Аграрная политика как фактор активизации предпринимательства в аграрной сфере (на примере Чувашской республики)
Тюмерова И.Б.1, Иванова Т.В.2
1 Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, г. Чебоксары
2 Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 6 (Март 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
На основании проведенных SWOT и PEST-анализа обоснована роль региональной аграрной политики в развитии предпринимательства, определены приоритетные формы государственной поддержки в этой сфере и выстроен алгоритм влияния уровня развития предпринимательства на темпы и качество экономического роста в агарной сфере Чувашской Республики.
Ключевые слова: экономический рост, региональная аграрная политика, проблемы развития предпринимательства
Современная государственная политика развития предпринимательства в агарной сфере только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. На данный момент сформулированы лишь задачи и общие направления по развитию аграрной сферы [1]. Однако налицо осознание того, что стимулирование в сельских муниципальных образованиях предпринимательской активности однозначно является позитивным явлением, являющимся одним из факторов устойчивого социально-экономического развития сельских территорий [3].
По данным официальной статистики, объем государственной поддержки развития аграрной сферы каждый год увеличивается, но результаты деятельности до сих пор не принесли ожидаемых значений. Так, в рамках выполнения государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013–2020 годы объем финансовой поддержки аграрной сферы составил 2,45 млрд руб. (рост на 19% по сравнению с 2012 г.). Кроме того, объем кредитования субъектов аграрной сферы региона в 2013 году составил 7,2 млрд рублей (рост на 0,9% по отношению к 2012 г.), в том числе субъектами малого предпринимательства с начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в сумме 20,9 млрд рублей (рост на 4,7% по сравнению с 2012 г.) [6].
Чтобы определить эффективность проводимой аграрной политики в Чувашской Республике, проанализируем результаты деятельности аграрной сферы в период 2005–2013 гг. в таблице 1 [6].
Таблица 1
Результаты деятельности аграрной сферы на примере Чувашской Республики
Показатели
|
2005 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2013 г.
|
Движение сельского населения, (прирост или
убыль) человек
|
-521
|
-998
|
-3322
|
-2748
|
-4446
|
-4474
|
Доля занятых в сельском хозяйстве в % занятых в
экономике
|
15,0
|
13,8
|
14,0
|
14,1
|
13,7
|
12,4
|
Доля безработных в сельской местности, в %
|
29,9
|
20,8
|
25,0
|
21,1
|
22,9
|
25,9
|
Объем деятельности сельского хозяйства в
стоимости ВРП,
|
|
|
|
|
|
|
в сумме, млн руб.
|
9533,8
|
13583,7
|
12031,8
|
21054,6
|
20781
|
-
|
в % к общей сумме
|
13,7
|
9,7
|
7,6
|
11,2
|
9,6
|
-
|
Объем производства сельского хозяйства на душу населения,
млн руб. на 1 тыс. чел.
|
10,4
|
19,1
|
17,1
|
25,8
|
26,2
|
28,7
|
Индекс производства продукции сельского
хозяйства по категориям хозяйств (в % к предыдущему году), в т.ч.
