Ресурсное обеспечение политики импортозамещения в сегменте туристических услуг
Крутиков В.К.1,2, Зайцев Ю.В.1, Костогрызова Е.А.1
1 Институт управления, бизнеса и технологий, г. Калуга
2 Финансовый университет при Правительстве РФ
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 6 (Март 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Костогрызова Е.А. Ресурсное обеспечение политики импортозамещения в сегменте туристических услуг // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 6. – С. 925-934. – doi: 10.18334/rp.16.6.150.
Аннотация:
В статье исследуются современные внешние вызовы и внутренние проблемы, стоящие перед народным хозяйством России. Обосновывается вывод о том, что в настоящее время, в условиях возникновения внешних и внутренних угроз, обеспечение решения задачи доступа к ресурсам творческой самореализации россиян является важнейшей функцией государства. На примере Калужской области демонстрируются подходы к выстраиванию диверсифицированной системы ресурсного обеспечения потребностей малого предпринимательства и населения в секторе сельского туризма как составляющем элементе политики импортозамещения.
Ключевые слова: ресурсное обеспечение, Калужская область, сельский туризм, внешние вызовы, внутренние проблемы, кредитно-финансовая система, политика импортозамещения
Исследуя современные внешние вызовы и внутренние проблемы, стоящие перед народным хозяйством России, необходимо переосмыслить подходы, обеспечившие успехи страны, и объективно оценить допущенные просчеты.
Говоря об успехах, на первое место следует поставить динамику развития топливно-энергетического сектора страны, его способность решать сложнейшие технологические проблемы при реализации глобальных проектов [4]. Данный сектор в последние годы по темпам роста успешно догоняют следующие сектора: оборонно-промышленный, атомный, авиакосмический.
Комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ обеспечивает инновационное развитие технологий для укрепления обороны и безопасности страны. Масштабные разработки перспективных образцов вооружения и их внедрение в производство сопровождаются транслированием военных технологий в гражданскую промышленность [7].
Предприятия отечественной металлургии демонстрируют показатели качества, свидетельствующие о высоком современном международном уровне.
Сельское хозяйство, которое пытались окрестить «черной дырой», также показывает положительную динамику. За последние 100 лет наша страна вновь выходит в лидеры по экспорту зерна [4].
Выявляя просчеты, следует остановиться, в первую очередь, на разрыве между доходами разных слоев общества, вызванном неравным доступом к возможностям по реализации творческого потенциала российских граждан. Он же (разрыв) мешает развитию отдельных отраслей и сфер экономии страны, ставя россиян в зависимость от импортной продукции, которую без особых трудов можно производить самим.
Выстраивая новую социально-экономическую проекцию, основанную на принципах политики импортозамещения, следует обратиться к необходимости формирования кредитно-финансовой системы, адекватной современным требованиям российского народного хозяйства. Ведущие ученые-экономисты и руководители бизнеса страны обращают внимание на «неразвитость российской кредитной системы, которая требуется для совершенствования технологий и методов хозяйствования, улучшения человеческого капитала» [9].
Также отмечается необходимость создания механизмов внутреннего дешевого долгосрочного кредита и институтов развития с целью освоения перспективных производств нового технологического уклада и экономического роста [2].
Подчеркивается, что «государство почему-то боится инвестировать в свою экономику», а появилась острая необходимость вкладывать деньги «в себя», что обеспечит развитие и не ухудшит жизнь людей [4].
Руководитель Сбербанка Г. Греф, обращая внимание на пассивность правительства, уверенно заявляет: «Давайте не сваливать все на санкции. У нас куча собственных проблем, мы бы и так имели без всяких санкций в следующем году или нулевой, или отрицательный рост» [3].
В своем Послании Федеральному Собранию от 04.12.2014 Путин В.В. однозначно подытожил: «…сами заработаем свое благополучие и процветание», только справимся с неорганизованностью, безответственностью и бюрократическими препонами [10].
Таким образом, в настоящее время в условиях возникновения внешних и внутренних угроз, обеспечение решения задачи доступа к ресурсам творческой самореализации россиян является важнейшей функцией государства.
Удовлетворить потребности широких слоев населения, малого и среднего бизнеса в кредитно-финансовых ресурсах можно только благодаря активной, высокопрофессиональной деятельности государственных финансовых институтов, выстраивающих диверсифицированную систему, адаптированную к современным вызовам и с этой целью подыскивающих надежных партнеров для выполнения возложенной на них функции.
Остановимся на положительном опыте Калужской области по выстраиванию подобной системы с целью придания процессу развития индустрии туризма на сельских территориях региона прорывного характера.
По оценкам ведущих экспертов, к 2020 г. суммарный объем глобального рынка туриндустрии достигнет 1 трлн долл., а доля индустрии туризма в России имеет потенциал роста до 10% национального ВВП, что символизирует начало процесса перехода от сырьевой экономики к устойчивому развитию диверсифицированной экономики [12].
