Потребительский спрос на услуги коммерческой медицины как фактор развития медицинского образования в регионе
Бектурганов З.З.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Карагандинский государственный медицинский университет
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 2 (Январь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Бектурганов З.З. Потребительский спрос на услуги коммерческой медицины как фактор развития медицинского образования в регионе // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 2. – С. 347-358. – doi: 10.18334/rp.16.2.64.
Аннотация:
В статье рассмотрен вопрос неудовлетворенного спроса на услуги коммерческого характера небольших частных медучреждений и их преимущества.
Ключевые слова: вуз, медицинские услуги, учреждения здравоохранения, потребительский спрос, Казахстан, коммерческая медицина, Караганда
Основная деятельность образовательных учреждений заключается во взращивании специалистов для нужд государства и общества. Медицинские образовательные организации не являются исключением. Одним из признаков конкурентоспособности вуза является трудоустройство его выпускников. Современному медицинскому университету, как и любой организации, функционирующей в рыночной среде, необходим анализ тенденций рынка, на котором предстоит работать его выпускникам.
Здравоохранение – от социального к экономическому
С развитием рыночных отношений в Казахстане отрасль здравоохранения постепенно меняет свой характер из исключительно социального на экономический. При этом сокращается государственное участие, особенно в части регулирования, оперативного управления и финансирования функционирования медицинских организаций. Наблюдается коммерциализация медицинских услуг и развитие частной формы предпринимательства в здравоохранении. На сегодняшний день данная отрасль представлена как частными, так и государственными организациями, большинство из последних также реализуют некоторые коммерческие услуги.
Усиление экономической составляющей медицинских услуг не отменяет базовой социальной ориентации здравоохранения, в связи с чем развитие коммерческой медицины имеет ряд специфических характеристик.
В здравоохранении деятельность организаций по оказанию услуг складывается исключительно по поводу здоровья как основного фактора качества жизни. Коммерческие медицинские организации участвуют в создании социального эффекта не только опосредованно через налоговые отчисления, но и непосредственно через получение социального результата, выражающегося в сохранении индивидуального и общественного здоровья.
Кроме того, данные организации должны быть ориентированы не на получение быстрой помощи, а на достижения, актуальные с точки зрения общественной полезности. Поэтому результат деятельности коммерческих организаций является важным не только для качества жизни отдельных граждан, но и общества в целом. В связи с этим медицинские услуги подвергаются повышенному контролю со стороны государства (лицензирование, требования к квалификации медицинского персонала и др.).
Тем не менее, коммерческая медицина обладает рядом преимуществ по сравнению с государственной. Так, по мнению российского эксперта Тихомирова А.В., в отличие от частной коммерческой медицины, государственные учреждения здравоохранения «не являются товаропроизводителями; ориентированы лишь на оплату медицинских услуг, а не на удовлетворение нужд потребителя; не отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом и порождают дополнительную ответственность по ним собственника имущества; получают средства для последующего распределения, а не зарабатывают их; подчиняются ведомственным нормативам определения медицинских услуг и цен на них, а также распределения любых поступлений; находятся вне конкуренции и в следовании ведомственным нормативам почти свободны от правовой ответственности» [1].
Таким образом, коммерческая медицина нивелирует недостатки бесплатной государственной медицины и постепенно привлекает все больше потребителей. Предложение услуг коммерческой медицины зависит от экономической стабильности государства и платежеспособности потребительского спроса. Первыми «ласточками» обычно бывают малые организации, которые предлагают медицинские услуги узкой специализации (стоматологии, оптики, лаборатории). По мере роста платежеспособности населения возникают сначала небольшие клиники, а далее и крупные клиники широкого профиля, для инвестиций которых требуется более 10 млн долл., необходимы для приобретения сложного дорогостоящего диагностического оборудования, внедрения новейших технологий диагностики и лечения и др.
