Потребительский спрос на услуги коммерческой медицины как фактор развития медицинского образования в регионе

Бектурганов З.З.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Карагандинский государственный медицинский университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 2 (Январь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

В статье рассмотрен вопрос неудовлетворенного спроса на услуги коммерческого характера небольших частных медучреждений и их преимущества.

Ключевые слова: вуз, медицинские услуги, учреждения здравоохранения, потребительский спрос, Казахстан, коммерческая медицина, Караганда



Основная деятельность образовательных учреждений заключается во взращивании специалистов для нужд государства и общества. Медицинские образовательные организации не являются исключением. Одним из признаков конкурентоспособности вуза является трудоустройство его выпускников. Современному медицинскому университету, как и любой организации, функционирующей в рыночной среде, необходим анализ тенденций рынка, на котором предстоит работать его выпускникам.

Здравоохранение – от социального к экономическому

С развитием рыночных отношений в Казахстане отрасль здравоохранения постепенно меняет свой характер из исключительно социального на экономический. При этом сокращается государственное участие, особенно в части регулирования, оперативного управления и финансирования функционирования медицинских организаций. Наблюдается коммерциализация медицинских услуг и развитие частной формы предпринимательства в здравоохранении. На сегодняшний день данная отрасль представлена как частными, так и государственными организациями, большинство из последних также реализуют некоторые коммерческие услуги.

Усиление экономической составляющей медицинских услуг не отменяет базовой социальной ориентации здравоохранения, в связи с чем развитие коммерческой медицины имеет ряд специфических характеристик.

В здравоохранении деятельность организаций по оказанию услуг складывается исключительно по поводу здоровья как основного фактора качества жизни. Коммерческие медицинские организации участвуют в создании социального эффекта не только опосредованно через налоговые отчисления, но и непосредственно через получение социального результата, выражающегося в сохранении индивидуального и общественного здоровья.

Кроме того, данные организации должны быть ориентированы не на получение быстрой помощи, а на достижения, актуальные с точки зрения общественной полезности. Поэтому результат деятельности коммерческих организаций является важным не только для качества жизни отдельных граждан, но и общества в целом. В связи с этим медицинские услуги подвергаются повышенному контролю со стороны государства (лицензирование, требования к квалификации медицинского персонала и др.).

Тем не менее, коммерческая медицина обладает рядом преимуществ по сравнению с государственной. Так, по мнению российского эксперта Тихомирова А.В., в отличие от частной коммерческой медицины, государственные учреждения здравоохранения «не являются товаропроизводителями; ориентированы лишь на оплату медицинских услуг, а не на удовлетворение нужд потребителя; не отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом и порождают дополнительную ответственность по ним собственника имущества; получают средства для последующего распределения, а не зарабатывают их; подчиняются ведомственным нормативам определения медицинских услуг и цен на них, а также распределения любых поступлений; находятся вне конкуренции и в следовании ведомственным нормативам почти свободны от правовой ответственности» [1].

Таким образом, коммерческая медицина нивелирует недостатки бесплатной государственной медицины и постепенно привлекает все больше потребителей. Предложение услуг коммерческой медицины зависит от экономической стабильности государства и платежеспособности потребительского спроса. Первыми «ласточками» обычно бывают малые организации, которые предлагают медицинские услуги узкой специализации (стоматологии, оптики, лаборатории). По мере роста платежеспособности населения возникают сначала небольшие клиники, а далее и крупные клиники широкого профиля, для инвестиций которых требуется более 10 млн долл., необходимы для приобретения сложного дорогостоящего диагностического оборудования, внедрения новейших технологий диагностики и лечения и др.

