Актуальные методики трансфера предпринимательской активности в среду Интернет-бизнеса

Амелин М.А.1, Беляцкая Т.Н.1
1 Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, г. Минск, Беларусь

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 4 (Февраль 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Амелин М.А., Беляцкая Т.Н. Актуальные методики трансфера предпринимательской активности в среду Интернет-бизнеса // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 4. – С. 655-664. – doi: 10.18334/rp.16.4.110.

Аннотация:

В статье рассмотрены методики трансфера предпринимательской активности в среду интернет-бизнеса. Были проанализированы сетевые принципы создания виртуального представительства предприятия. А также была сформулирована стратегия продвижения предприятия в интернет-среде.

Ключевые слова: информационное общество, электронная экономика, сетевые технологии, виртуальное представительство, онлайн магазин, интернет-ресурс, интернет-активность, кибер конкуренция



Методика трансфера предпринимательской активности в среду интернет-бизнеса должна включать в себя ряд конкретных действий, направленных на создание аутентичного представительства организации в виртуальной среде, увеличения базы клиентов, расширения рынков сбыта и преобразования небольшого веб-сайта предприятия в механизм, способный осуществлять успешные коммерческие сделки в режиме онлайн.

В первую очередь необходимо ответить на вопрос, будет ли полезно традиционному предприятию «серьезно» выходить в виртуальный сектор экономики [1]. Иногда, при первом рассмотрении перспектив по созданию онлайн-представительства/онлайн-магазина, предприниматель может не заметить перспектив для своего предприятия [2]. Такие предприятия, как парки развлечений, концертные залы, спортивные клубы и центры жилищно-коммунальных услуг могут сначало не нуждаться в виртуальном представительстве. Однако их онлайн-филиал может помочь в продвижение их товаров и услуг и существенно облегчить процесс оплаты. Виртуальный филиал может как показать наглядно (фото/видео), что из себя представляет предприятие, так и помочь провести рекламную кампанию (различные купоны на скидки, рекламные игры) и при необходимости осуществить продажу билетов и оплату товаров/услуг посредством сети интернет [3].

Однако переход в киберпространство (виртуальное) означает для предпринимателя необходимость в частичной адаптации его традиционных маркетинговых активностей. В частности, вместе с мониторингом бизнес активности близлежащих предприятий (локальных) интернет-предпринимателю еще необходимо наблюдать за всем спектром предложения товара/услуги, совпадающим с его логическим поисковым запросом в поисковой системе. То есть, к примеру, предпринимателю, занимающемуся продажей электронных комплектующих, будет необходимо ориентироваться в предложениях других кибер-предпринимателей по ряду смежных поисковых запросов («интегральные микросхемы» и др.). При этом киберконкуренция будет разворачиваться как в каталогах поисковых-гигантов (Yandex, Google и другие), так и внутри торговых интернет-платформ (eBay, Amazon и другие). При этом основными характеристиками успешности в случае поисковых машин будет попадание на 1-е страницы результатов поиска по целевому понятию (запросу). В случае же торговых платформ основной задачей становится создание аутентичного образа (имиджа, бренда) предприятия на основе успешной торговой истории предпринимателя и большого числа положительных отзывов\оценок клиентов о нем.

При этом сетевой бизнес является более открытым в том смысле, что описание товаров, цены и характеристики конкурентов легко доступны для исследования. В свою очередь, это свойство сети Интернет предоставляет возможности для проведения такого типа маркетингового исследования, которое подразумевает не столько финансовые затраты, сколько временные, и позволяет существенно сориентироваться в бизнес-пространстве. Описанные выше маркетинговые интернет-исследования позволяют вернуть вложенные в них средства многократно.

Если рассмотреть вариант онлайн-представительства предприятия, то своеобразный корпоративный портал требует также постоянных усилий по обновлению его новостного раздела и ряда других действий для поддержания ресурса на должном уровне. В свою очередь, как и в случае с интернет-магазином, отказ от практически постоянной поддержки веб-представительства предприятия повлечет уменьшение аутентичности и привлекательности бренда предприятия. Таким образом, не отдаваясь полностью активности в интернет-среде, предприниматель может упустить шансы по привлечению новых клиентов, удержанию существующих и созданию аутентичного бренда организации.

Рассмотрим варианты методики трансфера предпринимательской активности в среду интернет-бизнеса.

1) Наем менеджера (с навыками интернет-технологий) с целью делегирования той части предпринимательской активности, которая связана с усилиями в виртуальной среде.

2) Прием на работу на предприятие команды профессионалов, способных запустить интернет-представительство предприятия (это может быть интернет-магазин, корпоративный веб-сайт, виртуальный кабинет). При этом перед наймом необходимо тщательно изучить репутацию этих профессионалов на основе их портфолио.

