Разработка методических подходов к определению эффективности интернет-проектов

Велижанин В.Л.1, Киселица Е.П.1
1 Финансово-экономический институт Тюменского государственного университета

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 12 (Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

Развитие информационных технологий в регионе имеет слабый характер. Этот фактор, с одной стороны, определяет сложности использования интернета для продвижения товаров массового спроса. С другой стороны, благодаря поддержке государственных программ, делает использование интернет-коммерции идеальным инструментом для продвижения компьютерной техники, программного обеспечения и сложной электроники в нашем регионе.
Подходы к оценке эффективности интернет-проектов, применяемые на данный момент, используют обобщенную модель, которую невозможно применить к некоторым специфичным интернет-проектам. Кроме того, при их использовании достаточно сложно сравнивать эффективность нескольких проектов, так как показатели каждого из них специфичны.
В статье разрабатываются методические подходы к определению эффективности интернет-проектов. В связи с этим сформулированы основные цели использования данной методики: систематизирована информация о интернет-проектах в единую базу, обеспечен мониторинг эффективности интернет-проектов, спланированы показатели эффективности. Выделены этапы оценки эффективности интернет-проектов. К ним относятся: определение вида интернет-проекта, определение набора показателей его эффективности, расчет показателей эффективности интернет-проекта, разработка мероприятий по его развитию и повышению эффективности и их дальнейшая реализация. Разработан алгоритм оценки эффективности интернет-проекта. Алгоритм представлен в виде замкнутого цикла. Он состоит из пяти последовательных этапов, представляющих собой логическую последовательность действий, направленных на достижение поставленного результата - определения эффективности интернет-проекта.

Ключевые слова: эффективность, методические подходы, алгоритм, интернет-проект, методики



Введение

Анализ теоретических источников показывает, что в экономической литературе рассматриваемый вопрос проработан достаточно слабо. Методики оценки показателей эффективности не в полной мере учитывают затраты и результаты внедрения интернет-проектов в практику деятельности организаций.

Существующие подходы к оценке эффективности интернет-проектов достаточно трудоемкие и требуют привлечения специалистов, в совершенстве знающих специфику данного интернет-бизнеса.

Из всего вышеизложенного и определяется актуальность работы.

В целях формирования методических подходов к оценке эффективности интернет-проектов необходимо сформулировать цели, систематизировать этапы, а также составить алгоритм оценки эффективности.

В качестве основных целей использования предлагаемой методики необходимо:

1. Систематизировать информацию о реализации интернет-проекта в единую базу в соответствии с выбранными показателями.

2. Обеспечить мониторинг эффективности интернет-проектов.

3. Спланировать показатели эффективности.

Автором работы выделены следующие этапы оценки эффективности интернет-проекта:

1. Определение вида интернет-проекта.

2. Определение набора показателей эффективности.

3. Расчет показателей эффективности интернет-проекта.

4. Разработка мероприятий по развитию интернет-проекта.

5. Разработка мероприятий по повышению эффективности интернет-проекта.

6. Реализация мероприятий.

Алгоритм оценки интернет-проектов проходит в несколько этапов.

С целью детализации анализа на первом этапе происходит определение вида интернет-проекта. Выбор вида интернет-проекта зависит от его целей.

1

Рисунок 1. Алгоритм оценки эффективности интернет-проекта

Согласно алгоритму, если он является корпоративно-имиджевым, информационно-рекламным, социальной сетью или же это интернет-проектом по обслуживанию клиентов, то мы автоматически переходим к другому алгоритму оценки эффективности интернет-проектов.

Если же вид интернет-проекта коммерческий, то мы определяем его классификацию по масштабу.

По масштабу интернет-проекты делятся на:

- малые:

- средние;

- крупные;

- очень крупные.

Большинство интернет-проектов относится к малому типу.

После выбора классификации интернет-проекта, переходим ко второму этапу - определение набора показателей эффективности.

Выбор вида эффективности зависит от набора показателей, которые использует исследуемый интернет-проект. Например если он использует только главные экономические показатели (прибыль, затраты, себестоимость), то соответственно рассчитываем экономическую эффективность. Если нам необходимо узнать количество посещений нашего сайта, то соответственно рассчитываем маркетинговую эффективность. Необходимо отметить, что выбор количества показателей может быть любым, но экономическая эффективность рассчитывается обязательно для любого интернет-проекта.

После выбора вида эффективности автоматически переходим к третьему этапу - расчет показателей эффективности интернет-проекта.

На данном этапе мы рассчитываем выбранный нами вид эффективности.

Например, экономическая эффективность по нескольким главным показателям определена как отношение результата, получаемого от ее применения (Еп), к затратам, связанным с разработкой и эксплуатацией системы (Ез):

. (1)

Полные затраты при этом составляют:

, (2)

где К - суммарные капитальные вложения на проектирование системы, на приобретение необходимых составляющих и ее реализацию;

Сэ - эксплуатационные расходы [1, c. 684].

В случае разновременности капитальных и ежегодных затрат капитальные затраты должны быть приведены к одному (первому или последнему) году эксплуатации по формуле сложных процентов.

, (3)

где Кt - приведенные капитальные затраты,

К - капитальные затраты;

i - эффективность или минимальный доход, который может быть гарантирован инвестору, или коэффициент дисконтирования капитальных вложений;

t - период времени, через который будут произведены капитальные затраты1.

