный современный рост. В том же 2013 году количество малых предприятий в расчёте на 100 тыс. жителей снизилось на 2,8 ед. и составило 163,6 ед.
Показатели численности малых предприятий в регионахстраны отразили рост количества малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчёте на 100 тыс. жителей, зафиксированный только в Центральном федеральном округе (на 5,0% или 8,5 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). Во всех остальных федеральных округах за тот же период отмечено снижение показателей.
Лидером по снижению численности малых бизнес-структур стал Сибирский федеральный округ (на 8,2% или 12,6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей), за ним следуетСеверо-Кавказский федеральный округ, где снижение составило 4,5% или 8,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей.Среди федеральных округов вплотную за первыми двумя лидерами по снижению числа малых предприятий следует Южный федеральный округ (на 5,0% или 6,2 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей) и Приволжский федеральный округ (на 3,4% или 5,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).
Для большинства малыхпредприятий наиболее острой является проблема недостаточности оборотных средств и постоянного поиска источников недорогих заёмных финансовых ресурсов. Нехватка денег гораздо страшнее разного рода административных барьеров. Как показал регулярный опрос ассоциации предпринимателей «ОПОРА России» своих членов с целью выясненияключевых проблем малого бизнеса, около 37% опрошенных на первое место ставят дефицит финансовых ресурсов и только 6% – препятствия со стороны регулирующих органов [3].
В этой связи следует заметить, что ещё не так давно банки активно наращивали кредитование малого предпринимательства – в 2008 году, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», малый и средний бизнес получил в виде кредитов 4,15 трлн рублей, на 31,2% больше, чем в 2007 году. На рынке банковских кредитов появились даже такие привлекательные продукты, как беззалоговое кредитование и ссуды для начинающих бизнесменов [4].
Однако с осени 2008 г. банковская активность пошла на убыль. С началом кризиса многие мелкие банки существенно ограничили кредитование или вовсе перестали финансировать рассматриваемый сектор экономики. Реально продолжали предоставлять кредиты только крупные, системообразующие банки. Интерес банкиров к представителям малого бизнеса стал возвращаться только весной 2009 года, когда банковский сектор, получив поддержку в виде бюджетных денег,почувствовал себя увереннее и на рынке установилось относительное спокойствие(Биндасова, Дмитриева, 2012).
Весь период медленного посткризисного восстановления объёмы кредитования банками малого бизнеса уверенно прирастали. Однако исследования 2014 года показывают сокращение объёмов портфеля кредитов малому бизнесу на 1% против прироста на 15% годом ранее. Абсолютное выражение объёма портфеля кредитов малому бизнесу составило 5,12 трлн рублей, что на 44 млрд рублей меньше, чем на начало 2014 года. Замедление темпов прироста портфеля кредитов малому бизнесусущественно в сравнении с ростом в других сегментах банковского кредитования. Так, портфель кредитов, предоставленных за 2014 год крупнымпредприятиям, увеличился на 41%, а портфель кредитов физическим лицам – на 14% [5].
Снижение объёмов кредитов малым предприятиям, в первую очередь, связано с ухудшением финансового состояния и снижением уровня платёжной дисциплины заёмщиков, что обусловило ужесточение требований банков к ним на протяжении всего 2014 года. Кроме того, дополнительным негативным фактором явиласьвынужденная переориентация отечественных кредитных структур на финансовое взаимодействие с крупными российскими компаниями, которые оказались отрезанными от западных рынков капитала ввиду введения режима санкций.
Современная практика банковского кредитования малых предприятий в регионе
Характерными чертами кредитования малых предприятий в 2014 годустало смещение с экстенсивного роста объёмов продаж кредитных продуктов киспользованиюскоринговых моделей кредитования для взаимодействия с имеющейся базой заёмщиков–малых предприятий, включая индивидуальный подход к оценкевозникающих при этом рисков(Девятаева, Левушкина, 2013).