|
100,4
|
106,6
|
73,6
|
140,5
|
104,1
|
89,3
|
сельскохозяйственные организации
|
106,1
|
108,6
|
64,8
|
156,1
|
110,4
|
91,9
|
хозяйства населения
|
95,9
|
104,2
|
81,4
|
124,1
|
101,9
|
89,2
|
крестьянские (фермерские) хозяйства, в т.ч. ИП
|
166,0
|
124,0
|
41,7
|
348,9
|
98,0
|
78,1
|
Объем произведенной продукции сельского
хозяйства (в % к общему итогу), в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
сельскохозяйственные организации
|
34,9
|
34,7
|
29,2
|
30,0
|
34,4
|
32,1
|
хозяйства сельского населения (ЛПХ)
|
63,4
|
60,1
|
67,6
|
61,4
|
57,4
|
61,4
|
крестьянские (фермерские) хозяйства, в т.ч. ИП
|
1,7
|
5,2
|
3,2
|
8,6
|
8,1
|
6,5
|
Среднемесячная начисленная заработная плата
(руб.), в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
в экономике
|
5073,1
|
11529,0
|
13004,4
|
14896,3
|
17301,3
|
19423,8
|
в сельском хозяйстве
|
1868,7
|
7240,7
|
7452,6
|
8352,1
|
9458,0
|
10737,4
|
Выработка в сельском хозяйстве, млн. руб. на 1
занятого работника
|
150,81
|
303,07
|
265,03
|
397,06
|
417,2
|
504,08
|
Объем инвестиционных вложений в сельском хозяйстве,
в % к итогу
|
5,1
|
5,2
|
4,2
|
2,8
|
2,5
|
3,0
|
Результаты анализа по данным таблицы формируют следующие выводы:
1. Рост миграционных процессов при увеличении показателя безработицы в сельской местности не способствуют наращиванию производственной деятельности в аграрной сфере за счет оттока квалифицированных кадров, способных начинать и развивать экономическую деятельность.
2. Значение показателя, характеризующего объемы деятельности сельского хозяйства в стоимости ВРП, незначительно и неравномерно в динамике, т.е. не может являться фактором расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве. Это, в свою очередь, приведет к сокращению экономических показателей в других отраслях аграрной сферы. Также невысокая доля сельского хозяйства в стоимости ВРП не способствует обеспечению продовольственной независимости (независимость и экономическая самостоятельность продовольственной системы Чувашской Республики), а это является актуальной задачей проводимой аграрной политики в условиях введения политических и экономических санкций.
3. Большую долю (более половины от общего объема производства сельскохозяйственной продукции) занимает деятельность сельского населения (ЛПХ), что также не обеспечивает наращивание темпов роста экономической эффективности аграрного сектора в целом. Это объясняется тем, что основная цель деятельности ЛПХ направлена на удовлетворение только собственных потребностей, а не на производство и реализацию произведенной продукции (т.е. формируется, прежде всего, натуральное, а не товарное производство). При этом увеличение объемов деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств приведет к развитию товарного производства с большей социально-экономической эффективностью.
4. Отрицательным фактором, который не способствует увеличению темпов экономический роста, является низкий уровень жизни в сельской местности. Так, низкий размер и наличие большого отставания оплаты труда в сельском хозяйстве сокращает возможности в рамках покупательской способности сельского населения, отсутствие материальной заинтересованности при осуществлении производственно-экономической деятельности, рост оттока из сельской местности населения с предпринимательскими чертами.
5. Незначительные объемы инвестиций при модернизации средств производства на предприятиях сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями народного хозяйства не способствует конкурентоспособности отечественных производителей аграрной сферы в условиях вступления России в ВТО и других форм глобализации экономических отношений.
В этих условиях развитие аграрной сферы большими темпами будет возможно в рамках развития предпринимательства. Развитие предпринимательства способствует увеличению экономической эффективности за счет оптимизации экономической деятельности, высокой мотивации в получении наилучшего результата всех исполнителей (включая государственных чиновников).
Существующая проблема низкой активности предпринимательства в аграрной сфере усугубляется отставанием научного обеспечения на практике развития предпринимательского труда от имеющихся потребностей. Необходимо осуществление целенаправленных научных исследований развития предпринимательства в аграрной сфере по субъектам РФ [2] (в силу их территориальной и отраслевой специфики), обеспечивающих существенное повышение конкурентоспособности региональных предпринимательских структур. Первым этапом в данном направлении, на наш взгляд, является проведение SWOT и PEST анализа (табл. 2, 3) [5, 7]. SWOT-анализ позволил нам детерминировать сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития предпринимательства в аграрной сфере ЧР, выявить наличие значительного потенциала в этой сфере, который, безусловно, должен быть реализован в полной мере.
