Механизмы формирования активной жизненной позиции молодежи в предпринимательской среде

Заболотский М.В.1
1 Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 3 (Февраль 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Заболотский М.В. Механизмы формирования активной жизненной позиции молодежи в предпринимательской среде // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 3. – С. 497-502. – doi: 10.18334/rp.16.3.111.

Аннотация:

Одним из ключевых механизмов формирования активной жизненной позиции молодежи в предпринимательской среде является государственная поддержка развития молодежного предпринимательства. В статье рассмотрена объективная необходимость государственной поддержки развития молодежного предпринимательства, проанализирован опыт на примере Алтайского края и определены направления по совершенствованию механизма государственной поддержки данного направления.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, государственная поддержка, Алтайский край



Необходимой предпосылкой существования экономически сильного государства является право граждан участвовать в предпринимательской деятельности. Данный тезис является базовым для большинства зарубежных стран, а с начала 90-х годов XX века и для России. В настоящее время предпринимательство считается неотъемлемой частью рыночной экономики, основным механизмом ее функционирования. Особенно важно это для молодежи, вступающей в активный экономический возраст.

На современном этапе развития общества особенно увеличивается потребность в формировании молодых предпринимателей, которые будут способны играть активную роль в бизнесе, экономике и обществе в целом. Молодежь – это самая активная часть социума, способная быстро реагировать на любые изменения и эффективно воспринимать полезные их стороны. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что молодежь обладает большим потенциалом и способностью к предпринимательской деятельности, чем другие возрастные группы.

Примерно 300 млн молодых людей от 18 до 30 лет по всему миру, согласно статистике, либо не имеют постоянной работы, либо являются безработными. Около 20% из них имеют превосходные способности для создания собственного бизнеса, но, в силу различных обстоятельств, только 5% решается на это [1].

Одним из ключевых механизмов формирования активной жизненной позиции молодежи в предпринимательской среде является системная государственная поддержка развития данного направления.

Молодежное предпринимательство (далее МП) – это сложный сектор, требующий особого внимания со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Правильно построенная, целенаправленная поддержка МП способна обеспечить развитие малого предпринимательства, как в стране в целом, так и в отдельном регионе, что, в свою очередь, приведет к экономическому росту, к повышению инвестиционной привлекательности территории [2].

Однако молодежь сталкивается с огромными трудностями на пути создания собственных предприятий. К таким проблемам в первую очередь относятся:

1. Социальные настроения. На сегодняшний день в социальных и культурных взглядах общества слабо выраженной остается поддержка инициативности и предпринимательства. Многие считают, что молодым людям нужно получить образование, чтобы в дальнейшем устроиться на стабильную работу и получать зарплату. Молодежь в большинстве своем не готова идти на риск, создавать новое, она воспринимает предпринимательство скорее в контексте преодоления трудностей, чем достижения успеха.

2. Содержание образования. В нынешних учебных заведениях молодые люди получают необходимые знания в области экономики, но у них не формируются поведенческие компетенции и стимулы, которые необходимы для успешной предпринимательской деятельности. В настоящее время система образования ориентирована скорее на успешную сдачу экзаменов и на подготовку специалистов к работе. Лишь в последнее время наблюдается тенденция появления в учебных заведениях курсов и учебных программ по предпринимательству и проектной деятельности.

3. Стартовые условия. Мероприятия, реализуемые с целью поддержки малого предпринимательства для молодежи как социальной группы, пока не дают желаемого эффекта. Финансовые, административные, правовые и информационные барьеры, препятствующие молодежи создавать собственный бизнес, до сих пор остаются труднопреодолимыми.

4. Неинформированность молодежи об организациях, осуществляющих государственную поддержку малого предпринимательства. Результаты опроса, проведенного институтом комплексных стратегических исследований, показали, что о таких организациях имеют представления лишь 18% опрошенных. Большинство же респондентов (69%) ответили, что не знают о существовании подобных структур в их городе. Также по результатам опроса стало известно, что потенциальные молодые предприниматели (66% опрошенных в будущем планируют создать свой бизнес) не владеют информацией, какую поддержку они могли бы получить на местном уровне [3].

Стоит подчеркнуть, что «Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2016 года» предусматривает в качестве цели «развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России». Важным и эффективным механизмом достижения поставленной цели является формирование активной жизненной позиции молодежи в предпринимательской среде – основе экономического развития общества, а также поддержка усилий молодых людей при создании собственного бизнеса.