Параллельно можно отметить тенденцию снижения объёмов необеспеченного кредитования малых предприятий крупными банками практически до нуля, что обусловлено стремлением банков-кредиторов снизить риск ростапросроченной задолженности, предпочитая направлять высвобождающиеся средства на кредитование крупныхзаёмщиков. Результатом явилось сокращениеобъёмов кредитного портфелямалому бизнесу у банков из списка топ-30 на 8% за 2014 год, в то время как остальные участники рынка нарастили объёмы предоставляемых малым предприятиямкредитов на 9% [6].
Наибольшие объёмы кредитов, предоставленных малому бизнесу, приходятся на Центральный федеральный округ – около 40%. При этом Сбербанк России остается лидером по объёму портфеля кредитов малому бизнесу: за 2014 год ему удалось нарастить свой портфель на 5,1% (против +34% за предыдущий год) [7].
Немаловажным является факт принятия Сбербанком России ряда мер по снижению уровня риска при кредитовании малого и микробизнеса. Так, по кредитному продукту «Кредитная фабрика» были подвергнуты пересмотру требования к минимальному сроку деятельности компаний-заёмщиков, а также к отдельным особо рисковым отраслям. Кроме того, в рамках «Кредитной фабрики» запланировано внедрение ряда инициатив, связанных с дополнительными формами поручительства по кредитам малому бизнесу, что должно позволить банку сохранить высокое качество портфеля [8].
Стоит напомнить, что «Кредитная фабрика» – это система выдачи быстрых кредитов, позволяющая в минимальные сроки выдавать денежные займы как физическим, так и юридическим лицам. Принципиальными основами кредитования в этом случае являются автоматизация и централизация всех внутренних банковских процессов, которые происходят при рассмотрении кредитной заявки и принятии решения о возможности выдачи кредита.
За пять лет действия выше названной программы Сбербанком было выдано около 15 млн кредитов на общую суммуболее 3 трлн рублей. По информации самого банка по этой программе каждый день выдаётся около 24 тыс. кредитов, следовательно, на принятие решения о выдаче одного кредита приходится не более 15 минут, что выглядит довольно впечатляюще.Особенно востребованной программа «Кредитной фабрики» от Сбербанка России является у индивидуальных предпринимателей, так какпозволяет получить в распоряжение достаточно крупную сумму денежных средств в течении трёх дней, при этом пакет необходимых документов является минимальным.
Отметим, что, по данным краевого правительства, в Ставропольском крае по итогам 2014 года действуют свыше 110 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерские хозяйства, что на 2% больше, чем в 2013 году. Оборот продукции малых и средних предприятий края в прошлом году составил 470,5 миллиарда рублей с ростом на 12,3% в сравнении с уровнем 2013 год.
ДеятельностьСеверо-Кавказского банка Сбербанка России подтверждает тезис о его лидерстве на рынке кредитования малого бизнеса. Банк предоставляет кредит каждому четвёртому клиенту из сферы малого бизнеса – это более 15 тысяч заёмщиков в регионе.Всего же Северо-Кавказским банком в настоящее время обслуживаются 63 тысячи предпринимателей, занимающихся малым бизнесом, что обусловливает наряду с прочим постоянный рост клиентской базы в этом сегменте кредитования. Так, за 2014 год партнёрами банка стали 7 тысяч новых представителей малого бизнеса.Несмотря на торможение развитиякредитных процессов общеэкономической рецессией, спровоцированной неблагоприятной внешнеэкономической ситуацией и девальвацией национальной валюты, Северо-Кавказский банк продолжает сотрудничество с малыми предприятиями широкого спектра отраслей экономики.Кредитный портфель корпоративных клиентов малого бизнеса по данным на 1 апреля 2015 года составляет более 22 млрд рублей.В конце марта 2015 года банком были снижены процентные ставки на кредиты для малого бизнеса, снижение ставки по кредитам на оборотные цели составило до 2 п.п. – в зависимости от срока кредитования. Ставки по кредитам на инвестиционные цели снизились в среднем на 1,2% в зависимости от срока кредитования.