В мировой практике развития туризма и индустрии гостеприимства достойное внимание уделяется становлению сектора сельского туризма. В настоящее время это явление повсеместное. Странами-лидерами по формированию целостных региональных моделей сельского туризма, приносящего сотни миллионов долларов прибыли, выступали Франция, Италия, Швейцария, Скандинавские страны, Ирландия. Но в последние годы по темпам развития сельского туризма Польская Республика превзошла высокоразвитые страны, и, по оценкам экспертов, туризм в сельской местности уже приносит стране около 4% ВВП [11].
Для России это относительно новое, но исключительно перспективное направление, потенциальный ежегодный спрос на которое составлял около 600 тыс. человек [1]. С учетом наблюдаемого в 2014 году падения спроса на выездной туризм, которое оценивается ведущими экспертами от 15 до 20%, при одновременном повышении интереса к местам отдыха внутри страны (до 30%), обоснованно предположить, что сельский туризм в ближайшие годы получит дополнительный стимул для расширения своих услуг [5].
Большинство субъектов хозяйствования в этом секторе представлены предприятиями малого бизнеса, занятыми в сферах размещения, питания, транспортировки и оказания иных услуг туристам.
Малый бизнес, как свидетельствует мировой опыт, занимает ведущее место в рейтинге экономических приоритетов. Умелая реализация потенциала малого бизнеса является гарантией решения многих социально-экономических проблем: от демонополизации до формирования национальной инновационной системы. Именно он выступает основным производителем ВВП, обеспечивает реализацию творческого потенциала граждан и создает комфортные условия для жизни.
В начале 2014 года на совещании по развитию малого бизнеса премьер-министр Медведев Д.А. сетовал на то, что на малых и средних предприятиях работает лишь четверть занятого населения, а малый бизнес обеспечивает всего 5% национального ВВП. В ходе заседания определили и главную причину, тормозящую становление малого бизнеса – слабое обеспечение кредитно-финансовыми ресурсами. Предлагались разумные меры: докапитализировать федеральный гарантийный фонд, который правительство создавало для предоставления кросс-гарантий региональным гарантийным фондам, а также предоставить кредиты малому бизнесу из средств фонда национального благосостояния (ФНБ) [8].
«Воз» поддержки так и остался стоять на месте, наглядно демонстрируя слова Президента о привычке «»закапывать в бумагах» исполнение принятых решений» [10].
И теперь уже в конце 2014 года, в связи с возникшими угрозами для экономики страны, потребовалось принимать экстренные меры по стимулированию российского бизнеса. Радикальный характер мер охватывает спектр от стабилизации законодательства в виде «фиксации» действующих налоговых условий на ближайшие четыре года, избавления бизнеса от навязчивого надзора и контроля, вплоть до проведения полной амнистии капиталов, возвращающихся в Россию.
Малому бизнеса предложено предусмотреть трехлетние «надзорные каникулы», если предприятие приобрело надежную репутацию, а также двухлетние налоговые каникулы для тех, кто только начинает работать, и льготы производствам, начинающим с «нуля» [10].
Результаты мер, принимаемых в Калужской области по активизации процесса по выстраиванию системы приема туристов в сельской местности, показывают следующую положительную динамику. В 2013 году поток туристов, пользовавшихся услугами сельского туризма, составил, около 900 тысяч человек. По предварительным данным, количество посещений в 2014 году увеличилось. Можно с большой уверенностью сказать, что население области удваивается за счет туристов. Ежегодное пополнение доходной части бюджета за счет развития индустрии туризма составляет свыше 1 млрд рублей. С учетом современных тенденций, наметившихся в российском туризме и индустрии гостеприимства, поток туристов в регион может увеличиться до 2,5 млн человек [6].
Но для этого должны быть решены вопросы обеспечения качества сервиса и уровня гостеприимства, включая регулирование ценовой политики, диверсификации и продвижения туристических продуктов.
Базовым нормативно-правовым документом, призванным перевести на новый, качественный уровень ресурсное обеспечение туристической индустрии, выступает принятая программа по развитию внутреннего и въездного туризма на территории субъекта РФ. Программа разработана на период до 2016 года. В основу кредитно-финансового обеспечения положено государственно-частное партнерство. Планируемая траектория финансирования: с 320 млн рублей в 2011 году до 1,6 млрд рублей в 2016 году. Параметры траектории выдерживаются, в том числе и по ресурсной поддержке сельского туризма [6].
Практическая реализация структурно-институционального фактора экономического роста осуществляется путем разработки, совершенствования и внедрения системы субсидирования субъектов сельского туризма.