Рынок здравоохранения в Казахстане

В Казахстане объем рынка медицинских и социальных услуг с 2008 по 2012 гг. возрос в 2 раза с 237 392,1 млн тенге (84481, 2 млн рублей) до 516 547,7 млн тенге (183824,8 млн рублей) [2,3]. Ежегодный прирост составляет в среднем 29%. Для сравнения, с 2007 по 2012 год объем российского рынка коммерческой медицины вырос с 367 до 586 млрд руб., при этом ежегодный прирост составляет 16% [4]. Объем рынка коммерческой медицины США превышает 3 трлн долларов – это в 176 раз больше, чем в России [4]. В пятерке наиболее распространенных коммерческих услуг – стоматология, гинекология, терапия, офтальмология и косметология. В России более 60% населения ежегодно пользуются коммерческими медицинскими услугами. Согласно опросу исследовательского холдинга «Ромир», больше половины опрошенных оплачивали их за свой счет, 15% пользовались ими в рамках корпоративных и личных медицинских страховок [4].

Соответственно, рынок здравоохранения в целом и коммерческой медицины в частности имеет высокий потенциал. На сегодняшний день на рынке коммерческой медицины в Караганде преобладают малые узкоспециализированные организации и небольшие клиники. В настоящее время в Республике Казахстан реализуется Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011–2015 годы, направленная на улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны [5].

В результате реализации программы ожидается увеличение продолжительности жизни населения, снижение материнской, младенческой и общей смертности населения, снижение заболеваемости туберкулезом и распространенности ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет [5]. В конечном итоге это должно привести к повышению доступа всех слоев населения к более обширному спектру медицинских услуг. Необходимо отметить ряд ключевых характеристик запланированных мероприятий [5]:

1) Программные мероприятия ориентированы на развитие фундаментальных отраслей медицинской науки;

2) Программные мероприятия предусматривают поддержку только государственных медицинских организаций путем обеспечения их финансовыми и кадровыми ресурсами, материальной базой, лекарственными препаратами и пр.

Однако, как утверждают сами разработчики программы – Министерство здравоохранения Республики Казахстан, несмотря на достаточно высокий уровень квалификации медицинских кадров (42%), потребители не удовлетворены качеством оказываемых медицинских услуг.

Аналогичная ситуация наблюдается в регионах республики. В 2012 году автором совместно с ОО «Ассоциация предпринимателей Карагандинской области» было проведено исследование удовлетворенности медицинскими услугами жителей города Караганда (Карагандинская область). На сегодняшний день Караганда является одним из крупнейших экономических, промышленных, научных и культурных центров Казахстана.

Опрос респондентов проводился на основе собственно случайной бесповторной серийной выборки в разрезе девяти районов города: Новый Город, Юго-Восток, ЖБИ, Узенка, Михайловка, Федоровка, Пришахтинск, Сортировка и Майкудук. Генеральная совокупность: численность населения г. Караганды в 2012 году обоих в возрасте – 480075 человек [6]. Выборка составила 205 респондентов. Доверительный интервал составил ±6.84% при доверительной вероятности равной 95%, что обеспечивает достаточную репрезентативность исследования и достоверность выборки.

Целью опроса был анализ наиболее актуальных проблем в развитии городских районов и города Караганда в целом, а также изучение потребности у населения в развитии различных сфер предпринимательской деятельности.

Отмечая актуальные проблемы в развитии районов проживания, ряд респондентов наряду с такими проблемами, как проблемы ЖКХ и качество дорог, строительство и обеспеченность жильем, состояние окружающей среды, назвали доступность или качество здравоохранения (см. табл.).

Таким образом, проблемы доступности и качества здравоохранения входит в тройку самых актуальных проблем развития города Караганды, по мнению его жителей (36%).

Таблица. Сводная таблица актуальных проблем в развитии районов города, %

№ п.п.
Районы
Отсутствие идеологии общества
Качество образования
Нехватка рабочих мест
Проблемы ЖКХ и качество дорог
Строительство и обеспеченность жильем
Доступность или качество здравоохранения
Кризис морали
Криминализация
Коррупция
Состояние окружающей среды
Другое
1
Город
25
25
13
94
13
38
25
6
25
13
0
2
Юго-Восток
17
22
30
87
49
44
30
17
26
48
0
3
ЖБИ
31
15
31
77
39
46
8
0
0
23
0
4
Узенка
13
25
25
87
50
33
7
13
13
25
0
5
Михайловка
27
27
0
82
27
36
0
0
46
46
0
6
Федоровка
50
33
25
100
50
33
27
0
0
25
0
7
Пришахтинск
25
25
33
75
75
33
25
25
13
25
0
8
Сортировка
0
33
0
100
33
33
33
33
33
33
0
9
Майкудук
7
20
13
93
40
27
13
40
27
27
0
Средний показатель по городу
22
25
19
88
42
36
19
15
20
29
0

