Система жилищного обеспечения в Китае: развитие, проблемы и перспективы
Цзин С.1,2, Чао Д.1, Сюэцзюнь Ч.1,3
1 Центральный университет финансов и экономики Китайской Народной Республики, г. Пекин, Китайская Народная Республика
2 Внутренний монгольский университет финансов и экономики
3 Институт Дальнего Востока Российской академии наук, г. Москва
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 12 (Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Цзин С., Чао Д., Сюэцзюнь Ч. Система жилищного обеспечения в Китае: развитие, проблемы и перспективы // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 12. – С. 1811-1820. – doi: 10.18334/rp.16.12.320.
Аннотация:
В статье рассматриваются разные этапы развития жилищной политики государства и определяется, какую роль играют отношения между государством и рынком в развитии систем китайского жилищного обеспечения. Проанализированы основные проблемы, препятствующие реформе жилищной системы, методы решения этих проблем, и предусмотрены перспективы систем жилищного обеспечения Китая.
Ключевые слова: государство и рынок, система жилищного обеспечения Китая, этапы развития
Введение
Отношения между государством и рынком играют очень важную роль в социально-экономическом развитии страны, являются основной проблемой современного общества и решающим фактором в развитии системы жилищного обеспечении. На разных этапах люди по-разному относятся к роли государства и рынка, в основном, их отношения прошли такой длинный путь: «хаос» - «дифференциальные связи» - «интегрированные связи» [1].
В отличии от России, в процессе создания и улучшения системы социалистической рыночной экономики, а также в развитии системы жилищного обеспечения китайское правительство выбирает более «прогрессивный» путь. И государство, и рынок имеют свои преимущества и недостатки: государственное вмешательство в экономику обеспечивает оптимальное распределение ресурсов и справедливую конкуренцию, но это вмешательство не должно быть чрезмерным, чтобы не лишить гибкости рыночной механизмы, не снизить экономическую эффективность, не исказить механизм ценообразовании.
Постановление ЦК КПК «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ» (опубликовано 15 ноября 2013 г.) подчеркнуло, что реформа системы экономики - важнейший пункт всестороннего углубления реформ, основной вопрос заключается в определении отношений между государством и рынком, пусть рынок играет решающую роль в распределении ресурсов, а государство - регулирующую роль [2]. В связи с этим необходимо наладить отношения между государством и рынком и их динамические балансы, координировать экономическую деятельность всех секторов.
Основные этапы развитии системы жилищного обеспечения в Китае
Реформа жилищной системы является важной составляющей реформы китайской экономической системы. Политика реформы и открытости проводится уже больше 30 лет. По мере неуклонного углубления взаимопонимании между государством и рынком реформа системы жилищного обеспечения постоянно развивается. В 1988 г. началась рыночная реформа жилья, результатом которой стало создание системы жилищного обеспечения в Китае, включившей в себя три этапа.
Обеспечение доступным жильем (1988-2002)
До реформы Китай копировал модель экономического развития СССР, опирался на высоко централизованную плановую экономику. В 1978 г. состоялся третий пленум 11 созыва ЦК КПК, участники которого установили линию на экономическое строительство как центр развития, осознали, что «самой серьезной проблемой системы экономического управления становилась чрезмерная концентрация власти» и призвали обращать внимание на экономические правила, на закон стоимости. Пришло понимание необходимости изучать отношении между рынком и государством. По всей стране начались исследования отношений в рамках закона стоимости, плана и рынка. В 1984 г. на третьем пленуме 12-го созыва было принято «Решение о реформе экономической системы», выдвигалась идея о том, что «социалистическая плановая экономика основывается на общественной собственности, развитие которой необходимо проводить с соблюдением закона стоимости» и требованиях социалистической плановой товарной экономики. В 1988 г. началась реформа доступного жилья с низкой арендой, система распределения перешла от натуральной формы к денежной. Через покупку или аренду можно приобретать право собственности или на использование общественного жилья. Жилье как специальный товар вышло на потребительские рынки, в результате чего достигался эффективный цикл использования инвестиций.