3) Еще одним вариантом трансфера предпринимательской активности в интернет-среду может быть передача технико-технологической части отдельной комманде веб-экспертов, нанятой на основе контракта [4]. В таком случае могут быть переданы на аутсорсинг (outsourcing) вопросы, связанные с продлением хостинга веб-сайта, поддержки веб-сервера, а также непосредственно сами задачи разработки и дизайна веб-сайта предприятия.

4) Альтернативой этому решению может быть более экономичный способ – готовые интернет-решения. Это может быть использование шаблонов (заготовок) для создания недорогого стереотипного веб-сайта, предназначенного для продаж или представительства в сети с возможностью выбора имени веб-ресурса на месте. Процесс оплаты и поддержки технической составляющей веб-сайта в этом случае будет несколько облегчен.

5) В качестве самого минимального варианта можно предложить регистрацию бизнеса в одном из интернет-каталогов. Это самый экономичный вариант и самый незначительный по своим возможностям.

Более полноценной альтернативой онлайн-каталогов являются сервисы шаблонов веб-страниц описанные выше в качестве варианта методики №4. Такой вариант услуги может помочь предпринимателю получить материал (шаблон веб-страницы) для осуществления трансфера своей предпринимательской активности в среду интернет-бизнеса. Такого рода ресурсы предоставляют заготовки веб-страниц с готовыми модулями, заточенными под нужды электронной коммерции (это могут быть страницы с прайс-листами, каталоги для товаров и другие). При желании предприниматель может получить подписку и на хостинг своей веб-страницы, не углубляясь в технические сложности этого процесса. При дальнейшем развитии бизнеса предприниматель получает инструменты как для создания специализированных маркетинговых мероприятий (товарных акций, скидок и купонов), так и для усиления защиты корпоративной информации и данных клиентов. Эти ресурсы предоставляют также возможности для интеграции механизмов безопасных онлайн платежей и сервисов технической поддержки клиентов организации. Созданный таким образом торговый ресурс (электронная веб-страница) представляет собой узел открытой системы взаимодействия с потенциальными клиентами. Этот вариант может быть использован предпринимателем в качестве практически готового интернет-решения по созданию онлайн-представительства и быть интегрирован как в базы данных поисковых систем, так и в более крупные среды торгового взаимодействия сети Интернет. Разумным решением видится использование этого варианта в совокупности с наймом одного из технических специалистов для получения наибольшей выгоды из предоставленных возможностей. К примеру, в качестве конструкторов интернет-страниц можно указать ряд зарубежных интернет-сервисов (Wix.com, SAP Cloud Portal, Weebly.com и другие). Отечественные веб-конструкторы представлены следующими брендами: uCoz, uWeb, Setup, Bazium и другие. Ценообразование на их услуги ранжируется от больших возможностей и высокой цены (от 600$ в год) SAP Cloud Portal до скромных перспектив и низкой цены (от 50$ в году) Wix.com.

При этом следующим эволюционном шагом при наличии технических ресурсов становится использование CMS (Content Management System). Наиболее распространенными являются системы WordPress, Joomla и Drupal. Система управления контентом WordPress наиболее проста в освоении, но заточена в основном под интернет-блоги. Системы же Joomla и Drupal требуют больших технических навыков, но являются OpenSource ресурсами и предоставляют значительный арсенал для создания веб-представительства или онлайн-магазина предприятия.

Итак, тот факт, что предприятие сразу оказывается на глобальном уровне, не означает, что оно обязано обслуживать клиентов по всему миру. Для начала может оказаться достаточно и того, что предприятие не отстает от своих конкурентов и предоставляет для своих традиционных клиентов дополнительный канал коммуникации и взаимодействия (интернет-канал). При этом используя разумную стратегию развития интернет-коммуникации организация может как расширить возможности по удовлетворению нужд и потребностей своих клиентов географически в рамках своей страны, так и при желании экспортировать свои товары в ту часть земного шара, в которую позволяют заключенные транспортные соглашения.

Так или иначе, сервис, связанный с доставкой, является одним из критических моментов интернет-торговли [5]. От эффективности ценообразования и уровня качества сервиса в этом аспекте интернет-активности будет зависить успешность всего интернет-предприятия.

Cервис, связанный с доставкой товара, требует большого внимания к себе со стороны интернет-предпринимателя. Для успешности предприятия необходимо создать удобные механизмы обратной связи с клиентом. С помощью них (е-мейл поддержка, иструменты интернет-чата и IP-телефония) предприниматель может оказать техническую поддержку для своих клиентов. Но что более важно – услышать мнения и пожелания клиентов относительно качества услуги.

Что касается взаимодействия с клиентом, то успешность интернет-интерактивности (интернет-взаимодействия) будет зависеть от дизайна сайта и качества его наполнения (контента). При этом дизайн сайта должен как отвечать требованиям со стороны креативной составляющей, так и соответствовать стандартам удобства его использования клиентами (usability). В свою очередь, логика подачи материала веб-сайта должна быть понятна, в первую очередь, клиентам интернет-предприятия, а не его техническому отделу (не отменяя понимания последнего).