С помощью PEST-анализа были исследованы факторы внешней среды развития предпринимательства в аграрной сфере, в т.ч. политико-правовые, экономические, социокультурные и технологические, относительная важность которых определяется методом экспертной оценки. По результатам данного анализа также можно утверждать, что ЧР обладает большим потенциалом для становления эффективных предпринимательских структур в аграрной сфере.
Таблица 2
SWOT-анализ развития предпринимательства в аграрной сфере ЧР [3]
S (сильные стороны):
Выгодное географическое положение, близость мегаполисов и регионов с высоким платежеспособным спросом населения (где можно реализовывать сельхозпродукцию), удобная транспортная развязка. Трудоизбыточный регион. Высокий интеллектуальный, культурный и духовный потенциал жителей региона. Развитое и активно поддерживаемое государственной властью местное (муниципальное) самоуправление.Политика информационной открытости, доступность услуг ИКЦ на селе. Наличие внутренних резервов для развития малого бизнеса на селе. Благоприятная экологическая обстановка и современное благоустройство сельских территорий с поддержанием на должном уровне социальной инфраструктуры. |
W (слабые стороны):
Территориальная рассосредоточенность населенных пунктов, подчиненность сельхозпроизводства их размещению. Высокий уровень дотационности бюджета республики, особенно сельского хозяйства. Деградация потенциала аграрной сферы со значительной степенью износа основных фондов, низкая энерговооруженность, механизация и автоматизация производства. Высокая степень дифференциации муниципальных образований ЧР по уровню социально-экономического развития. Неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности и логистической инфраструктуры. Низкий уровень внешнеэкономических связей. Неблагоприятные демографические тенденции, социальная стратификация и дезинтеграция общества. |
O (возможности):
Преодоление дефицита рабочих мест с помощью сбалансированной налогово-инвестиционной политики, стимулирование появления социально ответственного собственника на селе, поощрение его предпринимательской активности за счет средств республиканского бюджета. Перенять опыт других регионов по развитию отраслевых программ развития предпринимательства в аграрной сфере за счет занятости сельского населения. Сохранение кадрового потенциала высококвалифицированных работников и обеспечение соответствияпрофессионально-квалификацион-ной структуры требованиям модернизируемого производства. ИКЦ на селе следует взять на себя функции по профориентации; ввести должности полевых консультантов, чтобы отвечали на вопросы фермеров, владельцев ЛПХ. |
T (угрозы):
Административно-коррумпированное давление на бизнес, высокий уровень теневой экономики, особенно при распределении государственных субсидий, выдаче кредитов. Дефицит средств регионального и муниципальных бюджетов и сложное финансовое положение сельхозорганизаций приводят к отсутствию долгосрочных планов развития на предприятиях. Продовольственная зависимость от регионов России и импорта из зарубежных стран (усилилась после вступления в ВТО). Высокий уровень безработицы и интенсивный отток квалифицированной рабочей силы, творческой молодежи и предпринимателей. |
Таблица 3
PEST-анализ развития предпринимательства в аграрной сферы ЧР
Эффективность деятельности предпринимательства в аграрной сфере региона во многом зависит от эффективности проводимых мероприятий органами государственной власти в сфере агарной политики. Для этого в регионе осуществляют необходимые меры по сокращению административных и «рыночных» барьеров, улучшению законодательной среды, совершенствованию налогового администрирования, обеспечению доступа к инвестиционным ресурсам, рынкам сбыта, а также обеспечивают общественную защиту интересов и права предпринимателей.
Помимо этого, в целях обеспечения более благоприятных условий для развития предпринимательсва в аграрной сфере региона, на наш взгляд, необходимо повысить эффективность реализации форм государственной поддержки (рис. 1) [4].
Реализация данных мероприятий позволит предпринимательству аграрной сферы увеличить свою долю в общем объеме валового регионального продукта, повысить его роль как источника поступления доходов в региональный и местные бюджеты.
