Торговые центры в РФ: сущность, динамика развития, оценка эффективности
Стукалова И.Б.1, Токмачева О.С.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 11 (Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Стукалова И.Б., Токмачева О.С. Торговые центры в РФ: сущность, динамика развития, оценка эффективности // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 11. – С. 1637-1648. – doi: 10.18334/rp.16.11.244.
Аннотация:
Статья посвящена анализу количественных и качественных сдвигов, произошедших в отечественной торговле с 90-х годов XX века. Одним из важнейших сдвигов является изменение институциональной и организационной структуры отрасли как результат интеграционных процессов.
Авторы статьи провели литературный обзор категории «торговый центр» и предложили собственную трактовку данной дефиниции, базирующуюся на теории предельной полезности, а также оценили динамику и факторы развития торговых сетей в РФ.
В статье предложен методический подход к оценке эффективности функционирования торговых центров.
Ключевые слова: торговля, полезность, торговый центр, синергетический эффект, эффективность торговых центров
Введение
Современный этап экономического и социального развития Российской Федерации соответствует особенностям формирования рыночных отношений, которые предполагают создание социально ориентированной экономики, означающей переориентацию всей хозяйственной системы на запросы потребителя.
В данных условиях торговля, как одна из базовых отраслей экономики, приобретает особую значимость, являясь связующей составляющей между сферами производства и потребления и обладая гибкостью и умением быстро адаптироваться под требования современного общества.
Соответствуя общемировым тенденциям, торговая отрасль превратилась в индустрию, включенную в сложную схему межхозяйственного взаимодействия, что обуславливает появление новых форматов торгового предложения. Стремительные изменения на потребительском рынке, возрастающая конкуренция и неустойчивость в целом также мотивируют участников рынка искать новые уникальные конкурентные преимущества. Таким образом, количественный и качественный рост потребностей общества, в том числе в области получения торговой услуги, привел к количественным и качественным сдвигам в торговой отрасли. Примером таких сдвигов, отражающих современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в торговле, является появление наиболее модифицированного типа торгового предприятия – торгового центра. В этой связи избранная авторами тема представляется актуальной и практически значимой.
Логическая модель настоящей статьи представлена на рисунке 1.
Целью данной статьи является теоретическое обоснование сущности торговых центров и разработка системы показателей оценки их социально-экономической эффективности.
1. Анализ количественных и качественных сдвигов в торговле РФ
Характеризуя современную российскую торговлю, можно констатировать, что российская внутренняя торговля сегодня – один из ведущих сегментов национальной экономики. Важнейшими экономическими показателями, характеризующими место и роль отдельной отрасли в экономике, являются: вклад данной отрасли в формирование ВВП и занятость. В начале 90-х годов XX века доля торговли в ВВП составляла
Рисунок 1. Логическая модель статьи (источник – составлено авторами)
всего около 6%, а в середине 90-х уже приближалась к 25%. В 2012 году доля отрасли в ВВП составила 15,8% и сравнима только с обрабатывающими производствами. Она почти в 5 раз выше доли сельского хозяйства; более чем в 3 раза – доли строительства и в 1,7 раза выше доли добычи полезных ископаемых [12].
Уровень занятости работников торговли составил в 2013 году 16,1% численности занятых в экономике в целом (по оценкам экспертов около 25%), что так же выше среднемировых показателей. При этом производительность труда по обороту на одного занятого в секторе розничной торговли в РФ значительно ниже аналогичных показателей других стран мира, что объясняется, в первую очередь, недостаточно высокой степенью консолидации отрасли, недостаточным проникновением современных форматов и использованием современных технологий.
С начала 90-х годов XX века по настоящее время отрасль полностью поменяла свою институциональную основу. Сегодня в отечественной торговле абсолютно преобладают негосударственные предприятия. Доля розничного товарооборота предприятий, находящихся в государственной и муниципальной формах собственности, не превышает 1,0% [12].
Принципиально за последние два десятилетия изменилась и организационная структура торговли, благодаря процессам интеграции и концентрации, начавшимся во второй половине 90-х годов. Под концентрацией в торговле следует понимать сосредоточение материальных, трудовых и финансовых ресурсов, объемов продаж и массы прибыли на крупных предприятиях отрасли. Основными показателями концентрации капитала и организационных структур в торговле могут служить распространение новых форматов предприятий и увеличение размера традиционных типоразмеров предприятий отрасли [4].
