Современные тенденции развития сферы бытового обслуживания в Республике Дагестан
Эфендиева Д.С.1
1 Дагестанский государственный университет, г. Махачкала
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 9 (Май 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрены показатели деятельности и направления развития сферы бытового обслуживания. Автор дает свое видение сути социальной нагрузки указанной сферы, подчеркивает важность ее развития в республике как одного из показателей уровня благосостояния народа и материальной обеспеченности семей. Дана критическая оценка качества бытовых услуг, выделены проблемы и даются рекомендации по стимулированию роста бытовых услуг.
Ключевые слова: бытовые услуги, сфера бытового обслуживания, проблемы и направления развития сферы услуг Республики Дагестан
Одной из важнейших социально значимых отраслей экономики является бытовое обслуживание - сфера деятельности по оказанию услуг, связанных с удовлетворением потребностей людей, выполнению ремонтных и профилактических работ, изготовлению предметов по индивидуальным заказам. Характерной особенностью текущего периода является ярко выраженная тенденция развития сферы услуг. Однако развивается она неравномерно и требует вмешательства государства.
На объем и структуру потребляемых населением платных услуг влияет материальное благосостояние семей, изменение потребительских цен (тарифов) на платные услуги. В наши дни услуги бытового характера остаются востребованными у занятого населения из-за нехватки свободного времени и роста уровня доходов у части населения. Наряду с реальным сектором экономики, развитая система региональных рынков и рыночной инфраструктуры имеет существенное значение для эффективности развития регионального хозяйства, способствуя увеличению объема валового регионального продукта, налоговых поступлений в региональный бюджет и обеспечивая высокий уровень занятости населения.
Однако данная сфера испытывает определенные проблемы, среди которых специалисты называют: низкий уровень государственной поддержки; высокий уровень налогообложения; появление нелегальных, теневых предприятий; несовершенство нормативного регулирования деятельности предприятий бытового обслуживания; недостаточный уровень спроса из-за низкого уровня доходов населения; низкое качество услуг; сложность доступа к кредитным ресурсам; недостаточное использование зарубежного опыта; отсутствие рекламы услуг предприятий сферы бытового обслуживания т.д.
Сфера бытового обслуживания несет в себе социальную нагрузку, влияя на уровень и образ жизни населения. Социальная нагрузка сферы бытового обслуживания заключается в выполнении относительно трудоемких работ в домашнем хозяйстве и сокращению затрат времени на бытовые нужды. Влияние отрасли на уровень жизни измеряется следующими показателями: процентное отношение затрат на бытовые услуги в издержках населения, объем потребляемых бытовых услуг, структура услуг; показатели, влияющие на образ жизни через наличие свободного времени у населения и качество его использования, доступность услуг.
Современному этапу социально-экономического развития республики Дагестан присущ охват услуг во многих отраслях экономики и социальной сферы. В структуре валового регионального продукта в 2012 году платные услуги населению составили 19,5% (в 2009 году 20,7%). На сегодняшний день в республике, как и в стране в целом, назрела острая необходимость решения вопросов, связанных с взаимодействием органов власти и бизнеса, в частности, мелкого и среднего. Крупный бизнес защищает свои интересы через мощные лоббистские группы. Можно с уверенностью констатировать тот факт, что подавляющее большинство предприятий сферы бытового обслуживания созданы и действуют усилиями частных лиц.
Уровень развития сферы бытового обслуживания как составляющая потребительского рынка относится к показателям экономического благосостояния региона. Так, в 2013 году на долю бытовых услуг пришлось 12,5% против 11,7% в 2012 году от общего объема платных услуг населению (рис. 1).
Рисунок 1. Процентное отношение бытовых услуг в общем объеме платных услуг в экономике Республики Дагестан (источник - Данные за 2005-2012 гг., рассчитано автором на основании источника «Платное обслуживание населения в Дагестане. 2013 г. Стат.сб./Дагестанстат. - М., 2013. - С.10; 32»; за 2013 г. - Развитие рынка платных услуг в Республике Дагестан. Аналитическая записка/Дагестанстат. - М., 20145с.(21))
Итого, затраты населения республики на бытовые услуги в 2013 году составили 10709 млн рублей, что на 0,8% ниже уровня 2012 года. (табл.).