Повышение эффективности проводимых мероприятий по поддержке и развитию предпринимательства в аграрной сфере региона обусловлено актуальностью ряда проблем:
а) недостаточный уровень развития предпринимательства в аграрной сфере (а это возможность быстрого создания новых рабочих мест в сельской местности и рост самозанятости сельского населения),
б) оживление спроса и предложения на региональном рынке вследствие роста платежеспособности потребителя,
в) формирование дополнительных источников дохода регионального и местных бюджетов за счет предпринимательской инициативы у экономически активной части населения.
Все это обуславливает необходимость повышения потенциала предпринимательства в аграрной сфере для включения механизма рыночного саморегулирования, создания более эффективных условий для реализации мероприятий, направленных не только на развитие малого предпринимательства в аграрной сфере, но и развитие предпринимательской ответственности руководителей и органов государственной власти (особенно на уровне сельских поселений) за результаты деятельности.
Рисунок 1. Приоритетные направления региональной аграрной политики в сфере предпринимательства ЧР
Необходимо совершенствовать механизм реализации региональной аграрной политики в сфере предпринимательства в более тесной взаимосвязи с задачами социально-экономического развития республики на долгосрочную перспективу, в том числе и с учетом положительного опыта предшествующих специальных программ. В этом случае необходимо акцентировать внимание на привлечении не только средства государственного бюджета, а в большей степени частного и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямого финансирования, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
Кроме того, в рамках финансирования предпринимательства в аграрной сфере за счет частного и иностранного капитала также имеется целый ряд проблем. В современных условиях особенно малому предпринимательству в аграрной сфере постоянно приходится сталкиваться с дефицитом финансовых ресурсов.
В настоящее время процесс кредитования предпринимательства в аграрной сфере не развит в связи с высокими рисками. Современный банковский сектор в большинстве случаев заинтересован финансированием крупными проектами.
В целом за 2000–2013 гг. финансирование малых форм хозяйствования в аграрной сфере значительно улучшилось, в том числе и за счет государственных гарантий и субсидирования, а также широко используется механизм земельно-ипотечного кредитования.
Таким образом, особое внимание необходимо уделить решению следующих региональных проблем в сфере развития предпринимательства в аграрной сфере:
- небольшая доля участия и стагнация развития предпринимательства в аграрной сфере;
- пробелы нормативно-правового законодательства;
- отсутствие эффективных и доступных финансово-кредитных механизмов;
- наличие административных барьеров, в том числе ограниченный доступ к земельному фонду и рынкам сбыта;
- неразвитая социальная инфраструктура сельской местности;
- отсутствие инновационного предпринимательства в аграрной сфере.
В целом, при формировании стратегии развития предпринимательства в аграрной сфере необходимо придерживать следующих направлений [1, 2]:
1. Совершенствование внешней среды предпринимательства в аграрной сфере (улучшение нормативно-правовой базы, сокращение административных барьеров, участие субъектов предпринимательства при формировании и размещении госзаказов и т.д.).
2. Создание благоприятного образа предпринимателя в аграрной сфере с целью усиления процесса самозанятости конкурентоспособного сельского населения и снижения процессов эмиграции в крупные города.
3. Аккумулирование проводимых мероприятий в аграрной сфере предполагает сплошной мониторинг всех действующих субъектов предпринимательства в аграрной сфере в условиях тесного взаимодействия всех отраслей аграрной сферы.
4. Применение целевого финансирования как условие повышения эффективности использования бюджетных ресурсов. Но возникают ситуации, когда выделенные государственные финансовые ресурсы на развитие предпринимательства в аграрной сфере остаются неосвоенными: либо предприниматели не были проинформированы, либо не имеют возможности воспользоваться данными ресурсами. В этом случае необходимо усилить ответственность представителей органов государственной власти, особенно на уровне сельских поселений, для активизации развития предпринимательства в сельской местности.