Развитие МП является крайне актуальным в контексте процесса перехода экономики на инновационный путь развития. Также МП способствует вовлечению молодых людей в созидательную деятельность и предоставляет возможности для их максимальной личностной самореализации. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что механизм государственной поддержки развития МП как основа для формирования активной жизненной позиции молодежи в предпринимательской среде является ключевым элементом улучшения социально-экономической ситуации в стране.

На примере Алтайского края автор предлагает рассмотреть механизм формирования активной жизненной позиции молодежи в предпринимательской среде посредством государственной поддержки развития данного направления.

Алтайский край – регион с высоким интеллектуальным, инновационным молодежным потенциалом. Общая численность молодежи в регионе на 1 января 2012 года составляла более 630 тысяч человек. В крае накоплен успешный опыт реализации мероприятий, направленных на развитие МП.

В настоящее время осуществление мероприятий, направленных на развитие МП в Алтайском крае, производится в рамках реализации программы «Ты – предприниматель» Главным управлением образования и молодежной политики региона. Программа разработана Федеральным агентством по делам молодежи и рекомендована к реализации Министерством экономического развития Российской Федерации. Таким образом, Федеральное агентство по делам молодежи осуществляет методическую и организационную поддержку реализации программы в регионе, Министерство экономического развития РФ производит софинансирование программы из федерального бюджета.

Мероприятия в рамках содействия развитию МП в Алтайском крае имеют значительный объем финансирования в общем объеме финансирования краевой целевой программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае». Данный факт говорит о приоритете данного направления как на региональном, так и на федеральном уровнях. Общий объем финансирования мероприятий по содействию развитию МП в Алтайском крае в 2011–2013 гг. составляет 130 500 тыс. руб., из них 26 100 тыс. руб. – средства краевого бюджета, 104 400 тыс. руб. – федерального.

Если говорить о направлениях деятельности, реализующихся в рамках государственной поддержки развития МП в Алтайском крае, то основной упор делается на вовлечение молодых людей в программу, их обучение и сопровождение начинающих молодых предпринимателей.

Особое внимание уделяется вовлечению молодежи в программу, то есть популяризацию предпринимательства в молодежной среде. Так, с 2011 г. по 2012 г. количество участников мероприятий увеличилось более чем вдвое с 7 до 18 тыс. человек. Если говорить о количестве вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства из числа участников программы и количестве субъектов, которым оказана поддержка, то эти показатели остаются примерно на одном уровне и составляют порядка 400 единиц.

Безусловно, наряду с вовлечением молодежи в программу необходимо развивать систему поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных молодыми людьми. Так, обучение и сопровождение молодых людей, желающих создать свой бизнес – важный элемент развития МП, но без фактической финансовой поддержки вновь созданные предприятия не смогут решить имеющиеся проблемы, такие как недостаток собственных средств, ограниченный доступ к кредитам, нерегулярность финансирования и т.д. Также необходимо развивать механизм имущественной и инфраструктурной поддержки, которые могут предполагать не только осуществление расходов бюджетов, но и отказ от получения части доходов.

Если же говорить о географии проведения мероприятий в рамках государственной поддержки развития МП, то более 50% участников приходятся на столицу Алтайского края – г. Барнаул. Представляется разумным, что следует обратить особое внимание на реализацию программных мероприятий в муниципальных районах, так как развитие МП именно в муниципальных районах, которые отличаются от городских округов недостаточной социально-экономической развитостью, может послужить локомотивом развития данных территорий.

Кроме того, стоит отметить, что государственное финансирование развития МП в муниципальных районах важно в силу отсутствия в данных муниципальных образованиях других инфраструктурных организаций их поддержки, таких как бизнес-инкубаторы, вузы, консультационные пункты и др.

Заключение

1. Одним из возможных путей преодоления географической разбалансированности развития молодежного предпринимательства в Алтайском крае может быть положительный опыт инкубирования проектов для малого и среднего бизнеса сельских территорий в Новосибирской области. Инкубирование проектов осуществлялось на основе взаимодействия районных информационно-консультационных пунктов по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства и вузов Новосибирской области [4].

2. В развитии молодежного предпринимательства в Алтайском крае намечаются положительные сдвиги, некоторые из которых указаны выше. Причиной таких изменений, безусловно, является именно государственная поддержка данного направления. Увеличение же объемов финансирования и запланированных значений индикаторов реализации целевой программы, в рамках которой реализуются мероприятия по развитию МП, говорит о приоритетности данной проблемы для государства.

3. Можно утверждать, что ключевым механизмом формирования активной жизненной позиции молодежи в предпринимательской среде является государственная поддержка развития МП.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:48:49