В 1992 г. Дэн Сяопин в своем выступлении изложил мысль о том, что «существенное различие между социализмом и капитализмом не в том, чего больше: планирования или рынка. Плановая экономика не тождественна социализму, при капитализме тоже существует планирование. Рыночная экономика не тождественна капитализму, при социализме тоже есть рынок. Планирование и рынок - это экономические средства».
На 14-ом ВСПН ЦК КПК определилась цель реформы экономической системы Китая - создание системы социалистической рыночной экономики, рынок играл фундаментальную роль в распределении ресурсов. На третьем пленуме 14 созыва было принято «Решение о некоторых вопросах создания социалистической рыночной экономики». В связи с этим Государственный Совет Китая издал «Решение об углублении реформы городской жилищной системы». Это один из ключевых документов в процессе реформы жилищной системы Китая. В документе подчеркнули, что основной целью реформы жилищной системы является «создание новой городской жилищной системы, соответствующей социалистической рыночной экономике, достижению коммерциализации и социализации жилья, ускорению жилищного строительства, улучшению жилищных условий, удовлетворению растущего спроса городских жителей». Также отмечалось, что «объектом доступного жилья должна стать семья со средними и низкими доходами, а товарного жилья - семья с высокими доходами».
В 1988 г. на 15-ом ВСПН ЦК КПК продвигалась следующая мысль: «Пусть рынок играет фундаментальную роль под контролем государства», и госсовет КНР издал «Уведомление о дальнейшем углублении реформы городской жилищной системы и ускорении жилищного строительства» и отметил, что необходимо «на основе доступного жилья создать и улучшить многоуровневую городскую жилищную систему», «применить различные подходы жилищной политики к семьям с разными доходами: семьи с низкими доходами могут арендовать общественное жилье, предоставленное государством или кооперацией. Семьи со средними доходами могут покупать доступное жилье, а с высокими доходами могут покупать или арендовать товарное жилье по рыночной цене», «регулировать структуру жилищных инвестиций, сосредоточив их на развитии доступного жилья, ускорить решения жилищных проблем для малообеспеченных жителей». И это становилось политической основой формирования системы жилищного обеспечения. На этом этапе преобладала система строительства доступного жилья.
Обеспечение жильем с низкими арендными платами (2003-2009)
Рынок играет доминирующую роль в распределении ресурсов, но он не панацея, не может функционировать должным образом без государственной поддержки. По мере того, как углублялась реформа жилищной маркетизации, цены на жилье быстро росли, многим семьям с низкими доходами оно было не по карману, жилищная трудность городских семей постепенно становилась острой проблемой. Система жилья с низкими арендными платами начала функционировать. В 2003-2007 гг. Госсовет неоднократно заявил, что необходимо «совершенствовать политику подачи жилья, урегулировать структуру», и «рассматривал решения жилищных трудностей городских семей с низкими доходами как важнейшую работу защиты массовых интересов и важную часть реформы жилищной системы, как обязательство общественных услуг правительств ускорить создание и улучшение политической системы». После того соответствующие органы власти издали ряд конкретных исполнительных документов об учреждении жилья с низкими арендными платами и доступного жилья, система жилищного обеспечения в Китае в основном формировалась.
Обеспечение коммунальным арендным жильем (2009 - по сей день)
Государственная жилищная политика содействовала здоровому развитию рынка недвижимости. По мере того, как темпы жилищного строительства и реконструкции увеличивались, жилищные условия городских семей с низкими доходами значительно улучшались. Но в 2010 г. в некоторых городах наблюдались быстро растущие цены на жилье и землю, спекулятивные операции возрождались. Чтобы закрепить и расширить контроль над рынком недвижимости в Китае началась система обеспечения коммунальным арендным жильем. Объектом в основном являются городские семьи с жилищными трудностями и доходами ниже средних.