Наибольшая потребность в услугах здравоохранения зафиксирована в районах Юго-Восток (44%) и ЖБИ (46%). В первом случае это объясняется тем, что Юго-Восток является растущим и густонаселенным районом, поэтому постепенно увеличивается дефицит в услугах медицинских учреждений. В районе ЖБИ, который является одним из старейших районов города, сложился низкий уровень развития медицинской инфраструктуры, в результате чего его жителям приходится обращаться за услугами здравоохранения в медицинские учреждения других районов – Пришахтинска, Города либо Юго-Востока, что, в конечном итоге, также негативно влияет на удовлетворенность потребителей этих районов.

Вторая часть опроса карагандинцев была посвящена изучению потребностей в развитии сфер предпринимательской деятельности в районах города.

В рамках опроса респондентам на выбор было предложено 29 сфер предпринимательской деятельности, из которых они могли выбрать 7 наиболее востребованных для развития в их районе. Средние показатели потребительского спроса на услуги коммерческих медицинских учреждений на рынке Караганды представлены на рисунке 1.

Как показывает рисунок, на карагандинском рынке у трети потребителей существует спрос на коммерческие комплексные услуги здравоохранения, в том числе на оказание амбулаторно-поликлинической помощи и стационарной помощи, восстановительное лечение, медицинскую реабилитацию и др.

Более четверти потребителей готовы покупать услуги объектов спортивного досуга для восстановления здоровья и поддержки здорового образа жизни, в том числе это лечебная физкультура, фитнес, тренажерные залы, бассейн и др.

В то же время 18% карагандинских потребителей рынка услуг здравоохранения отметили необходимость создания частных стоматологий и оздоровительных центров и кабинетов, в том числе профильных, специализирующихся на услугах лечения отдельных видов заболеваний.

Это могут быть сети мобильных лабораторий по сбору анализов, кабинеты окулистов, урологов, психологов, дефектологов, логопедов, массажные кабинеты и др.

Изучение качества услуг выявило необходимость не только увеличения количества аптек, но и повышения качества, а также расширения их услуг (15% респондентов). К примеру, за счет открытия терапевтических и процедурных кабинетов, в которых покупатели могут сразу же получить консультацию, измерить артериальное давление, получить уколы и т.д.

Указанные виды коммерческих услуг здравоохранения носят узкоспециализированный характер, то есть пациенты (потребители) могут проходить лечение и в государственных больницах и поликлиниках, но в отдельных случаях пользоваться услугами небольших частных учреждений.

Рисунок 1. Показатели потребительского спроса на услуги здравоохранения на рынке Караганды, %

При дефиците медицинских организаций на карагандинском рынке медицинских услуг отмечается спрос не на крупные государственные больницы и поликлиники, а именно на сеть небольших частных компаний, расположенных во всех районах города.

Повышение спроса на услуги коммерческой медицины обусловлено постепенным повышением уровнем жизни населения и формированием платежеспособного среднего класса, готового оплачивать дополнительные расходы на здоровье.

Конкурентными преимуществами коммерческих учреждений здравоохранения являются:

- территориальная доступность потребителей к медицинским учреждениям и их услугам (пошаговая доступность);

- мобильность и высокая скорость оказания услуг;

- высокое качество коммерческих медицинских услуг по сравнению с услугами ряда государственных учреждений здравоохранения, обусловленное применением новых технологий и наличием современной материальной базы;

- удобство графика работы коммерческих учреждений здравоохранения и приема пациентов;

- комфортабельность и улучшенный сервис обслуживания потребителей частных учреждений здравоохранения.