Таким образом, для определения экономической эффективности необходимо определить основные статьи затрат и снижения расходов за счет использования в системе маркетинга Web-сервера.

Оценка организационной эффективности характеризуется интеграцией новых функций в существующую информационную систему (Пи):

Пи=P/Pc, (4)

где:

Р - количество функций, выполняемых совместно как существующей, так и новой информационной системой,

Рc - общее количество функций, которые могут быть совмещены существующей и новой информационной системами [3, c. 240].

Положительным моментом данной системы эффективности является ведение баз данных, совмещение которых может, например, сократить число необходимых действий по вводу информации и повысить тем самым эффективность деятельности предприятия; отрицательным – повысятся издержки предприятия, и оно будет медленнее реагировать на изменения рынка.

Маркетинговая эффективность характеризуется проведением маркетинговой программы реализации и продвижением Web-сервера в среде интернет. В ее основе лежит анализ информации, получаемой из лог-файлов Web-сервера и/или применение cookie-файлов [1, c. 684].

Можно выделить следующие критерии эффективности Web-сервера:

1. Эффективность входов на сервер. Этот показатель характеризует эффективность использования различных источников привлечения посетителей на сервер:

, (5)

где Sист i - посетители, воспользовавшиеся данным источником,

So - общее количество посещений сервера [1, c. 685].

2. Оценка посещаемости Web-страниц сервера, которая характеризует популярность страниц сервера. Определяется для каждой страницы как отношение посещений страницы (Sстр i) к общему количеству посещений сервера (So):

, (6)

где Sстр i - количество посещения страницы,

So - общее количество посещения сервера [1, c. 685].

3. Эффективность преобразования посетителей сервера в покупателей (для случая реализации на Web-сервере виртуального магазина). Определяется как процентное соотношение между посетителями, перешедшими к активным действиям по приобретению товаров и общим количеством посетителей сервера:

, (7)

где Sпр - посетители, перешедшими к активным действиям по приобретению товаров,

S - общее количество посетителей сервера [1, c. 686].

4. Количество повторных посещений. Этот показатель характеризует достижение максимального числа повторных посещений сервера. Определяется как средняя величина, равная отношению количества повторных посещений сервера к общему числу его посетителей:

, (8)

где S - количество повторных посещений сервера,

So - общее число посетителей сервера [1, c. 686].

С тем чтобы оценить эффективность интернет-проектов для условий социальной ориентированности, предлагается вычислить социально-экономическую эффективность по соотношению темпов изменения индекса общей экономической эффективности производства и индекса оценки приведенной стоимости денежного потока, связанного с использованием информационной системы на всем протяжении ее жизненного цикла, по формуле:

, (9)

где СЭЭ – индекс изменения социально-экономической эффективности интернет-проектов e-commerce;

ЭО – индекс изменения общей эффективности производства;

ЭИТ – индекс изменения приведенной стоимости интернет-проектов e-commerce [1, c. 686].

Также существует самый простой метод оценки эффективности интернет-проекта - инвестиционный. Он строится на оценки коэффициента ROI.

ROI (Return On Investment) – отношения среднего увеличения прибыли к объёму инвестиций.

Рассчитывается он по следующей формуле:

ROI = (увеличение прибыли)/(объем инвестиций).

Объем инвестиций – сумма, которую заказчик вкладывает в интернет-проект.

Увеличение прибыли – прибыль, которую заказчик от наших действий по привлечению клиентов с интернет-проекта.

Увеличение прибыли рассчитываем как:

Увеличение прибыли = Количество клиентов * Средняя прибыль с одного клиента.

При этом Количество клиентов = (Количество посетителей сайта) * (% заказчиков из посетителей)

Средняя прибыль с одного клиента = (Средний чек) * (Маржа) [2].

На этом этапе самым важным является соблюдение определенных условий, от этого зависит выбор следующего этапа. Например если соблюдается условие - экономическая эффективность больше или равна единице, то мы перейдем к этапу 4.1., а если она будет меньше 1, то дальнейшие расчеты будут идти по этапу 4.2.

У каждого из показателей свое условие эффективности. Если показатели организационной и инвестиционной эффективности больше единицы, то они эффективны. Показатели маркетинговой эффективности нашего интернет-проекта должны быть больше показателей маркетинговой эффективности конкурирующей компании, а показатель социально-экономической эффективности должны быть больше нуля.

Если эти условия не соблюдаются, то переходим к этапу 4.2. - разработка мероприятий по повышению эффективности интернет-проекта.

На нем мы разрабатываем мероприятия, повышающие эффективность нашего интернет-проекта, и реализуем их в соответствии с пятым этапом, а затем вновь возвращаемся к третьему этапу и считаем эффективность проекта.

Если эффективность соответствует условиям, то переходим к этапу 4.1. - разработка мероприятий по дальнейшему развитию интернет-проекта.

Эффективный интернет-проект также необходимо постоянно развивать. Поэтому на данном этапе разрабатываются мероприятия, способные повысить уровень нашего интернет-проекта, а затем внедряются в него. Так как после нововведений проект видоизменился, то мы опять переходим к первому этапу и следуя нашему алгоритму рассчитываем его эффективность.

Заключение

Таким образом, мы выделили цели, систематизировали этапы и разработали алгоритм оценки эффективности интернет-проектов, который позволяет определить эффективность любого интернет-проекта.


Страница обновлена: 30.10.2024 в 02:04:14