В соответствии с принципом «государство организует, общество участвует» [3], система коммунального арендного жилья быстро развивается. Она является важной мерой для улучшения системы подачи жилья, воспитания арендного рынка жилья, удовлетворения основной потребности городских семей с низкими доходами, а также необходимым руководством для разумного потребления жилищно-коммунального хозяйства [4]. В 2011 г. коммунальное арендное жилье стало самым важным способом государственных проектов жилищного обеспечения. В 2012 г., чтобы укрепить управление коммунального арендного жилья, гарантировать справедливое распределение, нормализировать операции и использование, улучшить выходной механизм, государство разработало документ «Методы управления коммунальным и арендным жильем», и после этого система жилищного обеспечения в Китае (включая систему доступного жилья, систему жилья с низкими арендными платами и систему коммунального арендного жилья) сформировалась.
Рассмотрев все эти этапы развития системы китайского жилищного обеспечения, мы можем сделать выводы, что в качестве важной части экономической реформы система жилищного обеспечения Китая является отражением отношений между государством и рынком, ее развитие тесно связано с отношениями этих двух факторов. В связи с этим системе жилищного обеспечения необходимо «сочетать рынок и государство, укрепить строительство жилья и управление им».
Основные проблемы развития институтов жилищного обеспечения Китая
Пересмотрев все этапы развития системы жилищного обеспечения Китая на основе отношений между государством и рынком, мы наблюдаем три основные проблемы, которые препятствуют реформе жилищного института.
Размытость ориентации обязательств и ответственности государства
В процессе маркетизации жилья государство приравняло «трансформацию» функции просто с «покиданием», и это привело к отсутствию обязательств и ответственности в обеспечении граждан доступным жильем. До 1978 г. - период полного благосостояния рынка жилья Китая, государство несло всесторонние обязательства. В течении 1998-2007 гг. идет быстрая маркетизация китайской экономики, и государство немедленно поменяло свою роль в развитии рынка жилищного обеспечении. После 2007 г. китайское правительство ставит «всесторонние обязательства» (как Сингапур) своей главной целью, в то же время не хочет бросить огромную роль инвестирования рынка жилья в развитии экономики. Эта размытость тесно связана с процессом реформы экономической системы. Китайское правительство выбрало «прогрессивный путь» в трансформации плановой экономики в рыночную, поэтому это совсем неизбежно. Но если бы государство долгосрочно не определило свою ориентацию, это привело бы к непостоянству жилищной политики, система жилья становилась бы все более и более сложной. Разработка всеобъемлющей постоянной правовой системы - важный метод в решении жилищной проблемы.
Не обосновано распределение обязательств центрального правительства и местных органов власти
Механизм распределения обязательств и ответственности между центральным правительством и местными органами власти – становится неизбежной проблемой системы жилищного обеспечения. В соответствии с «Мнениями о решении жилищных трудностей городских семей с низкими доходами» (№24 [2007]), ответственность финансирования обеспечения жильем лежала на местных органах власти (кроме областей с финансовыми трудностями в центрально-западной части), и это привело к обоснованности доходов и расходов финансов местных органов власти. За последние 15 лет доходы центрального правительства превысили 50% всех доходов государственных бюджетов, но расходы составили только 20-30%, и эта цифра снижается с каждым годом. Местные органы власти, с одной стороны, предоставляют доступное жилье, с другой - передают землю для строительства, чтобы стимулировать экономический рост, в следствие чего появились так называемые «земляные финансы». Необоснованное распределение обязательств центрального правительства и местных органов власти вызывало еще фактические отклонения в реализации политики. Например, в 1998-2007 гг., чтобы достичь экономического роста и превысить финансовые соображения, местные правительства сосредоточились на маркетизации распределяемого жилья, а доступное и арендное с низкой оплатой жилье остались за пределами этой цели. Поэтому при таких различиях в доходах и расходах между центральным правительством и местными органами, последним становится достаточно трудно нести ответственность за обеспечение доступным жильем.