Рынок здравоохранения в Казахстане
В Казахстане объем рынка медицинских и социальных услуг с 2008 по 2012 гг. возрос в 2 раза с 237 392,1 млн тенге (84481, 2 млн рублей) до 516 547,7 млн тенге (183824,8 млн рублей) [2,3]. Ежегодный прирост составляет в среднем 29%. Для сравнения, с 2007 по 2012 год объем российского рынка коммерческой медицины вырос с 367 до 586 млрд руб., при этом ежегодный прирост составляет 16% [4]. Объем рынка коммерческой медицины США превышает 3 трлн долларов – это в 176 раз больше, чем в России [4]. В пятерке наиболее распространенных коммерческих услуг – стоматология, гинекология, терапия, офтальмология и косметология. В России более 60% населения ежегодно пользуются коммерческими медицинскими услугами. Согласно опросу исследовательского холдинга «Ромир», больше половины опрошенных оплачивали их за свой счет, 15% пользовались ими в рамках корпоративных и личных медицинских страховок [4].
Соответственно, рынок здравоохранения в целом и коммерческой медицины в частности имеет высокий потенциал. На сегодняшний день на рынке коммерческой медицины в Караганде преобладают малые узкоспециализированные организации и небольшие клиники. В настоящее время в Республике Казахстан реализуется Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011–2015 годы, направленная на улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны [5].
В результате реализации программы ожидается увеличение продолжительности жизни населения, снижение материнской, младенческой и общей смертности населения, снижение заболеваемости туберкулезом и распространенности ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет [5]. В конечном итоге это должно привести к повышению доступа всех слоев населения к более обширному спектру медицинских услуг. Необходимо отметить ряд ключевых характеристик запланированных мероприятий [5]:
1) Программные мероприятия ориентированы на развитие фундаментальных отраслей медицинской науки;
2) Программные мероприятия предусматривают поддержку только государственных медицинских организаций путем обеспечения их финансовыми и кадровыми ресурсами, материальной базой, лекарственными препаратами и пр.
Однако, как утверждают сами разработчики программы – Министерство здравоохранения Республики Казахстан, несмотря на достаточно высокий уровень квалификации медицинских кадров (42%), потребители не удовлетворены качеством оказываемых медицинских услуг.
Аналогичная ситуация наблюдается в регионах республики. В 2012 году автором совместно с ОО «Ассоциация предпринимателей Карагандинской области» было проведено исследование удовлетворенности медицинскими услугами жителей города Караганда (Карагандинская область). На сегодняшний день Караганда является одним из крупнейших экономических, промышленных, научных и культурных центров Казахстана.
Опрос респондентов проводился на основе собственно случайной бесповторной серийной выборки в разрезе девяти районов города: Новый Город, Юго-Восток, ЖБИ, Узенка, Михайловка, Федоровка, Пришахтинск, Сортировка и Майкудук. Генеральная совокупность: численность населения г. Караганды в 2012 году обоих в возрасте – 480075 человек [6]. Выборка составила 205 респондентов. Доверительный интервал составил ±6.84% при доверительной вероятности равной 95%, что обеспечивает достаточную репрезентативность исследования и достоверность выборки.
Целью опроса был анализ наиболее актуальных проблем в развитии городских районов и города Караганда в целом, а также изучение потребности у населения в развитии различных сфер предпринимательской деятельности.
Отмечая актуальные проблемы в развитии районов проживания, ряд респондентов наряду с такими проблемами, как проблемы ЖКХ и качество дорог, строительство и обеспеченность жильем, состояние окружающей среды, назвали доступность или качество здравоохранения (см. табл.).
Таким образом, проблемы доступности и качества здравоохранения входит в тройку самых актуальных проблем развития города Караганды, по мнению его жителей (36%).
Таблица. Сводная таблица актуальных проблем в развитии районов города, %
№ п.п.