Помимо этого, Сбербанк активно участвует и в программах государственной поддержки малого бизнеса –в частности, осуществляет кредитование под гарантии Агентства кредитных гарантий (АКГ).Гарантия АКГ обеспечивает до 50% от суммы кредита и дает возможность реализовывать проекты при недостаточности обеспечения (по залоговым кредитам), а также увеличить кредитный лимит в случае дефицита залога.С начала 2015 года Северо-Кавказский банк выдал малому бизнесу уже более 28 млн рублей кредитных средств под поручительство АКГ.Предпринимателям, значительная часть которых сегодня представлена молодыми бизнесменами, важны скорость и удобство в использовании банковских продуктов, что стимулирует банк к развитию дистанционных сервисных продуктов, которыепозволяют управлять бизнесом, не выходя из своего офиса.
В 2015 году Сбербанк предлагает корпоративным клиентам несколько новых онлайн-сервисов, в числе которых резервирование банковского счёта – через сайт Сбербанка или портал «Деловая среда»–и специальная линейка онлайн-вкладов, по которым действуют повышенные процентные ставки по сравнению с аналогичными депозитами базовой линейки.
На протяжении нескольких последних лет банк активно развивает специализированные подразделения, занимающиеся предоставлением услуг предприятиям малого бизнеса. Такие структуры созданы банком в Ставрополе, Будённовске, в регионе Кавказские Минеральные Воды, Георгиевске [9].
Кроме Сбербанка Банк поддержки малого и среднего бизнеса активно расширяет объёмы кредитования малого предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе. Через МСП Банк (группа Внешэкономбанка) осуществляется реализация государственной Программы поддержки малого и среднего предпринимательства, что предопределяет активное наращивание банком финансирования малых предприятий в СКФО в рамках Программы. За все время её реализации 933 предприятия региона получили финансовую поддержку на сумму около 13 млрд рублей. На сегодняшний день Программе Банка в регионе содействуют 33 банка-партнёра, лизинговых и факторинговых компаний, а также микрофинансовых организаций и фондов. На сегодняшний день Банк направил на поддержку предприятий в моногородах СКФО порядка 157,5 млн рублей [10].
Перспективы стимулирования взаимодействия банков и малых предприятий
Характеризуя состояние в сфере банковского кредитования субъектов малого предпринимательства в России и Северо-Кавказском федеральном округе в целом, следует обратить внимание на те меры поддержки малого бизнеса, что запланированы на ближайшую перспективу. Для обеспечения равного доступа к кредитным ресурсам субъектов как крупного, так ималого бизнесов,за период 2014–2015 гг. будет выделено 30 млрд рублей для создания федерального гарантийного фонда, призванного расширить гарантийную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса. Регламентирование, контроль, проверка деятельности этойструктуры поручена Банку России. Результатом этой меры должен стать рост количества кредитов для малого и среднего предпринимательства, обеспеченных гарантиями, с нынешних 2% до 5% в будущем [11].
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об особенностях участия субъектов малого исреднего предпринимательства взакупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц», вкотором прописаны квоты государственных закупок у субъектов малого и среднего бизнеса. Следуя ему, уже в 2014 году заказчик был обязан совершить закупки у субъектов этих сегментов экономики в объёмах не менее 10% совокупного годового объёма заключённых договоров, а в 2015–2016 гг. – не менее 18%; в 2017 г.–не менее 25% [12].
В настоящее время государственные имуниципальные заказчики обязаны закупать у малого бизнеса 10–20% общего объёма закупок вгод, причём цена контракта не должна быть больше 15 млн руб. Однако, согласно статье 30 ФЗ №44 «О контрактной системе всфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных имуниципальных нужд» от 05.04.2013 года, доля данных закупок с 1 января 2014 года должна была увеличиться до уровня 15%, аконтрактная цена не должна быть больше 20 млн руб. Этимеры позволят создать основу для долгосрочных партнёрских отношений между крупным ималым бизнесом и органами государственной власти. При этом роль крупных компаний будет сведена к участию всоздании ифинансировании сети малых исредних предпринимательских структур путём предоставления им заказов, что позволит имвыступать в качестве поставщиков и исполнителейработ (услуг) в соответствии с контрактами [13].