Обобщим основные принципы дизайна веб-сайта интернет-предприятия (фронт-офиса интернет-представительства организации).

1. В целях экономии внимания клиента желательно предоставить ему сразу данные о том, чем непосредственно занимается интернет-предприятие. Уместным будет также не сильно маскировать те аргументы и инструменты валидации, при помощи которых клиент сможет убедиться в аутентичности этого интернет-предприятия.

2. Одним из правил сборки веб-сайта является предоставление возможности пользователю получить необходимую для него информацию за 2–3 клика [6]. Слишком глубокая структура веб-страницы может обескуражить даже очень заинтересованного потенциального покупателя.

3. Будет уместным предоставить клиенту возможность постоянно понимать, в каком именно разделе веб-сайта он находится. Это реализуется с помощью названий заголовков подстраниц веб-сайта (headers). Также важным моментом будет помощь пользователю в осознании его текущего местонахождения в отношении всего интернет-ресурса. В свою очередь, эффективные инструменты навигации и виртуального перемещения по интернет-представительству могут существенно скрасить впечатления клиента.

4. Общим правилом для руководства навигации пользователя по веб-сайту можно считать то, что клиент должен иметь возможность быстро понять или получить ответ на то, как ему совершить какое-либо действие в рамках интерактивности интернет-представительства.

5. Важным моментом будет предоставление широкого арсенала инструментов для группы пользователей с ограниченными возможностями. Это могут быть увеличенные размеры шрифтов и картинок, а также определенные цветовые и звуковые решения.

6. Отдельное место занимает качество информации, размещенной на веб-странице (контент веб-сайта) [7]. Содержание веб-страницы должно быть аутентичным и отвечать потребностям клиентов. Еще одним важным моментом будет степень оригинальности материалов и элементов интерфейса веб-сайта.

7. Стилистика языка, на котором пишется материал, должна быть понятна клиенту. Не желательно использовать жаргонизмы и специфичный сленг, не понятный пользователю.

8. Будет полезным предоставить возможность клиенту в любой момент вернуться на начальную страницу веб-сайта (homepage). Это может быть реализовано при помощи соответствующей детали интерфейса веб-сайта (homepage button).

9. При наполнении содержания виртуального представительства предприятия важным будет уделить внимание не только текстовой составляющей, но и его графической части. Изображения, используемые для декорации веб-сайта, должны быть в меру яркими и вписываться в общий стиль веб-страницы организации.

10. Немаловажным моментом является нахождение баланса в выборе технологий, соответствующих техническим возможностям устройств потенциальных клиентов. Так, использование, к примеру, технологии Flash может усилить впечатление от виртуального ресурса, но может уменьшить его аудиторию (пользователи сети Интернет могут использовать dial-up соединение). В дополнение к этому, веб-страницы, написанные при помощи технологии Flash, не индексируются роботами поисковых систем.

Когда заходит речь об эффективной презентационной технике товаров и услуг, то важным является создание фотографии товара высокого качества с достаточного количества ракурсов. В случае виртуального представительства предприятия подразумевается создание небольшого портфолио с фотографиями помещений предприятия. В этом случае будет важным сделать фотографии эмоционально насыщенными путем подбора удачных моментов для съемки помещений организации с хорошим освещением и грамотным выбором угла для неё.

В практике осуществления интернет-маркетинга существует два основных метода привлечения новых клиентов к интернет-филиалу предприятия: оптимизация веб-сайта под поисковые системы (SEO – Search Engine Optimization) и е-мейл коммуникации (e-Mail Marketing) [8].

При формулировании стратегии интернет-продвижения товаров интернет-предпринимателю важно придерживаться следующих принципов.

Во-первых, необходимо быть умеренным в использовании как текстовых, так и графических инструментов подачи товара или услуги. Также нужно перечислить все полезные свойства товара и выгоды предложения для потенциального покупателя. Это нужно делать в спокойном, сдержанном и разумном стиле.

Во-вторых, можно усилить офферту путем добавления к ней вспомогательных (дополнительных) товаров и услуг. Те предприниматели, которые специализируются на одном виде товара, могут заключить партнерские соглашения с другими игроками на рынке, тем самым расширив своё предложение.

Заключение

В этой статье были проанализированы методики трансфера предпринимательской активности в среду интернет-бизнеса, предложены стратегии их осуществления и рассмотрены варианты электронизации бизнес-процессов.

Традиционным предприятиям важно в кратчайшие сроки продумать и реализовать программу электронной модернизации своих бизнес-процессов (создание виртуального представительства и продвижение в интернет-среде). Это нужно сделать для того, чтобы не оказаться за бортом новой глобальной электронной конкуренции.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:47:54