Таблица
Динамика объема бытовых услуг населению Республики Дагестан за 2005-2013 гг. (источник - составлена автором, данные за 2009-2013гг. - Развитие рынка платных услуг в Республике Дагестан. Аналитическая записка. Дагестанстат. - Махачкала. - 2014. - с.5-6.; данные за 2005, 2008 гг. - Статистический ежегодник. 2012 г.: Дагестанстат. - С.248, 250,251)
|
2005
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
Объем бытовых услуг, млн.руб.
|
1493
|
4741
|
5487
|
6464
|
7166
|
8608
|
10709
|
В процентах к предыдущему году, в сопоставимых ценах
|
102,0
|
101,8
|
100,2
|
101,3
|
101,1
|
108,3
|
99,2
|
Объем бытовых услуг в расчете на 1 жителя, руб.
|
558,6
|
1688,7
|
1927,0
|
2235,4
|
2452,1
|
2929,6
|
3624,2
|
Объем потребления населением бытовых услуг прямо пропорционален материальной обеспеченности семей. Так, в 2013 году в республике наблюдается замедление темпа роста реальных располагаемых денежных доходов населения (99,6% против 107,6 в 2012) [1]. Республика занимает последнее - седьмое место по этому показателю среди субъектов СКФО.
В целом по бытовым услугам в 2013 году наблюдалось снижение объемов в сопоставимых ценах в сравнении с 2012 годом, что связано с ростом цен на оказанные бытовые услуги. Ремонт транспортных средств, машин и оборудования и их техническое обслуживание занимает большую часть в объеме бытовых услуг - 26,3%. На этот вид услуги наблюдался наибольший спрос. В сопоставимых ценах рост к 2012 году составил 31,1%. Этому способствовало увеличение количества легковых автомобилей в собственности граждан. За 2013 год количество автомобилей в собственности граждан составило 481 тыс. штук, что на 16,2% больше, чем в прошлом году. Ремонт, строительство жилых и прочих построек занимает второе место -15%, рост к предыдущему году в сопоставимых ценах составил 5,8% [2]. Отмечена тенденция увеличения по показателю «ввод в действие жилых домов» (тысяч м2 общей площади). В 2013 году населением было введено в действие 1298 тысяч м2 общей площади за счет собственных и заемных средств, что на 10,6% больше соответствующего периода прошлого года. Удельный вес в общем вводе жилья составляло 84,5% против 81,8% в 2012 году [3]. Третье место занимают парикмахерские и косметические услуги - 14,2% [4]. В структуре бытовых услуг в 2013 году наблюдался рост следующих видов услуг: ремонт и изготовление мебели (с 2,9% до 3,4%); услуги прачечных (с 0,4% до 0,7%); прочие виды бытовых услуг (с 6% до 13,1%); по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств 24,3% до 26,3%; услуги химической чистки и крашения с 0,02% до 0,1%. Наблюдалось тенденция снижения отдельных видов услуг: по ремонту, окраске и пошиву обуви с 4,7% до 3,8%; парикмахерских с 17,6% до 14,2%; по ремонту и строительству жилья и других построек с 15,8% до 15%; по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий с 7,7% до 6,1%; по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий с 11,6% до 9,6%; услуги предприятий по прокату (с 7,9% до 6,9%); бань и душевых (с 0,7% до 0,5%); услуги фото- и кино-лабораторий (с 0,2% до 0,1%). Остались на прежнем уровне ритуальные услуги 0,2%. [5]
Следует отметить, что в условиях перехода к рынку состав производителей услуг также претерпел изменения. На заре перехода к рыночной экономике преобладающую часть услуг населению оказывали предприятия госсектора, то на сегодняшний день значительную долю на рынке бытовых услуг играют субъекты малого предпринимательства (малые предприятия, микропредприятия и индивидуальные предприниматели). В 2013 году объем бытовых услуг, оказанный населению республики субъектами малого предпринимательства, составил 97,0% от общего объема услуг бытового характера, из которых 45,6% предоставлено индивидуальными предпринимателями (рис. 2).