В настоящее время торговля занимает лидирующее положение среди прочих отраслей экономики по количеству функционирующих предприятий. Так, на долю торговли и общественного питания приходится более одной трети (38,1%) всех предприятий и организаций, функционирующих в народном хозяйстве [12].
Основным фактором, повлиявшим на увеличение общего числа предприятий по отрасли, явился интенсивный рост числа малых предприятий, что во многом объясняется спецификой торговой деятельности. Данные статистики свидетельствуют о том, что на 01.01.2014 доля малых предприятий в торговле РФ составила 30% (без учета микропредприятий) [12].
Между тем, следует отметить, что, начиная с 1998 года, наблюдалось замедление роста общего количества торговых предприятий при увеличении доли крупных и средних. Этот факт свидетельствовал о начале качественно нового этапа в развитии торговой отрасли – этапа интенсивного развития интеграционных процессов и концентрации капитала. Для развития интеграционных процессов в российской торговле в этот период сложились определенные предпосылки, основной из которых явилась неразвитость инфраструктуры торговой деятельности. Между тем, именно концентрация капитала является базисом экономической инфраструктуры [6].
Характеризуя степень консолидации в отрасли с точки зрения количественной оценки следует отметить, что на долю крупных и средних предприятий розничной торговли сегодня приходится около 6% их общего количества и более 40% оборота. С точки зрения качественной оценки консолидация отрасли может быть охарактеризована широким распространением современных торговых форматов (супер- и гипермаркетов), сетевых торговых форматов и современных торговых центров.
Именно торговые центры как результат интеграционных процессов в торговой сфере выбраны нами в качестве объекта исследования.
2. Экономическая сущность торговых центров
В самом широком смысле под торговым центром принято понимать форму организации розничной торговли, представляющую собой группу разнородных торговых предприятий, сосредоточенных в одном месте, функционирующих и управляемых как единый объект.
ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» предлагает следующую трактовку термина торговый центр – это «совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин» [1].
Российские ученые, определяя понятие торговый центр, делают акцент на территориальном сосредоточении торговых и сервисных предприятий. В.И. Малышков, Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц, Л.Е. Басовский под торговым центром понимают комплекс предприятий торговли, сферы услуг, общественного питания, сервисного и прочего обслуживания, сосредоточенных на одной территории в одном или нескольких построенных рядом зданиях [2, 3].
Американский институт градостроительства, Институт городского планирования Великобритании, Компания SMT-Developments, помимо территориально сосредоточения торговых предприятий, делают акцент на том, что торговый комплекс функционирует и управляется как единое целое [11, 13, 14].
Весьма важным нам представляется уточнение, которое вносит в определение торговых центров Чкалова О.В., которая обращает внимание на комплексный характер обслуживания населения в торговых центрах. Она рассматривает торговый центр как «совокупность торговых предприятий и предприятий, оказывающих различные услуги населению, находящихся на близлежащей территории и предназначенных для комплексного обслуживания населения» [9].
Не менее интересно предложение Пилипенко Е.В. и Габрук Е.В., которые полагают, что определение феномена торгового центра как формы организации розничной торговли помимо традиционной ориентации на обеспечение населения товарами и услугами должно включать в себя соотнесение направлений развития данного формата бизнеса с нарастающими тенденциями современной экономики, а именно нацеленности индивидуума на всестороннее развитие [5].
Чем же так принципиально отличаются торговые центры от традиционных типов торговых предприятий?
В то время как традиционный магазин удовлетворяет стандартный набор функциональных полезностей, характерных для торговой услуги, а именно: создание посетителям удобства во времени (торговать в нужное время), в пространстве (торговать в нужном месте), во владении товаром (торговать нужным ассортиментом), в удобстве состояния товара (торговать в нужной расфасовке, упаковке и т.д.), наравне с этим торговые центры широко предоставляют в рамках своего формата такие функциональные полезности, как коммуникативная и социальная [8, 10], что повышает их привлекательность в глазах посетителей и обеспечивает возрастающий потребительский спрос. По нашему мнению, данный аспект является ключевой составляющей сущности торговых центров как явления, и, соответственно, он лёг в основу предложенного авторского определения исследуемого объекта.