Резюмируя вышесказанное, можно детерминировать основные факторы роста социально-экономического развития региона на основе развития предпринимательства в аграрной сфере [6]:
1. Устойчивый экономический рост возможен за счет расширенного воспроизводства за счет увеличения объема производства промышленности и сельского хозяйства. Особое внимание следует уделить росту объема производства и переработке сельскохозяйственной продукции. Во-первых, это актуально для республики, так как более 40% – доля сельского населения. Поэтому рост занятости и повышение качества жизни в сельской местности взаимосвязаны с эффективностью аграрной сферы. Во-вторых, имеет место диспаритет между закупочной и розничной ценой на сельхозпродукцию, что с экономической точки зрения снижает экономическую привлекательность для предпринимательства в сельском хозяйстве. Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов отчасти способно решить данные проблемы путем повышения конкурентоспособности мелких сельхозпроизводителей, увеличения их доходности за счет сокращения числа посредников при реализации продукции, а также роста товарности производства, прежде всего, в ЛПХ. Кооперативы должны стать экономической основой развития сельских муниципальных образований и способствовать повышению деловой активности сельских жителей.
2. Увеличение благосостояния сельского населения за счет увеличения самозанятости и создания дополнительных рабочих мест в сельской местности. Кроме того развитие предпринимательства в аграрной сфере способствует снижению государственных расходов на социальную поддержку малоимущих категорий населения и социальной инфраструктуры.
3. Бюджет региона является дотационным, что свидетельствует о недостатке внутренних финансовых возможностей для проведения эффективной социально-экономической политики. Для преодоления бюджетного дефицита необходимо увеличение финансирования из федерального бюджета или повышение внутренних источников доходов за счет роста налоговых поступлений от субъектов предпринимательской деятельности и населения в сельской местности.
4. Ориентирование процесса хранения, переработки и сбыта за пределы региона сельхозпродукции является одним из важнейших направлений развития аграрной сферы. К примеру, в период урожая сельскохозяйственные производители вынуждены «сдавать» по цене значительно ниже, чем она будет на рынке через несколько месяцев. Причем цена реализации оказывается ниже той, что способна покрыть текущие затраты расширенного воспроизводства сельхозпроизводителя. Основная причина в отсутствии доступной инфраструктуры хранения и переработки. Необходимо развивать в аграрной сфере предпринимательский кластер, который способствует кооперации всех отраслей аграрной сферы (сельское хозяйство, переработка, сельскохозяйственное машиностроение, сбыт, финансовая система и др.) на единой территориальной принадлежности.
В целом алгоритм влияния развития предпринимательства в аграрной сфере на формирование устойчивых темпов экономического роста можно представить следующим образом (рис. 2).
Рисунок 2. Алгоритм влияния уровня развития предпринимательства в аграрной сфере на темпы и качество экономического роста региона
Заключение
Государству отводится регулирующая и стимулирующая функция при создании благоприятных условий на макроуровне путем формирования эффективной региональной аграрной политики в рамках предпринимательства. Сочетание усилий со стороны предпринимателей и государства даст положительные результаты и будет способствовать социально-экономическому развитию региона.
[1] Реально такая политика получила распространение на селе лишь в последние годы с принятием приоритетных национальных проектов и осуществлением федеральных целевых программ, в т.ч. Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012гг.», «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», «Концепции развития АПК России до 2025 года». Не умаляя важности этих и других нормативно-правовых актов, отметим, что стратегические приоритеты социально-экономического развития сельских территорий, касающиеся развития предпринимательства в аграрной сфере, представлены в них фрагментарно и в должной мере не учитываются.
[2] Нами будет рассмотрена Чувашская Республика (далее – ЧР).
[3] SWOT-анализ проведен на материалах Минсельхоза РФ и ЧР, Росстата по ЧР, ГНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова» РАСХН, «РосАКО АПК» и многолетнего научного сотрудничества с ее учеными.
Страница обновлена: 28.10.2024 в 10:52:24