Проблемы политики жилищного обеспечения государства
Размытость ориентации обязательств и ответственности государств вызывает следующие проблемы: во-первых, мутацию политики [5]. Под руководством максимизации индивидуальной полезности местные органы власти сами решили, в какой степени исполнить государственную стратегию, и потому наблюдалось искажение и мутация политики, в реализации стратегий появились многочисленные альтернативные и дополнительные реакции, такие как недоступность местных финансов, недостаточность земли и т.п. Это серьезно сказывалось на результатах осуществления жилищных стратегий, качестве строительства доступного жилья, времени строительства и справедливости распределений. Во-вторых, механизм исполнений не готов. В том числе отсутствие планов строительства доступного жилья, необоснованность механизма распределений доступного жилья и отставание механизма ежедневного контроля. В-третьих, механизм надзора не готов. Система жилищного обеспечения тесно связывалась с расходом бюджета, строительством и социальными благами, надзор ее исполнений является более важным. Но сейчас отсутствие законодательства в этой сфере привело к несовершенству механизма надзора и, как следствие, к коррупции. Наблюдается некоторое отставание в нормативной обеспеченности, в Китае почти все нормативные акты в жилищном обеспечении являются уведомлениями и решениями Госсовета, министерств и местных органов, законы еще отсутствуют, хотя именно это должно быть приоритетом в жилищной политике [7, c. 30]. В такой ситуации невозможно четко определить полномочия и обязанности центрального правительства и местных органов власти, ограничить полномочия властей, и, конечно, невозможно гарантировать справедливость в строительстве и распределении доступного жилья.
Выводы и рекомендации: перспективы реформ институтов жилищного обеспечения в Китае
1) Законное определение отношений между государством и рынком
Во-первых, обязательства жилищного обеспечения лежат на плечах государства. Государство играет ведущую роль в системе жилищного обеспечения: правительство определяет категории и требования к обеспеченным и строго управляет; в связи с разным периодом социально-экономического развития находит соответственные методы употребления жилья, разрабатывает конкретно стандарты жилья и строительства; руководит строительством доступного жилья; разрабатывает критерии доступности, гарантирует, что только семьям с низкими доходами дается возможность распределения жилья. Во-вторых, правительство должно воспитывать и вмешиваться в развитие рынки, т.к. удовлетворяется жилищное потребление в основном рынком [6]. В конце концов, рынок является основным механизмом распределения ресурсов, государство регулирует его спрос и предложение такими способами, как финансы, земля, налоги и т.п., гибко и разумно использует такие политики, как политика поставки земли, налогов на недвижимости и кредитная политика жилья. Поэтому необходимо надлежащим образом урегулировать отношения между государством и рынком в жилищной сфере, определить и реализовать обязательства и ответственности государства и фиксировать правовой формой.
2) Четкое распределение обязательств центрального правительства и местных органов власти
Что касается жилищного обеспечения, безусловно центральному правительству надо нести в себе больше ответственности, облегчить финансовые нагрузки местных органов власти, чтобы объем жилищного обеспечения не сокращался из-за нехватки инвестиции местных органов власти, чтобы лучше решались жилищные проблемы семей с низкими доходами. А местные органы власти должны сосредоточиться на разработке долгосрочных стратегий жилищного обеспечения, поэтапно определить свою цель и публиковать ее ежегодно.
3) Улучшение политики жилищного обеспечения государства
В общем, для развития системы жилищного обеспечения с китайской спецификой, основной целью которой является удовлетворение всех категорий семей, необходимо полностью использовать административные, юридические, финансовые, налоговые и другие инструменты политики. Поэтапно, в соответствии с местными условиями выбрать объекты, способы и стандарты жилищного обеспечения. Другими словами, придерживаться системного и устойчивого принципа:
во-первых, увеличить государственные финансовые инвестиции, активно использовать финансовую и кредитную политики, расширить подачу обеспечения жильем, обоснованно вести и регулировать поступки двух сторон, гарантировать жилищные права семей с низкими доходами;
во-вторых, по мере того как развивается система социалистической рыночной экономики и меняются требования системы жилищного обеспечения, четко определять обязательства государства и рынка, создать прозрачный механизм государственных финансовых расходов, решить жилищные проблемы малообеспеченных семей.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:58:07