Рисунок 2. Структура формирования объема бытовых услуг населению, в %
1-малые (без микропредприятий); 2-микропредприятия;3-инивидуальные предприниматели; 4-юридическими лицами, не относящимися к субъектам малого предпринимательства(источник - Развитие рынка платных услуг в Республике Дагестан. Аналитическая записка. Дагестанстат. ТО ФСГС по РД. Махачкала. 2014г. С.6-7 (21))
Для стимулирования роста бытовых услуг, на наш взгляд, необходимо принимать следующие шаги: модернизация системы кредитования и разработка специальных программ кредитования предприятий сферы быта; предоставление налоговых льгот предприятиям, занятым в сфере бытовых услуг; создание действенной нормативно-правовой базы, позитивного климата для предпринимателей и прозрачных условий для инвесторов; обеспечение пешеходной доступности бытовых услуг и повышение социальной ориентированности работы предприятий, занятых в сфере бытовых услуг; повышение качества предоставляемых услуг и уровня обслуживания для всех категорий населения; развитие конкурентной среды, контроль цен на бытовые услуги или их субсидирование государством; создание системы организации обслуживания малообеспеченных граждан на льготных условиях или частичной оплатой за услуги и т.д. [3]. Для успешной реализации данных направлений, на наш взгляд, необходима разработка долгосрочных программ развития данной сферы; наличие механизмов регулирования цен и качества предоставляемых услуг; обеспечение безопасности услуг; внедрение последних достижений в данной сфере и т.д.
Заключение
Несомненный интерес представляет и зарубежный опыт организации социально-значимых услуг в развитых странах мира, где такие услуги финансируются государством при содействии государственных и некоммерческих организаций, учреждений и т.д. Указанные структуры обеспечивают малоимущие и социально незащищенные группы населения продуктами, обедами, медикаментами и средствами реабилитации, специальными сиделками, домашними работницами (с полной или частичной оплатой стоимости их услуг); указанные группы населения получают бесплатную помощь от социальных работников по уходу, уборке, ремонту одежды, обуви, бытовой техники и т.д. [2].
Еще одним механизмом пополнения социально значимых услуг ресурсами является государственно-частное партнерство посредством заключения контрактов (например, орган местного самоуправления и предприниматель заключают договор о предоставлении определенных услуг). Подобные контракты не предусматривают передачу права собственности частному партнеру, а государство (орган местного самоуправления) полностью несет расходы и риски. Частный партнер стимулируется тем, что по контракту он получает право на определенную часть дохода, прибыли или собираемых платежей. Для каждой страны характерны свои формы социального подряда, однако во всех государствах действуют принятые на федеральном и региональном уровне законы, а также нормативно-правовое обеспечение на местном уровне, регулирующее процедуры конкурсного отбора подрядчиков в области оказания социально-значимых услуг. При правительстве функционирует орган, который принимает решения о заказе определенных услуг, организации конкурсов, заключении контрактов и осуществлении контроля за исполнением услуг. Эксперты отмечают тенденцию передачи функций по оказанию социально-значимых услуг от государства частным подрядчикам [1].
Развитие предприятий сферы бытового обслуживания – это принципиальный вопрос экономического развития Республики Дагестан. При этом очевидно, что потенциал данной сферы велик и еще далеко не исчерпан. Немаловажное значение имеет развитие молодежного предпринимательства, самозанятости, создание новых рабочих мест в трудоизбыточном регионе с высокой безработицей на региональном рынке труда.
[1]Российский статистический ежегодник: стат.сб./Росстат. - 2014. – С.133 (693)
[2]Развитие рынка платных услуг в Республике Дагестан. Аналитическая записка. Дагестанстат. ТО ФСГС по РД. – Махачкала. - 2014. - С.5-6.
[3]Российский статистический ежегодник: стат.сб./Росстат. - 2014. – С.416 (693).
[4]Развитие рынка платных услуг в Республике Дагестан. Аналитическая записка. Дагестанстат. ТО ФСГС по РД.– Махачкала. - 2014. - С.6.
[5]Основные показатели. Услуги населению. ТО ФСГС РД. [Электронный источник] -Режим доступа: dagstat.gks.ru (дата публикации 24.11.2014 г.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 14:29:14