Неоднократно рассматривался вопрос о необходимости введения особого налогового режима для субъектов на начальном этапе предпринимательства, что получило выражение в принятом законе о налоговых каникулах, вводить который на своей территории должны региональные и местные органы власти.
Ставропольские законодателирассматривают законопроект, следуя которому в крае будет действовать нулевая налоговая ставка для индивидуальных предпринимателей, начинающих свой бизнес в сфере производства, социальной и научной сферах. По мнению законотворцев, нулевой уровень налоговой ставки будет действовать при применении упрощённой и патентной систем налогообложения. Своеобразные «налоговые каникулы» будут установлены для малых предприятий и предпринимателей, впервые зарегистрированных в этом качестве после принятия соответствующего закона. Срок действия «нулевой» налоговой ставки для них будет действовать двагода. Важно отметить, что закон не будет применяться для предприятий, занятых в сфере торговли [14].
В то же время бизнес-сообщество Ставропольского края на конференции с участием предпринимателей, представителей «Опоры России» и Торгово-Промышленной палаты Ставропольского края подвергло критике этот законопроект. Предприниматели региона высказали мнение о том, что предложенные правительством налоговые каникулы для ставропольских предпринимателей не будут способствовать развитию бизнеса, так как воспользоваться ими смогут лишь предприятия со штатной численностью не более 5 человек и годовым доходом, не превышающим 10 млн рублей. По мнению предпринимателей, большая часть производств не попадёт под эти рамки. Кроме того, предлагаемые налоговые каникулы планируется ввести на два года, что не создаст возможности окупить затраты вновь созданным производственным предприятиям [15].
Выводы
При воплощении в жизнь вышеперечисленных мер, стимулирующих взаимодействие малых предприятий и банков, поддержка малых предприятий, которые занимаются созданием ивнедрением инновационной продукции, дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования, по прогнозам Минэкономразвития России, приведет к росту числа субъектов малого исреднего предпринимательства к 2030 году в 1,3 раза и составит 7,7 млн ед. [16]. Следует полагать, что и малый бизнес Северо-Кавказского федерального округа, как один из самых недофинансированных, получит новый импульс для дальнейшего развития в самом ближайшем будущем.
[1]Мониторинг состояния малого и среднего бизнеса России в условиях кризиса // Сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
[2] Сайт Федеральной службы государственной статистики.
[3]Индекс «Опоры России» // Сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
[4]Интервью с Алексеем Кирьяковым, вице-президентом ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги» // Сайт Рейтингового агентства «Эксперт РА».
[5]Там же.
[6]Интервью с Алексеем Кирьяковым, вице-президентом ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги» // Сайт Рейтингового агентства «Эксперт РА».
[7] Официальный сайт Сбербанка России.
[8]Официальный сайт Сбербанка России.
[9] Раздел «Малое и среднее предпринимательство» // Официальный информационный Интернет-портал органов государственной власти Ставропольского края.
[10]Раздел «Малое и среднее предпринимательство» // Официальный информационный Интернет-портал органов государственной власти Ставропольского края.
[11]Медведев, Д.А. (2013). Время простых решений прошло. Ведомости (27 сентября).
[12]Федеральный закон от 18.07.2011 № 222-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 29.06.2015); Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 29.06.2015)
[13]Постановление Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
[14] Раздел «Малое и среднее предпринимательство» // Официальный информационный Интернет-портал органов государственной власти Ставропольского края.
[15]Раздел «Малое и среднее предпринимательство» // Официальный информационный Интернет-портал органов государственной власти Ставропольского края.
[16]Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // Министерство экономического развития Российской Федерации.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:56:14