|
Районы
|
Отсутствие идеологии
общества
|
Качество образования
|
Нехватка рабочих мест
|
Проблемы ЖКХ и качество
дорог
|
Строительство и обеспеченность
жильем
|
Доступность или качество
здравоохранения
|
Кризис морали
|
Криминализация
|
Коррупция
|
Состояние окружающей
среды
|
Другое
|
1
|
Город
|
25
|
25
|
13
|
94
|
13
|
38
|
25
|
6
|
25
|
13
|
0
|
2
|
Юго-Восток
|
17
|
22
|
30
|
87
|
49
|
44
|
30
|
17
|
26
|
48
|
0
|
3
|
ЖБИ
|
31
|
15
|
31
|
77
|
39
|
46
|
8
|
0
|
0
|
23
|
0
|
4
|
Узенка
|
13
|
25
|
25
|
87
|
50
|
33
|
7
|
13
|
13
|
25
|
0
|
5
|
Михайловка
|
27
|
27
|
0
|
82
|
27
|
36
|
0
|
0
|
46
|
46
|
0
|
6
|
Федоровка
|
50
|
33
|
25
|
100
|
50
|
33
|
27
|
0
|
0
|
25
|
0
|
7
|
Пришахтинск
|
25
|
25
|
33
|
75
|
75
|
33
|
25
|
25
|
13
|
25
|
0
|
8
|
Сортировка
|
0
|
33
|
0
|
100
|
33
|
33
|
33
|
33
|
33
|
33
|
0
|
9
|
Майкудук
|
7
|
20
|
13
|
93
|
40
|
27
|
13
|
40
|
27
|
27
|
0
|
Средний
показатель по городу
|
22
|
25
|
19
|
88
|
42
|
36
|
19
|
15
|
20
|
29
|
0
|
Наибольшая потребность в услугах здравоохранения зафиксирована в районах Юго-Восток (44%) и ЖБИ (46%). В первом случае это объясняется тем, что Юго-Восток является растущим и густонаселенным районом, поэтому постепенно увеличивается дефицит в услугах медицинских учреждений. В районе ЖБИ, который является одним из старейших районов города, сложился низкий уровень развития медицинской инфраструктуры, в результате чего его жителям приходится обращаться за услугами здравоохранения в медицинские учреждения других районов – Пришахтинска, Города либо Юго-Востока, что, в конечном итоге, также негативно влияет на удовлетворенность потребителей этих районов.
Вторая часть опроса карагандинцев была посвящена изучению потребностей в развитии сфер предпринимательской деятельности в районах города.
В рамках опроса респондентам на выбор было предложено 29 сфер предпринимательской деятельности, из которых они могли выбрать 7 наиболее востребованных для развития в их районе. Средние показатели потребительского спроса на услуги коммерческих медицинских учреждений на рынке Караганды представлены на рисунке 1.
Как показывает рисунок, на карагандинском рынке у трети потребителей существует спрос на коммерческие комплексные услуги здравоохранения, в том числе на оказание амбулаторно-поликлинической помощи и стационарной помощи, восстановительное лечение, медицинскую реабилитацию и др.
Более четверти потребителей готовы покупать услуги объектов спортивного досуга для восстановления здоровья и поддержки здорового образа жизни, в том числе это лечебная физкультура, фитнес, тренажерные залы, бассейн и др.
В то же время 18% карагандинских потребителей рынка услуг здравоохранения отметили необходимость создания частных стоматологий и оздоровительных центров и кабинетов, в том числе профильных, специализирующихся на услугах лечения отдельных видов заболеваний.
Это могут быть сети мобильных лабораторий по сбору анализов, кабинеты окулистов, урологов, психологов, дефектологов, логопедов, массажные кабинеты и др.
Изучение качества услуг выявило необходимость не только увеличения количества аптек, но и повышения качества, а также расширения их услуг (15% респондентов). К примеру, за счет открытия терапевтических и процедурных кабинетов, в которых покупатели могут сразу же получить консультацию, измерить артериальное давление, получить уколы и т.д.
Указанные виды коммерческих услуг здравоохранения носят узкоспециализированный характер, то есть пациенты (потребители) могут проходить лечение и в государственных больницах и поликлиниках, но в отдельных случаях пользоваться услугами небольших частных учреждений.
Рисунок 1. Показатели потребительского спроса на услуги здравоохранения на рынке Караганды, %
При дефиците медицинских организаций на карагандинском рынке медицинских услуг отмечается спрос не на крупные государственные больницы и поликлиники, а именно на сеть небольших частных компаний, расположенных во всех районах города.
Повышение спроса на услуги коммерческой медицины обусловлено постепенным повышением уровнем жизни населения и формированием платежеспособного среднего класса, готового оплачивать дополнительные расходы на здоровье.
Конкурентными преимуществами коммерческих учреждений здравоохранения являются:
- территориальная доступность потребителей к медицинским учреждениям и их услугам (пошаговая доступность);
- мобильность и высокая скорость оказания услуг;
- высокое качество коммерческих медицинских услуг по сравнению с услугами ряда государственных учреждений здравоохранения, обусловленное применением новых технологий и наличием современной материальной базы;
- удобство графика работы коммерческих учреждений здравоохранения и приема пациентов;
- комфортабельность и улучшенный сервис обслуживания потребителей частных учреждений здравоохранения.