Торговый центр – это торговый комплекс, выполненный в единой архитектурной и визуальной концепции, расположенный на определенной территории, спланированный, построенный и управляемый как единое целое, влияющий на потребительский спрос путем синергетического эффекта предоставления комплексной полезности. Под торговым комплексом мы понимаем совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности. А под комплексной полезностью – способность торгового центра удовлетворять следующий спектр потребностей посетителя в одном месте и в удобное время: 1) получение совокупности необходимых товаров различных классов с соответствующим сервисом обслуживания; 2) получение необходимого перечня бытовых услуг; 3) получение услуг предприятий сферы питания, отвечающих спектру вкусов и предпочтений посетителей; 4) получение развлекательных услуг для всех возрастов и интересов; 5) получение комплексного информационного обслуживания; 6) удовлетворение эстетических потребностей посетителя; 7) удовлетворение социально-коммуникационных потребностей посетителя.
Следствием эффекта синергии является возникновение в торговых центрах новых полезностей для потребителей. На рисунке 2 приведено сравнение стандартных полезностей, реализуемых среднестатистическим магазином и торговым центром.
Рисунок 2. Сравнение торгового центра и традиционного магазина в разрезе предоставления различных видов полезностей потребителям (источник – составлено авторами)
Предложенное авторами определение базируется на теории предельной полезности, разработанной учеными политэкономии в конце XIX века в противовес теории трудовой стоимости К. Маркса.
3. Анализ динамики развития торговых центров в РФ
Следует отметить, что общая траектория эволюции современных торговых центров в США и России принципиально совпадают. При этом торговые центры США эволюционизировали 30–40 лет, а российские прошли тот же путь за 15–20 лет. Авторы полагают, что этот факт объясняется следующими факторами:
- возможностью использования зарубежного опыта;
- социально-экономической готовностью российского населения принять данный торговый формат;
- ориентацией внутренней торговой политики государства на обеспечение населения качественными торговыми площадями [7].
Динамика ввода качественных площадей в торговых центрах в 2003–2013 годах в разрезе городов России приведена на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика ввода общей площади в ТЦ в городах России в 2003-2013 гг. (источник – INFOLine Developer Russia)
Ориентация торговой политики на обеспечение населения страны качественными торговыми площадями остается актуальной по сей день, что подтверждается Приказом Минпромторга от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015–2016 годы и период до 2020 года».
Интенсивность динамики развития торговых центров объясняется целым рядом их социальных, экономических и организационных преимуществ перед традиционными типами торговых предприятий и, прежде всего, их особой привлекательностью для потребителей, что, в свою очередь, обуславливает их высокую социально-экономическую эффективность.
4. Методический подход к оценке эффективности функционирования торговых центров
Торговый центр как явление и как организация включен в сложный процесс межхозяйственного взаимодействия, являясь одновременно предприятием, обслуживающим население и удовлетворяющим обширный спектр его интересов, а также архитектурной площадкой, сдаваемой в аренду. Данная двойственность сущности торгового центра затрудняет оценку его эффективности как цельного объекта.
В рамках решения данной задачи нами разработана следующая система социально-экономических показателей, характеризующая ТЦ по следующим направлениям: 1) оценка ТЦ с точки зрения привлекательности для потребителей и арендаторов; 2) оценка субъектов ТЦ с точки зрения их концептуального, функционального и финансового соответствия бизнес-стратегии торгового центра (см. табл.).