Изучение потребительского спроса выявило неудовлетворенность услугами здравоохранения у более трети населения города (159738 чел.) Кроме того, Караганда является динамично развивающимся городом с ежегодным приростом населения (более 6,7%), что также увеличивает потенциальный рынок коммерческой медицины [6].

Рост потребительского спроса опережает развитие сектора, так в трехлетний период (2010-2012 гг.) число медицинских учреждений (в том числе государственных) увеличилось на 33,3% с 108 до 144 ед. (рисунок 2).

Увеличение произошло, в основном, за счет роста количества объектов с общей врачебной практикой (67%), стоматологий (26%) и прочих организаций по охране здоровья (117%). Но стоит отметить, что рост именно коммерческих медицинских учреждений за эти годы составил в среднем не более 3%, что незначительно для освоения выявленного нами большого сегмента потребителей, чьи нужды в услугах оздоровления не удовлетворены.

Рисунок 2. Динамика учреждений здравоохранения (в том числе государственных) на рынке Караганды, ед.

Данная проблемная ситуация требует разрешения, поскольку, во-первых, здравоохранение – это стратегически важная сфера для демографической и социально-экономической ситуации в стране, а, во-вторых, стимулирование развития предпринимательства является одной из важнейших функций государства.

Карагандинская область располагает крупнейшим и старейшим медицинским университетом. За 65 лет работы Карагандинского государственного медицинского университета (далее – КГМУ) подготовлено более 35000 специалистов.

На сегодняшний день КГМУ выступает не только образовательным, но и научно-методическим центром, сформировавшим за годы своей деятельности, по сути, всю систему здравоохранения региона и непрерывно обеспечивающим ее кадровым ресурсами.

Одной из стратегических задач университета является внедрение передовых методов лечения и диагностики во всех сферах медицины. Переходя на качественно новый этап развития, образовательная организация выступает институциональной базой формирования коммерческой медицины и включает в стратегические планы своей деятельности развитие этого сектора медицинских услуг. В числе первоочередных задач предлагается:

1) Предусмотреть в государственных программах поддержки бизнеса развитие сектора коммерческой медицины, как приоритетного направления. Такая поддержка должна включать:

- консультации для частных предпринимателей по процедурам открытия бизнеса в медицинской сфере, лицензированию деятельности и др.;

- финансовую поддержку;

- консультации для частных медицинских учреждений по текущим вопросам предпринимательской деятельности (поиск поставщиков оборудования и препаратов, процедуры их транспортировки, кредитование, маркетинг, отбор и найм кадров и др.).

2) Развитие коммерческих услуг здравоохранения не амбулаторного, а узкоспециализированного характера.

3) Организация деятельности частных медучреждений на принципах локальной (территориальной) близости к потребителям, а также высокого качества и мобильности обслуживания.

4) В рамках Государственной программы развития здравоохранения предусмотреть меры по увеличению государственного заказа на обучение врачей и другого медицинского персонала.

Предложенные мероприятия направлены не только на развитие коммерческой медицины, поддержку здорового образа жизни и повышения здоровья карагандинцев, они также будут способствовать повышению предпринимательской активности и занятости населения.

Медицинским образовательным организациям, работающим на рынке образования Казахстана, необходимо учитывать современные веяния рынка и требования потребителей (пациентов) путем:

- введения новых специальностей: менеджеры, маркетологи в области здравоохранения;

- коррекции существующих образовательных программ;

- организации краткосрочных курсов по созданию собственного бизнеса для работников здравоохранения.

Заключение

Качественное здравоохранение является визитной карточкой государства. Поэтому важно, чтобы именно государство поддерживало коммерческую медицину. Это должно выражаться в снижении налоговых ставок, отмене таможенных платежей при приобретении медицинского оборудования, либерализации нормативных требований к ряду аспектов медицинской деятельности. Кроме того, государство должно предусмотреть комплекс мер, направленных на повышение престижа профессии врача, путем увеличения заработной платы, снижения налогового бремени и обеспечения социальных льгот.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:49:21