Изучение потребительского спроса выявило неудовлетворенность услугами здравоохранения у более трети населения города (159738 чел.) Кроме того, Караганда является динамично развивающимся городом с ежегодным приростом населения (более 6,7%), что также увеличивает потенциальный рынок коммерческой медицины [6].
Рост потребительского спроса опережает развитие сектора, так в трехлетний период (2010-2012 гг.) число медицинских учреждений (в том числе государственных) увеличилось на 33,3% с 108 до 144 ед. (рисунок 2).
Увеличение произошло, в основном, за счет роста количества объектов с общей врачебной практикой (67%), стоматологий (26%) и прочих организаций по охране здоровья (117%). Но стоит отметить, что рост именно коммерческих медицинских учреждений за эти годы составил в среднем не более 3%, что незначительно для освоения выявленного нами большого сегмента потребителей, чьи нужды в услугах оздоровления не удовлетворены.
Рисунок 2. Динамика учреждений здравоохранения (в том числе государственных) на рынке Караганды, ед.
Данная проблемная ситуация требует разрешения, поскольку, во-первых, здравоохранение – это стратегически важная сфера для демографической и социально-экономической ситуации в стране, а, во-вторых, стимулирование развития предпринимательства является одной из важнейших функций государства.
Карагандинская область располагает крупнейшим и старейшим медицинским университетом. За 65 лет работы Карагандинского государственного медицинского университета (далее – КГМУ) подготовлено более 35000 специалистов.
На сегодняшний день КГМУ выступает не только образовательным, но и научно-методическим центром, сформировавшим за годы своей деятельности, по сути, всю систему здравоохранения региона и непрерывно обеспечивающим ее кадровым ресурсами.
Одной из стратегических задач университета является внедрение передовых методов лечения и диагностики во всех сферах медицины. Переходя на качественно новый этап развития, образовательная организация выступает институциональной базой формирования коммерческой медицины и включает в стратегические планы своей деятельности развитие этого сектора медицинских услуг. В числе первоочередных задач предлагается:
1) Предусмотреть в государственных программах поддержки бизнеса развитие сектора коммерческой медицины, как приоритетного направления. Такая поддержка должна включать:
- консультации для частных предпринимателей по процедурам открытия бизнеса в медицинской сфере, лицензированию деятельности и др.;
- финансовую поддержку;
- консультации для частных медицинских учреждений по текущим вопросам предпринимательской деятельности (поиск поставщиков оборудования и препаратов, процедуры их транспортировки, кредитование, маркетинг, отбор и найм кадров и др.).
2) Развитие коммерческих услуг здравоохранения не амбулаторного, а узкоспециализированного характера.
3) Организация деятельности частных медучреждений на принципах локальной (территориальной) близости к потребителям, а также высокого качества и мобильности обслуживания.
4) В рамках Государственной программы развития здравоохранения предусмотреть меры по увеличению государственного заказа на обучение врачей и другого медицинского персонала.
Предложенные мероприятия направлены не только на развитие коммерческой медицины, поддержку здорового образа жизни и повышения здоровья карагандинцев, они также будут способствовать повышению предпринимательской активности и занятости населения.
Медицинским образовательным организациям, работающим на рынке образования Казахстана, необходимо учитывать современные веяния рынка и требования потребителей (пациентов) путем:
- введения новых специальностей: менеджеры, маркетологи в области здравоохранения;
- коррекции существующих образовательных программ;
- организации краткосрочных курсов по созданию собственного бизнеса для работников здравоохранения.
Заключение
Качественное здравоохранение является визитной карточкой государства. Поэтому важно, чтобы именно государство поддерживало коммерческую медицину. Это должно выражаться в снижении налоговых ставок, отмене таможенных платежей при приобретении медицинского оборудования, либерализации нормативных требований к ряду аспектов медицинской деятельности. Кроме того, государство должно предусмотреть комплекс мер, направленных на повышение престижа профессии врача, путем увеличения заработной платы, снижения налогового бремени и обеспечения социальных льгот.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:49:21