Таблица
Система показателей социально-экономической оценки ТЦ с точки зрения арендаторов, посетителей и собственников (источник – составлено авторами)
Этап анализа
|
Критерий
анализа
|
Показатель
| |
Показатели для
оценки ТЦ с точки зрения арендаторов и посетителей
| |||
Оценка
технологических параметров
|
Качество
инженерных систем
|
Степень
надежности энергоснабжения
| |
Качество
климатических систем
| |||
Наличие
и качество систем автоматизированных вертикальных коммуникаций
| |||
Качество
проектировочно
го решения |
Высота
потолков в различных зонах // Отсутствие тупиковых галерей
| ||
Ширина
галерей // Структура арендуемых площадей
| |||
Доля
GLA в GBA (без учёта паркинга), % // Нагрузка на пол
| |||
Естественное
освещение и/или наличие атриумов
| |||
Параметры
участка
|
Пешеходная
доступность
| ||
Транспортная
доступность
| |||
Видимость
объекта
| |||
Организация
прилегающей территории
|
Наличие
и качество парковки // Обеспеченность парковочными местами
| ||
Организация
служебной зоны объекта
| |||
Степень
облагораживаемости прилегающих территорий
| |||
Оценка
привлекательнос ти ТЦ с точки зрения арендаторов
|
Управление
зданием и услуги УК
|
Наличие
телекоммуникационных систем // Наличие системы open book
| |
Стоимость
привлечения одного посетителя
| |||
Наличие
системы навигации
| |||
Наличие
системы подсчета посетителей
| |||
Управление
распределением потоков посетителей по ТЦ
| |||
Маркетинг
объекта, посещаемость, средний чек
|
Организация
маркетинга проекта // Брендинг объекта
| ||
Наличие
программы лояльности ТЦ // Пул арендаторов объекта
| |||
Оценка
привлекательнос ти ТЦ с точки зрения посетителей
|
Оценка
качества ТЦ ожиданиям посетителей
|
Качество
атмосферы ТЦ
| |
Соответствие
состава арендаторов, фудкорта и/или мест питания концепции ТЦ
| |||
Чистота,
качество оформления общественных зон ТЦ, витрин
| |||
Удовлетворенность
соотношения «цена-качество»
| |||
Организация
досуга (при включении данной составляющей в концепцию ТЦ)
| |||
Качество
сервиса для посетителей
| |||
Достаточность
внутреннего освещения
| |||
Удобство
доступа в ТЦ и перемещения по нему инвалидов и маломобильных категорий
граждан (пандусы, лифты)
| |||
Показатели для
оценки ТЦ с точки зрения собственников
| |||
Оценка
вклада потенциального арендатора в общую работу центра
|
Увеличение
времени пребывания потребителей в ТЦ
|
Среднее
количество времени, проводимого посетителем в зоне оператора
| |
Глубина/ширина
представленного ассортимента
| |||
Наличие
механизмов воздействия на целевую аудиторию
| |||
Уровень
торгового сервиса
| |||
Наличие
механизма привлечения посетителей для повторного посещения
| |||
Распределение
спроса по времени
| |||
Товарооборот
на ед. площади
| |||
Товарооборот
на одного посетителя
| |||
Средний
чек одного посетителя
| |||
Наличие
информационных сервисов для потребителя
| |||
Использование
в работе высокотехнологичных решений
| |||
Оценка
концептуального соответствия
|
Анализ
соответствия потенциального арендатора концептуальным и прочим функциональным
особенностям ТЦ
|
Соответствие
оператора концепции ТЦ
| |
Совместимость
с прочими арендаторами
| |||
Качество
оформления торговой зоны
| |||
Качество
мерчандайзинга
| |||
Доля
наличия экологичных продуктов в предлагаемом ассортименте, а также использование
экологичных материалов при упаковке товара
| |||
Оценка
финансово-хозяйственного состояния
|
Анализ
рентабельности
|
Общая
рентабельность предприятия
| |
Рентабельность
продаж
| |||
Рентабельность
на 1 кв.м. торговой площади
| |||
Анализ
финансовой устойчивости
|
Ликвидность
предприятия
| ||
Финансовая
независимость предприятия
| |||
Оборачиваемость
активов
| |||
Предлагаемая система использует как расчетные, так и экспертные методы определения значений входящих в нее показателей. Проведение регулярной оценки соответствия торгового центра и его компонентов данным параметрам позволит на стадии проектирования обосновать и усовершенствовать выбранную концепцию, а на стадии функционирования торгового центра определить необходимость и возможность замены пула арендаторов, исходя из степени удовлетворенности потребителей их составом, выявить направления и необходимость модификации реализуемых в торговых центрах торговых, информационных и коммуникационных услуг.
Заключение
Раскрыт феномен торговых центров, заключающийся в синергетическом эффекте возникновения в торговых центрах комплекса полезностей для потребителей.
Количественные изменения, произошедшие в отечественной торговле с начало 90-х годов XX века, привели к качественным сдвигам в отрасли, которые нашли свое отражение в изменении институциональной и организационной структуры отрасли, в том числе сетевых торговых форматов и современных торговых центров.
Практическая значимость статьи заключается в предложенном авторами методическом подходе, который может стать инструментом управления эффективностью торговых центров. Данный подход был апробирован на примере 10 торговых центров, расположенных в городах Москва, Химки, Красногорск, Зеленоград, Нижний Новгород, Краснодар и Сочи.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:58:45