Система включает в себя пакет документов регламентирующих следующие узловые направления:
– порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат субъектов сельского туризма;
– порядок финансовой поддержки развития материально-технической базы;
– возмещение процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Выделение средств осуществляется в пределах, предусмотренных в областным бюджетом.
Право на получение субсидий предоставлено субъектам сельского туризма, зарегистрированным в Калужской области. Они осуществляют финансово-хозяйственную деятельность в сфере туристско-рекреационных услуг непосредственно на сельских территориях субъекта федерации. К получателям отнесены: крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и иные хозяйствующие субъекты. Дан полный перечень документов, представляемых для получения субсидий. Истребовать дополнительные сведения запрещено. Установлены критерии отбора получателей: государственная регистрация в регионе; отсутствие задолженности по налоговым платежам в бюджеты и фонды; своевременная выплата заработной платы работникам в размерах не ниже минимума, установленного в регионе.
В поисках надежных партнеров по ресурсному обеспечению сектора сельского туризма властные структуры Калужской области обратились к губернскому историческому опыту. Благодаря стараниям великих реформаторов П.А. Столыпина, С.Ю. Витте в Российской Империи свыше половины населения участвовало в кооперативном движении, что позволило стране занять по числу кооперативов и их членов первое место в мире. Не отставала по росту кооперативов и Калужская губерния. Показатели развития кооперации не отличались от всероссийского опыта. На территории губернии кооперативные кредитные учреждения в 1914 году обслуживали около половины населения и предпринимателей [6].
Таблица
Направления предоставления субсидий
Направления
|
Цели
предоставления субсидий
|
Затраты
|
Компенсация части затрат на работы,
связанные со строительством, реконструкцией гостевых домиков и прилегающей
инфраструктуры.
|
Документация
|
Разработка проектно-сметной документации,
проведение проектно-изыскательских работ для реализации проектов развития
сельского туризма.
|
Проведение
работ
|
Строительство, реконструкция, ремонт
дорог, обеспечивающих обслуживание объектов сельского туризма;
|
Строительство
|
Обеспечение коммуникациями объектов
туризма (газ, вода, электроэнергия и прочее)
|
Приобретения
|
Снабжение оборудованием, инвентарем,
другим имуществом объектов сельского туризма.
|
И сегодня грамотное использование потенциала сельскохозяйственной кредитной кооперации позволяет создать условия для объединения экономически активных граждан, стремящихся улучшить свое материальной и иное положение.
В практической хозяйственной деятельности реализовываются слова В.В. Путина о необходимости поддержки кредитных кооперативов, которые обслуживают ту часть населения, которая, как правило, «не интересна для крупных коммерческих организаций» [13].
В сельских муниципальных образованиях региона действуют 65 кредитных кооперативов, которые предоставили личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам свыше 6,5 тысяч займов на сумму более 500 млн рублей, что составляет 30% от общей суммы кредитов и займов, выданных малому сектору экономики на развитие хозяйственной деятельности на селе.
Успешное строительство диверсифицированной ресурсной системы для поддержки развития индустрии туризма на сельских территориях Калужской области позволило создать свыше 100 субъектов сельского туризма и более 400 гостевых домов.
По итогам 2014 года въездной турпоток в Калужскую область составил не менее 830 тысяч человек, что составляет 80% от численности населения всего региона. Бюджет области уже получил более 1 млрд рублей дохода от туриндустрии. Властные структуры субъекта федерации до 2016 года планируют увеличить число туристов до 2,4 млн человек.
В 2014 году наблюдалось падение спроса на выездной туризм, связанного с подорожанием поездок туристов на 45–50%.
В 2015 году прогнозируется сокращение на треть количества компаний работающих на выездной туризм. Одновременно повышается интерес к местам отдыха внутри страны. Обоснованно предположить, что сельский туризм в ближайшие годы получит дополнительный стимул для развития своей системы.
Заключение
Ситуация требует разработки дополнительных мер, способных оказать полезный эффект для регионального бизнеса индустрии туризма на сельских территориях в плане создания максимально комфортного инвестиционного климата.
В рамках антикризисных мероприятий следует обратить особое внимание на предприятия малого бизнеса, действующие в секторе сельского туризма и являющиеся важной составляющей процесса обеспечения устойчивого комплексного развития сельских территорий.
Важно реализовать принцип многоканальности финансово-кредитной системы, позволяющей уйти от избыточных бюджетных ограничений и стимулирующей становление институтов развития.
При реализации политики в сфере сельского хозяйства целесообразно расширить программы субсидирования для предприятий реального сектора экономики, в том числе действующих в секторе сельского туризма.
Необходимо разработать дополнительные направления налоговой поддержки предприятий, работающих в системе импортозамещения в целях обеспечения им доступа к недорогим кредитам.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:47:11